Конспкт фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ацапина Галина Яковлевна

Тема: «Весна идет, весне дорогу»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «весна»

Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Учить подбирать родственные слова к слову «весна».Упражнять в подборе признаков к заданному слову, употреблении предложно-падежных конструкций.. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, заклинками, загадками). Развивать логическое мышление и слуховое внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать артикуляционную и общую моторику, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Учитель-логопед Ацапина Г.Я.

Тема: «Весна идет, весне дорогу»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «весна»

Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Учить подбирать родственные слова к слову «весна».Упражнять в подборе признаков к заданному слову, употреблении предложно-падежных конструкций.. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, заклинками, загадками). Развивать логическое мышление и слуховое внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать артикуляционную и общую моторику, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

Дети обнаруживают странный конверт. Логопед читает письмо.

Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдоль тропинка зовет

- Ребята, вы хотите отправиться в лес?

 Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (

дети - «Да!»)

2.Основная часть.

Дыхательная гимнастика

Чтобы попасть в волшебный лес, надо наполниться волшебной силой.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом -

Мы подуем высоко, поднимают руки вверх, встают на носки, дуют.

Мы подуем низко, вытягивают руки перед собой, приседают и дуют.

Мы подуем далеко, держат руки перед собой, наклоняются вперед, дуют.

Мы подуем близко. Кладут руки на грудь и дуют на них.

Наполнились волшебной силой? А вот и тропинка.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки дружно встали

 И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем

Как хорошо в весеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться! Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое! пальцами  обеих рук поочередно соединяют «колечко»

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю – машут руками над головой

Всех вас я приветствую! поднимают руки в замке над головой 

Дети садятся.

Артикуляционная гимнастика:

- Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

 Много интересного в лесу.

 «После зимней спячки». Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.

 «Кораблики плывут по ручейкам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться и и.п.

 «Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык

«Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

Мы в лесу не одни. Кто-то еще сюда пришел.Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.(Показ картинки- Весна)

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне.

- Какое время года изображено на картинках?

Дети: - Весна!

- Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

- Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку?

(Солнце)

Игра «Подбери слова»

А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков. За каждое красивое слово мы будем прикреплять к солнышку лучик.

Дети добавляют луча-прищепки к заготовке из картона.

О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)  Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

«Слова-родственники»

Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).

Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы!

Вот сколько хороших        и        красивых        слов мы вспомнили.

«Приметы весны»

Давайте поищем в лесу приметы весны.

Звучит звукозапись «голоса птиц».

- Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? Каких весенних певцов вы знаете еще?

На шесте - дворец,

Во дворе - певец,

А зовут его        (Скворец)

-        Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник - люди или птицы?

Игра «Где сидит скворец?» ( употребление предлогов)

Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она  солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») Значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)

В лесу, где березы столпились гурьбой

Подснежника глянул цветок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна

Скажите, ведь правда, что это весна?

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Весна» ( аудиозапись)

Развитие слухового внимания

А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы - надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.

Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали

Игра «Доскажи словечко»

Ребята, весна- прекрасное время года.Многие поэты сочиняли красивые стихи о весне. Давайте мы тоже станем поэтами и сочиним весеннее стихотворение.

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки.

На снегу.. .(проталинки)

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке,с крыши нашей

Утром свесилась...(сосулька)

Снег в лесу,сугробов много,

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ...(капель).

На реке и треск , и гром,

Это значит ледолом.

На реке лед идет,

Это значит... .(ледоход).

Звонко тенькает синица

 Возле нашего окна.

Скоро в дверь к нам постучится

 Настоящая.. .(весна)

Работа в прописи.

3.Итог занятия.

Наша прогулка подошла к концу. Пора возвращаться в детский сад. . Что вам больше всего понравилось на весенней прогулке? На прощание давайте еще раз полюбуемся красотой весенней природы.

Видео «Весна» На память о нашей прогулке я каждому хочу подарить маленькое солнышко. Пусть оно вас радует и согревает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....

Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...