«Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений"
статья по математике

Булей Наталья Викторовна

 

Выступление на педагогическом совете

«Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

                                                            на тему:

«Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie_v_femp.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

г. Фокино «Детский сад «Тополёк»

Выступление на педагогическом совете

«Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

                на тему:

«Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений»

Подготовила воспитатель: Булей Н. В.

                                                                                   

2018 – 2019 уч. год

Детская память избирательна, дошкольники легко усваивают то, что им интересно, вызывает удивление, радость. Поэтому обучение математике должно заинтересовать ребенка, чему и способствует экспериментирование.

Организации экспериментальной деятельности по формированию элементарных математических представлений отводится особое место. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Ребёнок дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике проявляется у него довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить

НОД по ФЭМП с элементами экспериментирования имеет свои определенные задачи. Они могут быть общими, например:

-обучать самостоятельности нахождения решений поставленных задач с помощью проведения опыта или эксперимента;

-учить делать выводы, заключения и выявлять взаимосвязи.

 Или частными, например:

-обучать измерению длины предмета с помощью условной мерки;

-обучать измерению объема сыпучих веществ;

-делению предметов на равные части и т.п.

Примеры экспериментальной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

Измерение массы

Барическое чувство (чувство веса) формируется в процессе взвешивания различных предметов на ладонях. Сначала, подбираются контрастные по тяжести предметы, постепенно контрастность уменьшается. Дети учатся обозначать полученные результаты словами «тяжелый и легкий», «тяжелее и легче». Предметно-практическая деятельность позволяет показать относительность этих понятий: любой предмет может быть тяжелее одного, но легче другого. Проводим сравнение одинаковых форме и величине, но разных по тяжести предметов, например, кубиков, сделанных из дерева, металла, поролона, или полной и пустой чашек. Независимость массы от размера предметов подчеркивается при сравнении воздушного шара и маленького металлического шарика. Необходимо объяснить, что для точного определения тяжести используются весы. На практических занятиях дети убеждаются, что чаша с тяжелым предметом опускается вниз с легким — поднимается вверх. Если предметы одинаковые по тяжести, то чашки весов оказываются уравновешенными. Для закрепления исследуемого материала организуются дидактические игры. Например, предложить найти в групповой комнате и назвать предметы легче, чем кубик, а затем проверить правильность выполнения задания с помощью весов.

Эксперимент с мячом  (выявление признаков  сходства и различия предметов)

Понадобятся два одинаковых по величине и цвету мяча, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом, ребенок проводит эксперимент, в котором он сравнивает мячи. Делает вывод: масса двух одинаковых по цвету, форме и размеру предметов может быть различна из-за материала. Аналогично, можно установить, что при одинаковой форме большего размера предмет, может быть легче, меньшего; или разного размера предметы могут иметь одинаковую массу. Проводя описанного вида эксперименты, отрабатываются такие математические понятия, как форма, величина, измерение массы.

Эксперимент с водой (изучение свойства сохранения объема воды в независимости от формы сосуда).

Понадобятся: стакан или кружка, несколько сосудов разной формы и высоты (узкие, широкие и т. д.) и сама вода. Наливаем в стакан или кружку воду до краев, причем обращаем детское внимание на количество налитой воды в стакан или кружку, затем переливаем в имеющиеся сосуды воду из стакана. На последнем этапе эксперимента следует воду перелить в первоначально взятый стакан (кружку). Важно спросить у ребят: «что изменилось?», «стало ли воды больше или меньше?», «почему?» и т. д. Так же необходимо обращать внимание детей на форму и величину сосудов. В результате проведения опыта по выявлению неизменности объема дети закрепят понятия «узкий», «широкий», «большой», «маленький» и т. д. После окончания эксперимента нужно сделать с детьми заключение о том, что определенный объем воды не меняется от формы сосудов, а только принимает их форму. Такой эксперимент с водой можно проводить в разновозрастных группах, так как самую главную роль выполняет воспитатель, а детям задаются наводящие вопросы

Эксперимент «Деление предметов на равные части».

Предложить детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части.

Измерение объема сыпучих и жидких веществ (равенство или неравенство объемов сосудов (емкостей) не зависит от их внешней формы).

Демонстрируется посуда разной формы, но одинаковой вместимости, например, равная по емкости стакан, чашка, бутылка, мера стакана в этом случае будет служить эталоном для определения емкости другой посуды. Далее организуется практическая работа по измерению объема различных предметов с помощью условной мерки — стакана. Для этого используется вода (ее можно подкрашивать) или крупа.

Важно, чтобы дети соблюдали правила измерения:

— мерка должна быть полной;

— переливать или пересыпать содержимое нужно аккуратно,

— не разливать воду,

— не рассыпать крупу.

Таким образом, в процессе практических действий дети запоминают, что при измерении вместимости посуды они определяют ее объем. Действия по измерению объема каждый ребенок должен проделывать самостоятельно. Задание: определить, сколько стаканов или чашек воды уместиться в одной и той же банке. Это дает возможность показать относительный характер числа. В один сосуд может войти 4 стакана или две чашки воды. Дети делают вывод: «Чем больше выбранная мерка, тем меньше их количество уместиться в одном и том же объеме». Выполнению опытно-практических заданий. Вместе с детьми подобрать несколько сосудов разной емкости, например низкий кувшин с широким основанием, высокую и низкую вазу, бутылки разного объема, и предложить определить на глаз вместимость каждого из них. После этого все сосуды наполняются водой, их вместимость измеряется стаканом.

При  закреплении умений детей измерять длину предметов  можно использовать не только сантиметровую ленту и линейку, а предложить  детям поэкспериментировать с такой условной мерой как карандаш, ладонь. После чего сравнить полученные результаты, сделать выводы: почему в одном случае результаты измерений у всех совпадают (например, при измерении предмета линейкой или карандашом), а в другом (например, ладонью) результаты у всех разные.

Также экспериментируем, сравнивая предметы по величине на глаз, например, предложить  такие задания:

1) измерить длину дорожки шагами;

2) сложить дощечки, начиная с самой длинной;

3) собираясь на прогулку, предлагаю детям сравнить свои шарфики.

Детям задать на такие вопросы:

- Как вы считаете, у кого шарф длиннее?

- Почему? - А как вы это определили?

- А что нужно сделать, чтобы узнать у кого шарф длиннее?

Затем дети могут высказать  свои предположения и выбирают наиболее простой способ проверки: разложить шарфики на полу рядом друг с другом и сравнить.

Изучая понятие «величина», можно предложить детям провести такие эксперименты:

1) по переливанию воды из бутылок разной формы (широкая, узкая, высокая, низкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем жидкости и сравнить результаты;

2) по измерению объема сыпучих веществ (например, гречневой крупы или гороха) с помощью условной мерки – стакана. Наполняем стакан крупой и считаем количество наполненных стаканов;

3) на сравнение твердых тел по весу и объему: например, беру камень небольшого размера и вату (упаковка 50 г.) Спрашиваю у детей: «Что тяжелее?» Чаще всего отвечают: камень, потому что он всегда тяжелый. Предлагаю проверить: взвесить сначала на руках, затем на весах. В результате дети увидели, что вата тяжелее. Подошли к выводу о том, что вата тяжелее за счет большого объема.

4) проводим эксперимент на основе принципа сохранения количества объектов при изменении их формы.

Математические исследования можно проводить не только на занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, в пространственно-временные отношения и сравнения величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно ввести поиск закономерности, понятие ритма в узоре, составления узора из геометрических фигур. Установленные на занятиях связи и отношения можно  закрепить во время прогулок в естественной и непринужденной форме, в индивидуальной работе.

Таким образом, экспериментирование по ФЭМП пробуждает интерес, познавательную активность и любопытство ребенка к изучению программного материала, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. Используя экспериментирование, не нужно будет заставлять ребенка учить математику, он сам будет стремиться узнать новое. Главное - создать условия, заинтересовать и дать возможность самому ответить на свои вопросы.

Завершить своё выступление хочется словами доктора психологических наук, профессора В. Кудрявцева: «В известном смысле вся человеческая жизнь – большой эксперимент. Эксперимент человека над миром и собой. Хотя, конечно, главный экспериментатор – сама жизнь. Именно она постоянно проверяет каждого из нас на прочность в непредсказуемых обстоятельствах. Руками нам подобных – таких же «испытуемых». Но порой только такая проверка позволяет нам проявиться в собственно человеческих качествах, раскрыться в них, а иногда сформировать их заново. И открыть перед собой мир».

Рекомендации по организации и проведению экспериментов по ФЭМП.

  • Эксперимент должен быть безопасным, интересным, не долгим и ярким по возможности;
  • Эксперимент должен сопровождаться умозаключением ребенка.
  • Материал должен быть подготовлен заранее, перед тем как предложить ребенку экспериментировать. Важно давать возможность ребенку задавать вопросы.
  • Если ребенок уже достиг старшего дошкольного возраста (5-7 лет), то нужно направить его на достижение самостоятельно ответа.
  • После проведения эксперимента, следует поговорить с ребенком: спросить о его впечатлениях, понравилось ли ему и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование элементарных математических представлений на тему: «Математический теремок»

Конспект  непосредственной образовательной деятельности поформирование элементарных математических представленийна тему: «Математический теремок»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений « Математическое кролевство»

-Закрепить умение детей ориентиррваться в пространстве.-Развивать любознательность,доброжелательное отношение друг к  другу взаимопомощь,навыки самооценки-Совершенствовать умение находить место ч...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в математическую страну»

Увлекательная образовательная деятельность в нетрадиционной форме проведения, а в стиле путешествия в данном случае в «Математическую страну». Детям приходиться преодолевать различные препятствия мате...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «математический теремок"

ОО «Познавательное развитие»1.Учить решать математические задачи и задачи шутки.2.Закреплять  знания детей в счете в пределах 10 и цифрах от 1-10, ориентировки на листе бумаги, геометрических фиг...

Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений

Учить детей сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить самостоятельно находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента...