Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, дети, вяполняя задания, помогают логопеду справиться с возникшими трудностями и возвращают пропавшую картину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_vesna.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».
Цель: Систематизировать знания и представления детей о весне, как о времени года. Совершенствовать связную речь детей.
Задачи:
• Образовательные:
- закреплять представление детей о весне, как о времени года.
- активизировать и расширять словарь по теме «Весна».
- учить образованию сравнительных степеней прилагательных.
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- закреплять навыки согласования прилагательного с существительными.
- закреплять умение отгадывать загадки.
- закреплять обобщающие понятия.
- закреплять умение составлять связный рассказ с опорой на план-схему.
• Развивающие:
- развивать логическое мышление.
- развивать слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие.
- развивать мелкую и общую моторику.
- развивать самооценку.
• Воспитательные:
- воспитывать умение слушать, реагировать на высказывание сверстников, соблюдать в беседе очередность, продолжить формирование умения работать группой;
- формировать навыки взаимопомощи и взаимовыручки, самостоятельности, инициативности, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ
Доска магнитная, картинки-символы, разрезанная картинка «Весна», конверт, письмо от злого колдуна, мячик, бабочки голубого и оранжевого цвета по количеству детей.
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
Логопед. Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь становитесь в круг, мы с Вами вспомним нашу разминку.
Массаж.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щеки разминаем, чтобы надувались,
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Логопед.
Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!
2. Сообщение темы занятия.
Молодцы. Присаживайтесь на стулья. Послушайте стихотворение и угадайте, о чем мы будем сегодня разговаривать.
ВЕСНА
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт. Г. Ладонщиков
Правильно, ребята мы будем говорить о весне. Посмотрите, какую я Вам принесла картинку. Ой, а картинки то нет! Вместо нее какое-то послание! Прочитаем: «Я забрал Вашу картину, чтобы повесить у себя в замке. Она мне очень нравится, и будет украшать мой тронный зал. Вернуть ее я Вам могу только, если вы справитесь с моими заданиями. За каждый правильный ответ вы будете получать подсказки-символы, с помощью которых составите красивый рассказ о весне. Злой колдун.»
Ребята, что же нам теперь делать? Будем картинку возвращать?
3) Игра «Назови ласково»
А вот и первое задание нам прислал злой колдун:
«Я очень давно не слышал ласковых слов, помогите мне стать чуть-чуть добрее». Ребята давайте назовем слова ласково.
Солнце-солнышко, лужа- лужица Дождь — луг — Цветок — Облако — Птица — вода- дерево-
Жук — ветка- Гнездо- капля — Трава — ручей —
А вот и первая картинка –подсказка появилась, что это ребята? Солнышко.
Что мы можем сказать про солнышко весной? Солнце начинает светить ярче и пригревать, день становится длиннее, а ночь короче.
4) Игра «Хвастунишка»
Следующее задание: «Я живу в самом лучшем замке и у меня все самое лучшее, и Вам меня никогда не обойти». Ребята, давайте покажем колдуну как мы умеем хвастаться.
Что бы нам злой колдун не говорил, мы знаем, что «У нас-то лучше!»
Логопед называет прилагательные, а дети изменяют их по образцу,
У меня в замке воздух теплый — а у нас еще теплее
День светлый — светлее Солнце яркое— ... ночь темная — ...
Гром громкий — ... дерево высокое — ... ветер свежий — ...
Воздух чистый — ... ручей прозрачный — ...
Я сильный — ... машина быстрая — ...
Молодцы хорошо справились с заданием и у нас появилась следующая картинка-подсказка. Что это? Проталины. Как они появляются весной?
5)Игра «Подбери слова».
Дети, слушайте внимательно следующее задание от злого колдуна – про что весной мы скажем:
Теплый – ветер, воздух, день, вечер
Ясное – небо, утро
Красивые – цветы, деревья,
Отлично справились с заданием и вот следующая картинка-подсказка. Что это? Веточка дерева. Что мы скажем про деревья весной? На них набухают почки и потом распускаются листики.
6) Физминутка.
А теперь ребята мы с вами немного отдохнем. Выходите на ковер и выполняйте вместе со мной
«Весна пришла»
Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите, Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).
Молодцы, ребята. Хорошо отдохнули, а у нас появилась следующая картинка-подсказка. Кто это? Это люди. Что начинают люди делать весной? Люди весной одевают более легкую одежду, начинают трудиться на огороде, пускают кораблики в ручейках.
7) Загадки.
Теперь колдун предлагает нам отгадать загадки, если вы будете давать верный ответ, то будет появляться следующая картинка- подсказка:
Снежок растаял и с полей
Бежит по камешкам …
— Ручей —
За окном звенит она
И поет: «Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!»
Слышно с крыши:
«Шлеп-шлеп-шлеп!»
Это маленький потоп.
— Капель —
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
— гнездо —
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
— подснежник —
Наконец река проснулась,
С боку на бок повернулась.
Затрещал, ломаясь, лед,
Значит скоро… Ледоход
А теперь давайте расскажем какое отношение каждая картинка-подсказка имеет к весне:
Ручей – весной, когда тает снег, бегут ручейки;
Сосульки /Капель – солнышко весной пригревает, на крышах появляются сосульки и они капают звонкой капелью;
Гнездо – весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы, они вьют гнезда и выводят в них своих птенцов;
Подснежник – весной начинают распускаться первые цветы - это подснежники;
Ледоход – весной лед на реках тает, трескается, ломается и течение несет его обломки по реке, воды становится много и реки выходят из своих берегов – начинается паводок.
8) Игра «4-ый лишний».
Ребята, появилось следующее задание, я буду называть 4 слова, а вам надо назвать одно слово-лишнее, и объяснить, почему вы так думаете.
Март, май, весна, апрель
Облако, одуванчик, небо, туча.
Плащ, туфли, валенки, кофта.
Воробей, ласточка, жаворонок, аист.
Молодцы ребята, вот и следующая картинка-подсказка появилась. Что это? Животные и насекомые. Что происходит с животными и насекомыми весной?
Насекомые просыпаются. Животные тоже просыпаются, начинают линять.
9) «Собери разрезную картинку».
Ой, ребята в нашем конверте появилось еще что-то. Это же моя картинка, только она почему-то разрезана, злой колдун выполнил свое обещание – вернул картинку, только испортил ее. Давайте ее соберем.
На доске дети складывают картинку-пазл.
10) «Составь рассказ по мнемотаблице».
А теперь с помощью наших картинок-символов давайте составим красивый рассказ о весне. Дети по цепочке составляют рассказ по картине: "Наступила весна. Выглянуло ласковое, тёплое солнышко и стало пригревать землю. Снег начал таять и побежали весёлые, говорливые ручейки. На реках начался ледоход, а затем и весенний паводок. По небу поплыли облака, из которых пошёл дождь. После дождя на земле появилась первая зелёная трава и первые весенние цветы подснежники, мать-мачеха. На деревьях набухли почки и распустились маленькие светло-зелёные листочки. Проснулись насекомые. Из тёплых стран прилетели грачи и стали вить гнёзда на деревьях. Ещё прилетели скворцы и поселились в скворечнике, который смастерили ребята. Маша и Рома надели лёгкую весеннюю одежду, обули резиновые сапожки и пошли гулять. На улице Маша любовалась первыми весенними цветами и проснувшейся красивой бабочкой, а Рома пускал в ручейках бумажные кораблики. В лесу проснулись от спячки медведи, ежи, все звери начали линять, а заяц и белка менять цвет своей шубки. Все рады весне".
11) Итог занятия. Рефлексия.
Ребята, на этом и наше занятие подходит к концу.
Предлагаю вам подойти к нашей весенней картинке. Кому на занятии было легко и всё получалось, тот возьмёт голубую бабочку. Кому на занятии было интересно, но немного трудно выполнять задания, тот возьмёт оранжевую бабочку. Скажите мне, пожалуйста, что вам понравилось на нашем занятии, а что вызвало трудности? Почему Вы взяли кораблик этого цвета? (Ответы детей).
На этом наше занятие закончено, а я вас хочу угостить вот такими сладостями. (Сюрпризный момент).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
Словообразование...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешествие капельки!»
Вашему вниманию представлен конспект интегрированного логопедического занятия совместно с воспитателем, целью которого явялется систематизация знаний и представлений детей о круговороте воды в природе...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (Для детей старшей группы с ОНР).
Тема: "Овощи". Цель: формирование лексико-грамматических средств языка....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе
Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по данной ...