Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_ostrova.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Открытие Математических островов»
Воспитатель: Шерстобитова Татьяна Александровна
ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса» г. Новокуйбышевск
Возрастная категория: старший дошкольный возраст 6-7 лет.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления. Повышение интереса воспитанников к изучению математики.
Задачи образовательных областей:
1.Закреплять знания о временах года, частях суток, днях недели. («Познавательное развитие»)
2. Совершенствовать знания о последующих и предыдущих числах натурального ряда, о соответствии количества предметов и цифр («Познавательное развитие»)
3. Уточнить знания о геометрических фигурах. Продолжать решать задачи на смекалку геометрического содержания. («Познавательное развитие»)
4. Развивать внимание, логику, аналитические способности. («Познавательное развитие»)
5. Совершенствовать умение вырезывать симметричные предметы, из бумаги, сложенной пополам. («Художественно – эстетическое развитие»)
6. Развивать глазомер, чувство цвета, композиционные умения. («Художественно – эстетическое развитие»)
7. Продолжать совершенствовать певческие навыки. («Художественно – эстетическое развитие»)
8. Совершенствовать умение детей выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности и играх. («Социально – коммуникативное развитие»)
9. Воспитывать желание совершать хорошие поступки, оказывать помощь. («Социально – коммуникативное развитие»)
10. Продолжать формировать умение детей высказывать и обосновывать свои суждения. («Речевое развитие»)
11. Активизировать словарь математическими терминами. («Речевое развитие»)
12. Развивать речевую активность. («Речевое развитие»)
13. Создать условия для снятия напряжения у детей с помощью двигательной активности. («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: сюрпризный момент, создание аппликации «Симметрия».
- наглядные: рассматривание карты «Математических островов».
- словесные: математические загадки, «Математическая Разминка», стихотворения к дидактической игре «Танграм».
- игровые: дидактические игры
Материал и оборудование:
карта Математических островов (в форме электронной презентации), изображение корабля в цифровом варианте.
Карточки (в электронном варианте)
с изображением: тарелки, двери, дома, кубика, огурца.
Дидактическая игра «Что спрятано?», «Танграм».
Изображение несимметричных предметов.
Раздаточный материал:
карточки: цифры, полоски бумаги, цветные карандаши, дидактическая игра «Танграм», цветная бумага, ножницы, клей.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Создание игровой ситуации «Путешествие по Математическим островам» Цель: формировать умение включаться в игровую ситуацию, брать на себя определенную роль. |
Коммуникативная | Словесные дидактические игры: «Математическая разминка». «Математические загадки» Цель: развивать связную речь, вербально-логическое мышление, умение отвечать на вопрос полным предложением. |
Познавательно - исследовательская | Игра «Что спрятано?» Цель: закреплять умение считать по порядку, используя цифровой ряд. Дидактическая игра «Соседи» Цель: закреплять знания о последующих и предыдущих числах. Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура?» Цель: расширение и закрепление знаний о геометрических фигурах. Развивающая игра «Танграм» Цель: развитие логического и пространственного мышления. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение стихотворений к игре «Танграм» Цель: способствовать образному восприятию задания. |
Изобразительная деятельность | Аппликация «Симметричный лес» Цель: совершенствовать умение вырезывать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам. |
Музыкальная деятельность | Исполнение песни на слова Б. Заходера «Про остров Гдетотам» Цель: развитие певческих навыков, создание радостного настроения. |
Двигательная деятельность | Физкультурная минутка «Дни недели» Цель: развивать двигательную активность, умение сочетать слово с движением. |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Введение в игровую ситуацию: Сегодня капитан нашего корабля выловил бутылку, а в ней он обнаружил карту неизвестных до сих пор островов. Предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы больше узнать о тех островах. | Дети слушают письмо и рассматривают конверт | Созданы условия для взаимодействия с воспитателем. Соглашаются помочь королеве. |
2 | Проводится «Математическая разминка» Назовите времена года. Какое время года идет сейчас? Перечислите все осенние (зимние, весенние, летние) месяцы. Назовите части суток. Какой сегодня день недели, а вчера, завтра? Сколько всего дней в неделе? Какой твой любимый день недели? Какой он по счету? Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева? Впереди? Позади? Чем измеряют время? Чем измеряют температуру? | Отвечают на вопросы | Сформировано умение отвечать на вопросы в быстром темпе, внимательно слушать. |
3 | Молодцы, я думаю, вы готовы отправиться в путешествие по Математическим островам! Но как мы туда отправимся? Посмотрите, в конверте еще что-то лежит! Это карта математических островов и какой-то лист. Но на нем только точки и цифры! Давайте попробуем соединить точки по порядку, а последнюю точку и первую с цифрой 1. | Дети выполняют задание: соединяют точки по порядку | объясняют, что получился корабль |
4 | Предлагается рассмотреть карту на экране и отправиться в путь на корабле. | Рассматривают карту, определяют первый остров. | Созданы условия для зрительного восприятия. Сформировано умение рассуждать. |
