Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешествие капельки!»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Вашему вниманию представлен конспект интегрированного логопедического занятия совместно с воспитателем, целью которого явялется систематизация знаний и представлений детей о круговороте воды в природе, о роли воды для всего живого, а так же совершенствование связной речи и лексико-грамматического строя речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 23.59 КБ |
Презентация к занятию. | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешествие капельки!»
Цель: Систематизировать знания и представления детей о круговороте воды в природе, о роли воды для всего живого, необходимости её сбережения. Совершенствовать связную речь детей.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять элементарные представление о круговороте воды в природе.
- активизировать и расширять словарь по теме «Вода».
- закреплять навыки подбора обобщающих понятий.
- учить подбирать слова-признаки и слова-действия к словам-предметам.
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- закреплять навыки словообразования, падежного управления (Д. п., П.п.), составления предложений с заданным словом.
- закреплять умение подбирать слова-антонимы.
- закреплять умение составлять связный рассказ с опорой на план-схему.
Развивающие:
- развивать логическое мышление.
- развивать слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие.
- развивать мелкую и общую моторику.
- развивать пространственную ориентировку на плоскости листа бумаги.
- развивать самооценку.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
- формировать навыки взаимопомощи и взаимовыручки, самостоятельности, инициативности, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ
Презентация мультимедиа, звуковые файлы (неречевые звуки), магнитофон, проектор, экран, глобус, кукла — капелька воды, банка с горячей водой, зеркало, листы бумаги А4 с изображением неба и земли, трафареты-наклейки на каждого ребёнка (туча, ручей, капли, облако, солнце), клей-карандаш на каждого ребенка, предметные картинки по лексическим темам для обобщения, мячик, доска с изображением озера и кораблики красного и зеленого цвета по количеству детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед:
Ребята, здравствуйте!
Сегодня у нас необычное занятие, я вам предлагаю отправиться в путешествие. Вы согласны? А чтобы узнать какие нас ждут приключения, давайте с вами послушаем звуки и угадаем, что это?
Дети прослушивают звуковые файлы и отгадывают: ручей журчит, дождь идёт, море шумит, капли капают.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед:
Молодцы, ребята, а теперь отгадайте загадку:
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
Ребята, а вода у нас состоит из множества капелек, и к нам в гости пришла вот такая замечательная капелька воды.
Воспитатель с куклой капелькой:
- Здравствуйте, ребята!
Я – водяная капелька, я очень всем нужна.
Покапаю, покапаю – получится вода!
Я приглашаю вас совершить путешествие, где мы сможем познакомиться с одним из удивительных явлений на нашей планете – круговоротом воды в природе. Ну что, согласны?
Вместе мы составим карты нашего путешествия, где будем отмечать наш маршрут. Сейчас карты пустые, постепенно мы их будем заполнять.
Покажите, где на карте правые углы, левые углы, какие углы вверху, внизу.
Покажите правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол.
3. Основная часть занятия.
Воспитатель с куклой-капелькой:
Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла (показываем глобус). Вы узнали что это? Да, это глобус – модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. (слайд 1). Давайте посмотрим, что же мы можем увидеть на глобусе, тут и разные страны, леса и горы. Посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего? Верно, синего и голубого, он означает моря и океаны. А теперь представьте, что на земле вся вода исчезла, что будет (Без воды все живое погибнет). Всему живому, в том числе и растениям, нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех, до семи). Взгляните на эти две картинки (пустыня, берег у реки). (слайд 2) В пустыне нет воды, а вот как красиво выглядит берег у реки. (слайд 3) Без воды не сделать очень многих простых дел. Воду ничем не заменить! Поэтому воду надо беречь. После пользования водопроводным краном его обязательно надо закрывать! Не бросать мусор в водоемы!
Дети, нам капелька хочет рассказать стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб
А мы из крана – кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря –
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет… Берегите воду!
Ребята, а для чего вы используете воду? (слайд 4) (Пить, поливать, купаться, мыться, тушить огонь, варить, плавать, рисовать, стирать, обливаться, плескаться, сделать фонтан).
а) Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Логопед:
А сейчас мы поиграем в игру, вы будете брать картинку, называть одним словом, что там нарисовано и составлять предложение, почему этим объек-там нужна или не нужна вода. Ответ даем полным предложением.
Предлагаемые картинки: Примерные предложения:
синица, ворона, ласточка (птицы); Птицы пьют воду.
берёза, ёлка (деревья); Деревьям нужна вода.
щука, карась (рыбы); Рыбы живут в воде.
кузнечик, бабочка, жук (насекомые); Насекомые пьют воду.
Слон, лев, волк (животные) Животные пришли пить воду.
Девочка, бабушка, мальчик (люди) Людям нужна вода.
Ромашка, роза (цветы) Цветы засохнут без воды.
Камни, компьютер, телефон Им не нужна вода. Это неживые предметы.
Барабан, пианино, труба Им не нужна вода. Это музыкальные ин- струменты.
Конечно же, вода необходима всему живому, без воды всё живое на земле погибнет, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода — это основа жизни.
Ребята, давайте спросим у нашей капельки, откуда она здесь появилась?
Воспитатель с куклой капелькой:
Посмотрите на картинку, (слайд 5) я прилетела к вам из тучи. Возьмите у себя на столе тучку и приклейте ее на ваших картах в правом верхнем углу. А теперь возьмите капельки и приклейте их, как они падают к нам на землю. (слайд 6)
б) Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед:
Ребята, наша капелька какая по размеру? (маленькая) Давайте порадуем нашу гостью и поиграем в игру «Назови ласково».
