Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Словообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnoe_logopedicheskoe_zanyatie_po_formirovaniyu_leksiko.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико – грамматических средств языка (в старшей группе)
Тема: Словообразование.
Цель: Практическое использование в речи существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением при помощи суффиксов: ИК,ЧИК, ОК, К. Формирование словообразовательных умений и навыков.
2. Коррекционно – развивающие: Развивать наблюдательность к языковым явлениям.
3. Коррекционно – воспитательные: Воспитывать доброжелательность.
Оборудование: Парные предметные картинки, различающиеся размером, карточки – символы больших и маленьких предметов, разные по размеру овощи: морковь – морковка, помидор – помидорчик, лук – лучок, перец – перчик, огурец - огурчик; магнитная доска, магниты ученические.
Лексический материал
Слова: Гномик, домик, зонтик, карандашик, флажок, листок, топорик, мячик, пирамидка, рябинка, березка, дубок, яблонька, морковка, помидорчик, лучок, перчик, огурчик.
Стихотворение:
Жил да был веселый гном,
Он себе построил дом.
Рядом жил поменьше гномик,
Он себе построил домик.
Фразы:
У гнома растет дуб. У гномика растет дубок. У гнома растет береза. У гномика растет березка. У гнома растет рябина. У гнома растет рябинка.
Ход занятия
- Организационный этап.
Логопед: Сядет тот, кого я назову ласково.
- Обучающий этап.
1 . Логопед: Посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети: Гномы.
Логопед: Они одинаковы?
Дети: Нет.
Логопед: Какие они по размеру?
Дети: Один гном большой, другой – маленький.
Логопед: Этот… (Показ + пауза или показ + беззвучная артикуляция).
Дети: Большой.
Логопед: А этот- …
Дети: Маленький.
Логопед: Они разные по размеру, будем звать их по – разному: гном – гномик (показ).
2.Логопед: Ребята, ветер – проказник перепутал у гномов все вещи. Помогите выбрать вещи нужного размера для гнома и гномика. Выполнять будет тот, на кого я покажу рукой.
Контрольный вопрос: Правильно Динар подобрал вещи по размеру?
Логопед: Ребята, послушайте, как по – разному я называю большие и маленькие вещи: мяч-мячик, зонт-зонтик, карандаш-карандашик, топор-топорик, пирамида-пирамидка. Дети подсказывают слова.
Логопед: Ребята, мы одинаково называли большие и маленькие вещи?
Дети: Нет.
3 . Логопед: Возьмите конверты с края стола, достаньте из них карточки. Сейчас я буду читать стихотворение. Подскажите, какой карточкой мы будем обозначать большие предметы (дети поднимают нужную карточку) , маленькие (Дети поднимают карточку с символом маленького предмета).
Логопед: Жил да был веселый гном, Он себе построил дом. Рядом жил поменьше гномик, Он себе построил домик.
Логопед: А теперь помогите прочитать мне это стихотворение:
Жил да был веселый…
Он себе построил…
Рядом жил поменьше…
Он себе построил…
- Физминутка «Гадание на ромашке».
Ромашка , ромашка-
Белая рубашка.
С ладошкой играю,
На ромашке гадаю:
Любит,
Не любит,
Любит,
Не любит,
Любит!
- Закрепление изученного материала.
- Дидактическая игра: «Собери картинку».
Логопед: Переверните картинки, которые лежат на ваших столах. Слушайте задание: Посади дерево в сад к гному или к гномику.
По очереди дети выходят и ставят свое дерево на магнитную доску.
Логопед: Назовите свое дерево.
Ответь: У кого что растет?
Дети: У гнома растет дуб. У гномика растет дубок. У гнома растет береза (рябина). У гномика растет березка (рябинка).
Формирование словообразовательных умений и навыков.
Логопед: Ребята, как вы думаете, можно одинаково назвать сад у гнома и сад у гномика?
Дети: Нельзя.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что у гномика маленький садик.
- Итог.
Логопед: Ребята, вы так хорошо занимались, что гномы решили вас угостить. Угощение получит тот ,кто правильно назовет большой или маленький овощ. Можно взять два разных предмета – большой и маленький. Что ты берешь?
Дети: Я беру морковь и помидорчик. Я беру огурец и морковку. Я беру огурчик и лук. Я беру помидор и лучок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"
Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии
В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....
План занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (старшая группа)
Примерный план занятий по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (старшая группа)...
- Мне нравится (1)