План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального
образования Выселковский район
План-конспект
коррекционно-образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических средств языка
в старшей группе компенсирующей направленности
по теме: «Насекомые»
Подготовила: учитель-логопед
Дудкина О.В.
Выселки, 2016 г.
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка на основе закрепления знаний детей по лексической теме «Насекомые».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- формировать у детей обобщающее понятие «Насекомые»;
- обогащать и активизировать словарь по теме «Насекомые»;
- обучать составлению описательных загадок о насекомых.
Коррекционно-развивающие задачи:
- учить понимать и различать названия предметов по признаку одушевлённости-неодушевлённости;
- учить согласованию слов во фразе в Р. и Вин. п. без предлогов, в Тв.п. с предлогами и без них, в П.п.;
- учить образовывать глаголы ед. и мн. числа, муж. и жен. рода настоящего времени;
- упражнять в употреблении в речи предлогов НА, В, НАД, ПОД.
- совершенствовать слоговую структуру слов двух-, трехсложной структуры.
- развивать слуховое и зрительное восприятие и память, произвольное внимание;
- развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
инициативности, ответственности;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность;
- воспитывать у детей культуру речи;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа
Словарная работа:
Существительные: насекомые, комар, жук, бабочка, пчела, муравей, оса, божья коровка; муравейник, улей, гнездо; части тела: голова, туловище, крылья, лапки, усики, хоботок; жало, пятно, соты, мёд.
Глаголы: летать, жужжать, звенеть, махать, искать, ползать, жалить, кусать, строить.
Прилагательные: красивый, чёрный, коричневый, больше, меньше, вредный, полезный.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- презентация «Насекомые»;
- сюжетная картинки «Весной на лугу»;
- картинки с изображением насекомых;
- игрушка Винни-Пух и горшочек с мёдом.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришло письмо от героя из мультфильма.
Он мохнатый, косолапый,
Очень сильно любит мёд…
Кто его нам назовёт?
Дети: - Это Винни-Пух.
II. Введение в тему
- Беседа с детьми
- Винни-Пух приглашает нас на свой День рождения. В письме он прислал «карту» с указанием дороги к его дому. Давайте рассмотрим «карту» (сюжетную картинку «Весной на лугу»), (Слайд №1)
Логопед: - Что на ней нарисовано?
Дети: - Луг, цветы, трава, солнце, небо.
Логопед: - Кого вы видите на карте?
Дети: - Я вижу бабочку (божью коровку, пчелу, муравья, осу, муху, комара).
Логопед: - Как назвать всех одним словом?
Дети: - Насекомые.
Логопед: - Скажите хором – насекомые, прохлопайте это слово по слогам.
Логопед: - Что же нам подарить Винни-Пуху? Что больше всего любит Пух?
Дети: - Мед!
Логопед: - Можно подарить ему горшочек с медом! Да вот беда – его охраняют
насекомые, про которых говорят:
«Полосатые хозяйки над цветами всё летают и нектар с них собирают».
Дети: - Это пчёлы. (Слайд №2)
Логопед: - Мы идём на День Рождение к Винни-Пуху и хотим подарить ему горшочек с мёдом. Пчёлы с нами поделятся, если вы, ребята, выполните задания.
- Составление загадок о насекомых
Логопед: - Задание пчёл: составить о насекомых, которые живут на лугу, загадки.
Логопед: - Что нельзя называть в загадке?
Дети: - Имя насекомого.
На столе лежат перевёрнутые картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, муравья, осы, комара, мухи.
Дети по одному подходят, переворачивают картинки и составляют описательные загадки о насекомых.
Примеры загадок:
- Это насекомое по размеру меньше бабочки и жука. По цвету он коричневый. У него одна голова, одно туловище, шесть лапок, два усика, два глаза, рот. Он ползает, носит веточки и соломинки в свой дом - муравейник. (муравей)
- Это насекомое по размеру больше муравья, но меньше бабочки. По цвету она жёлтая с чёрными полосками. У неё одна голова, одно туловище, одно жало, шесть лапок, два крыла, два усика, два глаза, хоботок. Она летает, собирает с цветков нектар, несёт нектар в улей и складывает его в соты. Приносит пользу человеку – делает мёд. (пчела)
- Это насекомое живёт на лугу. По размеру она больше божьей коровки, муравья. У неё одна голова, одно туловище, шесть лапок, четыре крыла, два усика, два глаза, рот. Она летает, порхает над цветами. Она очень красивая, у неё разноцветные крылья. (бабочка)
Логопед: - Пчёлкам очень понравились ваши загадки, поэтому они решили дать нам горшочек с медом.
Дети: - Спасибо!
- Работа по развитию пальчиковой моторики
- А сейчас поиграем с вашими пальчиками. Моторика «Насекомые».
Прилетела к нам вчера | (машут ладошками) |
Полосатая пчела. |
|
А за нею шмель - шмелёк И весёлый мотылёк, | (на каждое название насекомого загибают один пальчик) |
Два жука и стрекоза, |
|
Как фонарики глаза. | (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам) |
Пожужжали, полетали, От усталости упали. | (машут ладошками. роняют ладони) |
- Физкультминутка «Пчёлы»
Логопед: - Давайте вместе с пчёлами поиграем, по лужайке полетаем!
Пчёлы в поле полетели, (взмахивают руками, расставив их в стороны)
Зажужжали, загудели. (издают жужжание)
Сели пчёлы на цветы (приседают)
Мы играем – водишь ты. (ритмично хлопают, подпрыгивая на месте)
- Игра «Закончи предложение»
Ребята, нам нужно выполнить ещё одно задание пчёл. Я буду читать начало предложения, а вы должны закончить его подходящим по смыслу словом.
Муравей сидел около ... . Жук спрятался под ... . Гусеница сидела на ... . Муха села на ....
Божья коровка ползла по ... . Муха ползла по ....
- Игра «Бывает — не бывает»
Пчёлы придумали для нас новое задание. Нужно прослушать предложения и сказать: «Бывает так или не бывает».
(понимание логико-грамматических конструкций).
Девочка ловит бабочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
- Игра «Подбери признак»
Последнее задание пчёл: «Подберите к насекомым признаки»
бабочка (какая?) — …;
муравей (какой?) — …;
комар (какой?) — …;
жук (какой?) — …;
пчела (какая?) — …;
оса (какая?) — …;
божья коровка (какая?) — …;
шмель (какой?) — …;
III. Итог занятия
- Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями пчёл. Они нам дали мёд, и мы можем идти в гости к Винни- Пуху.
- Сам Винни-Пух вышел вас встречать! (логопед показывает игрушку Винни-Пуха)
- Давайте поздравим его и подарим мёд! (дети «дарят» Винни-Пуху горшочек и поздравляют его. Логопед благодарит детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".
Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/20/picture-261614-1405860508.jpg)
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192280-1359561280.jpg)
Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"
Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные". А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/26/picture-941387-1503755511.jpg)
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/11/picture-33739-1683755033.jpg)
Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».
Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/25/picture-1254864-1669400227.jpg)
Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1411356-1665599921.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"
Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....