Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (Для детей старшей группы с ОНР).
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)
Тема: "Овощи". Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект фронтального логопедического занятия .Овощи. | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
(Для детей старшей группы с ОНР).
Тема: "Овощи»
Цели: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
1. Образовательные: -активизировать пассивный и активный словарь детей по теме : “Овощи”;
-учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану; различать овощи по
определённым признакам ( по форме, цвету, величине), расширять знания о полезных свойствах овощей;
-учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
2. Коррекционные: -развивать память , внимание и мышление;
-развивать мелкую, общую моторику.
3. Воспитательные: -воспитывать полезные пищевые привычки, любовь к овощам (в плане вкуса);
Оборудование: - демонстрационный материал : картинки овощей, муляжи овощей и натуральные свежие овощи;
- наглядное пособие “Как растут овощи”, наглядное пособие «Собери овощи в корзину»;
-картинно-графический план;
- фонограмма песни «Я , зелёный огуречик»
Ход занятия.
- Организационный момент.
-Ребята , я вам сегодня принесла полную корзину. Посмотрите и назовите хором, что в ней лежит.
(Логопед вытаскивает и показывает детям муляжи овощей, дети называют хором).
- Это : морковка, репа, огурец, помидор, баклажан, капуста, лук ,чеснок….
- Молодцы, правильно всё назвали. А как одним словом можно назвать все эти плоды?
-Правильно, овощи. Овощи – главная составляющая часть еды, которую употребляет человек, без которой человеку не обойтись. Ведь наша пища большей частью состоит из растений. Овощи содержат в себе очень много витаминов, минеральных солей и других полезных веществ необходимых человеку. Если человек будет употреблять достаточное количество разных овощей , то он будет здоров, весел, трудоспособен и сможет сделать много хороших дел. Некоторые овощи обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни. Вот сегодня мы свами подробнее поговорим об овощах и узнаем много интересной информации о них.
- Основная часть.
2.1. Давайте вспомним какие овощи вы знаете и поиграем в игру “Что лишнее”. (Логопед поочерёдно вывешивает серии картинок). Давайте хором назовём по порядку и по слогам, что изображено на картинках. :
1) мор-ковь, ли-сич-ки, о-гу-рец, ка-пус-та .
- Что лишнее? (Лисички). Правильно.
- Почему? Морковь, огурец, капуста-это овощи. Лисички-грибы.
( Аналогично проводится работа по картинкам:
2) бак-ла-жан, ре-па, лук, яб-ло-ко; 3) пе-рец, по-ми-дор, свек-ла, ук-роп;)
2.2. Какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)
- Где растут овощи? (На огороде, на поле)
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год. (Выставляются другие картинки овощей.)
- Овощи на огороде растут по-разному:
- у моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим, а стебли над землёй;
- посмотрите на картинки, назовите у каких ещё овощей плоды растут в земле (редис, редька, чеснок, лук…) . Правильно
-у огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;
- у помидора, гороха, перца. баклажанов- плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”, обсуждается несколько картинок).
- Давайте снова назовём все овощи, которые изображены на картинках (Дети последовательно их называют хором )
-Поднимите руку у кого из вас (у ваших родителей, бабушек и дедушек…) есть огород (дача).Хорошо.
-Вы уже собираете урожай? (Да). Какие овощи вы собирали? (Дети называют с места).
-Молодцы. А если нет огорода, то где можно взять овощи ?(Купить в магазине, на рынке).Правильно.
- Как будет называться магазин, в котором продают овощи? (Овощной) Правильно.
- По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.
(Логопед демонстрирует свежие овощи на подносе)
- Я вам буду показывать овощ, а вы мне его опишите (Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану):
- Что это? (Помидор)
- Помидор – это фрукт или овощ?
- Где растёт? В саду или на огороде?
- Какой по цвету? А какие бывают ещё?
- Какой по форме? А какие бывают ещё?
-А какие названия помидоров вы знаете, т.е. сорта? Мамы или бабушки вам названия говорили? («Бычье сердце», «Айсберг», «Алтаечка», «Гармошка», «Дама» , «Король гигантов», «Малышок» …).
- Поднимите руку, кто любит кушать помидоры .В каком виде их употребляете в пищу? (рассказ нескольких детей).
- С помощью картинно-графического плана аналогично проводится беседа о капусте, моркови.
- Физминутка. (играет музыка, дети повторяют ритмичные движения за логопедом
- -Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи. Давайте это сделаем. (Одни дети выходят по цепочке и собирают овощи, каждый по одному, в корзину; другие дети с места репликами оценивают правильность задания.).Молодцы, справились с заданием.
- Дидактическая игра “Повар и овощи” (Образование относительных прилагательных от существительных).
- Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.
- Если порезать все овощи, смешать их, то получится … что? (салат)
- Какой получился салат? (Получится овощной салат)
- Салат из капусты? (Капустный)
- Из свёклы? (Свекольный)
- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)
- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? (Картофельное)
- Из помидор сделаем сок – Какой сок? (томатный )
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
А вы дома какие блюда из овощей готовили, кушали , назовите (дети перечисляют).
- Ой, как вкусно! Молодцы! Вы кушаете очень полезные продукты-овощи, значит, будете расти здоровыми, красивыми и умными детками.
- Давайте поиграем с вашими пальчиками и ладошками, повторяйте за мной слова и движения (Пальчиковая гимнастика):
У Лариски две редиски,
У Алешки две картошки,
У Сережки – сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(По очереди, на каждую строчку растирать попеременно каждый пальчик).
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим; (ребром ладони бить о другую ладонь)
Мы морковку трем, трем; (тереть кулаком о другую ладонь)
Мы капусту солим, солим;( имитация движений)
Мы капусту жмем, жмем. ( имитация движений)
-Молодцы, все справились .
7. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. О чём мы говорили на занятии?
- Что вы нового узнали об овощах?
- Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии. Молодцы! Кушайте больше овощей и будьте здоровы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».
Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...
- Мне нравится (1)