Конспект занятия на тему: "Звук и буква "М"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Согласный звук и буква «М». Звуковой анализ слова «малыш».
Задачи:
- Продолжать формировать умения понимать переносное значение слов и выражений.
- Познакомить с буквой «М»; развивать фонематический слух: умение слышать его в словах
- Упражнять в проведение звукового анализа слова «малыш»
- Развивать мелкую моторику и умение ориентироваться на листе бумаги
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят по кругу возле стульчиков. Воспитатель просит сесть на стул тех, у кого в имени есть звук «М», «К», «С», «Н», и т.д пока все не сядут.
Лексическое упражнение «Как сказать по-другому»
Воспитатель: ребятки, сегодня я хочу вас пригласить в удивительный мир, где живут звуки и буквы, но попасть туда не так просто. За большим замком скрыт этот мир. Чтобы открыть замок, нам придется объяснить выражения. А поможет нам в этом волшебный мяч – к кому в руки попадет, тот ответ скорей найдет: злая зима(холодная), золотые руки (все умеют делать красиво), легкий ветерок (несильный), золотые волосы (очень красивые), пустая голова (без мыслей), ласковые лучи (теплые).
Воспитатель: вот мы и оказались с вами в мире звуков и букв. Одни звуки и буквы носят красное платье и их можно легко пропеть. Как они называются?
Дети: Гласные.
Королева: Другие носят синие и зеленые платья и при произношении , встречают преграду. Какие это звуки?
Дети: Согласные.
Воспитатель: а какие согласные надевают зеленое платье?
Дети: мягкие.
Воспитатель: а какие согласные носят синее платье?
Дети: твердые
Воспитатель: сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала отгадайте загадки.
Игра: «доскажи словечко»:
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это...мышка
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку
Все они сидят в друг в дружке...матрешка
Каждый тут в лесу телант –
И певец, и ... музыкант
Воспитатель: какой звук мы слышим в начале отгадок?
Дети: звук [м]
Воспитатель: какой он?
Дети: твердый.
Игра «Твердый/мягкий»:
Воспитатель: предлагаю сыграть в одну игру. Для этого нам нужно встать в один ряд. Я буду называть слова, в которых есть звук [м] и [мь]. Если вы слышите [м] сделайте шаг вперед, если [мь] сделайте шаг назад:
Машина, дом, муха, мел, камин, камыш, гном, жасмин, трамвай.
Упражнение: «Определи место звука в слове»
Детям дается горизонтальная полоска с тремя квадратами. Воспитатель называет слова: мак, сумка, альбом. Дети, в зависимости от нахождения зука в слове, ставят кружок в соответствующую клетку.
Звуковой анализ слова «Малыш»
Воспитатель вывешивает схему с классификацией звуков. Дети последовательно под руководством педагога делают звуковой анали слова «малыш». Затем прочитывают слово по звуковой схеме, интонационно выделяют гласные звуки. Анализируют слово:
Сколько всего звуков в слове? (пять)
Сколько согласных звуков? (три)
Сколько гласных звуков? (два)
Сколько слогов? (два) определяют постукиванием карандаша по столу.
Вывод:сколько в слове гласных, столько и слогов.
Знакомство с буквой «М»
Педагог показывает букву «М» и читает стихотворение:
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.
Дети прописывают букву в воздухе, на столе с помощью нити, рассматривают из каких элементов она состоит.
Воспитатель: а чем буквы и звуки отличаются друг от друга?
Дети: буквы мы видим и пишем, звуки слышим и говорим.
Упражнение мы читаем:
Слоги: ам, ма, ум, му,мы, ом, мо, им, ми
Предложение: мама, ау!
Пальчиковая гимнастика:
Покатать руку между большим пальцем и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Работа в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...
Конспект занятия по теме «Звуки В — Вь. Буква В»
Конспект занятияпо теме «Звуки В — Вь. Буква В»...
Конспект занятия по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши».
Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М....
Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему : "Звуки х-хь, буква х."
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука х и мягкого звука хь, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему «Звуки Н-НЬ, буква Н».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука н и мягкого звука нь, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему «Звуки Ф-ФЬ, буква Ф».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука ф и мягкого звука фь, знакомство с графическим образом б...