5 | Первый остров – Остров Математических Загадок Карандаш один у Маши, Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей? На полянке у дубка Крот увидел два грибка. А подальше, у осин, Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько крот нашел грибков? Пять ребят в футбол играли. Одного домой забрали. Он в окно глядит, считает, Сколько их теперь играет? Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал: От товарищей отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? Привела гусыня - мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята как клубочки. Три сынка, а сколько дочек? Рада Аленка — Нашла два масленка! Да четыре в корзинке! Сколько грибов на картинке! Дарит бабушка-лисица Трем внучатам рукавицы: — Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте. — Сколько всех, пересчитайте! | Разгадывают загадки, по мере отгадывания, прикрепляют соответствующие картинки к вопросительным знакам. | Проявляют активность в решении поисковых задач. |
6 | Следующий остров – остров Чисел! Нам нужно назвать соседние числа: Назовите соседей числа 3? Назовите соседей числа 2? Назовите соседей числа 6? Какие числа живут рядом с числом 1? Какие числа живут рядом с числом 5? Назовите соседей числа 9? Перепутались цифры, обозначающие количество предметов, давайте разберемся и сделаем правильно! | Каждому ребенку даются карточки с дидактической игрой «Соседи». Дети выполняют задание и выкладывают на острове. Дети выкладывают к предметам соответствующие их количеству цифры. | Сформированы знания о последующих и предыдущих цифрах; о цифровом обозначении количества предметов. |
7 | Два острова мы исследовали, теперь давайте потренируемся и с новыми силами отправимся на нашем корабле дальше! Физминутка «Дни недели»: В понедельник я купался (движения плавания), | Выполняют физические упражнения. | Снимается мышечное напряжение. |
8 | Следующий остров на нашем пути – Остров Геометрических фигур! Воспитатель показывает карточку с изображением разных предметов: тарелка, дверь, крыша дома, куб, огурец. Объясняет, что надо определить форму предмета. Воспитатель предлагает взять листочки и расшифровать! | Дети рисуют геометрические формы, затем называют их. | Умеют анализировать, находить правильное решение. Сформированы знания о геометрических фигурах. |
9 | Воспитатель обращает внимание на жителей геометрического острова (изображение лисы и гуся из дидактическая игра «Танграм»). Чтение стихотворений: Я веселая лиса, мне вцепилась в хвост оса! Я, бедняжка, так вертелась, что на части разлетелась! Три сороки возле пня стали складывать меня. Между ними вспыхнул спор: получился мухомор! Помогите, помогите! Из кусков меня сложите! Я веселый, белый гусь, ничего я не боюсь! Но вчера упал я с кочки, развалился на кусочки! Собирал меня енот - получился пароход! Помогите, помогите! Из кусков меня сложите! | Дети распределяются на две подгруппы и складывают изображения лисы и гуся на основе «фото». | Развивают внимание, логику, аналитическое мышление, умеют работать в группе. |
10 | Воспитатель обращает внимание на следующий остров – Остров Симметрии. Мини-беседа: Что такое симметрия? О, симметрия! Тебе я гимн пою. Тебя повсюду в мире узнаю. Ты в малой мошке, ты в ёлочке, Что у лесной дорожки, С тобою в дружбе музыка и розы И снежный рой творение мороза. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, рассуждают. | Сформировано умение рассуждать, отвечать на вопросы. |
11 | Моделирование проблемной ситуации: воспитатель предлагает вырезать и наклеить для жителей острова Симметрии симметричные предметы: деревья, вазы, цветы, листья и пр. | Самостоятельно вырезывают и наклеивают симметричные детали леса. | Владеют симметричным вырезыванием, развивается творчество, умение выполнять задание коллективно. |
12 | Звучит песня на слова Б. Заходера «Про остров Гдетотам». Вот и подошло к концу наше путешествие по Математическим островам. Какие острова мы сегодня исследовали? Как бы вы их назвали? А какой остров вам понравился больше всего? Какое задание было самым трудным (легким)? За ваши знания и смекалку, за то, что вы всегда готовы к познанию всего нового и вас не пугают математические загадки, новая математическая игра «Считаем десятками»! Она пригодится вам для покорения новых Математических вершин. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Исполняют песню на слова Б. Заходера «Про остров Гдетотам». | Созданы условия для логичного завершения путешествия. Формируются певческие навыки. |
Итоговое мероприятие: создание карты острова Симметрии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы.
Тема: «Математическое путешествие по разным странам»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы с использованием интерактивной доски Smatr Board по теме: "Весёлое путешествие"
Тема: «Веселое путешествие» Программное содержание:Цель: Закрепить знания о числе и цифре 7.Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие1. Воспитывать умение внимательно ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы.
Цель: совершенствовать умение счета в пределах 7, понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 7.Задачи:учить составлять число 7 из дв...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы
Математика – наука! Хороша и всем нужна, без неё прожить нам трудно, без неё нам жизнь сложна!...
Методическая разработка: "Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у воспитанников подготовительной к школе группы с ТНР «Приключения Джейка и пиратов Нетландии».
Цель: Обобщить и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группы.Задачи:Воспитательные: -Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса;-интерес ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Гео и Квадрат спешат на помощь»
Конспект образовательной деятельности имеет практическую значимость, так как посвящён формированию элементарных математических представлений, развитию психологические процессов и соци...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «...