Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Выделение звука А из ряда гласных.
Выделение ударного А в начале слова
Выделение звука У из ряда гласных.
Выделение звука У из начала слова.
Дать понятие гласных звуков. Научить понимать отличие понятий звука и буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopeda.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Знакомство со звуком А» .
ЦЕЛЬ:
- Научить детей четко произносить звук А.
- Выделение звука А из ряда гласных.
- Выделение ударного А в начале слова.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Большая картинка со звуком А в начале слова.
- Карточки из Каше.
- Зеркала.
- Флажки.
- «Овощи», «Фрукты».
- Артикуляционная гимнастика.
- Буква Аа.
- Музыка на физкультминутку.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент – сядет тот, кто правильно назовет свою картинку.
- Что мы называли? (овощи)
- Где они растут? (на грядке)
- Когда поспевают? (летом и осенью)
- Повторение:
- Поставьте зеркала. Начинаем вспоминать зарядку для языка.
- 1. – Сегодня мы начинаем знакомиться со звуками. Звуки мы можем СЛУШАТЬ и ПРОИЗНОСИТЬ. Сегодня мы узнаем первый звук.
2. Выделение звука А в начале слова. (Логопед показывает картинку с изображением девочку: «Это Аня.»)
- Повторите, как зовут девочку. (вместе, индивидуально).
- АААня – в этом слове первый звук А.
- Я его вам протянула, произнесла долго. Вы его услышали?
- Какой первый звук в слове Аня? (А)
(Логопед демонстрирует другие картинки, четко произносит их названия, выделяя голосом звук А.)
Аня, Альбом, Автомат, Антенна.
- Произношение звука А.
Понятие «гласный звук».
- Звук А – гласный звук, его можно тянуть, петь, когда его произносишь во рту нет преграды.
- Логопед показывает артикуляцию звука А: рот широко открыть, язык спокойный, лежит на дне рта, в домике.
- Дети произносят звук А хором и индивидуально.
Изучаем артикуляцию звука А перед зеркалом.
- Произношение звука А длинно, кратко, тихо, громко (по командам).
- Произношение звука А по командам с флажками.
- Показ буквы Аа. Букву мы видим. Звук А на письме обозначается буквой Аа.
- Писать букву Аа на доске, одновременно читая стихотворение:
«Два колышка наискосок,
А между ними поясок!»
- Физкультминутка.
Руки вверх, руки вниз… (АААлик – большой, АААня – маленькая, АААрбуз – круглый, АААист - летает).
Или: Выделение на слух звука А из ряда гласных. Дети идут по кругу друг за другом, услышав звук А, должны присесть: а, у, и, э, а, ы, а, и, у, а, о, э…
- Развитие внимания и памяти. (запомнить ряд картинок в определенной последовательности):
Айва, абрикос, арбуз, ананас, апельсин
Как одним словом называются эти слова?
На какой звук начинаются эти слова?
Надо: Назвать картинки и запомнить их.
VII. Игра «Чего не стало?» (отгадайте, какой картинки не стало? Какая картинка добавлялась?)
VIII Угадать предмет по описанию.
Большой, круглый, зеленый, полосатый, внутри красный, сочный, спелый, сладкий, вкусный.
(арбуз)
Меньше арбуза, круглый, оранжевый, сочный, сладкий, душистый
(апельсин)
- Какие еще названия фруктов начинаются на звук «а»? (ананас, айва, абрикос).
IX Итог:
1. Какой звук вы сегодня узнали?
«а»
- Чем отличается звук от буквы? (звук слышим и произносим букву)
- Какие слова со звуком «а» запомнили?
ТЕМА: «Знакомство со звуком У».
Цели: 1. Четкое произнесение звука У.
2. Выделение звука У из ряда гласных.
3. Выделение звука У из начала слова.
Оборудование: предметные картинки (арбуз, улитка, Уля, апельсин, утка, ухо, ананас, удав, утюг), артикуляционная гимнастика, зеркала, флажки, утка-игрушка, большая картинка на звук У, буква Уу, овощи-фрукты.
Ход занятия:
- Орг. Момент: называйте свои картинки по очереди и садитесь.
- – Что мы называли? (фрукты)
- – Где они растут? (на деревьях)
- – На каких деревьях? (фруктовых)
- – Когда поспевают? (летом и осенью)
- Повторение:
- Какой звук узнали на прошлом занятии? (а)
- Какие слова на звук А вы запомнили? (Какие вы знаете фрукты на звук А?)
III. Артикуляционная гимнастика:
- Поставили зеркала. Будем выполнять гимнастику для языка.
- Какое первое упражнение? (логопед ставит картинку на фасад)
IV. Сообщение темы .
- Сегодня мы узнаем новый гласный звук и будем учиться правильно его произносить. Отгадайте, какой звук, он первый в слове УТКА (У).
Загадка: Ползет старушка,
На спине избушка,
Кто это? (улитка)
V. Произношение звука У:
1. Артикуляция звука У перед зеркалами (губы вытянуть вперед трубочкой).
2. Звук У гласный, его можно петь (лесенка: У наверх, У вниз).
3. Дети произносят звук У хором, индивидуально, громко-тихо, длинно-коротко (по командам).
4. Флажки:
- Назовите 1 звук У, 2 звука У, 3 звука У.
VI. Развитие фонематического слуха:
- Я произношу звуки, хлопните когда услышите звук У. Поставьте локти на стол, приготовьте ладошки.
