Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (Для детей старшей группы с ОНР).
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)

Артемьева Светлана Юрьевна

Тема: "Овощи". Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

(Для детей старшей группы с ОНР).

Тема: "Овощи»

Цели: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

1. Образовательные: -активизировать пассивный и активный словарь детей  по теме : “Овощи”;

                                       -учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану; различать овощи по          

                                         определённым признакам ( по форме, цвету, величине), расширять знания о полезных свойствах овощей;

                                       -учить образовывать относительные прилагательные от существительных;

2. Коррекционные:    -развивать память , внимание и мышление;

                                       -развивать мелкую, общую моторику.

3. Воспитательные:    -воспитывать полезные пищевые привычки, любовь к  овощам (в плане вкуса);

Оборудование:             - демонстрационный материал : картинки овощей, муляжи овощей и натуральные свежие овощи;

                                         - наглядное пособие “Как растут овощи”, наглядное пособие «Собери овощи в корзину»;

                                         -картинно-графический план;

                                         - фонограмма песни «Я , зелёный огуречик»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Ребята , я вам сегодня принесла полную корзину. Посмотрите и назовите хором, что в ней лежит.

(Логопед вытаскивает и показывает детям муляжи овощей, дети называют хором).

- Это : морковка, репа, огурец, помидор, баклажан, капуста, лук ,чеснок….

- Молодцы, правильно всё назвали.  А как одним словом можно назвать все эти плоды?

-Правильно, овощи. Овощи – главная составляющая часть  еды, которую употребляет человек, без которой человеку не обойтись. Ведь наша пища большей частью состоит из растений. Овощи содержат в себе  очень много витаминов, минеральных солей и других полезных веществ  необходимых человеку. Если человек будет употреблять достаточное количество разных овощей , то он будет здоров, весел, трудоспособен и сможет сделать много хороших дел. Некоторые овощи обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни. Вот сегодня мы свами подробнее поговорим об овощах и узнаем  много  интересной информации о них.

  1. Основная часть.

2.1. Давайте вспомним какие овощи вы знаете и поиграем в игру “Что лишнее”.  (Логопед поочерёдно вывешивает серии картинок). Давайте хором назовём по порядку и по слогам, что изображено на картинках. :  

                        1) мор-ковь, ли-сич-ки, о-гу-рец, ка-пус-та  .

                      - Что лишнее? (Лисички). Правильно.

                       - Почему?   Морковь, огурец, капуста-это овощи. Лисички-грибы.

                               (   Аналогично проводится работа по картинкам:  

                                 2) бак-ла-жан, ре-па, лук, яб-ло-ко;     3) пе-рец, по-ми-дор, свек-ла, ук-роп;)

         

 2.2. Какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)

           - Где растут овощи? (На огороде, на поле)

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.                    (Выставляются другие картинки овощей.)

- Овощи на огороде растут по-разному:

- у моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим, а стебли над землёй;

- посмотрите на картинки, назовите у каких ещё овощей плоды растут в земле (редис, редька, чеснок, лук…) . Правильно

-у  огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

- у помидора, гороха, перца. баклажанов- плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”, обсуждается несколько картинок).

                               - Давайте снова назовём все овощи, которые изображены на картинках (Дети последовательно их называют хором )

                               -Поднимите руку у кого из вас (у ваших родителей, бабушек и дедушек…) есть огород (дача).Хорошо.

-Вы уже собираете урожай?  (Да). Какие овощи вы собирали? (Дети называют с места).

-Молодцы. А если нет огорода, то где можно взять овощи ?(Купить в магазине, на рынке).Правильно.

- Как будет называться магазин, в котором продают овощи? (Овощной) Правильно.

  1. По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Логопед демонстрирует свежие овощи на подносе)

- Я вам буду показывать овощ, а вы мне его опишите  (Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану):

- Что это? (Помидор)

- Помидор – это фрукт или овощ?

- Где растёт? В саду или на огороде?

- Какой по цвету? А какие бывают ещё?

- Какой по форме? А какие бывают ещё?

-А какие названия помидоров вы знаете, т.е. сорта? Мамы или бабушки вам названия говорили? («Бычье сердце», «Айсберг», «Алтаечка», «Гармошка», «Дама» , «Король гигантов», «Малышок»   …).

- Поднимите руку, кто любит кушать помидоры .В каком виде их употребляете в пищу? (рассказ нескольких детей).

  1. С помощью картинно-графического плана аналогично проводится беседа о капусте, моркови.

  1. Физминутка. (играет музыка, дети повторяют  ритмичные движения за логопедом

  1. -Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи. Давайте это сделаем. (Одни дети выходят по цепочке и собирают овощи, каждый по одному, в корзину; другие  дети  с места репликами оценивают правильность задания.).Молодцы, справились с заданием.

  1. Дидактическая игра “Повар и овощи”  (Образование относительных прилагательных от существительных).

- Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.

- Если порезать все овощи, смешать их, то получится … что?    (салат)

- Какой получился салат? (Получится овощной салат)

- Салат из капусты? (Капустный)

- Из свёклы? (Свекольный)

- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? (Картофельное)

- Из помидор сделаем сок – Какой сок?  (томатный )

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

А вы дома какие блюда из овощей готовили, кушали , назовите (дети перечисляют).

- Ой, как вкусно! Молодцы! Вы кушаете очень полезные продукты-овощи, значит, будете расти здоровыми, красивыми и умными детками.

  1. Давайте поиграем с вашими пальчиками и ладошками, повторяйте за мной слова и движения (Пальчиковая гимнастика):

У Лариски две редиски,

У Алешки две картошки,

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

 (По очереди, на каждую строчку растирать попеременно каждый пальчик).

             «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим; (ребром ладони бить о другую ладонь)

Мы морковку трем, трем; (тереть кулаком о другую ладонь)

Мы капусту солим, солим;( имитация движений)

Мы капусту жмем, жмем. ( имитация движений)

               -Молодцы, все справились .

              7.   Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. О чём мы говорили на занятии?

- Что вы нового узнали об овощах?

- Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии. Молодцы! Кушайте больше овощей и будьте здоровы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».

Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...