План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дудкина Ольга Владимировна

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 2  «Ласточка» станицы Выселки  муниципального

образования Выселковский район  

        План-конспект        

коррекционно-образовательной деятельности                

по развитию лексико-грамматических средств языка

в старшей группе компенсирующей направленности

по теме: «Насекомые»

 Подготовила: учитель-логопед

Дудкина О.В.

                                                   Выселки, 2016 г.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка на основе закрепления знаний детей по лексической теме «Насекомые».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- формировать у детей обобщающее понятие «Насекомые»;

- обогащать и активизировать словарь по теме «Насекомые»;

- обучать составлению описательных загадок о насекомых.

Коррекционно-развивающие задачи:

- учить понимать и различать названия предметов по признаку одушевлённости-неодушевлённости;
- учить согласованию слов во фразе в Р. и Вин. п. без предлогов, в Тв.п. с предлогами и без них, в П.п.;
- учить образовывать глаголы ед. и мн. числа, муж. и жен. рода настоящего времени;
- упражнять в употреблении в речи предлогов НА, В, НАД, ПОД.
- совершенствовать слоговую структуру слов двух-, трехсложной структуры. 

- развивать слуховое и зрительное восприятие и память, произвольное внимание;
- развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

  инициативности, ответственности;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность;

- воспитывать у детей культуру речи;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа

Словарная работа:

Существительные: насекомые, комар, жук, бабочка, пчела, муравей, оса, божья коровка; муравейник, улей, гнездо; части тела: голова, туловище, крылья, лапки, усики, хоботок; жало, пятно, соты, мёд.

Глаголы: летать, жужжать, звенеть, махать, искать, ползать, жалить, кусать, строить.

Прилагательные: красивый, чёрный, коричневый, больше, меньше, вредный, полезный.

Оборудование:

- интерактивная доска;

- презентация «Насекомые»;

- сюжетная картинки «Весной на лугу»;

- картинки с изображением насекомых;

- игрушка Винни-Пух и горшочек с мёдом.

Ход  занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришло письмо от героя из мультфильма.

Он мохнатый, косолапый,
Очень сильно любит мёд…
Кто его нам назовёт?
Дети: - Это Винни-Пух.

II. Введение в тему

  1. Беседа с детьми

- Винни-Пух приглашает нас на свой День рождения. В письме он прислал «карту» с указанием дороги к его дому. Давайте рассмотрим «карту» (сюжетную картинку «Весной на лугу»), (Слайд №1)
Логопед: - Что на ней нарисовано?
Дети: - Луг, цветы, трава, солнце, небо.
Логопед: - Кого вы видите на карте?
Дети: - Я вижу бабочку (божью коровку, пчелу, муравья, осу, муху, комара).
Логопед: - Как назвать всех одним словом? 
Дети: - Насекомые.
Логопед: - Скажите хором – насекомые, прохлопайте это слово по слогам.
Логопед: - Что же нам подарить Винни-Пуху? Что больше всего любит Пух?
Дети: - Мед!
Логопед: - Можно подарить ему горшочек с медом! Да вот беда – его охраняют 
насекомые, про которых говорят:
«Полосатые хозяйки над цветами всё летают и нектар с них собирают».
Дети: - Это пчёлы. (Слайд №2)

Логопед: - Мы идём на День Рождение к Винни-Пуху и хотим подарить ему горшочек с мёдом. Пчёлы с нами поделятся, если вы, ребята, выполните задания.

  1. Составление загадок о насекомых

Логопед: - Задание пчёл: составить о насекомых, которые живут на лугу, загадки.
Логопед: - Что нельзя называть в загадке?
Дети: - Имя насекомого.
На столе лежат перевёрнутые картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, муравья, осы, комара, мухи. 
Дети по одному подходят, переворачивают картинки и составляют описательные загадки о насекомых.

Примеры загадок:

  1. Это насекомое по размеру меньше бабочки и жука. По цвету он коричневый. У него одна голова, одно туловище, шесть лапок, два усика, два глаза, рот. Он ползает, носит веточки и соломинки в свой дом - муравейник. (муравей)
  2. Это насекомое по размеру больше муравья, но меньше бабочки. По цвету она жёлтая с чёрными полосками. У неё одна голова, одно туловище, одно жало, шесть лапок, два крыла, два усика, два глаза, хоботок. Она летает, собирает с цветков нектар, несёт нектар в улей и складывает его в соты. Приносит пользу человеку – делает мёд. (пчела)
  3. Это насекомое живёт на лугу. По размеру она больше божьей коровки, муравья. У неё одна голова, одно туловище, шесть лапок, четыре крыла, два усика, два глаза, рот. Она летает, порхает над цветами. Она очень красивая, у неё разноцветные крылья. (бабочка)

Логопед: - Пчёлкам очень понравились ваши загадки, поэтому они решили дать нам горшочек с медом.
Дети: - Спасибо!
 

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики

- А сейчас поиграем с вашими пальчиками. Моторика «Насекомые».  

Прилетела к нам вчера

       (машут ладошками)

Полосатая пчела.

 

А за нею шмель - шмелёк

И весёлый мотылёк,

       (на каждое название насекомого

        загибают один пальчик)

Два жука и стрекоза,

 

Как фонарики глаза.

       (делают кружочки из пальчиков и

        подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

        (машут ладошками.

         роняют ладони)

  1. Физкультминутка «Пчёлы»

Логопед: - Давайте вместе с пчёлами поиграем, по лужайке полетаем!

Пчёлы в поле полетели,    (взмахивают руками, расставив их в стороны)
Зажужжали, загудели.       (издают жужжание)
Сели пчёлы на цветы         (приседают)
Мы играем – водишь ты.   (ритмично хлопают, подпрыгивая на месте)

  1. Игра «Закончи предложение»

Ребята, нам нужно выполнить ещё одно задание пчёл. Я буду читать начало предложения, а вы должны закончить его подходящим по смыслу словом.

Муравей сидел около ... .                                Жук спрятался под ... .                        Гусеница сидела на ... .                                   Муха села на ....        

Божья коровка ползла по ... .                          Муха ползла по ....

  1. Игра «Бывает — не бывает»

Пчёлы придумали для нас новое задание. Нужно прослушать предложения и сказать: «Бывает так или не бывает».

(понимание логико-грамматических конструкций).

Девочка ловит бабочку.

Девочка поймана бабочкой.

Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку.

Девочка поймала бабочку.

Бабочка поймала девочку.

  1. Игра «Подбери признак»

Последнее задание пчёл: «Подберите к насекомым признаки»

бабочка (какая?) —  …;

муравей (какой?) —  …;

комар (какой?) —  …;

жук (какой?) —  …;

пчела (какая?) —  …;

оса (какая?) —  …;

божья коровка (какая?) —  …;

шмель (какой?) —  …;

III. Итог занятия

- Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями пчёл. Они нам дали мёд, и мы можем идти в гости к Винни- Пуху.

- Сам Винни-Пух вышел вас встречать! (логопед показывает игрушку Винни-Пуха)
- Давайте поздравим его и подарим мёд! (дети «дарят» Винни-Пуху горшочек и поздравляют его. Логопед благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"

Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные".  А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -​грамматических категорий  с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....

Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"

Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....