Методические рекомендации по формированию и коррекции навыка словообразования у дошкольников с ОНР с помощью дидактических игр-упражнений
учебно-методический материал по логопедии на тему
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_dlya_publikacii.docx | 1 байт |
metodicheskie_rekomendacii_dlya_publikacii.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по формированию и коррекции навыка словообразования у дошкольников с ОНР с помощью дидактических игр-упражнений
Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
В логопедии при коррекции общего недоразвития речи традиционно уделяется очень большое внимание работе над лексико-грамматическими средствами языка. Безусловно, это оправдано. Лексико-грамматические средства в совокупности составляют структуру, каркас языка. Однако за этой неразрывностью порой теряется четкое представление о собственно лексической работе как самостоятельном и очень важном разделе логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Ведь развитие словаря является необходимым условием для формирования у ребенка полноценных представлений о речеязыковой системе в целом
Анализ методической литературы и результаты логопедической практики показывают, что существующая в настоящее время система работы над словарем оказывается недостаточно эффективной.
Применительно к словарной работе методические рекомендации, в основном, носят общий характер: словарь ребенка необходимо пополнять и расширять. Уделяя большое внимание пополнению словаря у детей, педагог, к сожалению, выполняет только часть необходимой работы – накопительную. Задача же упорядочивания слов в языковом сознании ребенка остается нерешенной. В результате ребенок не получает полноценных представлений о слове как одном из наиболее важных компонентов сложно организованной системы. Вследствие этого лексические представления ребенка носят фрагментарный характер, слова в сознании системно не организуются, устанавливаются случайные связи, затрудняющие запоминание, хранение, поиск нужного слова и приводящие к семантическим ошибкам в речи.
Работа над словарем связана с развитием психических процессов, вместе с тем, она неотделима от работы над другими лингвистическими модальностями: фонологией, морфологией, синтаксисом. Не умаляя значимости работы по накоплению словаря, отметим, что основной акцент в коррекционно-логопедической работе важнее делать на формирование системы семантических значений, на формирование слова как знака языковой системы, на упорядочение структуры языковых знаков, являющихся структурными элементами всей языковой системы.
Исходя из этого, методически целесообразным является проведение коррекционно-развивающей работы в два этапа. На первом этапе основное внимание в работе должно быть уделено накоплению лексических средств, на втором — их упорядочиванию (т.е. установлению между ними различных отношений).
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.
Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.
Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
1. Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В таких играх воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Также широко используются игры-лото, домино, игры типа «Лабиринт». Распространены настольно-печатные игры, устроенных по типу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
3. Словесные игры отличаются там, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и младшему дошкольному возрасту в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Игра используемая для обучения, должна иметь обучающую задачу, обязательные правила. Рассмотрим компоненты подробнее.
I. Дидактическая задача. Она решается в игровой форме.
Игра удалась, если решена дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний детей, т. к. в игре он опирается на имеющиеся знания, умения и навыки. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, нужно знать:
1. какие знания, умения и навыки имеют дети;
2. какие знания, умения и навыки нужно закрепить;
3. какие умственные операции развиваются;
4. какие качества личности формируются.
В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, что отличает одну игру от другой.
II. Игровая задача. Это задача для ребенка, она побуждает ребенка включится в игру и достичь результата. Игровая задача и познавательная направленность игрового действия иногда заложены в названии.
III. Игровое действие. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить игровую задачу. Игровые действия – сложные умственные операции, выраженные в процесса мышления. В играх, где участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия едины для всех. Иногда они не видны, т. к. идут в уме. Игровые действия взаимодействуют друг с другом, подкрепляют друг друга при условии познавательного содержания.
IV. Игровые правила. Они организуют и направляют игровое поведение детей. Без выполнения правил выполняется дидактическая задача. Правила дисциплинируют детей в игре. Правила могут запрещать, предписывать, разрешать действия. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, выполнение ими норм поведения. Правила определяют порядок игровых действий и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитывающее значение.
V. Результат игры. Дидактические игры почти все на победителя. Это тоже повышает интерес детей. Чем правила жестче, тем острее игра и динамичнее, ярче окончание игры. Факт создания мнимой ситуации ведет к развитию отвлеченного мышления.
Облегчают подведение итогов фишки и жетоны.
Выше приведенные сведения еще раз доказывают уникальность дидактической игры, ее эффективность в обучении.
Такая игра не дает способы ориентировки в готовом виде, а вызывают потребность в поиске, т. е. предоставляет возможность для саморазвития; обеспечивают благоприятные возможности для реализации способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».
У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?
Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.)
Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.)
Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол? И т. д.
Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.
Зайка сядет на стул, Мишка - в кресло, Маша - на диван... И т. д.
Основные педагогические требования к этому методу аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактическим играм.
В младшей группе детей также учат образованию глаголов разными способами:
· Образование глаголов от звукоподражательных слов:
Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что она делает? (Крякает.)
Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка.) Что она делает? (Квакает.)
Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка.) Что она делает? (Хрюкает.)
· Образование глаголов при помощи приставок:
ходить – заходить – уходить – приходить;
вошел – вышел, пришел – ушел.
Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово»), в играх-драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.
Дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.
Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.
Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и медвежата), целесообразно использовать фланелеграф или теневой театр. Фигурки животных для них могут изготовить воспитатели.
На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.
Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает, воробей – чик-чирик – чирикает). Детей обучают способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, краска – красит, учитель – учит, строитель – строит).
Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования.
Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры-драматизации типа «День куклы», «Утро в кукольном доме».
В игре-драматизации «Что делает кукла» дети учатся изменять глагол по временам, пользоваться повелительным наклонением.
Разыгрываются бытовые сценки: кукла встает, умывается, одевается, завтракает, рисует, играет, поет.
– Что уже сделала кукла? (Нарисовала, спела, сплясала.) (Изменение глагола по временам.)
После того как дети назовут действия, можно предложить попросить куклу что-то сделать (спеть, нарисовать).
– Давайте попросим Сашу, чтобы она спела: «Саша, спой, пожалуйста! Нарисуй, пожалуйста!» (Повелительное наклонение.)
Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков.
В подобных занятиях предусматриваются дидактическая задача, материал, игровые действия, ход игры.
Для обучения употреблению прилагательных и глаголов полезны специальные речевые ситуации, когда дети поставлены в условия, требующие точного обозначения. Например, дается следующая ситуация: «Если часто идет дождь, небо затянуто тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (дождливая, холодная). «Если осенью голубое небо, светит солнце, еще тепло, на деревьях красные, желтые листья, то как можно сказать про осень, какая она?» (теплая, ранняя, золотая, солнечная). Так же задаются вопросы и на подбор глаголов.
В обучении дошкольников этого возраста все еще значительное место занимает наглядность, однако теперь следует больше, чем в младшей группе, использовать дидактические игры, лексические упражнения (в зависимости от уровня развития группы). Например, для активизации глаголов полезны упражнения на подбор действий к предмету («Для чего нужен утюг?»; «Что можно делать веником?»; «Для чего нужна лейка?» и т. п.), упражнение «Кто что делает?» (ребенок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» – мяукает, мурлычет, подпрыгивает, играет, лакает молоко и т. д.).
У детей уже накоплено достаточно знаний об отдельных предметах, входящих в рост словаря, употребление ребенком более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.
В этом возрасте идет дальнейшее углубление и уточнение знаний об одном и том же предмете, его деталях, назначении. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло). Эффективным является прием сравнения предметов одной и той же категории; умение сопоставлять различные и сходные признаки важно и для формирования процесса обобщения.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем овладения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход – выход), прилагательные (хороший – плохой), наречия (быстро – медленно), глаголы (говорит – молчит); подбирать наибольшее количество прилагательных к определенным существительным (Какой может быть дождь? – Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречий (Как может говорить мальчик? – Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); подбирать близкие по смыслу слова. Например, к слову ходить – идти, шагать, топать, вышагивать и т. д.)
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования. Трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи) Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с глаголами хотеть, звонить.
Упражнения с игрушками («Оля и Таня, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Оля, ты хочешь?» – «Хочу»).
Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть, как Мишка делает гимнастику?»), в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посуду? Вы хотите поставить на стол хлеб?»), в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рисунок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»).
На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» можно увидеть употребление ребенком разных форм глагола:
не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;
плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выгоню, не выгонишь;
лиса – дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпросила; испугалась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю;
заяц – плачет, горюет, лапками слезы вытирает;
стали жить да поживать.
Использование прямой речи: Идет старый медведь.
О чем, заинька, плачешь?
Как же мне, медведюшка, не плакать.
Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Нет, не выгонишь.
Нет, выгоню.
Даже без специального обучения, слушая или пересказывая сказку, ребенок интуитивно усваивает формы изменения глаголов по лицам, числам и временам.
Навыки употребления глаголов закрепляются в играх. Приведем пример игры на употребление глаголов.
Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи).
В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!»
Здесь игровое действие может быть критерием правильности речи ребенка.
Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматически правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет какую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.
Требует специальных упражнений разноспрягаемый глагол хотеть. Для его усвоения используются игры («Что вы хотите делать?» – «Мы хотим играть, плясать, а ты хочешь плясать?» – «Хочу». – «Мы хотим плясать» и т. д.)
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте. Поэтому формирование словообразования глаголов у дошкольников осуществляется в следующей последовательности.
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (мыла – вымыла, вешает – повесила, умывается – умылся и т.п.)
Игра «Чем отличаются слова?» (умывает – умывается, обувает – обувается).
Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
2. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).
а) В импрессивной речи.
Педагог называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку (входит – выходит, подлетает – отлетает).
б) В экспрессивной речи.
Педагог предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
«Что общего?»
Педагог произносит ряд слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям назвать общую часть слова. Примерный речевой материал: влететь, вбежать, впрыгнуть; выйти, выбежать.
К моменту поступления ребенка в школу он должен овладеть правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносить, иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строить различные по конструкции предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: рассказывать о пережитых событиях, пересказывать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
В дошкольном детстве не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться школьные годы, на протяжении всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...
Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....
Упражнения на формирование навыков словообразования у дошкольников
Данные упражнения позволяют решить следующие задачи:1. Расширять и активизировать словарный запас. 2. Продолжать учить произносить слова сложной слоговой структуры. 3. Развивать слуховое вни...
Методическая разработка семинара - практикума для родителей "Развитие навыков словообразования у дошкольников"
Методическая разработка посвящена такому сложному вопросу, как развитие навыков словобразования у детей средней возрастной группы. Будет полезна в работе учителям - логопедам и заинтересов...
Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми...
«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
"Коррекция нарушения словообразования у дошкольников со стертой дизартрией посредством дидактической игры"
Педагогический проект. (применение дидактических игр по формированию словообразовательных умений у дошкольников со стертой дизартрией способствует повышению уровня словообразования)....
Комментарии
Спасибо! Прекрасный материал
Спасибо! Прекрасный материал для выступления.
Отзыв
Уважаемая Ирина Валерьевна.
Ваша статья о формировании словообразовательных навыков
говорит о большом опыте работы с детьми разных возрастных групп.
Сейчас немногие воспитатели входят в игровую зону,
чтобы обучить детей режиссерской игре.
Успехов и удачи Вам!
Балашова Г. В.
Вы большая Молодец! Побольше
Вы большая Молодец! Побольше бы таких воспитателей!