Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Автор-разработчик: учитель-логопед: Васильева Валерия Викторовна
ГБДОУ детского сада №17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: старшая группа компенсирующей направленности.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Цель: Систематизация знаний детей о животных Севера.
Педагогический замысел
Коррекционно-оборазовательные задачи:
- Активизация и актуализация словаря по теме: «Животные северных стран».
- Обогащение у детей представлений о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.
- Формирование навыка образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок- (олененок, медвежонок и т. д.) .
- Формирование навыка образования притяжательных прилагательных от существительных.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Формирование связной речи.
- Развитие основные психических процессов: фонематического восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.
- Развитие тонкой моторики и координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.
- Воспитание коммуникативности, успешности в общении.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками животных Арктики и Антарктики, ознакомительная беседа об особенностях жизни человека и животных на крайнем Севере, просмотр видеоролика о жизни животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.
Материалы.
Демонстрационный материал: картинки с изображением северных животных, средства ИКТ (ноутбук и презентация «Животные Севера»),
глобус, магнитная доска
Раздаточный материал: зеркала, звуковые планшеты и наборы « магнитных смайлов», для выкладывания звуко-буквенной схемы слова, листы с печатными заданиями.
Примерный ход занятия:
1. Организационный момент.
1.Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Давайте приготовим наш язычок для работы, и выполним упражнения:
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо (упражнение «часики»)
А потом опять вперёд.
Язычок наш потянулся, (упражнение «иголочка»)
Широко нам улыбнулся, (упражнение «улыбка»)
А потом пошёл гулять, (упражнение «лопаточка»)
На крылечке отдыхать.
На крылечке полежал,
На качели побежал. (упражнение «качели»)
Вверх взлетел он смело,
Но пора за дело.
Вот и банка с краской рядом, (упражнение «маляр»)
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Потолок наш не узнать.
Язычок наш кончил дело,
Отдыхать он может смело.
Логопед: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, и побывать в роли зоологов, живущих на исследовательской станции в Арктике или Антарктике. Зоологи – это ученые, которые изучают особенности жизни определенных животных, обитающих на нашей планете.
2. Чистоговорки:
Логопед: Чтобы мы смогли оказаться в холодных странах, нужно проговорить волшебные слова – чистоговорки. Послушайте и повторите. (Логопед говорит чистоговорку, дети хором повторяют).
Ина – ина – ина – вот большая льдина.
Эни-эни-эни – на Севере олени.
Ин –ин – ин – рыбу ест пингвин.
Эни–эни –эни – на льдине спят тюлени.
Логопед: Отлично, вокруг себя обернись и на исследовательской станции окажись.
Основная часть занятия.
3. Что делает?
Логопед: Отгадайте, ребята, за каким животным мы будем наблюдать, если увидим, что он: бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку?
Дети: Мы будем наблюдать за северным оленем! (аналогично угадать остальных)
-бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы? - песец
-крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки – полярный волк
-отдыхает на льдине, охотится на тюленей, долго может плыть и даже нырять, ревет, косолапит – белый медведь
-ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж
-плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от касатки – тюлень
4. Кто у кого?
Логопед: Наступила полярная весна и в семьях животных появились детеныши.
• У северного оленя и оленихи – появился олененок – появились оленята
• У моржа - ………… - ……….-……………
• У белого медведя - ………… - ………….-……………
• У полярных сов - ……………. - …………..
• У тюленя - ……………-………….-……………
• У полярного волка - ……………-………….-……………
5. Пальчиковая гимнастика « Животные севера».
Логопед: Давайте согреем наши ручки и выучим стихотворение про обитателей Севера.
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)
6. Скажи правильно.
Логопед: Посчитайте, сколько животных обитает рядом с вашей исследовательской станцией?
• 1 песец – 2 …….. – 5 …………….
• 1 морж – 2 …….. – 5 …………….
• 1 медведь – 2 …….. – 5 …………….
• 1 пингвин – 2 …….. – 5 …………….
• 1 касатка – 2 …….. – 5 …………….
• 1 сова – 2 …….. – 5 …………….
7. Звукобуквенный анализ.
Логопед: Ребята, давайте с вами зашифруем слово «касатка». Обозначим каждый звук символом.
Дети совместно с логопедом, последовательно определяют звуки в слове, отмечая у себя на планшетах, и выходя к магнитной доске.
Логопед: Назовите 1-ый звук в слове, дайте ему характеристику.
Дети: К - согласный, твердый, глухой;
Логопед: Назовите 2-ой звук в слове, дайте ему характеристику.
Дети: А - гласный и т.д.
Логопед: Сколько всего звуков в слове?
Дети: В слове 7 звуков.
Логопед: Сколько гласных звуков?
Дети: В слове 3гласных звука А.
Логопед: Сколько согласных звуков?
Дети: В слове 4 согласных звука: К, С, Т, К.
Логопед: Сколько слогов в слове?
Дети: 3 слога КА-САТ-КА
8. Игра «Чья, чей, чьи?»
Логопед: Ребята, рассмотрите в свои бинокли животных крайнего Севера и крайнего Юга. Назовите признаки животных. (Задание на экране компьютера в презентации.)
Например:
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи.
У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца хвост (чей? какой?) ... У моржа
бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?)…У медведя лапы (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ... У волка взгляд (чей? какой?)
9. Задание – раскраска.
Логопед: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы как настоящие исследователи многое узнали и изучили. На память о нашем путешествии я оставлю вам задание – раскраску. Вы раскрасите ее вечером. На следующем занятии мы постараемся придумать сказочную историю про изображенных героев. А сейчас, догадайтесь, почему эта история будет сказочная?
Дети: Эта история сказочная, потому что в природе белый медведь и пингвин не могут встретиться. Они живут на разных полюсах.
10. Рефлексия.
Логопед: Скажите, куда мы совершили путешествие? Кого мы сегодня с вами изучали? Вспомните и назовите любое животное, про которое мы рассказывали стихотворение? Какое слово вы сегодня услышали впервые? Какое животное, обитающее на южном полюсе вы должны раскрасить?
Наше путешествие подошло к концу. Вокруг себя обернись и в детском саду окажись.
Предполагаемый результат:
- развивали артикуляционную моторику;
- актуализировали словарь по теме: «Животные северных стран»;
- обогащали представление о животных Севера, их внешнем виде, образе жизни и повадках;
- формировали навык образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок-;
- формировали навык образования притяжательных прилагательных от существительных;
- формировали навык звукового анализа и синтеза: дети определяли последовательность звуков в слове КАСАТКА и давали им характеристику;
- формировали связную речь: дети формулировали фразы и старались отвечать полным предложением;
- развивали основные психические процессы: слуховое внимание, слухоречевая память, мышление: дети выделяли нужные слова из текста, воспроизводили их через определенное время;
- воспитывали умение слушать ответы друг друга, дети старались не перебивать отвечающего, дополнять информацию, поддерживать и положительно оценивать ответы сверстников.
Дальнейшая работа: обогащение лексического запаса, развитие навыка описания животного, навыка пересказа по теме; развитие связной речи; формирование навыка звукового анализа и синтеза; развитие навыков чтения слогов и слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammatika_zhivotnye_holodnyh_stran.docx | 140.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Автор-разработчик: учитель-логопед: Васильева Валерия Викторовна
ГБДОУ детского сада №17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: старшая группа компенсирующей направленности.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Цель: Систематизация знаний детей о животных Севера.
Педагогический замысел
Коррекционно-оборазовательные задачи:
- Активизация и актуализация словаря по теме: «Животные северных стран».
- Обогащение у детей представлений о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.
- Формирование навыка образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок- (олененок, медвежонок и т. д.) .
- Формирование навыка образования притяжательных прилагательных от существительных.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Формирование связной речи.
- Развитие основные психических процессов: фонематического восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.
- Развитие тонкой моторики и координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.
- Воспитание коммуникативности, успешности в общении.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками животных Арктики и Антарктики, ознакомительная беседа об особенностях жизни человека и животных на крайнем Севере, просмотр видеоролика о жизни животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.
Материалы.
Демонстрационный материал: картинки с изображением северных животных, средства ИКТ (ноутбук и презентация «Животные Севера»),
глобус, магнитная доска
Раздаточный материал: зеркала, звуковые планшеты и наборы « магнитных смайлов», для выкладывания звуко-буквенной схемы слова, листы с печатными заданиями.
Примерный ход занятия:
1. Организационный момент.
1.Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Давайте приготовим наш язычок для работы, и выполним упражнения:
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо (упражнение «часики»)
А потом опять вперёд.
Язычок наш потянулся, (упражнение «иголочка»)
Широко нам улыбнулся, (упражнение «улыбка»)
А потом пошёл гулять, (упражнение «лопаточка»)
На крылечке отдыхать.
На крылечке полежал,
На качели побежал. (упражнение «качели»)
Вверх взлетел он смело,
Но пора за дело.
Вот и банка с краской рядом, (упражнение «маляр»)
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Потолок наш не узнать.
Язычок наш кончил дело,
Отдыхать он может смело.
Логопед: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, и побывать в роли зоологов, живущих на исследовательской станции в Арктике или Антарктике. Зоологи – это ученые, которые изучают особенности жизни определенных животных, обитающих на нашей планете.
2. Чистоговорки:
Логопед: Чтобы мы смогли оказаться в холодных странах, нужно проговорить волшебные слова – чистоговорки. Послушайте и повторите. (Логопед говорит чистоговорку, дети хором повторяют).
Ина – ина – ина – вот большая льдина.
Эни-эни-эни – на Севере олени.
Ин –ин – ин – рыбу ест пингвин.
Эни–эни –эни – на льдине спят тюлени.
Логопед: Отлично, вокруг себя обернись и на исследовательской станции окажись.
Основная часть занятия.
3. Что делает?
