Конспект КНОД для детей старшей логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кульбакова Ирина Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Дом» для детей старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_logopeda.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Дом» для детей старшей логопедической группы

 «Новоселье домовёнка Кузи».

                                                           Подготовила: учитель - логопед

                                 И.Н. Кульбакова

Михайловск, 2018 г.

Цель: Формирование лексико- грамматических категорий  и связной речи у детей с ОНР (II-III уровня. Дизартрия.)

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- Расширять и активизировать  словарь по теме.

- Закрепить понятие  «гласный звук».

- Продолжать формировать навыки произношения гласных звуков  длительно, коротко, громко, тихо.

- Формировать умение выделять звук «О» в начале и  в конце слова.

- Формировать умение  образовывать сложные и относительные прилагательные.

- Формировать умение образовывать однокоренные слова.

- Формировать навыки составления простых распространенных предложений по графическим схемам.

- Формировать умение согласовывать существительные с числами 1, 2, 5.

- Упражнять в подборе слов – антонимов посредством игры Танграм.

- Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных существительных.

Коррекционно – развивающие:

- Развивать артикуляционный аппарат.

- Развивать речевое дыхание.

- Способствовать развитию голосового аппарата.

- Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма, умение двигаться в такт под музыку.

- Развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать навыки организационного поведения, умение слушать сверстников.

- Воспитывать чувство взаимопомощи.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала на каждого ребенка,  интерактивная доска, ноутбук, презентация с подобранными заданиями к каждому этапу НОД,ткань (имитация ковра -самолета), варежки со снежинками на каждого ребенка, схемы и разрезные фигуры для игры «Танграм».

Предварительная работа: беседа на тему: «Дом и его части», «Город – деревня, рассматривание иллюстраций, чтение сказки: «Три поросенка»,  работа с графическими схемами, разучивание текста и движений под музыку: «Пять домовых»

Организация и методика проведения образовательной деятельности

  1. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)

Л: - Доброе утро, дети. Посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Поздоровайтесь с ними. Подарите гостям свои улыбки.

Л: - С добрым утром, начат день,

       Первым делом гоним лень.

       На занятии не зевать, красиво четко отвечать.

       А чтобы вы правильно говорили,

       мы сделаем гимнастику.

  Артикуляционная гимнастика. Самомассаж щек (перед зеркалами ).

«Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.

«Погреем щечки»- растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

«Барабанит дождик»- набрать в щеки воздух и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.

«Умыли личико»- ладонями обеих рук  производить легкие поглаживающие  движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

«Заборчик»

«Бублик»

 «Хомячок сытый»

«Хомячок голодный»

II. Основная часть (содержательно-деятельный этап)

   Л: -Ребята, слышите звук (аудиозапись)- на электронную почту детского сада  пришло письмо, прочтем его: «Дорогие ребята, приглашаю вас к себе домой на новоселье. С уважением, домовенок Кузя!».

   Толкование слова «новоселье».

Новоселье – праздник в честь обновления, ремонта или покупки нового жилого помещения (квартира, дача, дом).

  Л: - В письме указан адрес: Сказочный город, ул. Весёлая д. 7. Адрес есть у каждого дома.

Дима, назови свой адрес (2-3 ребенка).

- Кузя живет в Сказочном городе, поэтому полетим мы на ковре- самолете.

Л: -В пути нас ждут  четыре остановки, во время которых нам нужно будет выполнить приготовленные Кузей задания.

- Ну что, полетели? Сядьте поудобнее. Мы начинаем путешествие.

- Чтобы вы в дороге не замерзли,  Кузя прислал вам волшебные варежки. Они согреют вас своим теплом. Посмотрите, на ваши варежки опустились снежинки.

- Ребята, варежки теплые, снежинки могут растаять. Подуйте на них и они закружатся в снежном танце.

Дыхательная гимнастика.

- А вот и первая остановка. Это город Звуков. Здесь в домах живут звуки, а точки в окнах указывают, где находится нужный звук: в начале слова  или в конце. Каждый из вас, по очереди,  выберет картинку с предметом и поселит ее в свой домик. Вы уже догадались, какой звук в словах мы будем искать? (звук «О»), (подсказка на экране).

- Ребята, а что можно делать с этим звуком? (Петь).

- А как называются звуки, которые можно петь? (Гласные).

- Гласные звуки можно петь долго, коротко, громко, тихо.

Развитие голосового аппарата.

-Миша, произнеси звук «О» долго. Дима, произнеси звук «О» коротко, и т. д.

Развитие фонематического восприятия.

- Влад,  выбери картинку и назови предмет. Где находится звук «О» в этом слове? Посели ее в свой домик и т. д.

