Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Зимние забавы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Морозова Ольга Борисовна

В конспекте занятия отражена работа по развитию у детей лексико-грамматических средств языка, представлен практический материал по ознакомлению с данной темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: Зимние забавы

Цель: активизация познавательно-речевой деятельности детей

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»;

- образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, чувства рифмы, логического мышления;

- работа над тонкой и общей моторикой, координацией речи с движением;

- активизация речевого дыхания,  плавности и силы выдоха;

- развитие диалогической речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитание уверенности, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;

- формирование навыков коллективной творческой работы, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: демонстрационная картина «Зимние забавы»,  картинки с изображением детских игр зимой, снежинки для упражнения по развитие дыхания, фишки, картинки –раскраски на каждого ребёнка по одной, микрофон, мольберт, магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент

 -  Дети, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

   Запорошила дорожки и раскрасила окошки.

   Радость детям подарила и на санках прокатила.

- О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

2. Беседа о Зиме

- Как вы думаете, какое сейчас время года? ( Зима)

- Что выпадает зимой? (снег)

- Какой снег зимой? (белый, холодный, пушистый, мягкий, липкий или рассыпчатый)

- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)

- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)

- Какая зимой погода? (холодная, морозная, снежная)

- Какой день зимой? ( Короткий).

- Какая ночь? ( Длинная).

- Перечислите  зимние  месяцы. ( Декабрь, январь, февраль).

Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям.

Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

1. Мои новые дружки и блестящи, и легки,

    И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся.

 (Коньки)

                                                                                            
 2. Две новые кленовые подошвы двухметровые:

     На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.

(Лыжи)

  3. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

      За верёвочку-узду через двор коня веду,

      С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу.   (Санки)                                                                                                                     

4.Меня не растили – из снега слепили.

    Вместо носа ловко вставили морковку.

     Глазки – угольки, ручки – сучки.

     Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

-Молодцы, вы хорошо научились отгадывать загадки!
     

3. Дыхательное упражнение «Снегопад»

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они? (красивые, лёгкие, белые, резные)

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

- Давайте, дети, заставим, наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Логопед следит, за тем, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

4. Игра с микрофоном «Назови ласково» 

 Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец            Горка — горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки


5. Физкультминутка. «Зима».

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Едем с горки на ледянках,

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Лепим  крепкие снежки. (Лепят и бросают снежки)

6. Дидактическая игра «Подбери слова»

-Дети, я предлагаю придумать как можно больше слов-действий к зимним словам. За каждое слово дети получают фишку.

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Ветер (что делает? — дует, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются

 7.Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

- Я сейчас выставляю на мольберт  по одной картинке, а вы назовите как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая? за каждое слово дети также получают фишки.

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

-Давайте посчитаем, кто больше всех придумал слов и получил за это наибольшее количество фишек.

Победителя награждаем аплодисментами.

8.Составление предложений о зиме по картине.

-  Какое время года изображено на картине?

- Кого вы видите на картине?

- Что делают дети?

(Логопед напоминает, что отвечать нужно полными предложениями).

9. Итог занятия. Дети, вы хорошо потрудились на занятии, были активными, внимательными. Какие задания были для вас самыми интересными?

 Чтобы  вы ещё лучше запомнили всё о зимних забавах  я дарю вам картинки –раскраски на тему «Зимние игры», вы можете их раскрасить и прикрепить на доску. У нас с вами получится замечательная выставка!


 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовильной к школе группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Наша страна".

Данный конспект содержит игровые упражнения для расширения и уточнения словаря по данной теме, для развития навыков словообразования и словоизменения, а также для воспитания патриотических чувств и лю...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...