Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Габдуллина Альфина Рифкатовна

Словообразование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико – грамматических средств языка (в старшей группе)

Тема: Словообразование.

Цель: Практическое использование в речи существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением при помощи суффиксов: ИК,ЧИК, ОК, К.  Формирование словообразовательных умений и навыков.

2. Коррекционно – развивающие: Развивать наблюдательность к языковым явлениям.

3. Коррекционно – воспитательные: Воспитывать доброжелательность.

Оборудование: Парные предметные картинки, различающиеся размером, карточки – символы больших и маленьких предметов, разные по размеру овощи: морковь – морковка, помидор – помидорчик, лук – лучок, перец – перчик, огурец - огурчик; магнитная доска, магниты ученические.

Лексический материал

Слова: Гномик, домик, зонтик, карандашик, флажок, листок, топорик, мячик, пирамидка, рябинка, березка, дубок, яблонька, морковка, помидорчик, лучок, перчик, огурчик.

Стихотворение:

Жил да был веселый гном,

Он себе построил дом.

Рядом жил поменьше гномик,

Он себе построил домик.

Фразы:

У гнома растет дуб. У гномика растет дубок. У гнома растет береза. У гномика растет березка. У гнома растет рябина. У гнома растет рябинка.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

               Логопед: Сядет тот, кого я назову ласково.

  1. Обучающий этап.

        1  . Логопед: Посмотрите, кто пришел к нам в гости?

              Дети: Гномы.

              Логопед: Они одинаковы?

              Дети: Нет.

              Логопед: Какие они по размеру?

Дети: Один гном большой, другой – маленький.

Логопед: Этот… (Показ + пауза или показ + беззвучная артикуляция).

Дети: Большой.

Логопед: А этот- …

Дети: Маленький.

Логопед: Они разные по размеру, будем звать их по – разному: гном – гномик (показ).    

2.Логопед: Ребята, ветер – проказник перепутал у гномов все вещи. Помогите выбрать вещи нужного размера для гнома и гномика. Выполнять будет тот, на кого я покажу рукой.

Контрольный вопрос: Правильно Динар подобрал вещи по размеру?

Логопед: Ребята, послушайте, как по – разному я называю большие и маленькие вещи: мяч-мячик, зонт-зонтик, карандаш-карандашик, топор-топорик, пирамида-пирамидка. Дети подсказывают слова.

Логопед: Ребята, мы одинаково называли большие и маленькие вещи?

Дети: Нет.

3 . Логопед: Возьмите конверты с края стола, достаньте из них карточки. Сейчас я буду читать стихотворение. Подскажите, какой карточкой мы будем обозначать большие предметы (дети поднимают нужную карточку) , маленькие (Дети поднимают карточку с символом маленького предмета).

Логопед: Жил да был веселый гном, Он себе построил дом. Рядом жил поменьше гномик, Он себе построил домик.

Логопед: А теперь помогите прочитать мне это стихотворение:

                  Жил да был веселый…

                   Он себе построил…

                    Рядом жил поменьше…

                    Он себе построил…

  1. Физминутка «Гадание на ромашке».

Ромашка , ромашка-

Белая рубашка.

С ладошкой играю,

На ромашке гадаю:

Любит,

Не любит,

Любит,

Не любит,

Любит!

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Дидактическая игра: «Собери картинку».

Логопед: Переверните картинки, которые лежат на ваших столах. Слушайте задание: Посади дерево в сад к гному или к гномику.

По очереди дети выходят и ставят свое дерево на магнитную доску.

Логопед: Назовите свое дерево.

Ответь: У кого что растет?

Дети: У гнома растет дуб. У гномика растет дубок. У гнома растет береза (рябина). У гномика растет березка (рябинка).

Формирование словообразовательных умений и навыков.

Логопед: Ребята, как вы думаете, можно одинаково назвать сад у гнома и сад у гномика?

Дети: Нельзя.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что у гномика маленький садик.

  1. Итог.

Логопед: Ребята, вы так хорошо занимались, что гномы решили вас угостить. Угощение получит тот ,кто правильно назовет большой или маленький овощ. Можно взять два разных предмета – большой и маленький. Что ты берешь?
Дети: Я беру морковь и помидорчик. Я беру огурец и морковку.  Я беру огурчик и лук. Я беру помидор и лучок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

План занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (старшая группа)

Примерный план занятий по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (старшая группа)...