Речевая карта для детей с заиканием
материал по логопедии (средняя группа) на тему
Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в течение 3 лет, позволяет отслеживать динамику развития речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_zaikanie_srednyaya_gruppa.doc | 698 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта воспитанника МДОУ детский сад №3
Фамилия, имя____________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________
Дата поступления________________________________________________________________
Дата обследования________________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________________
Где воспитывался_____________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о семье
Состав семьи___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Мать, образование матери, профессия ______________________________________________
___________________________________________________________________________
Отец, образование отца, профессия ________________________________________________
___________________________________________________________________________
Тип семейного воспитания________________________________________________________
Психологический климат в семье___________________________________________________
___________________________________________________________________________
Особенности речевой среды (двуязычие, контакты с лицами с речевой патологией)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мнение родителей о речи ребенка, его поведении
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Куда и с каким результатом обращались по поводу заикания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речь родителей
Показатели | Мать | Отец |
Построение фраз (грамотное, неграмотное) | ||
Темп речи (нормальный, быстрый, замедленный) | ||
Ритм речи (ритмичная, аритмичная) | ||
Сила голоса (громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий) | ||
Высота голоса (нормальный, высокий, низкий) | ||
Тембр голоса (нормальный, хриплый, с носовым оттенком, резкий) | ||
Атака голоса (мягкая, твёрдая, придыхательная) | ||
Внятность речи (внятная, отчётливая, смазанная, неясная) |
АНАМНЕЗ
Наличие заикания у родственников_________________________________________________
Особенности протекания беременности, родов
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заболевания раннего периода
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психомоторное развитие
Держит голову ,сидит ,стоит ,ходит
Излишне подвижен, излишне заторможен.
Речевое развитие
Гуление ,лепет ,первые слова ,первые фразы
Темп речевого развития замедленный, ускоренный, нормальный.
Время появления заикания
________________________________________________________________________________
Как начиналось заикание
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предполагаемые причины
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Течение заикания: постоянное, волнообразное, рецидивирующее
Где и когда занимался исправлением речи
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты коррекции
________________________________________________________________________________
Периоды усиления заикания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Степень фиксации ребёнка на заикании: нулевая, умеренная, выраженная
Заикание невротическое, неврозоподобное, смешанное
АНАМНЕЗ
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет | |
Особенности речевого поведения | сразу вступает в контакт | |||
избирателен в общении | ||||
проявляет негативизм | ||||
есть защитные формы | ||||
проявление расстройств ВНС | ||||
Во время первой встречи с логопедом | легко вступает в контакт | |||
смотрит в лицо | ||||
необходима стимуляция | ||||
не стремится к контакту | ||||
держится около матери | ||||
С другими взрослыми | легко вступает в контакт | |||
смотрит в лицо | ||||
сторонится взрослого | ||||
отказывается от контакта | ||||
С детьми | легко вступает в контакт | |||
смотрит в лицо | ||||
сторонится детей | ||||
