Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игровой форме уточняются понятия "гласные звуки", формируется понятие "согласные звуки", развивается память, речь. Развитию активности, заинтересованности способствует наглядность, быстрая смена деятельности, переключение внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старших дошкольников с ОНр | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Звук и буква М»
- Учить произносить звук «М», выделять его среди других звуков в слогах и словах.
- Закрепить понятие «гласные звуки».
- Формировать понятие «согласный звук».
- Познакомить с буквой «М».
- Развивать фонематическое восприятие, память, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, синий кружочек (символ звука «М»), буква М, изображение фей Фонетики и Графики, игрушка Мышаня, магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Фея Фонетика предлагает детям выполнить гимнастику, чтобы звуки получались красиво. (упражнение повторяется 2-3 раза).
- «Чистим зубки» — облизывать верхние и нижние зубы.
- «Маляр» —движения языком вперед — назад по нёбу.
- «Футбол» —попеременно касаться языком щек изнутри.
2. Предложить детям назвать слово, которое начинается со звука «А» («О», «У», «Э», «И»). Как произносим гласные звуки? (поем свободно, ничего не мешает):
Если гласный говорят-
нет во рту у нас преград!
3. Упражнение «Рассказ феи Фонетики».
-Однажды я гуляла и встретила на лугу быка. Он громко мычал: «М-м-м-м». Этот звук мне очень понравился. Я подумала: «Как красиво произнести звук «М»?» - и придумала. Надо без напряжения сомкнуть губы, помычать и выпустить звук, разжав губы. Итак, Что происходит с губами? (Губы смыкаются, губы чуть-чуть сердятся. Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос). Предложить детям спеть звук «М». Подвести к выводу о том, что звук «М» петь нельзя, его можно длительно произносить. Скажите ему: «Действительно, звук "м" можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта». Такие звуки, которые нельзя петь, называются согласными.
Если согласный сказать надо -
Во рту возникает у нас преграда.
Значит звук [М] – Согласный. А теперь я скажу вам тайну согласных звуков: они бывают Звонкие – их произносят с голосом. Глухие – произносят без голоса.
А теперь давайте проверим «Голосок «спит» или “просыпается” когда произносим М? Положите пальчик на горлышко, говорим М – Горлышко дрожит, голосок просыпается, звук произносим с голосом. М-звонкий согласный.
4. Закрепление правильного произношения звука [м] в звукоподражаниях. Выполняем инструкцию.
«Покормим птенчика».
Широко откроем рот, мама птичка
нам червячка несёт –АМ!
«Телёнок и корова».
Вот коровка: «Му-у, му-у!» (грубым голосом)
Вторит ей телёнок,
Маленький ребёнок:
«Му-у, му-у!» (тоненьким голоском)
Запомните! Звук «М» - согласный, звонкий.
5 . Игра «Произнеси «М», когда увидишь символ». Обозначаем его синим кружком!
Логопед поднимает синий кружочек - дети произносят звук «М», прячет — замолкают.
6. Упражнение «Сколько звуков?». К нам пришел Мышаня. Он хочет посчитать с вами звуки в словах.
- Послушайте: «АМ» - сколько звуков я произнесла? (2.)
Какой первый звук? выкладывает красный кружочек (выложить на доску) Какой второй звук? выкладывает синий кружочек. Что получилось? (Так же слоги УМ, ОМ, ) только дети выкладывают кружочки. А теперь потруднее: Послушайте: «МА» - сколько звуков я произнесла? (2.)
- Какой первый звук? Какой второй звук? Выложить, прочитать. (Так же слоги МЫ.)
Физкультминутка:
- Ам-ам-ам, молока котенку дам. Дети идут на месте
- Ом-ом-ом, под корягой лежит сом. Наклоны вперед
- Эм-эм-эм, на трубе играет Сэм. Повороты в стороны
- И 2 раз все вместе.
7. Упражнение «Где слышится звук „М"?».. А теперь поможем Мышане определить, где в слове слышится звук.
Предложить детям назвать изображения на предметных картинках и определить позицию звука в словах: мак, масло, маска, мальчик, мыло, майка, муха, мушка, моль, ком, дом, сом, дым. Положить синий кружок в соответствующую клетку звуковой решетки.
8. Игра «Поправь Мышаню». Предложить детям исправить предложения Мышани:
Машина ехать по дорога.
Марина пить малиновый морс.
Максим есть мандарины.
Маня пить молоко.
Мама купить масло.
Малина расти в лес.
9. Упражнение «Буква М». Фея Графика передала детям карточки с буквой М.
Познакомить с изображением буквы М и вспомнить с помощью маркера, что такое буква.
На что похожа буква? (ответы детей)
- Предложить детям обвести букву М на карточке указательным пальцем ведущей руки.
- Написать одну строчку букв М, м в тетради логопедических заданий.
10. Итог занятия. С каким звуком мы играли? Что понравилось?
Литература:
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: Детство-Пресс 2007.- 704 с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по лексической теме" Посуда".
конспект может быть использован как открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда....
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы "Зимние забавы"
Занятие подготовлено в видепрогулки, путешествия....
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по теме " Весенняя полянка"
Конспект открытого логопедического занятия по теме: " Весенняя полянка"...
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы с ОНР по теме: "Головные уборы"
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы с ОНР по теме: "Головные уборы"...
Методическая разработка конспект НОД для детей старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне."
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне" Поможет педагогам-воспитателям подготовить материал о ...
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Зимние забавы»
Цели занятия:Коррекционно-образовательная:- учить детей называть имена прилагательные.Коррекционно-развивающие:- учить составлять простые предложения- расширять и активизировать словарь по темеК...
Конспект КНОД для детей старшей логопедической группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Дом» для детей старшей логопедической группы....