Итоговое контрольно-учетное занятие по теме: «Звук Ч. Буква Ч»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Итоговое контрольно-учетное занятие с детьми подготовительной логопедической группы по теме: «Звук Ч. Буква Ч»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ию «звук – буква; наборное полотно со слогами, словами и текстом для чтения; карточки со словами (с пропущенными гласными буквами).
Ход занятия.
- Организационный момент
- Поздоровайтесь с гостями, ребята. Встали все красиво, посмотрели друг на друга и улыбнулись.
«Измени слово»
- Сядет тот, кто правильно изменит слово. Например: было «легко», стало еще (как?) «легче». Слышите, как заканчивается слово. Нельзя говорить «легчее», это неправильно.
Мягко – мягче
Крепко – крепче
Жарко – жарче
Ярко – ярче
Круто – круче
Мелко – мельче
Коротко – короче
Богато – богаче
Жестко – жестче
- Повторение правила поведения на занятиях
- Вспомним правило поведения на занятии.
Дети произносят хором.
«Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай».
- Игровая ситуация
Стук в дверь.
- Кто это к нам стучится? (Один из детей идет к двери и приносит игрушку-Букваренка).
- К нам пришел Букваренок из Страны знаний.
Поздоровайтесь с ним, ребята.
- Он приглашает нас в путешествие по своей стране. Хотите попасть туда? Тогда…
Логопед зачитывает стихотворение.
«Страна знаний, всем интересная,
Первая буква и первое слово…
В мир увлекательный, немного известный вам,
Отправиться будьте со мною готовы».
- Мы с вами, ребята, в Стране Знаний.
- Сообщение темы занятия
– Послушайте скороговорку и назовите звук, который повторяется чаще других.
«У четырех черепах, по четыре черепашонка».
- Сегодня на занятии мы повторим звук Ч и вспомним букву Ч.
5. Характеристика звука «Ч»
_ Давайте вспомним характеристику звука Ч для нашего гостя.
Звук Ч - согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.
- Почему звук Ч - согласный? (Потому что этот звук не тянется и воздух встречает преграду на пути).
- Почему звук Ч - глухой? (Потому что звук Ч произносится без голоса и горлышко «не работает»).
- Работа с картинками
- Посмотрите на картинки, которые принес нам Букваренок. Давайте назовем их.
(Хоровое проговаривание названий картинок)
- Назовите картинки в названии, которых есть звук Ч.
- Назовите картинки в названии, которых звук Ч слышится в начале, конце, середине слова.
- Назовите картинки, название, которых состоит из 2, 3, 4, 1 слога.
- Подбор картинок к звуковым схемам
- Подберите картинки Букваренка к моим звуковым схемам.
- Название, какой картинки можно подобрать к моей звуковой схеме и т.д.
- «Составь слово»
- Наш гость Букваренок принес волшебный сундучок. В нем он спрятал звуки. Послушайте их внимательно и составьте слово из «рассыпанных звуков».
Ч, Р, К, У, А - РУЧКА
- Какое слово, можно составить из рассыпанных звуков? (Слово «ручка»).
- Назовите в слове «ручка, все звуки по порядку. (Р,У,Ч,К,А).
- Составление звуко - слоговой схемы слова и ее анализ
- Давайте покажем Букваренку, как мы умеем составлять звуковые схемы слов.
Составим звуковую схему слова «РУЧКА».
Дети составляют самостоятельно на столах.
Анализ схемы:
- Сколько всего звуков в слове «ручка»? (В слове «ручка» всего 5 звуков).
- Сколько в слове «ручка» гласных звуков? ( В слове 2 гласных звука).
- Сколько в слове слогов? (В слове 2 слога).
- Как вы это определили? Какое правило применили? («Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»).
- Назовите 1слог, 2 слог.
- Назовите 1, 2, 3 звук в слоге «руч».
- Назовите 1,2 звук в слоге «ка».
- Посмотрите, а вот кто-то тоже составил схему слова «ручка». Как вы думаете, ребята, кто это был? (Незнайка). Правильно, Незнайка составил схему слова? (Неправильно).
- Исправьте ошибки Незнайки.
- Физкультминутка
Скоро в школу.
«Скоро в школу мы пойдем.
И портфель с собой возьмем.
Книжки, ручку, карандаш
Мы в портфель положим в наш.
Будем мы читать, писать
И учиться все на «5»!»