отказывается от контакта | ||||
Обобщение | инициативен в общении | |||
общение неустойчивое | ||||
негативен, агрессивен | ||||
Самоконтроль | улучшает речь | |||
не улучшает | ||||
Переключение внимания | улучшает речь | |||
не улучшает | ||||
Реакция на помощь | адекватная | |||
неадекватная | ||||
Длительное речевое общение | улучшает речь | |||
не улучшает | ||||
ухудшает речь |
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Ведущая форма общения | |||
Проявление расстройств вегетативной нервной системы | |||
Ситуации общения, в которых заикание проявляется | |||
Ситуации общения, в которых заикание не проявляется | |||
Усиление заикания | |||
Улучшение речи |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Понимание различных форм словоизменения (показ на картинках) | |||
Дифференциация предложно-падежных конструкций | |||
Дифференциация существительных с уменьшител. суффиксами | |||
Дифференциация глаголов с различными приставками | |||
Понимание предложений (показать по картинкам) | |||
Показать по речевой инструкции до 6 игрушек | |||
Показать по речевой инструкции до 6 предметов в кабинете | |||
Показать изображения предметов разной величины из данных | |||
Показать изображения предметов разной формы из предложенных | |||
Показать изображения предметов разного цвета в ряду данных | |||
Ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки | |||
Показать по речевой инструкции изображения героев сказок | - | ||
Показать части изображения, похожие на геометрические фигуры | - | ||
Показать все предметы определённой формы | - | ||
Показать изображения предметов разных цветов из предложенных | - | ||
Показать по сюжетным картинкам времена года | - | ||
Показать изображения диких и домашних животных | - | ||
Выбрать предметы по обобщающему слову | - | - | |
Показать в ряду картинок изображения праздников | - | - | |
Показать изображения людей разных профессий | - | - | |
Ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста | - | - |
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Ответы на вопросы о семье | |||
Ответы на вопросы об игрушках | |||
Ответы на вопросы о сказках, мультфильмах | |||
Пересказ известной сказки | |||
Назвать 5 – 6 предметных картинок (отражённая речь) | |||
Повторение предложений из 3 – 4 слов по сюжетным картинкам | |||
Сопряжённое чтение стихотворения | |||
Чтение стихотворения шёпотом | |||
Ответы на вопросы о фруктах, овощах, машинах, профессиях | - | ||
Сравнение по вопросам двух предметов | - | ||
Повторение предложений по картинкам (отражённая речь) | - | ||
Описание игрушки (сопряжённая речь) | - | ||
Ответы на вопросы на разные темы | - | - | |
Инсценировка сказки (настольный театр) | - | - | |
Составление предложений по сюжетным картинкам | - | - | |
Повторение (отражённая речь) по предложениям текста | - | - | |
Назвать и выполнить действия (сопряжённая речь) | - | - |
ИНТОНАЦИЯ РЕЧИ
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Повествовательная | |||
Вопросительная | |||
Побудительная |
СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |
Тип дыхания | диафрагмальный | |||
грудной | ||||
ключичный | ||||
Вдох | нормальный | |||
ускоренный | ||||
глубокий | ||||
поверхностный | ||||
во время речи | ||||
Ритмичность | ритмичное | |||
неритмичное | ||||
Объём дыхания | слогов | слогов | слогов | |
Темп | нормальный | |||
частый |
СОСТОЯНИЕ ФОНАЦИИ
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |
Голосоподача (атака голоса) | мягкая | |||
твёрдая | ||||
придыхательная | ||||
Сила голоса | нормальная | |||
слабый | ||||
громкий | ||||
тихий | ||||
мерцающий | ||||
затухающий | ||||
Высота голоса | нормальный | |||
низкий | ||||
высокий | ||||
Тембр голоса | нормальный | |||
сиплый | ||||
хриплый | ||||
резкий, с металлическим оттенком | ||||
носовой оттенок | ||||
Внятность речи | внятная | |||
смазанная | ||||
неясная | ||||
Модуляция голоса | монотонная | |||
интонированная | ||||
Темп речи | нормальный | |||
ускоренный | ||||
замедленный | ||||
Ритм речи | аритмия | |||
