Технологическая карта занятия «Путешествие в страну Рычандию»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Коломоец Елена Геннадьевна

Технологическая карта (техкарта) — это инструмент, который помогает описывать и оптимизировать процессы работы, определить последовательность действий, участников и используемые ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учреждение

МБДОУ г. Иркутска детский сад №36

Автор

Коломоец Елена Геннадьевна

Возрастная группа

Подготовительная

Форма организации занятия

Подгрупповая, 6 человек

Тема занятия

Путешествие в страну Рычандию

Культурная практика

Коммуникативная, игровая

Культурно-смысловой контекст

Помочь освободить звук и букву «Р» от злодея

Цель

Создание условия для систематизации знаний по теме «Звук и буква [Р]»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Систематизировать умения и навыки детей по теме «Звук и буква [Р]».

2. Обеспечить совершенствования навыков подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук.

3. Добиться усвоения соотнесения речи и движения.

4. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мыслительные процессы, слуховое внимание, память.

2. Обеспечить развитие просодической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

2. Способствовать воспитанию речевого внимания у дошкольников.

Предварительная работа

Ознакомление детей с понятиями «гласный» и «согласный» звуки, со звуками [Р, Р’], их характеристиками; дидактические игры и упражнения на выделение звуков из речи; разучивание чистоговорок; лепка буквы "Р".

Инвентарь и оборудование

Мультимедийный экран и проектор, программное обеспечение РОWЕR РОINТ, презентация c заданиями к занятию, пальчиковые дорожки, «Чудесный мешочек»,

камни Марблс, ножницы, шаблоны буквы «Р», карандаши.

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Мотивационный этап: введение в образовательную ситуацию; актуализация знаний

Организует проведение логоритмического упражнения.

  Встало солнышко давно,

  Заглянуло к нам в окно.

  Собрало друзей всех в круг.

  Я твой друг и ты мой друг.

  Мы сейчас пойдем направо,

  А теперь пойдем налево,

  В центре круга соберемся,

  И на место все вернемся.

  Улыбнемся, подмигнем,

  Путешествовать пойдем.

Объявляет детям, что сегодня они отправятся в страну Рычандию, чтобы спасти от злодея звук и букву «Р» (слайд – изображение злодея № 1). А чтобы вернуть их жителям Рычандии, нужно выполнить задания.

Задает вопрос: готовы ли дети помочь жителям Рычандии?

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Участвуют в беседе, отвечают на вопрос.

Позитивный эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность, сосредоточение на предстоящее общение.

Ориентировочный этап: затруднение в ситуации

Уточняет у детей, как они будут добираться до Рычандии.

Выслушивает предположения детей. При затруднении, помогает проанализировать.

Артикуляционная гимнастика:

Сели дружненько в автобус, затем в троллейбус и трамвай, крутить колеса успевай! (упражнение «Колесо»). Переплыть нам океаны, нужно, переплыть моря – поднимайте якоря, поднимайте паруса! (упражнение «Парус»). Паруса мы поднимаем, а ветер корабль подгоняет. (Упражнение «Дуем в паруса») Вновь приплыли мы на сушу, как нам дальше путь держать? На лошадках поскакать! (Упражнение «Лошадка»). Заблудились мы чуток…

А вот волшебные качели, Расписные карусели – покатались мы и дружно очутились там, где нужно! (Упражнение «Качели»).

Обсуждают, размышляют, предлагают свои варианты.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.  

Исполнительный этап: открытие нового знания; закрепление способа

Сообщает, что прибыли в страну Рычандию. Уточняет, готовы ли дети к выполнению заданий, чтобы спасти звук и букву «Р»?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Второе задание.

Проговаривание чистоговорок.

Третье задание.

Деление слов на слоги.

Определение места звука [Р] в слове.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

Четвертое задание.

Сообщает, что один из жителей Лапландии только недавно научился говорить слова со звуком [Р], но Злодей их перепутал (слайд № 3). Предлагает помочь распутать слова.

Объявляет детям, что они спасли звук [Р], но есть еще и буква «Р», ее злодей не вернул. Предлагает выполнить следующие задания.

Задает вопрос: чем отличается звук от буквы?

Пятое задание.

Выложить букву «Р» из камней Марблс.

Пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять» с применением пальчиковых дорожек:

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Шестое задание.

Заштриховать и вырезать букву «Р» из бумаги. (Пока дети выполняют задание, на экране появляется изображение буквы «Р» Слайд №5). Объявляет, что Злодей вернул букву «Р» (слайд № 6) и пора возвращаться обратно в детский сад.

Отвечают на вопрос.

Находят «Чудесный мешочек». Берут из него предмет и на ощупь угадывают, какой предмет им попался. Отгадывают, какой звук есть во всех названиях предметов.

Проговаривают звук [Р] и дают ему характеристики. Игры с предметами из чудесного мешочка «Что пропало?», «Что изменилось?»

Правильно повторяют чистоговорки со звуком [Р] (без ошибок).

Делят слова на слоги и определяют место звука [Р] в этих словах (слова-картинки показаны на слайде №2).

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Распутывают слова (переставляют слоги так, чтобы получилось слово, слайд № 4).

Слышат аудиозапись произнесенного звука [Р] (злодей им его вернул).

Объясняют отличие звука от буквы.

Выкладывают букву «Р» из камней Марблс.

Выполняют движения в соответствии с текстом

по пальчиковым дорожкам.

Штрихуют и вырезают букву «Р».

Выполняют предложенные действия.

Владение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.

Рефлексивный этап: включение нового знания в систему знаний

Предлагает вспомнить, где побывали? С какой проблемой столкнулись? Как ее решили? Что помогло спасти звук и букву [Р]? Что было самым интересным? Какое задание было трудным?

Сюрпризный момент: найти в сухом бассейне букву [Р].

Анализируют результаты занятия. Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства, отвечают на вопросы.

Осознание выполненной цели мероприятия

                                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Та- ке - ра дил -ко- кро ро -ко- ва ка- ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ МАЛЫША ГЕО» (ДЕТИ 5-6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

Развитие мыслительных способностей детей, формирование элементарных математических представлений, через игровую технологию В.В. Влоскобовича «Сказочные лабиринты игры»....

Технологическая карта занятия "Путешествие по родному городу"

Технологическая карта занятия "Путешествие по родному городу"...

конспект-технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое моего родного города"

Занятие тематического раздела программы «Мой любимый город Канск» «Родной город: достопримечательности и окрестности»...

Технологическая карта занятия "Путешествие в математику" в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного типа«Чечек» Овюрского кожууна Республики Тыва      Непосредственно-о...

Технологическая карта занятия: "Путешествие по квартире"

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеТема занятия: Путешествие по квартиреВозрастная группа: Старшая группаЦель занятия:Сформировать у детей представление об опасных предметах, к...

Технологическая карта занятия "Путешествие в страну "Здоровье""

Технологическая карта занятия  во второй младшей группе "Путешествие в страну "Здоровье""...