Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животные рассчитан на изучение начинающими логопедами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятие. Тема: домашние животные. | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема: Домашние животные.
Цели: коррекционно-образовательные:
-расширять и закреплять знания детей о домашних животных;
-закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
коррекционно-развивающие:
-расширять и уточнять словарь;
-формировать лексико-грамматические средства языка;
-развивать навыки составления описательного рассказа;
коррекционно-воспитательные:
развивать у детей внимание, мышление, наблюдательность;
воспитывать у детей любовь к животным и уважение к труду взрослых.
Оборудование: флажок, игрушечный руль, берет и кисти для художника, конверт; картинный материал: скотный двор, семьи животных около своего жилища (Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. Домашние и дикие животные средней полосы. (Программа «Я – человек»).
Словарь по теме: существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, корова, бык, теленок, овца, баран, ягненок, коза, козел, козленок, свинья, боров, поросенок, собака, пес, щенок, щенята, кот, кошка, котенок, морда, лапы, копыта, вымя, польза;
Действия: ухаживать, охранять, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать;
Признаки: травоядные, млекопитающие, хищные.
Ход занятия
1. Организационный момент.
В игровой зоне расставлены стулья в четыре продольных ряда с проходом посередине, один стул впереди остальных (автобус). На «водительском» стуле лежит руль.
-Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в деревню. Ира будет экскурсоводом, тебе флажок. Степа будет художником, тебе берет и кисти, а Алеша водитель автобуса.
Едем. Мимо елей, мимо пней.
Вот деревня! Ждет гостей.
2. Сообщение темы занятия.
-Что за шум стоит вокруг?
Громко лает старый пес,
Вот заржали кони вдруг:
Конюх им овса принес.
Здесь мычит корова: «Му-у»,
Вторит ей овечий хор.
И никак я не пойму,
Что за странный это двор?
Выставляется сюжетная картинка «Скотный двор».
-Экскурсовод, куда мы попали? (Это скотный двор.)
-Дети, кто живет на скотном дворе? (Корова, лошадь, свинья, овцы.)
-Как можно двумя словами назвать всех обитателей скотного двора? (Домашние животные.)
-Каких вы еще знаете домашних животных? (Кошка, коза, кролик, собака.)
-Мы в гостях у домашних животных.
3. Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических средств языка.
-Пока мы с вами беседовали, наш художник успел кое-что подготовить. Степа, покажи, что у тебя там?
Степа-художник приносит конверт.
-На конверте написано: «Отгадай загадку, увидишь отгадку!»
Тяжело стучат копыта,
Вымя молоком налито,
Длинный хвост, рога дугой…
Ждут кормилицу домой.
(Корова)
Логопед достает из конверта и вывешивает картинку.
Бежит толстушка,
Хвостик – завитушка,
Ушки пирожком,
Рыльце пятачком,
На ногах копытца –
Торопится к корытцу.
(Свинья)
Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Овца)
Кто там скачет так игриво
Развевая хвост и гриву?
(Лошадь)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Любит кушать он морковку
И капусту для сноровки,
А следит за клеткой Толик,
Там живет пушистый…
(Кролик)
Мордочка усатая,
Спинка полосатая,
Лапкой умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
Идет, бородой трясет,
Травки росит: «Ме-е-е,
Дай-те вкусной мне.»
(Коза, козел)
«Кто как выглядит». Составление описательного рассказа.
-Какие интересные картинки! Красивые животные! Сейчас я расскажу о корове. Слушайте внимательно, потом вы расскажете о других животных.
Это корова. У нее большая голова, на голове рога. Туловище коровы покрыто короткой шерстью. Четыре длинных ноги и копыта. У коровы длинный тонкий хвост с кисточкой, которым она отмахивается от насекомых.
-А это кошка. Кто хочет рассказать про кошку?
Дети по очереди составляют рассказ с опорой на картинку, данный логопедом образец и стимулирующие вопросы.
«Кто чем питается». Усвоение категории творительного падежа имен существительных.