не нарушен | ||||
Паузы | норма | |||
деление слов слоговой паузой, судорогой | ||||
Соответствие логического ударения смыслу фразы |
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
Губы | норма, излишне тонкие или полные, укороченная нижняя губа |
Зубы | норма, отсутствие, редкие или мелкие зубы, форма, вне челюстной дуги, низкие, высокие, сверхкомплектность, диастема, язычный наклон |
Прикус | прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрёстный |
Твёрдое нёбо | норма, уплощённое, высокое («готическое»), низкое, плоское, излишне низкое |
Мягкое нёбо | норма, укороченное, недостаточно подвижное, подтянутое, вялое, провисшее, раздвоенное |
Маленький язычок | Норма, укорочен, раздвоен, асимметричен, сросся с краем нёба, отсутствует |
Язык | норма, макроглоссия, микроглоссия, массивный, длинный, узкий, маленький, бледный, кровенаполненный, «географический», вялый, распластанный, напряжённый (передняя часть спинки, средняя, корень), поза «комком», неравномерный мышечный тонус (в покое подрагивает, извивается), ассиметричный (слабее развита правая, левая сторона) |
кончик языка | норма, слабовыражен, раздвоен, подтянут вниз, напряжён, вялый тонус мышц, ассиметрично отклонён |
Подъязычная связка | норма, короткая, укороченная, толстая, утолщённая |
Челюсти | норма, прогения, прогнатия |
СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |
Подвижность губ | Оскал | |||
Вытягивание губ вперёд | ||||
«улыбка» | ||||
«трубочка» | ||||
«улыбка - трубочка» | ||||
поднять верхнюю губу | ||||
опустить нижнюю губу | ||||
поднять верхнюю губу и опустить нижнюю губу | ||||
Движение челюсти | открыть – закрыть рот | |||
двигать нижней челюстью вправо и влево | ||||
Подвижность языка | Подъём кончика языка внутри рта | |||
Высовывание распластанного языка | ||||
Движения языка вверх – вниз | ||||
Движения языка вправо – влево | ||||
Облизывание губ | ||||
Высовывание узкого языка | ||||
Отклонение кончика языка | ||||
Мягкое нёбо | Подвижность | |||
покашлять с открытым ртом | ||||
произнести [А] с широко открытым ртом | ||||
Объём движений | Полный | |||
Неполный | ||||
Точность выполнения | Точно | |||
С ошибками | ||||
С помощью логопеда | ||||
Длительность выполнения (способность удержать положение) | ||||
Темп движений | Норма | |||
Замедленный | ||||
Ускоренный | ||||
Тонус | ||||
Способность к переключению |
ОСОБЕННОСТИ ПРИЁМА ПИЩИ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет | |
Удержание рта закрытым вне еды и речи | ||||
Особенности приёма пищи | ест самостоятельно N, требует помощь взрослого - | |||
пережёвывает твёрдую пищу N, не пережёвывает - | ||||
глотает спокойно N, запрокидывает голову - | ||||
жуёт с закрытым ртом N, жуёт с открытым ртом - | ||||
сосательные движения губ при жевании (нет - N) |
НАЛИЧИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Повышенная саливация | |||
Тонус мышц | |||
Наличие синкинезий (замены движений) | |||
Наличие гиперкинезов | |||
Тремор |
ВЫПОЛНЕНИЕ МИМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Улыбка | |||
Надувание щёк | |||
Надуть правую щёку | |||
Надуть левую щёку | |||
Втягивание щёк | |||
Втянуть правую щёку | |||
Втянуть левую щёку | |||
Нахмурить брови | |||
Поднять брови вверх | |||
Закрыть – открыть глаза | |||
Закрыть правый глаз | |||
Закрыть левый глаз | |||
Легко сомкнуть веки | - | ||
Плотно сомкнуть веки, открыть | |||
Прищурить глаза | |||
Наморщить нос | |||
Закрыть поочерёдно правый, левый глаз | |||
Особенности мимики при речи |
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЁННЫХ МИМИЧЕСКИХ ПОЗ (ПО ОБЪЯСНЕНИЮ ЛОГОПЕДА)
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Губы в улыбке, глаза прищурены (радость) | |||
Брови подняты вверх, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперёд (удивление) | |||
Брови слегка сводятся к переносице, концы бровей слегка опускаются, губы сжаты (печаль) | |||
Брови поднимаются вверх, глаза раскрыты, рот приоткрыт (ужас) | |||
Брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены (сомнение) | - | - | |
Губы сжаты, глаза прищурены (подозрительность) | - |
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Присесть на корточки и перекатить мяч логопеду | |||
Пролезть через обруч | |||
Прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него | |||
Катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него | |||
Переложить флажок из руки в руку над головой | |||
Круговые движения рукой с лентой над головой | |||
Топать и хлопать одновременно | |||
Прыжки с продвижением на обеих ногах | - | ||
Прыжки на правой ноге | - | ||
Прыжки на левой ноге | - | ||
Идти и остановиться по сигналу | - | ||
Разные виды ходьбы и бега под разные сигналы | - | ||
Бросить и поймать мяч | - | ||
Крутить правой рукой обруч на полу | - | ||
Прыгать 2 ногами в лежащий обруч, выпрыгнуть | - | ||
Движения рук с флажками по инструкции | - | ||
Присесть, катать мяч по полу, встать, поднять мяч | - | - | |
Ударять мяч ладонью об пол и считать до 5 | - | - | |
Взять в руки как можно больше мячей, принести | - | - | |
Пробежать, на бегу ловя и бросая мяч | - | - | |
Различные упражнения с обручем | - | - | |
Бросать мяч от груди, из – за головы | - | - | |
Лазание по гимнастической стенке | - | - |
ИССЛЕДОВАНИЯ РУЧНОЙ И ПАЛЬЧИКОВОЙ МОТОРИКИ
Кинестетическая основа движений
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Сжать пальцы обеих рук в кулачок, разжать | - | - | |
Игра «Сорока кашу варила» | - | - | |
Игра «Семья» | - | - | |
Показать «ушки» (сжатые пальцы по бокам головы) | - | - | |
Показать «острые ушки», вытянув 2 и 3 пальчики | - | - | |
Слепить из пластилина палочку, шарик, баранку | - | - | |
Игра «Здравствуй, пальчик» | - | - | |
Показать «рожки» (2 и 5 пальцы) | - | - | |
Руки над головой, переложить три ленты поочерёдно | - | ||
То же с 5 лентами | - | ||
Поднять обе руки вверх, покачать, опустить | - | ||
Сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь: на каждой руке, на 2 | - | ||
На 2 руках показать 2 и 3 пальцы, разъединить, показать (5 – 6 р.) | - | ||
На 2 руках показать 2 и 5 пальцы, разъединить, показать (5 – 6 р.) | - | ||
На 2 руках положить 2 пальцы на 3, разъединить (5 – 6 раз) | - | ||
На 2 руках положить 3 пальцы на 2, разъединить (5 – 6 раз) | - |
Манипуляции с предметами
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
застёгивать и расстегивать пуговицы | |||
перекладывание мелких предметов из одной руки в другую | |||
завязывать и развязывать шнурки | - | ||
делать ножницами прямой разрез | - | - | |
делать ножницами косой разрез | - | - | |
вырезать фигуру среднего размера | - | - | |
Завязать ленту узлом | - | - | |
Завязать ленту бантом | - | - |
Кинетическая основа движений
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
поочерёдно сгибать и разгибать пальцы на правой руке | |||
поочерёдно сгибать и разгибать пальцы на левой руке | |||
сжать правую руку в кулак, а левую выпрямить | |||
сжать левую руку в кулак, а правую выпрямить | |||
упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой | - | ||
упражнение «Игра на рояле» правой рукой | - | - | |
упражнение «Игра на рояле» левой рукой | - | - | |
проба «кулак – ребро - ладонь» ведущей рукой | - | ||
проба «кулак – ребро - ладонь» левой рукой | - | - | |
проба «кулак – ребро - ладонь» правой рукой | - | - |
Навыки работы с карандашом
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
умение держать карандаш | |||
умение рисовать прямые линии | |||
рисование горизонтальных линий | |||
рисование вертикальных линий | |||
рисование кругов | |||
умение рисовать ломаные линии | - | ||
умение рисовать замкнутые линии | - | ||
умение рисовать волнистые линии | - | - | |
умение рисовать человека | - | - | |
Графомоторные навыки | |||
Ведущая рука, леворукость, амбидекстрия |
ОБОБЩЕНИЕ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет | |
Координация рук, ног | Правильная | |||
Замедленная | ||||
отсутствует | ||||
Чувство равновесия | Есть, нет | |||
Осанка | Правильная, неправильная | |||
Объём выполнения движений | Полный | |||