А, Б, Р, У, К, У, О, И, У, У, У, М, У, Э, У.
- Отгадайте есть в слове звук У или нет.
Утка, утюг, Улитка, Молоко, Улица, Капля, Улитка.
Знакомство с буквой Уу (У – два длинных ушка).
VII. Физкультминутка «Дядя Степа».
VIII. Большая карта – схема слова. Все слово, начало слова, конец слова.
IX. Развитие внимания и памяти.
- Назовите картинки.
Уля, улитка, ухо, утюг, утка, удав.
- Чего не стало?
- Что добавилось?
X. Выделение 4-го лишнего (закрепление понятия фрукты).
1. улитка, утка, удав, арбуз.
2. арбуз, апельсин, ананас, утка.
XI. Итог занятия: Какой звук изучали? (у)
Какие слова на звук У запомнили?
Отметить успехи.
ТЕМА: «Дифференциация звуков «А», «У»».
Цели: 1. Учить детей на слух и в произнесении различать звуки А-У.
2. Учить по артикуляции определять какой звук , сколько, какой 1ый, 2ой.
3. Учить соединять два звука в единое целое, «читать» их слитно.
4. Продолжать учить слышать 1ый звук слова, определять какой он.
Оборудование: зеркала, пеналы в пакетах, картинки на звук А (Анна, альбом, антенна, автомат, автобус, арбуз, айва, ананас, автомобиль); буквы А-У; фрукты, овощи.
Ход занятия:
- Орг. Момент: внимательно рассмотрите картинки, на счет 3 поднимите картинки только фруктов, а теперь поднимите картинки овощей. Тихо сели.
- Повторение:
- Какие звуки я хочу произнести? (артикуляция без голоса)
- Какие они? (гласные)
- Почему гласные? (можно петь, тянуть, во рту нет преграды)
Петь по ступенькам А, У.
Артикуляция звуков А, У перед зеркалами.
- Поставили зеркала. Произнесем А.
- Что делает рот, когда мы произносим звук А? (широко открыт)
- Что делает язычок, когда мы произносим звук А? (лежит спокойно во рту)
- Произнесем звук У. Что делают губы, когда мы произносим звук У? (губы вытянуты вперед трубочкой).
Произнесение звуков А, У по цепочке. Звуки произносить очень четко!
- Анализ звукового ряда (по беззвучной артикуляции).
- Посмотрите на меня и скажите какой звук я хочу произнести:
А, у, а-а, у –у, а-у, у-а
- Сколько звуков я произнесла? Какой звук первый? Какой второй?
- А теперь вы будете загадывать звуки.
Вызывать детей к доске.
«Чтение» на кружках.
- Достаньте пеналы. Достаньте из пеналов красные кружки.
А (обозначить кружком)+А (обозначит кружком).
- Читаем а+а. Что получается? (аа)
По аналогии а+у, у+а, у+у, а+у (хором и индивидуально).
IV. Выделение гласного звука из начала слова (по картинкам).
Схемы на доске и у каждого ребенка. Первый звук произносится утрированно.
Утюг, автомобиль, антенна, улица, альбом, Уля, Алик, усы.
- Физкультминутка.
Дети маршируют около своих столов. Услышав звук А – присесть, У – руки вверх на носочки: о, у, э, а, у, и, о, э, о, а, у…
- Развитие внимания и памяти:
Игра «Учитель-ученик»
Игра «Чего не стало» (на тех же картинках у доски).
По окончании убрать картинки.
- (продолжение) Выделение 1ого звука в слове.
- Сейчас я буду называть слова, а вы хором – только 1ый звук.
Аист, ужин, ученик, астра, аэрофлот, ухо, укроп, ателье, армия, утро, аквариум, улей, август, улыбка, арфа, улица, автомобиль, аэрофлот, усы.
- Я говорю слово без 1ого звука, вы добавляете А или У и говорите целое слово.
У тюг, у литка, а нтенна, а пельсин, у жин, а втобус, у хо, у голек, а нанас, а втомат, а телье, а льбом, у дав, у мный.
VIII. Выделение 4ого лишнего:
Апельсин, ананас, арбуз, улитка.
Утюг, удав, уши, автомат.
IX. Тема «Фрукты»: образование множественного числа родительного падежа.
- Чего много в саду? (апельсинов, мандаринов, абрикосов, слив, груш, яблок, ананасов, айвы).
- Сок из (сливы, айвы, абрикосов, ананасов, апельсинов).
X. Итог занятия: Какие звуки мы повторяли?
Вспомните слова на звук А.
Вспомните слова на звук У.
Почему звуки гласные?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по теме "Звук и буква О"
Конспект фронтального занятия по теме "Звук О" в подготовительной к школе группе....
Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква А»
Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком "А"...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".
Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....
фронтального занятия на тему “Звук и буква К”
Четкое произнесение, различение звука [К]. Знакомство с буквой [К]....
Конспект фронтального занятия на тему “Звук и буква К”.
Цели:1.Четкое произнесение, различение звука [К].2.Знакомство с буквой [К]. Оборудование: Игрушки “Буквознайка”, “Звукознайка”, снежинки с буквами, звуковые символы,...
Конспект фронтального занятия на тему: «Звук и буква Ж» (подготовительная группа)
Конспект фронтального занятия на тему: «Звук и буква Ж»(подготовительная группа)Цель: закрепить знания о звуке и букве ЖЗадачи:а) коррекционно - образовательные:- закрепление навыка чётког...
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"
В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей....