Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «КОЛОКОЛЬЧИК» Г.БРЯНСКА
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие по математической галактике»
Храмченкова Н.Н.
Старший воспитатель
г. Брянск 2020г.
Цель: Закрепление математических представлений посредством игры – путешествия.
Задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, порядковом счете звуков; в сравнении смежных чисел с помощью знаков «<», «>», «=».
- Закреплять умение определять место числа в натуральном ряду, называть пропущенное число; последовательно называть дни недели; ориентироваться на плоскости листа; описывать расположение геометрических фигур на карточках, анализируя, выделяя свойства и классифицируя их по трем признакам; измерять высоту предметов с помощью условной меры.
- Развивать мыслительные операции, речь, умение аргументировать свои высказывания.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Тип занятия: Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений
Форма занятия: Игра-путешествие
Продолжительность: 30 мин.
Участники: воспитатель, дети.
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Оборудование:
Демонстрационный материал: Посылка, конверт с письмом, карта математической галактики, карточки со знаками (< > =), мяч, 10 монстров в виде геометрических фигур разного цвета, ватман с изображением замка, фигурка короля математики, 3 ёлки разной высоты, условная мерка (полоска).
Раздаточный материал: Карточки с изображением ракет, карточки с заданием на расстановку знаков (< > =), 10 монстров в виде геометрических фигур разного цвета, карточки с закономерностями, геометрические фигуры разного цвета и размера, карандаши, 3 елки разной высоты, условная мерка (полоска), медали «Знаток космической математики».
Предварительная подготовка: Отгадывание загадок, решение логических задач, дидактические игры.
Методы и приемы работы с детьми.
Игровой: использование сюрпризных моментов, дидактических и развивающих игр.
Наглядный: использование карточек, иллюстраций.
Словесный: напоминание, наводящие и проблемные вопросы.
Структура занятия
Этап занятия | Содержание | Время |
Путешествие в галактику математики | Игровая мотивация: чтение письма, рассматривание карты космической галактики, запуск ракеты, полет. | 1 мин. |
I. «Планета чисел» | Счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; порядковый счете звуков; сравнение смежных чисел с помощью знаков «<», «>», «=»; определение места числа в натуральном ряду, | 12 мин. |
Математическая игра – физкультминутка | Релаксация, снятие напряжения. | 30 сек. |
II «Планета фигур» | Ориентировка на плоскости листа; описывание расположения геометрических фигур на карточках, анализируя, выделяя свойства и классифицируя их по трем признакам. | 10 мин. |
Физкультминутка | Релаксация, снятие напряжения. | 30 сек. |
III. «Планета величин» | Измерение высоты предметов с помощью условной меры | 5 мин. |
Рефлексия | Чем занимались, что понравилось, что было труднее всего. | 1 мин. |
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад на пороге нашей группы я обнаруживала посылку. Вы хотите узнать, что в ней?
Тогда скорее ее откроем. Посмотрите, в посылке лежало письмо, и оно адресовано детям подготовительной группы «Анютины глазки». Интересно, от кого же оно?
(читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята, помогите! В математической галактике случилась беда: пираты захватили Математического короля! На планетах паника и беспорядок. Только вы можете освободить Короля Математики, и навести порядок, выполнив все задания жителей математических планет». Ребята, мы поможем жителям математической галактики? (ответы детей)
Посмотрите, что это?
Дети: карта
Воспитатель: Правильно, ребята. Жители математической галактики оставили нам карту, давайте внимательно рассмотрим ее.
(прикрепляет карту к доске)
- Что на ней изображено?
Дети: планеты.
Воспитатель: Давайте сначала найдем нашу планету. Как называется наша планета?
Дети: Земля.
Воспитатель: Правильно. Покажите ее. Как вы думаете, на какую планету мы отправимся в первую очередь?
Дети: Мы отправимся на планету, которая обозначена цифрой 1.
Воспитатель: Правильно, ребята. А называется она «Планета чисел». Но прежде чем отправиться в путешествие в космос нам надо узнать, на чем же мы с вами полетим.
Для этого вам нужно взять с края стола листок бумаги и карандаш. Посмотрите, на листке изображены цифры от 1 до 10. Ваша задача соединить цифры по порядку. И тогда вы узнаете, на каком транспорте мы будем путешествовать. Приступайте к работе.
(самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Ракета
Воспитатель: Правильно, мы с вами полетим на ракете. Тогда скорее занимайте свои посадочные места.
Воспитатель: Как нам произвести старт ракеты?
Дети: Нужно сделать обратный отсчет. Правильно. Саша сделай обратный отсчет от 6.
(ребенок считает от 6 до 1)
Воспитатель: Что - то наша ракета не запускается.
(повторяют еще 2 раза. От 8 до 1 и от 9 до 1)
Воспитатель: Что то мы с вами делаем не так, раз наша ракета не запускается. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дети: Нужно посчитать от10 до1.
(Ребенок считает от 10 до 1. Звучит космическая музыка)
III. Воспитатель: Вот мы и отправились в космическое путешествие. А пока мы с вами летим на планету чисел, мы сделаем небольшую разминку для ума. Я загадаю вам загадки, а вы должны быстро на них ответить. Слушайте внимательно:
- Сколько ушей у двух кошек? (4)
- Сколько хвостов у семи ослов? (7)
- Сколько пальчиков у одного мальчика? (10)
- Сколько носов у двух псов? (2)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько в неделе выходных дней? (2)
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько солнышек на небе? (1)
- Сколько солнышек на небе ночью? (0)
Молодцы, вы разгадали все мои загадки.
I. «Планета чисел».
Воспитатель: И вот мы с вами прибыли на планету Чисел. Посмотрите, записка какая то. (Читает) «Ребята. Здесь вас ждет несколько заданий».
Воспитатель: Задание 1
- Ребята на этой планете живут числа, но они испугались страшных космических пиратов и спрятались. Давайте мы с вами их найдем. «Я буду называть 2 числа, а вы должны сказать, какое число пропущено. Давайте начинать.
Называет числа: 1 и 3, 4 и 6, 2 и 4, 6 и 8, 3 и 5, 7 и 9, 5 и 7, 8 и 10.
- Молодцы! Ребята вы отыскали все числа.
А нас ждет с вами следующее задание.
Задание 2
Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно сесть за столы на свои места. Дети математические знаки просят помощи. Они забыли, что они обозначают. Давайте поможем им.
Воспитатель: Как называется этот знак?
Дети: равно, больше, меньше.
Воспитатель: Что обозначает этот знак?
Дети: Знак равно обозначает, что предметов поровну. Знак больше или меньше, обозначает, что одно число больше или меньше другого числа.
Воспитатель: У вас на столах карточки, вам нужно поставить в пустых клеточках нужные знаки. (Приложение 1.)
(самостоятельная работа детей. Одновременно работают у доски и за столами. У доски ребенок выполняет задание самостоятельно.
Инд. работа – Какой ты поставил знак?
Почему ты поставил такой знак?)
Воспитатель: Давайте проверим, как выполнила задание у доски Маша.
- Маша, расскажи нам, почему ты поставил такие знаки.
Маша: В этой клеточке я поставил знак больше. Потому что пять больше четырех.
Воспитатель: Дети правильно Маша поставила знак? Оля, на сколько пять больше четырех.
Оля: пять больше четырех на 1.
(проверяют все задания)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием, нашли всем знакам применение.
Математическая игра – физкультминутка
А теперь немного отдохнем и поиграем в мяч.
Становитесь скорее в круг. Я буду начинать фразу, а вы должны будете ее продолжить. Продолжать будет тот, кому я брошу мяч.
- Назови первый день недели….
- Если вчера была пятница, то сегодня . . .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .
- Назови четвертый день недели….
- Как называется день между первым и третьем днем недели…
- Назовите седьмой день недели…
- Если сегодня вторник, то завтра будет…
- Сколько всего дней в недели?
Молодцы. Вы, очень хорошо знаете все дни недели.
Воспитатель: Ребята мы с вами навели порядок и помогли жителям планеты Чисел. Нам пора лететь дальше на следующую планету.
Воспитатель: Давайте рассмотрим карту. Скажите, на какую мы планету отправимся?
Дети: Мы отправимся на планету под цифрой 2
Воспитатель: Как вы думаете, как может называться эта планета?
Дети: планета геометрических фигур
Воспитатель: Правильно, ребята. Занимайте свои места. Полетели.
II. «Планета фигур».
Воспитатель: Вот мы и прилетели на планету Фигур. Посмотрите, записка какая то. (Читает) «Ребята. Здесь вас ждет несколько заданий».
Задание 1
Воспитатель: Ребята, посмотрите наш путь, преградили монстры.
(Приложение 2)
(показывает 10 монстров в виде геометрических фигур разного цвета у которых нарисованы глаза, рот и т.д. У детей на столах такие же).
Дети одновременно работают у доски и за столами
Воспитатель: Но, не смотря на свой вид, они совсем не страшные. С края стола возьмите конверт с изображенным на нем монстром. Выложите монстров перед собой, так как на доске. Давайте мы сначала их посчитаем по порядку. У доски будет считать Влад, а вы считайте шепотом на месте. Чтобы они нас пропустили дальше нужно определить каждому монстру свое место. Я буду хлопать несколько раз. Сначала нужно посчитать, а потом назвать имя монстра и его место по порядку.
(дети считают удары 2 раза.)
Воспитатель:
- Ребята, какой монстр находиться на восьмом месте?
- Какой монстр находиться на пятом месте?
- Какой монстр находиться между четвертым и шестым монстром?
- Какой монстр находиться за восьмым монстром? Назовите его место.
Молодцы ребята вы справились с заданием и монстрики пропустили нас дальше.
Задание 2
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки. Но не все клеточки в них заполнены. Вам нужно заполнить пустые клеточки, недостающей фигурой.
(Приложение 3)
(самостоятельная работа детей. Одновременно работают у доски и за столами. У доски ребенок выполняет задание самостоятельно.
Инд. работа – Почему ты так сделал? Какая фигура пропущена?)
Воспитатель: Давайте проверим, как выполнил задание у доски Женя.
- Женя, расскажи нам, какие недостающие фигуры ты дорисовал и почему.
Женя: В этой клеточке я нарисовала треугольник, потому что его не хватало.
(проверяют все задания)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со своим заданием.
Задание 3
Для следующего задания нам понадобятся тарелочки, возьмите их с края стола. Возьмите геометрические фигуры, расположите их перед собой.
Воспитатель: А теперь разложите фигуры на группы.
(самостоятельная работа детей.).
Воспитатель: По какому признаку вы разделили фигуры. Все внимательно слушают.
Дети. Я разделила фигуры по цвету, форме и величине. У меня получилось 3 группы.
- В 1 группе у меня фигуры синего цвета, большого размера. Посчитай сколько фигур у тебя синего цвета? У вас столько же?
- Во 2 группе у меня фигуры разного цвета, маленького размера. Посчитай сколько фигур у тебя маленького размера? У вас столько же?
- В 3 группе у меня фигуры разного цвета и большого размера.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Воспитатель: Ребята мы с вами навели порядок и помогли жителям планеты Фигур. Но прежде чем мы отправимся дальше, мы немного отдохнем. Выходите ко мне.
Физминутка
(Исходное положение: стоя врассыпную)
Раз, два – стоит ракета.
(поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)
Три, четыре самолёт.
(руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)
Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)
А потом на каждый счёт: (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши)
Руки выше, плечи шире, (руки вверх-вниз)
Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши
И на месте походили. (шагаем на месте)
Как пружинки все присели
И на место разом сели.
Воспитатель: Мы немного передохнули и нам пора в путь.
Воспитатель: Давайте рассмотрим карту. Скажите, на какую мы планету отправимся?
Дети: Мы отправимся на планету под цифрой 3
Воспитатель: Правильно, эта планета называется «Планета величин»
Воспитатель: Занимайте свои места. Полетели.
III. «Планета величин»
Воспитатель: Последняя 3 планета «Планета величин».
Вот мы и прилетели на планету Величин. Посмотрите, дети на холме расположился высокий замок, а в самой высокой башне сидит запертый король математики. Давайте же спасем короля. А для этого нам надо вокруг дворца посадить ели, чтобы по ним король мог спуститься вниз на землю. У вас на столах несколько елей. Вы должны выбрать 1. Но ель должна быть определенной высоты. Если ели будут другой высоты, король не сможет по ним спуститься. Высота елей должна равняться 3 условным меркам.
- Как мы сможем выбрать нужную ель?
Дети. Нужно ее измерить.
Воспитатель: Вот вам условная мерка.
(самостоятельная работа детей. Инд. работа с детьми.
Воспитатель: А теперь поместите свои ели вокруг дворца.
Воспитатель: Ребята вы справились со всеми заданиями. Вы освободить Короля Математики, и навести порядок, выполнив все задания жителей планет».
Король Математики говорит вам спасибо за то, что вы навели порядок в его Галактике. Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания. Король Математики приготовил для вас награду - медали «Знаток космической математики».
(награждает детей) Приложение 4
А нам уже пора отправлять назад в детский сад. Занимайте свои места. И чтобы запустить нашу ракету в полет мы должны посчитать.
Воспитатель: Начинаем обратный отсчет от 10.
Рефлексия.
– Вот мы и приземлились! Дети, вам понравилось наше путешествие?
Какое задание было для вас самое интересное? Самое трудное?
Литература:
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. Дошкольное воспитание, 1996. № 2.
- Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике. Дошкольное воспитание, 2000, № 3.
- Маврина, Л. Математические игры для дошкольников. М.: Стрекоза, 2012.
- Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2015.
- Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2013.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. М.: Мозаика-синтез, 2014.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Путешествуем вместе"
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Занятие¬ по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Путешествие с Незнайкой!»
Занятие по формированиюэлементарных математическихпредставлений удетей старшего дошкольного возраста:Путешествие с Незнайкой!»...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок"
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок" с использованием современных образовательны...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Математики"
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Формы образовательной деятельности: совместная деятельность с детьми, самостояте...
Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"
Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....
Интерактивное занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Незнайки в страну чисел"
Цель: создание благоприятных условий для лучшего усвоения детьми чисел и цифр в пределах первого десятка.Задачи: Способствовать формированию представлений детей о числах первого десятка, их порядке в ...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Математики"
Цель: Развивать мыслительные операции, связную речь, самостоятельность, умение действовать в соответствии с инструкциейЗадачи:Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Совершенст...