Речевая карта для детей 4 лет.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Речевая карта для обследования речи у детей 4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта развития ребенка дошкольного возраста с нарушением речи 4 лет
Анкетные данные:
Ф.И.О._______________________________________________________________________ дата рождения___________
Домашний адрес _________________________________________ номер телефона_______________________________
Дата заполнения речевой карты__________________ дата поступления ребенка в группу_________________________
Откуда поступил______________________________________________________________________________________
Сведения о родителях__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Национальный язык ____________________________________Двуязычие______________________________________
Общий анамнез:
Неблагоприятные факторы развития___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания: до года ____________________________________________________________________
после года ___________________________________Ушибы, травмы головы ___________________________________
Судороги при высокой температуре ____________________________________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) _______________Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес.) ___________________Стоит с (в норме: с 10—11 мес.) ___________________________
Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.) ____________________
Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.) _____Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) __________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты):
Педиатр | Невролог | Психоневролог | Отоларинголог |
Офтальмолог | Хирург | Ортопед | |
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.) ___________Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) _____________Первые слова (в норме: около года) ____________________________Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет) __________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ____________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ______________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту __________________________________________
Занимались ли с логопедом ______________________Результаты занятий с логопедом ___________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1.Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм; общение доброжелательное, активное, пассивное, безразличное, негативное, навязчивое, отказ от общения) _______________
2.Адекватность эмоциональных реакций __________________________________________________________________
3.Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) _____________
Исследование неречевых психических функций
- Исследование слухового восприятия:
- Исследование зрительного восприятия:
Первичная д. | Повторная д. | Итоговая д. | |
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики) (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) | |||
Восприятие формы (показ по просьбе логопеда) ) стр 11 (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб |
- Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления (выполняет самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок):
Первичная д. | Повторная д. | Итоговая д. | |
Ориентировка в пространстве: стр 12 (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади) | |||
Ориентировка в схеме собственного тела (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу) | |||
Складывание картинок из частей (2— 4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы) | |||
Складывание фигур из палочек по образцу («стульчик» и «кроватка» из 4 палочек, «лесенка» из 5 палочек) |
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюсти, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ______________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный) ___________________________
Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ____________________
Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ___________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ________
Исследование состояния моторной сферы.
- Состояние общей моторики (объём выполнения движений, точность выполнения, темп, активность,
координация движений, переключаемость): выполнение упражнений:
(попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч) ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
- Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие
леворукости или амбидекстрии, наличие сопутствующих движении)
Первичная д. | Повторная д. | Итоговая д. | |
Кинестетическая основа движений: (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке) | |||
Кинетическая основа движений: (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот) | |||
Навыки работы с карандашом: (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги) | |||
Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую) |
- Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения,
активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок):
Первичная д. | Повторная д. | Итоговая д. | |
Выполнение упражнений: (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки) | |||
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок. |
- Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, тонус,
объём, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка):
- Движения нижней челюсти:
(открыть и закрыть рот) _____________________________________________________________________________
- Движения губ:
(растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой») ________________________________________
- Движения языка:
(показать - «лопату», «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник») _________________________________________________________________________________________________________
- Движения мягкого неба
широко открыть рот и зевнуть____________________________________________________________________________
Исследование состояния импрессивной речи.
- Пассивный словарь:
- Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты,
части предметов и объектов) ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
- Умение обобщать
(стр. 17) (игрушки, одежда, обувь, посуда) ______________________________________________________________
- Понимание действий (показать по предложенным картинкам)
(стр. 20) (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует) _______________________
______________________________________________________________________________________________________
- Понимание признаков
(стр. 23) (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт) _____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
- Понимание различных форм словоизменения:
- Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам)
(стр. 26) (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра) ______________________
____________________________________________________________________________________________________
- Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами
(стр. 29) (в, на, у) _______________________________________________________________________________
- Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
(стр. 30) (стол-столик, машина-машинка, ведро-ведерочко) ___________________________________________
- Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам)
(стр. 32) (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ______________________________________
- Дифференциация глаголов с различными приставками.
(стр. 33) (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки) ______________
____________________________________________________________________________________________________
- Понимание отдельных предложений и связной речи:
- Понимание соотношения между членами предложения (показать по предложенным картинкам)
(стр. 34) (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.) ________________________________
- Понимание текста (стр. 35 - 36)
(сказка «Репка») ________________________________________________________________________________
- Состояние фонематического восприятия:
- дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам)
(стр. 37) кот — кит__________дом — дым__________ уточка — удочка__________ киска — миска____________ |
|
- дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
(стр. 40) коса — коза ________мишка — миска_________ кочка — кошка________ малина — Марина______________ |
Исследование экспрессивной речи.
- Активный словарь.
Имена существительные:
- назвать по 4—5 имен существительных по предложенным учителем – логопедом темам
Игрушки: _____________________________________________________________________________________________
Посуда: ______________________________________________________________________________________________
Одежда: _____________________________________________________________________________________________
Обувь: _______________________________________________________________________________________________
Первичная д. | Повторная д. | Итоговая д. | |
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке (стр. 43) | |||
Мяч, кукла, машинка | |||
Рубашка, платье, шорты | |||
Тапки, туфли, ботинки | |||
Назвать части тела (предметов) (ноги, спинка стула, руки, сиденье стула, голова, ножки стула, глаза, кузов машины, уши, колеса машины) | |||
Глаголы (исследование предикативного словаря): (стр. 46) (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (ест) | |||
Что делает девочка? (спит) | |||
Что делают дети? (играют) | |||
Что делает птица? (летит) | |||
Что делают рыбки? (плавают) | |||
Что делают машины? (едут) | |||
Имена прилагательные (исследование атрибутивного словаря) Назвать предъявленные цвета: (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) | |||
Название формы (ответить на вопросы с опорой на картинки) Мяч какой? (круглый) Платок какой? (квадратный) |
- Состояние грамматического строя речи:
- Словоизменение:
Первичная д. | Повторная д. | Итоговая д. | |
Преобразование сущ-ого ед. ч. во мн. Ч. (изменение им.сущ. по числам): (стр. 48) (стол — столы, кот, дом, кукла, рука, окно) | |||
Употребление имен существительных в косвенных падежах без предлога И.п. У тебя есть (что?) Р.п. У тебя нет (кого?) Д.п. Кому даю мяч(кому?) В.п. Любишь (кого?) Т.п. Доволен (кем?) П.п. Рассказ (о ком?) | |||
Согласование прил-х с сущ-ми ед. ч. (назвать по картинкам): (стр. 52) (красный мяч, синяя шапка, желтое ведро) | |||
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам): стр. 53) (Где стоит ваза? (на столе) Где лежат фрукты? (в корзине) У кого мячик? (у мальчика) | |||
Согласование существительных с числительными в роде и числе: (два кота, пять котов, две машины, пять машин) |
- Словообразование:
Первичная д. | Повторная д. | Итоговая д. | |
Уменьшительно-ласкательные суффиксы: -Как назвать маленький предмет? (стр. 56) (стол — столик, чашка — чашечка, сумка — сумочка, ведро — ведерочко) | |||
Образование названий детенышей животных: (стр. 59) (у кошки — котенок, у лисы, у утки, у слонихи-слонёнок) |
- Состояние связной речи
- Пересказ текста из нескольких предложений:
Котенок
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Состояние языковой системы:
- Состояние фонематического восприятия (слухо – произносительная дифференциация звуков):
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
ба-па __________ па-ба __________ га-ка __________ ка-га __________ да-та __________ та-да __________
ма-ба __________ ба-ма __________ ва-ка __________ка-ва __________ ня-на __________ на-ня __________
- Фонетико-фонематическая система:
Гласные | Произношение звуков | Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за учителем – логопедом с опорой на наглядно сть): | |||
С | Ть | Бь | П | Кот Вода Стук Мост Спина Банка Фантик Ступенька | |
Сь | Л | В | Пь | ||
З | Ль | Вь | М | ||
Зь | Р | Г | Мь | ||
Ц | Рь | Гь | Н | ||
Ш | Й | К | Нь | ||
Ж | Д | Кь | Ф | ||
Щ | Дь | Х | Фь | ||
Ч | Б | Хь | Й | ||
Т |
| ||||
Характер нарушения |
- Состояние дыхательной и голосовой функций:
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ______________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) _____________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха _____________________________________________________________________
Сила голоса ___________________________________________________________________________________________
Модуляция голоса _____________________________________________________________________________________
- Особенности динамической стороны речи.
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) _____________________________________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия) __________________________________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) _________________________________________________
Употребление основных видов интонации _________________________________________________________________
Логопедическое заключение (4 года):__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дата_______________________________ Логопед_________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/22/picture-97114.jpg)
Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР
Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/14/picture-79972-1507972128.jpg)
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/02/picture-51923-1378119649.jpg)
Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.
Удобно, быстро оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только подчеркнуть необходимое) . Удобно сравнивать динамику развития ребенка по всем диагностир...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-401945-1392028460.jpg)
Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте
На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-166582-1355851622.jpg)
Речевая карта ТНР детей 5-7 лет
Карта обследования ребенкаДетский сад № ___________ Фамилия __________________________________ Имя _____________________________ Год рождения___________________Домашний адрес_____________________...
Речевая карта для детей с заиканием
Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в те...