Логопед: Отгадайте, ребята, за каким животным мы будем наблюдать, если увидим, что он: бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку?
Дети: Мы будем наблюдать за северным оленем! (аналогично угадать остальных)
-бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы? - песец
-крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки – полярный волк
-отдыхает на льдине, охотится на тюленей, долго может плыть и даже нырять, ревет, косолапит – белый медведь
-ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж
-плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от касатки – тюлень
4. Кто у кого?
Логопед: Наступила полярная весна и в семьях животных появились детеныши.
• У северного оленя и оленихи – появился олененок – появились оленята
• У моржа - ………… - ……….-……………
• У белого медведя - ………… - ………….-……………
• У полярных сов - ……………. - …………..
• У тюленя - ……………-………….-……………
• У полярного волка - ……………-………….-……………
5. Пальчиковая гимнастика « Животные севера».
Логопед: Давайте согреем наши ручки и выучим стихотворение про обитателей Севера.
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)
6. Скажи правильно.
Логопед: Посчитайте, сколько животных обитает рядом с вашей исследовательской станцией?
• 1 песец – 2 …….. – 5 …………….
• 1 морж – 2 …….. – 5 …………….
• 1 медведь – 2 …….. – 5 …………….
• 1 пингвин – 2 …….. – 5 …………….
• 1 касатка – 2 …….. – 5 …………….
• 1 сова – 2 …….. – 5 …………….
7. Звукобуквенный анализ.
Логопед: Ребята, давайте с вами зашифруем слово «касатка». Обозначим каждый звук символом.
Дети совместно с логопедом, последовательно определяют звуки в слове, отмечая у себя на планшетах, и выходя к магнитной доске.
Логопед: Назовите 1-ый звук в слове, дайте ему характеристику.
Дети: К - согласный, твердый, глухой;
Логопед: Назовите 2-ой звук в слове, дайте ему характеристику.
Дети: А - гласный и т.д.
Логопед: Сколько всего звуков в слове?
Дети: В слове 7 звуков.
Логопед: Сколько гласных звуков?
Дети: В слове 3гласных звука А.
Логопед: Сколько согласных звуков?
Дети: В слове 4 согласных звука: К, С, Т, К.
Логопед: Сколько слогов в слове?
Дети: 3 слога КА-САТ-КА
8. Игра «Чья, чей, чьи?»
Логопед: Ребята, рассмотрите в свои бинокли животных крайнего Севера и крайнего Юга. Назовите признаки животных. (Задание на экране компьютера в презентации.)
Например:
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи.
У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца хвост (чей? какой?) ... У моржа
бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?)…У медведя лапы (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ... У волка взгляд (чей? какой?)
9. Задание – раскраска.
Логопед: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы как настоящие исследователи многое узнали и изучили. На память о нашем путешествии я оставлю вам задание – раскраску. Вы раскрасите ее вечером. На следующем занятии мы постараемся придумать сказочную историю про изображенных героев. А сейчас, догадайтесь, почему эта история будет сказочная?
Дети: Эта история сказочная, потому что в природе белый медведь и пингвин не могут встретиться. Они живут на разных полюсах.
10. Рефлексия.
Логопед: Скажите, куда мы совершили путешествие? Кого мы сегодня с вами изучали? Вспомните и назовите любое животное, про которое мы рассказывали стихотворение? Какое слово вы сегодня услышали впервые? Какое животное, обитающее на южном полюсе вы должны раскрасить?
Наше путешествие подошло к концу. Вокруг себя обернись и в детском саду окажись.
Предполагаемый результат:
- развивали артикуляционную моторику;
- актуализировали словарь по теме: «Животные северных стран»;
- обогащали представление о животных Севера, их внешнем виде, образе жизни и повадках;
- формировали навык образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок-;
- формировали навык образования притяжательных прилагательных от существительных;
- формировали навык звукового анализа и синтеза: дети определяли последовательность звуков в слове КАСАТКА и давали им характеристику;
- формировали связную речь: дети формулировали фразы и старались отвечать полным предложением;
- развивали основные психические процессы: слуховое внимание, слухоречевая память, мышление: дети выделяли нужные слова из текста, воспроизводили их через определенное время;
- воспитывали умение слушать ответы друг друга, дети старались не перебивать отвечающего, дополнять информацию, поддерживать и положительно оценивать ответы сверстников.
Дальнейшая работа: обогащение лексического запаса, развитие навыка описания животного, навыка пересказа по теме; развитие связной речи; формирование навыка звукового анализа и синтеза; развитие навыков чтения слогов и слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....
Методическая разработка "Конспект занятия непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности по теме «Транспорт» с использованием современных образовательных технологий.
План-конспект занятия в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий...
Методическая разработка "Конспект занятия непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности по теме «Звук и буква Й» с использованием современных образовательных технологий.
План-конспект занятия в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий...
Методическая разработка "Конспект занятия непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности по теме «Звук и буква Й» с использованием современных образовательных технологий.
План-конспект занятия в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий"...
Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....