- Задания выполнены. Мы летим дальше. Поиграем немного?

Пальчиковая гимнастика «Дом».

-Ребята, где мы оказались? (в деревне). Почему вы так считаете? (дома маленькие, низкие, сделаны из дерева).

-Дома, сделанные из дерева, какие? (деревянные).

- Ребята, посмотрите, некоторые дома совсем разрушены. Деревенским жителям нужна наша помощь. Поможем отремонтировать их дома.

(Использование нетрадиционной техники, игра по типу Танграм под музыку Е. Железновой «Я хочу построить дом»).

- Ребята, разделитесь на 2 команды. Чтобы у вас получился дом, вам нужно правильно разместить по схемам все фигуры. Приступайте к заданию.

- Маша, какой у вас получился дом? (Высокий, двухэтажный)

- Катя, а вы какой дом построили? (Низкий, одноэтажный)

- Молодцы, справились с заданием. А мы продолжаем свое путешествие. Кузя предлагает нам повеселиться.

Логоритмика « Пять домовых».

- Следующая остановка. Куда мы прилетели? (в город).

- Какие здесь дома? (высокие).

- А если в доме два этажа, это какой дом? (двухэтажный).

-А если три? (трехэтажный).

- Много этажей? (многоэтажный дом).

- Ребята, у каждого слова  есть слова – родственники. Подберите родственные слова к слову «дом».

- Как можно назвать дом ласково? (домик, домишко).

- Как мы скажем о человеке, который любит сидеть дома? (Домосед).

- Животные, которые живут дома? (Домашние).

- А как называется сказочное существо, которое селится в доме и охраняет его, но никогда не показывается людям? (Домовой).

- А мы в гости к кому отправились? (К домовенку).

-Ребята, у нас еще задание. Посмотрите на экран, вы увидите схему, с помощью которой нужно составить предложение.

1) В доме 1 окно.2) В доме  2 окна. 3) В доме 5 окон.

- Миша, какое предложение можно составить по этой схеме? (У дома одно окно), и т.д.

-Молодцы. А мы отправляемся дальше. Путь наш долгий. Давайте отдохнем.

Релаксация. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

(звучит спокойная музыка)

Сядьте удобно. Положите руки ладошками вверх. Закройте глаза.

Сделайте вдох, представьте голубое небо, легкие пушистые облака. Медленно выдыхайте, представьте желтое солнышко с яркими лучиками. Оно вам улыбается. Открывайте глаза.

А вот и Сказочный город. Чтобы добраться до домика Кузи осталось выполнить последнее задание.

Кузя предложил игру: « Назови жилье сказочного героя».

На экране вы видите сказочных героев, если вы правильно назовете их жилье, оно появится на экране.

- Кого вы видите на экране? (Бабу – Ягу) Где живет Баба- Яга?(в избушке). Из чего сделана избушка? (из дерева). Значит, она какая? (деревянная).

- А сейчас кого вы видите на экране?(мышку, лягушку, зайчика , лису, волка, медведя). Как называлось жилье этих сказочных героев?(теремок). Теремок из какого материала сделан? (Из дерева).Значит он какой? ( деревянный).

- Кто сейчас на экране? Снежная королева? Где живет Снежная королева? (в ледяном замке).Замок у нее какой?( ледяной замок).

- А это что за персонаж? (Поросенок Наф-Наф). Где он жил? (в домике, построенном из камней). Значит у него дом какой? ( каменный).

III. Заключительная (рефлексивный этап)

- А вот и Кузя встречает нас (изображение на экране).

Он рад, что вы справились со всеми заданиями, и просит вас рассказать, что вам в дороге  больше всего понравилось и запомнилось? Какое задание было самым трудным для вас? (ответы детей).

- Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

-Какое у вас настроение? (ответы детей).

Кузя приглашает всех к самовару и  угощает баранками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по лексической теме" Посуда".

конспект может быть использован как открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда....

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы "Зимние забавы"

Занятие подготовлено в видепрогулки, путешествия....

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие  построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по теме " Весенняя полянка"

Конспект открытого логопедического занятия по теме: " Весенняя полянка"...

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы с ОНР по теме: "Головные уборы"

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы с ОНР по теме: "Головные уборы"...

Методическая разработка конспект НОД для детей старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне."

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне" Поможет педагогам-воспитателям подготовить материал о ...

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Зимние забавы»

Цели занятия:Коррекционно-образовательная:- учить детей называть  имена прилагательные.Коррекционно-развивающие:- учить составлять простые предложения- расширять и активизировать словарь по темеК...