Неполный | ||||
Переключение движений | Своевременное | |||
Замедленное | ||||
Отсутствует | ||||
Самостоятельность выполнения | Полная | |||
С помощью | ||||
Сопутствующие движения | Есть (указать) | |||
Нет | ||||
Мимические движения | Нормальные | |||
Амимичность | ||||
Гиперкинезия мышц лица | ||||
Синкинезии | ||||
Состояние моторики | Нормальная моторика | |||
Повышенная двигательная активность | ||||
Моторная напряжённость |
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (4 - 5 лет)
изолированно | открытый слог | закрытый слог | в стечении с согласным | начало слов | середина слова | конец слова | во фразах | самостоятельная речь | |
с | |||||||||
с’ | |||||||||
з | - | - | |||||||
з’ | - | - | |||||||
ц | |||||||||
ш | |||||||||
ж | - | - | |||||||
ч | |||||||||
щ | |||||||||
л | |||||||||
л’ | |||||||||
р | |||||||||
р’ | |||||||||
к | |||||||||
к’ | |||||||||
г | - | - | |||||||
г’ | - | - | |||||||
х | |||||||||
х’ | - | ||||||||
й | - | ||||||||
п | |||||||||
п’ | |||||||||
б | - | - | |||||||
б’ | - | - | |||||||
м | |||||||||
м’ | |||||||||
ф | |||||||||
ф’ | |||||||||
в | - | - | |||||||
в’ | - | - | |||||||
т | |||||||||
т’ | |||||||||
д | - | - | |||||||
д’ | - | - | |||||||
н | |||||||||
н’ |
Гласные звуки________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (5 - 6 лет)
изолированно | открытый слог | закрытый слог | в стечении с согласным | начало слов | середина слова | конец слова | во фразах | самостоятельная речь | |
с | |||||||||
с’ | |||||||||
з | - | - | |||||||
з’ | - | - | |||||||
ц | |||||||||
ш | |||||||||
ж | - | - | |||||||
ч | |||||||||
щ | |||||||||
л | |||||||||
л’ | |||||||||
р | |||||||||
р’ | |||||||||
к | |||||||||
к’ | |||||||||
г | - | - | |||||||
г’ | - | - | |||||||
х | |||||||||
х’ | - | ||||||||
й | - | ||||||||
п | |||||||||
п’ | |||||||||
б | - | - | |||||||
б’ | - | - | |||||||
м | |||||||||
м’ | |||||||||
ф | |||||||||
ф’ | |||||||||
в | - | - | |||||||
в’ | - | - | |||||||
т | |||||||||
т’ | |||||||||
д | - | - | |||||||
д’ | - | - | |||||||
н | |||||||||
н’ |
Гласные звуки________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (6 – 7 лет)
изолированно | открытый слог | закрытый слог | в стечении с согласным | начало слов | середина слова | конец слова | во фразах | самостоятельная речь | |
с | |||||||||
с’ | |||||||||
з | - | - | |||||||
з’ | - | - | |||||||
ц | |||||||||
ш | |||||||||
ж | - | - | |||||||
ч | |||||||||
щ | |||||||||
л | |||||||||
л’ | |||||||||
р | |||||||||
р’ | |||||||||
к | |||||||||
к’ | |||||||||
г | - | - | |||||||
г’ | - | - | |||||||
х | |||||||||
х’ | - | ||||||||
й | - | ||||||||
п | |||||||||
п’ | |||||||||
б | - | - | |||||||
б’ | - | - | |||||||
м | |||||||||
м’ | |||||||||
ф | |||||||||
ф’ | |||||||||
в | - | - | |||||||
в’ | - | - | |||||||
т | |||||||||
т’ | |||||||||
д | - | - | |||||||
д’ | - | - | |||||||
н | |||||||||
н’ |
Гласные звуки________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Фонематический анализ слогов и слов
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Определение наличия звука в слове | |||
Выделение начального ударного гласного звука | |||
Выделение начального согласного звука из слов | |||
Выделение последнего согласного в словах | |||
Выделение заданного согласного звука из слов | |||
Количественный звуковой анализ слов | - | - | |
Последовательный звуковой анализ слов | - | - | |
Позиционный звуковой анализ слов | - | - |
Состояние фонематического синтеза
Составление слов из звуков в правильной последовательности | - | ||
Составление слов из звуков в нарушенной последовательности | - |
Состояние фонематических представлений
Подбор слов с данными звуками | |||
Нахождение картинок, названия котор. начинаются с оппозиционных звуков | |||
Нахождение картинок, названия которых начинаются с данного звука |
Состояние фонематического восприятия
Слуховая дифференциация фонем в слогах, повторение слог. рядов | |||
Дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении | |||
Дифференциация свистящих, шипящих, сонорных звуков | |||
Повторение слоговых рядов |
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Звукослоговая структура слов | |||
Звукослоговая структура словосочетаний | |||
Звукослоговая структура предложений |
СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет | |
Словарный запас | ||||
Обобщающие понятия | Показ картинок по категориям | |||
Называние предметов по категории | ||||
Имена существительные по лексическим группам | ||||
Имена прилагательные | Качественные (цвет, форма, величина) | |||
Относительные | ||||
Притяжательные | ||||
Имена числительные | Количественные | |||
Порядковые | ||||
Глаголы | Бытовой глагольный словарь | |||
Способы движения, голоса животных, птиц | ||||
Профессиональные действия | ||||
Глаголы движения | ||||
Глаголы, обозн. абстрактные понятия | ||||
Наречия | ||||
Синонимы | ||||
Антонимы | ||||
Многозначные слова |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет | |
Образование относительных прилагательных | ||||
Образование притяжательных прилагательных | ||||
Образование имён существительных | Уменьшительно – ласкательная форма | |||
Детёныши животных без изменения основы | ||||
Детёныши животных с изменением основы | ||||
Родительный падеж множественного числа | ||||
Префиксальное словообразование глаголов | ||||
Образование наречий |
СОСТОЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет | |
Предлоги | Понимание | |||
Употребление | ||||
Изменение слов по падежам | ||||
Изменение слов по числам | ||||
Согласование | Им. прилагательных и им. существительных | |||
Им. существительных с глаголами | ||||
Им. существительных с числительными | ||||
Им. существительных с местоимениями |
СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Составление предложений | |||
Описательный рассказ по образцу | |||
Описательный рассказ по предметной картинке | |||
Рассказ по сюжетной картинке | |||
Рассказ по серии картинок | |||
Пересказ | |||
Беседа |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет | |
Слуховое внимание | Какая игрушка звучит | - | ||
Направление звучания игрушки | - | - | ||
Какой звук слышен (вода, бумага...) | - | - | ||
Музыкальный слух | Спеть песню без музык. сопровождения | |||
Спеть песню с музык.сопровождением | ||||
Восприятие | Определить услышанное (пляска, марш...) | |||
Звуковысотный слух | Как звучал колокольчик (выше или ниже) | |||
Направление звукоряда на металлофоне | ||||
Тембровый слух | Звучание инструментов разных групп | |||
Динамический слух | Звучание инструментов («горячо – холодно») | |||
Громко или тихо звучал инструмент | ||||
Повторить на инструменте разные звуки | ||||
Ритмический слух | Простой ритм | |||
Сложный ритм |
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Показать одну названную картинку из трёх предложенных | |||
Соотнесение одной из двух картинок с контурным изображением | |||
Назвать по картинке предмет, изображённый без 1 важной детали | |||
Показать одну названную картинку из 4 предложенных | - | ||
Назвать контурные изображения 3 знакомых предметов | - | ||
Назвать по картинке 3 предмета, изображённых без 1 детали | - | ||
Назвать 3 «зашумлённых» контурных изображения предметов | - | ||
Показать 2 названные картинки из 5 предложенных | - | - | |
Назвать контурные изображения 4 - 5 знакомых предметов | - | - | |
Назвать по картинке 4 предмета, изображённых без 1 детали | - | - | |
Назвать 4«зашумлённых» контурных изображения предметов | - | - | |
Назвать пары наложенных контурных изображений предметов | - | - |
ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Основные цвета | |||
Оттенки цветов | |||
Показать квадрат заданного цвета из 2 квадратов разных цветов | - | - | |
Разложить картинки на квадраты соответствующего цвета | - | - |
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |
Определить правую – левую руку у себя | ||||
Определить правую – левую ногу у себя | ||||
Показать правое ухо, правый глаз, левое ухо, левый глаз | ||||
Определить правую – левую руку у сидящего напротив | - | |||
Отношения между предметами | - | |||
Отношения между плоскими фигурами | - | |||
Отношения между изображениями | - | |||
Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся) | вверху | |||
внизу | ||||
впереди | ||||
сзади | ||||
слева | ||||
справа | - | |||
слева внизу | - | |||
справа вверху | - | - | ||
слева вверху | - | - | ||
справа внизу | - | - |
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА
Показатели | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Прямое копирование образца | |||
Моделирование из объёмных фигур | - | ||
Моделирование из плоских фигур | - | - | |
Складывание фигур из палочек по образцу |
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТИ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Повторение фразы из пяти слов «Бабушка вяжет носки внучке Маше» | |||
По образцу собрать и разобрать пирамиду по 1 кольцу, называя действия | |||
Построить из строительного материала по образцу домик, забор, ворота | |||
Раскрасить красками контурные изображения: яблоко, вишня, солнце | |||
По образцу разыграть с игрушками сюжет после 3 показов и рассказов | - | ||
Разыграть в настольном театре отрывок из сказки после 2 показов | - | - | |
Подражание полное: полностью повторил действия и текст | |||
Подражание творческое: внёс детали в показ действий и текст | |||
Подражание неполное: опустил детали в действиях и тексте | |||
Отказ от подражания |
ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет | |
Память | Зрительная | |||
Вербальная | ||||
Зрительно – вербальная | ||||
Внимание | Объём | |||
Концентрация | ||||
Переключаемость | ||||
Распределение | ||||
Слуховое внимание | ||||
Зрительное внимание | ||||
Мышление | Складывание картинок | |||
4 лишний | ||||
Сравнение | ||||
Найди отличия | ||||
Зрительное восприятие | Форма | |||
Величина | ||||
Пространственные отношения | ||||
Геометрические фигуры | ||||
Стереогноз | Различение фактуры предметов | |||
Различение формы предметов | ||||
Различение объёмных геометр. фигур | ||||
Различение предметов по величине | ||||
Геометрические фигуры | - | |||
Временные представления | Части суток | |||
Дни недели | - | |||
Времена года | - | |||
Количественные представления | Прямой счёт | |||
Сравнение количества предметов | - | |||
Состав числа | - | - | ||
Решение задач | - | - |
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Адекватность эмоциональных реакций | |||
Устойчивость эмоциональных реакций | |||
Преобладающее настроение |
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РАЗНЫХ ФОРМАХ РЕЧИ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Шёпотная речь | |||
Стихотворная речь | |||
Сопряженная речь | |||
Отраженная речь | |||
Называние предметов по наглядной опоре | |||
Называние предметов без наглядной опоры | |||
Вопросно - ответная речь | |||
Рассказ по картинке | |||
Пересказ с опорой на картинку | |||
Пересказ без опоры на картинку | |||
Рассказ по серии картинок | |||
Самостоятельный рассказ |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
Навязчивые страхи, мысли | |||
Двигательные уловки | |||
Логофобия | |||
Эмболофразия |
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет |
В семье | |||
В разговоре со сверстниками | |||
В игровой деятельности | |||
В продуктивной деятельности | |||
В учебной деятельности |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
Показатели | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 – 7 лет | ||
Локализация судороги | дыхательные | инспираторные | |||
экспираторные | |||||
респираторные | |||||
голосовые | вокальные | ||||
смыкательные голосовые | |||||
дрожащий гортанный спазм | |||||
артикуляционные | губные | ||||
язычные | |||||
судороги мягкого нёба | |||||
Вид судорог | клонические | ||||
тонические | |||||
клоно – тонические | |||||
тоно – клонические | |||||
Степень заикания | лёгкая | ||||
средняя | |||||
тяжёлая | |||||
речь без заикания | |||||
Наличие «трудных звуков» | |||||
Наличие сопутствующих движений |
Диагностика индивидуального развития речи заикающегося ребёнка.