-Чем питается (называем последнее описанное животное) лошадь? (Травой, сеном, овсом.)
-Чем питается кролик? (Травой, морковкой, капустой.)
-Чем питается коза? (Травой, сеном.)
-Чем питается кошка? (Молоком, мясом (мышами), рыбой.)
-Чем питается собака? (Костями, мясом.)
-Чем питается свинья? (Травой, овощами, зерном.)
-По тому, чем питаются животные, их делят на две группы: хищники – питаются мясом, и травоядные (повторяют хором), которые питаются растительной пищей, травой. Кто из домашних животных хищник? (Собака, кошка.) Остальные домашние животные, какие? (Травоядные.)
Физминутка.
-Все встаньте. Повторяйте за мной слова и движения.
Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
«Кто где живет». Практическое употребление притяжательных прилагательных.
-Ребята, вы знаете, кто заботится о домашних животных? (Человек.) он кормит животных, строит им жилище. Вот коровий дом. Коровий дом называется коровник или хлев. Чей это дом? (Собачий дом.) Как называется собачий дом? (Конура, будка.) (овечий дом – ясли, хлев; козий дом – хлев, сарай; лошадиный дом – конюшня, стойло; свиний дом – свинарник; кроличий дом – клетка.)
«Семьи животных». Согласование числительного с существительным.
-На наших картинках животные со своими семьями. Давайте назовем членов семьи: коза, козел, козленок. Сколько у козы козлят? (Два козленка.) Это кто? (Свинья, боров, поросенок.) Сколько у свиньи поросят? (Три поросенка.) (Овца, баран, ягненок; два ягненка. Лошадь, конь, жеребенок. Собака, пес, щенок; два щенка. Кошка, кот, котенок; два котенка.)
-Домашние животные вскармливают своих детенышей молоком, поэтому их называют млекопитающие. Повторите по слогам: мле-ко-пи-та-ю-щи-е.
«Кто как голос подает».
-На скотном дворе что-то случилось! Слышите? Нет? Я слышу, и вам расскажу. Слушайте внимательно.
Замяукали котята:
Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята,
Хрюкать!
А за ними жеребята,
Не желаем больше ржать.
Мы хотим, как козлята
Блеять!
Не хотят ягнята мекать.
Не хотят щенята лаять.
Свинки замяукали: мяу-мяу,
Кошечки захрюкали: хрю-хрю.
Жеребята, как козлята: ме-е-е.
И-го-го заржал козленок,
А в ответ: гав-гав – ягненок.
Там щенята на траве: бе-е-е.
-Вот такая путаница произошла. Давайте подскажем детенышам кто как говорит. Что должны делать котята? (Мяукать.) Поросята? (Хрюкать.) Жеребята? (Ржать.) Ягнята? (Блеять.) Щенки? (Лаять.)
«Кто какую пользу приносит».
-Собака стережет дом, охраняет хозяина. Какую пользу приносят другие домашние животные? (Корова дает молоко, мясо. Лошадь запрягают и перевозят грузы, пашут. Кролик дает мясо, шкурку, пух. На лошади ездят. Кошка ловит мышей. Свинья дает мясо, кожу. Овца и коза дают шерсть, мясо, молоко.)
-В деревне очень интересно, но нам пора домой.
Водитель, мимо елок, мимо пней,
В город нас вези скорей.
Итог занятия.
-Где мы сегодня побывали? (На скотном дворе.) Кого мы там видели? (Домашних животных.) Животные, которые питаются мясом, как называются? (Хищники.) А которые питаются растительной пищей? (Травоядные.) почему домашних животных называют млекопитающими? (Потому, что они кормят своих детенышей молоком.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».
Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешествие капельки!»
Вашему вниманию представлен конспект интегрированного логопедического занятия совместно с воспитателем, целью которого явялется систематизация знаний и представлений детей о круговороте воды в природе...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языкаи развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНРпо лексической теме «Транспорт»...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое раз...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы...