Конспкт фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема: «Весна идет, весне дорогу»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «весна»
Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Учить подбирать родственные слова к слову «весна».Упражнять в подборе признаков к заданному слову, употреблении предложно-падежных конструкций.. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, заклинками, загадками). Развивать логическое мышление и слуховое внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать артикуляционную и общую моторику, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к родной природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Учитель-логопед Ацапина Г.Я.
Тема: «Весна идет, весне дорогу»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «весна»
Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Учить подбирать родственные слова к слову «весна».Упражнять в подборе признаков к заданному слову, употреблении предложно-падежных конструкций.. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, заклинками, загадками). Развивать логическое мышление и слуховое внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать артикуляционную и общую моторику, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к родной природе.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!
Дети обнаруживают странный конверт. Логопед читает письмо.
Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдоль тропинка зовет
- Ребята, вы хотите отправиться в лес?
Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (
дети - «Да!»)
2.Основная часть.
Дыхательная гимнастика
Чтобы попасть в волшебный лес, надо наполниться волшебной силой.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом -
Мы подуем высоко, поднимают руки вверх, встают на носки, дуют.
Мы подуем низко, вытягивают руки перед собой, приседают и дуют.
Мы подуем далеко, держат руки перед собой, наклоняются вперед, дуют.
Мы подуем близко. Кладут руки на грудь и дуют на них.
Наполнились волшебной силой? А вот и тропинка.
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом.
На носочки дружно встали
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем
Как хорошо в весеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться! Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое! пальцами обеих рук поочередно соединяют «колечко»
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю – машут руками над головой
Всех вас я приветствую! поднимают руки в замке над головой
Дети садятся.
Артикуляционная гимнастика:
- Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Много интересного в лесу.
«После зимней спячки». Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.)
На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
«Кораблики плывут по ручейкам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться и и.п.
«Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык
«Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Мы в лесу не одни. Кто-то еще сюда пришел.Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.(Показ картинки- Весна)
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне.
- Какое время года изображено на картинках?
Дети: - Весна!
- Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
- Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку?
(Солнце)
Игра «Подбери слова»
А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков. За каждое красивое слово мы будем прикреплять к солнышку лучик.
Дети добавляют луча-прищепки к заготовке из картона.
О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
«Слова-родственники»
Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы!
Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили.
«Приметы весны»
Давайте поищем в лесу приметы весны.
Звучит звукозапись «голоса птиц».
- Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? Каких весенних певцов вы знаете еще?
На шесте - дворец,
Во дворе - певец,
А зовут его (Скворец)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник - люди или птицы?
Игра «Где сидит скворец?» ( употребление предлогов)
Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») Значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)
В лесу, где березы столпились гурьбой
Подснежника глянул цветок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих сил
И тихо спросил:
Я вижу погода тепла и ясна
Скажите, ведь правда, что это весна?
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Весна» ( аудиозапись)
Развитие слухового внимания
А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы - надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали
Игра «Доскажи словечко»
Ребята, весна- прекрасное время года.Многие поэты сочиняли красивые стихи о весне. Давайте мы тоже станем поэтами и сочиним весеннее стихотворение.
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки.
На снегу.. .(проталинки)
Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке,с крыши нашей
Утром свесилась...(сосулька)
Снег в лесу,сугробов много,
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ...(капель).
На реке и треск , и гром,
Это значит ледолом.
На реке лед идет,
Это значит... .(ледоход).
Звонко тенькает синица
Возле нашего окна.
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая.. .(весна)
Работа в прописи.
3.Итог занятия.
Наша прогулка подошла к концу. Пора возвращаться в детский сад. . Что вам больше всего понравилось на весенней прогулке? На прощание давайте еще раз полюбуемся красотой весенней природы.
Видео «Весна» На память о нашей прогулке я каждому хочу подарить маленькое солнышко. Пусть оно вас радует и согревает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилаг...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...
Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....
Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности «Весеннее путешествие»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме "Весна"...
- Мне нравится (1)