Параметры | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Звукопроизношение | |||
Фонематическая система | |||
Словарный запас | |||
Слоговая структура | |||
Словообразование | |||
Словоизменение | |||
Грамматический строй речи | |||
Связная речь | |||
Степень заикания |
Норма 3 балла
Нарушено незначительно 2 балла
Нарушено значительно 1 балл
Параметры | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | ||||
Н | К | Н | К | Н | К | ||
Темп речи | нормальный | ||||||
замедленный | |||||||
ускоренный | |||||||
Ритм речи | нормальный | ||||||
аритмия | |||||||
Паузы | норма | ||||||
нарушены | |||||||
Сила голоса | громкий | ||||||
тихий | |||||||
слабый | |||||||
мерцающий | |||||||
затухающий | |||||||
Высота голоса | нормальный | ||||||
высокий | |||||||
низкий | |||||||
Тембр голоса | нормальный | ||||||
сиплый | |||||||
хриплый | |||||||
резкий | |||||||
носовой оттенок | |||||||
металлический оттенок | |||||||
Внятность речи | внятный | ||||||
невнятный | |||||||
Форма судорог | клоническая | ||||||
тоническая | |||||||
смешанная | |||||||
Вид судорог | дыхательные | ||||||
голосовые | |||||||
артикуляторные | |||||||
смешанные | |||||||
Степень заикания | лёгкая | ||||||
средняя | |||||||
тяжёлая | |||||||
речь без заикания | |||||||
Сопутствующие движения | нет | ||||||
лёгкие | |||||||
выраженные | |||||||
Темп общих движений | нормальный | ||||||
ускоренный | |||||||
замедленный | |||||||
Общая моторика | нормальная | ||||||
двигательная активность | |||||||
моторная напряжённость | |||||||
Артикуляция | нормальная | ||||||
нарушенная | |||||||
Мелкая моторика | нормальная | ||||||
нарушенная | |||||||
Ритм дыхания | нормальный | ||||||
аритмия | |||||||
Темп дыхания | нормальный | ||||||
ускоренный | |||||||
замедленный | |||||||
Характер вдоха | нормальный | ||||||
ускоренный | |||||||
глубокий | |||||||
поверхностный | |||||||
во время речи | |||||||
Характер выдоха | соответствует фразе | ||||||
укороченный | |||||||
быстрый | |||||||
Равномерность дыхания | равномерное | ||||||
прерывистое | |||||||
Общительность | активен в общении | ||||||
неустойчив в общении | |||||||
необщителен | |||||||
избирателен в общении | |||||||
Степень игровой активности | группа А | ||||||
группа Б | |||||||
группа В | |||||||
группа Г | |||||||
группа Д |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА
на начало_____________ учебного года по результатам обследования
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА
на начало_____________ учебного года по результатам обследования
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА
на начало_____________ учебного года по результатам обследования
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА
при выпуске в школу
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР
Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....
Срез интегрированного занятия по развитию речевого дыхания (группа детей с заиканием)
Срез интегрированного занятия по развитию речевого дыхания (группа детей с заиканием). Тема: «Осенью в парке»....
Формирование фонационного (речевого) дыхания у детей с заиканием через игру.
Беседа - практикум...
Консультация для родителей «Особенности развития речевого дыхания у детей с заиканием»
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний ...
Развитие речевого дыхания у детей с заиканием.
Методические рекомендации и упражнения на развитие речевого дыхания у детей с заиканием....
Речевая карта для дошкольнака страдающего заиканием
Речевая карта для обследования дошкольника страдающего заиканием...
Конспект ООД по образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей с заиканием на тему «Лето. Цветы»
Конспект ООД по образовательной деятельности "Речевое развитие" для детей с заиканием на тему "Лето. Цветы"...