Капля — … (капелька) река — … (речка) дождь — … (дождик) облако — … (облачко) туча — … (тучка) лужа — … (лужица) пруд — … (прудик) вода – водичка, струя – струйка, водопад – водопадик.
Воспитатель с куклой капелькой:
Ребята, а сколько капелек падает из тучки? (много). Когда все эти капельки падают на землю, что получается? (Лужи, ручейки). Давайте приклеим внизу нашей карты ручеек, который бежит по земле и попадает в озеро. (слайд 7)
Ой, смотрите, от ваших ласковых слов на небе выглянуло солнышко. (слайд 8)
в) Подбор прилагательных к имени существительному.
Логопед:
Давайте расскажем нашей гостье, какое оно? (тёплое, яркое, жёлтое, ласковое, лучистое и т.д.)
Приклейте солнышко вверху посередине на карте. (слайд 9)
г) Подвижная игра «Прыг-скок».
Воспитатель с куклой капелькой:
Ребята мне так тепло и радостно, я хочу с вами поиграть. Выходите ко мне на ковер. Становитесь в одну линию (в шеренгу). Я буду говорить вам слова: при слове «суша» и всеми другими совами, обозначающими землю, например: берег, земля, остров, все делают один прыжок вперед; при слове «вода» или другими словами ее обозначающими (море, река, залив, океан, озеро, лужа) – все делают один прыжок назад. А я посмотрю какие вы внимательные и ловкие.
Логопед:
Ребята садитесь на свои места, скажите мне, что стали делать теплые солнечные лучи с капельками, которые попали вместе с ручейком в озеро?
Воспитатель с куклой капелькой:
Теплые солнечные лучи стали нагревать капельки в озере.
Логопед:
Вот в эту банку я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и по-смотрим, что происходит с нагретой водой.
Логопед открывает банку, из нее поднимается пар.
Если сильный, сильный жар, из водицы будет … (пар).
- Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх. Банка закрывается.
Воспитатель с куклой капелькой:
Вот так и я вместе со своими сестричками нагреваюсь солнечными лучами и отправляюсь прямо вверх на небо. (слайд 10). Приклейте капельки на левую часть карты над озером, посмотрите внимательно капельки теперь летят вверх на небо, узкие края направлены к озеру, а широкие вверх. (слайд 11)
д) Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Логопед:
Ребята, посмотрите на свои карты, наша капелька отправилась в обратный путь, она спустилась к нам из тучи, а теперь опять поднимается на небо и я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот».
Подбор антонимов
Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).
Ручеек узкий, а река … (широкая).
Земля черная, а снег … (белый).
Родник чистый, а лужа … (грязная).
Вода холодная, а пар … (горячий).
Река близко, а море … (далеко).
Пруд маленький, а океан … (большой).
Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).
Что получилось из капелек? (получилось белое облачко). Найдите левый верхний угол. Приклейте там облачко на карте. (слайд 11)
- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
- Давайте еще раз откроем банку и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть.
Если пар вдруг охладится, превратится он в … (водицу).
Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на небе, остывшая капелька снова становится водой, а вместе с ней ее сестры -капельки. И становится облачко тяжелой дождевой тучей. Вскоре из тучи идет дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами возвращается опять на землю.
Воспитатель с куклой капелькой:
Ребята, вот мы и совершили такое необыкновенное путешествие. Я вместе со своими сестричками отправляюсь обратно на небо, а у вас в подарок остается карта нашего путешествия. Это круговорот воды в природе. Капельки всегда возвращаются обратно! До свидания!
е) Игра «Расскажи».
Логопед:
И сейчас я предлагаю вам с помощью нашей карты составить рассказ о круговороте воды в природе. Помните, что мы должны использовать красивые полные предложения.
Дети по очереди, а затем несколько человек самостоятельно составляют рассказ с опорой на план-схему.
Когда в тучке накапливается очень много капелек, им становится тесно. Тогда тучка посылает капельки на землю, наказывает им пролиться теплым дождиком, напоить землю, растения, животных, пополнить водоемы, а затем возвратиться! И вот летят капельки из тучки на землю. Попрыгают, поиграют, но скучно им поодиночке прыгать. Собираются они вместе и текут маленькими веселыми ручейками. Встречаются ручейки и становятся большой широкой рекой. Плывут капельки в широкой реке, путешествуют. Течет-течет речка и попадает в чистое озеро. Плавают капельки в озере, а потом солнышко пригревает. Становятся капельки легкими-легкими и тянутся вверх, превращаются в маленькие легкие пушистые облака, и возвращаются к тучке. Через некоторое время тучка опять отправит капельки на землю в виде дождика.
4. Итог занятия. Рефлексия.
Ребята, на этом и наше путешествие подходит к концу.
Предлагаю вам подойти к нашему озеру. (слайд 12). Кому на занятии было легко и всё получалось, тот возьмёт зелёный кораблик. Кому на занятии было интересно, но немного трудно выполнять задания, тот возьмёт оранжевый кораблик. Скажите мне, пожалуйста, что вам понравилось на нашем занятии, а что вызвало трудности? Почему Вы взяли кораблик этого цвета? (Ответы детей).
На этом наше занятие закончено, а подружка капелька дарит вам замеча-тельные наклейки, которые вы нашли на своих корабликах. (Сюрпризный момент).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации
Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
Словообразование...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».
Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...