План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дудкина Ольга Владимировна

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилагательные»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                       детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки  муниципального                      образования Выселковский район  

План-конспект

коррекционно-образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических средств языка          

в старшей группе компенсирующей направленности

по теме: «Относительные прилагательные»

 Подготовила: учитель-логопед

Дудкина О.В.

Выселки, 2015г.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка на основе закрепления умения детей употреблять относительные прилагательные.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: 

- активизировать словарь детей по теме: «Овощи», «Фрукты»;

- закреплять умение образовывать и употреблять относительные прилагательные  

  от существительных, обозначающих овощи, фрукты;

- упражнять в согласовании прилагател. с существител. в роде, числе и  падеже;

- упражнять в употреблении предлогов В, ИЗ.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать образное мышление и логику;

- развивать внимание и память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;

- воспитывать аккуратность и прививать навыки гигиены.

Оборудование: 

- зеркала;

- муляжи фруктов и овощей;

- предметные картинки: девочка, мальчик.

- демонстрационные предметы: корзина, ваза. 

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в сад и огород. Давайте вспомним, какие фрукты и овощи вы знаете.

Дети называют фрукты и овощи.

II. Введение в тему

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики                 

Мы с вами из фруктов будем варить компот.

                                   Моторика «Компот»

Будем мы варить компот -          (левую ладонь держать «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот.        указательным пальцем правой руки «мешать»)

Будем яблоки крошить,               (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,    

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,           (опять «варить» и «мешать»)

Угостим честной народ.

  1. Работа по развитию артикуляционной моторики

Чтобы хорошо говорить и выговаривать названия фруктов и овощей, нужно потренировать язычок и сделать гимнастику для язычка:


  1. Упражнение «Маятник часов»

Влево – вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

  1. Упражнение «Лопаточка - Иголочка»

Язык лопаткой уложи

И спокойно подержи.

А потом – раз, два, три –

Как иголку заостри.

  1. Упражнение «Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

  1. Упражнение «Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад!

  1. Загадки о фруктах и овощах

Ребята, я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать их.  

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)                                         

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)                                                                  

Синий мундир, желтая подкладка,

А в середине сладко. (Слива)                                           

На сучках висят шары,

Покраснели от жары. (Яблоки)                                                                

Как на нашей грядке выросли загадки,

Крепкие, зеленые, хороши соленые. (Огурцы)    

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом (картошка).

  1. Игра «Соберем овощи в корзину, фрукты - в вазу»

Ребята, перед вами корзина и ваза. Я раздаю вам картинки с изображениями фруктов и овощей. Фрукты нужно положить в вазу, а овощи – в корзину. (дети, выполняя игровые действия, проговаривают фразу в соответствии с демонстрируемым действием и предлогом В, например, Яблоко я положу в вазу, потому что это фрукт.)

  1. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

  1. Игры на развитие внимания и памяти:                                                   «Что с чем поменяли местами?», «Что добавилось?»                                     

Логопед раскладывает на столе картинки с изображением фруктов и овощей. Затем меняет местами картинки и просит детей определить: что с чем поменяли местами. Далее картинки перемешиваются и одна добавляется. Логопед просит детей определить: что добавилось. Игры проигрываются несколько раз.

  1. Игра «Приготовим сок для Сони и Сани»

Ребята, мы с вами будем готовить сок для Сони и Сани.

Для Сони сок из фруктов. Для Сани сок из овощей.

(упражнение в словообразовании относительных прилагательных и составлении с ними предложений с предлогом И3 по образцу)

      Для Сони сок из фруктов                         Для Сани - из овощей

из яблок - яблочный;                                   из моркови - морковный;

из груш - грушевый;                                   из свеклы - свекольный;

из вишен - вишневый;                                   из картофеля -картофельный;

из слив - сливовый;                                   из помидоров - томатный;

из апельсинов - апельсиновый;                из огурцов - огуречный;                

из персиков - персиковый;                         из капусты - капустный;

из абрикосов - абрикосовый.                   из тыквы - тыквенный.

     Образец:     Я приготовлю для Сони из абрикосов абрикосовый сок.

                         Я приготовлю для Сани из помидоров томатный сок.

III. Итог занятия
А сейчас подведём итог нашего занятия.

О чём мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей)

Что нового вы для себя узнали?

Что было особенно интересно?

Понравилось ли вам наше путешествие в сад и огород?

Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовильной к школе группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Наша страна".

Данный конспект содержит игровые упражнения для расширения и уточнения словаря по данной теме, для развития навыков словообразования и словоизменения, а также для воспитания патриотических чувств и лю...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...