- Припоминание буквы Ч
- Возьмите конверты с элементами букв. Вспомните и составьте из элементов букву, которой обозначается звук Ч.
- Буква Ч, какая она? (Буква Ч - согласная).
- Почему? (Потому что звук Ч - согласный).
- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем и читаем).
- Составление из слогов слов
- Вот мы идем с вами дальше по Стране знаний и видим … Что это? ( Это слоги).
- Давайте их прочитаем.
Хоровое чтение слогов детьми.
- Давайте станем настоящими волшебниками и превратим эти слоги в слова.
ЧА ЧУ КРИ
СВЕ ХО ДА
По мере составления слов, карточки со словами выставляются логопедом на доску.
ДАЧА
СВЕЧА
КРИЧУ
ХОЧУ
- Чтение слов
Чтение слов детьми.
- Что мы прочитали? (Мы прочитали слова).
- Назовите слова-предметы, слова – действия.
- Повторение правила на правописание
- Какое мы знаем правило на правописание буквы Ч.
ЧА пиши с А
ЧУ пиши с У
- «Вставь пропущенную букву»
– Сейчас мы проверим, как вы усвоили правило.
Детям раздаются карточки со словами.
Слова: дача, хочу; свеча, кричу.
- Впишите красным карандашом пропущенные гласные буквы: А, У.
Проверяет детей Букваренок.
- Работа с текстом
Букваренок приготовил рассказ. Давайте прочитаем его.
А) Дети читают предложения и составляют текст.
Она порвала сачок. Верочка ловила сачком бабочку.
- Чини, девочка, сачок. У Верочки сачок.
- Правильный получился рассказ?
- Что нужно сделать? (Поменять предложения местами).
-Какое предложение будет первым? Вторым? И т.д.
У Верочки сачок. Верочка ловила сачком бабочку. Она порвала сачок.
- Чини, девочка, сачок.
Б) Еще раз дети читают текст и анализируют его.
- Как можно назвать рассказ? (Верочка)
- О ком говорится в этом рассказе? (В рассказе говорится о девочке Верочке).
- Что было у Верочки? (У Верочки был сачок)
- Что делала Верочка? (Ловила сачком бабочку).
- Чем ловила Верочка бабочку? (Верочка ловила бабочку сачком).
- Что случилось с сачком? (Сачок порвался)
В) Пересказ текста детьми.
- Из чего состоит рассказ? (Из предложений, которые дружат между собой и о чем-то нам рассказывают)
- Назовите 1,2,3, 4 предложение?
С) Закрепление правила правописания предложений.
- С какой буквы пишется первое слово предложения? (С заглавной буквы).
- Как пишутся слова в предложение? (Отдельно друг от друга).
- Что ставится в конце предложения? (В конце предложения ставится точка).
Д) Составление схемы первого предложения.
- Посмотрите на первое предложение текста: «У Верочки сачок».
- Есть ли в этом предложении предлог? (Предлог «У»)
- Почему имя девочки пишется с заглавной буквы? (Потому что имена людей пишутся с заглавной буквы)
- Самостоятельно составим схему 1 предложения: «У Верочки сачок».
Один ребенок составляет на доске.
Проверяют дети.
19. Итог занятия и оценка деятельности детей
- Букваренку очень понравились ваши знания ребята. Он приглашает вас в свою Страну знаний 1 сентября, как первоклассников. А пока он велит вам отдыхать и набираться сил перед следующим путешествием.
- А сейчас мы с вами покидаем Страну знаний на время летних каникул. Наш друг, Букваренок, провожает нас обратно в детский сад. До свидания, Букваренок! (Прощаются дети с Букваренком.)
Логопед зачитывает стихотворение.
«Подходит к концу путешествие наше,
Нам возвращаться настала пора.
И о стране той, друзьям мы расскажем,
К знаньям потянется вся детвора»
- Скажите мне, ребята, чем мы сегодня занимались?
- А что вам больше всего понравилось?
- А мне сегодня было очень приятно работать с вами. Вы были внимательны, активны и правильно выполняли все задания. Особенно хорошо занимались…
- Все свободны, можете идти отдыхать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по теме "Звук и буква О"
Конспект фронтального занятия по теме "Звук О" в подготовительной к школе группе....
Занятие на тему звук и буква У
Тема:"Звук и буква У"...
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....
Занятие по теме "Звук /з/, буква З"
Занятие для детей подготовительной группы (ФФН). Целями занятия являются: развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, знакомство с буквой З, развитие лексико-грамматических катег...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...