«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._konsultatsiya_dlya_roditeley_-_formirovanie_navykov_slovoobrazovaniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»
Консультация для родителей:
«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»
Подготовила:
учитель-логопед
Козлович А. А.
п. Сосново
2021
«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К.Д. Ушинский подчеркивал, чтобы усвоить грамматически правильную речь, в дошкольном возрасте у ребенка необходимо с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе.
Исходя из актуальности темы, можно сказать, что одной из основных задач развивающей работы ДОУ является формирование у детей грамотной речи.
Для этого необходимо развивать активный словарь ребенка, связную речь, звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, любовь и интерес к художественному слову.
Рассмотрим одно из направлений грамматического строя речи – словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Словообразование включает в себя: лексико-грамматические игры и упражнения, направленые на формирование умений:
- правильно употреблять несклоняемые существительные;
- правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
- согласовывать слова в предложении в роде и числе;
- образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
Грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.
Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра. Как ведущий вид деятельности дидактическая игра. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное(познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
В младшем и среднем возрасте наиболее ярко проявляется словотворчество - процесс формирования правил, обобщений, где дети говорят свои "новые" слова. Дети овладевают системой словоизменения – образование форм слова при изменении слова по падежам, числам, родам, временам.
Например: мама, мамы, маме, мамой и т.д., шел, шла, шли и т.д.; зеленый, зеленая, зеленые, зелеными и т.п.
Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, он начинает усваиваться уже на втором году жизни.
С детьми можно играть в такие дидактические игры, как:
Дидактическая игра "Большой - маленький".
Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.
Оборудование: карточки с изображениями домашних животных.
Инструкция: Дать ребенку три карточки одного вида животного. Пусть ребенок самостоятельно или с помощью взрослого расположит правильно животных: кошка-котенок-котята; корова-теленок-телята и т. д.
Дидактическая игра Игра "Назови ласково".
Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова.
Дидактическая игра "Кто у кого?"
Цель: закреплять знания детей о животных, о названиях детенышей и семьи. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуду.
Дидактическая игра "Папа, мама, детеныш".
Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.
Дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец. В среднем дошкольном возрасте проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах. В этом возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи. Особое внимание в играх.
Д/и «Кого не стало»- учить употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).
«Чей голос?» уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает).
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования через такие игры, как «Кто что делает?», «Добавь слово» - использование в речи глаголов с приставками.
Развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова выделяют три этапа работы по формированию словообразования:
1-й этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
2-й этап: работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3-й этап: уточнение значения и звучания непродуктивных моделей.
Игры для формирования навыка словообразования
Предлагаю поиграть в некоторые дидактические игры по словообразованию.
Д/и "Назови ласково" или «Кто больше придумает ласковых слов»
Цель игры. Учить образовывать новые однокоренные слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Задачи. Развивать фонематический слух; мыслительную и речевую активность детей.
Ход игры:
Детям предлагается слово "Заяц", они подбирают слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пример, "Заяц – зайка – заинька – зайчишка – зайчонок".
Затем предлагается придумать однокоренные слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Первая команда придумывает слова к слову "Река", вторая - к слову "Мост".
Пример,
Река – речка – реченька – речушка; речонка, речница, заречье;
Мост - мостик - мосточек – мосток.
Детям предлагается еще одно дидактическое упражнение по командам:
«Подбери родственные (однокоренные) слова»
1 команда: Снег, снежок, снежный, заснеженный, подснежник, снегурочка, Снежок, Снеговичок, Снежиночка , Снеговой , Снеговики ...
2 команда: Мороз -, Морозко, морозец, морозы, заморозок, морозный, морозить, морозильник, подморозило, морозные, отморозили, морозил, морозище
С детьми можно поиграть в игры «Чья? Чьи?»
Цель: закрепить образование притяжательных прилагательных.
Д/и Чьи хвосты?, "Чья голова?», «Чье ухо? (уши), чьи?»
Для игры с детьми взрослый рассказывает сказку «Хвосты».
Например, однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»
Играющие называют:
Это тигриный (львиный, верблюжий, обезьяний, слоновий, беличий)
Чья это голова? Это тигриная (львиная, верблюжья, обезьянья) голова.
Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?
Нарушения словообразования у детей проявляются в трудности в подборе родственных слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем.
Дети неверно подбирают суффиксы (“домок”, “деревочко”).
В словаре детей отсутствуют сложные слова (“ледоход”, “соковыжималка”).
Дети затрудняются называть детенышей животных.
Так в игре «Чья мама, чьи дети?» дети говорят: у коровы- коровки, у волка- волчаты, волчики, у курицы- цыпляты, цыплятаки.
Предлагаю назвать детенышей и родителей: бегемота, носорога, оленя, панды и др.
- Бегемот, бегемотиха и детёныш бегемота
- Носорог, самка носорога и детёныш носорога
- Олень, олениха, оленёнок
- Панда, детёныш панды
- дятел, самка дятла, Птенец дятла, в зоологии используется дятлёнок
- Самец лягушки, Лягушка, Лягушонок.
У детей имеются трудности в образовании всех разрядов прилагательных - относительные прилагательные:
Например, варенье (какое?) - персиковое, абрикосовое и т.д. (называют воспитатели). Сок (какой?) - яблочный, томатный, банановый.
Вопрос: как называется сок из киви? Ответы воспитателей.
Ответ. Слово киви не склоняется по падежам, так же как и Сочи, пальто - это словарные слова. Значит сок из киви так и будет "сок из киви
Поиграв в игру "Жадина", дети учатся образовывать притяжательные местоимения.
Дидактическая игра "Куда что кладут" (посуда) - учит детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).
Игра с детьми:
Хлеб кладут в ХЛЕБНИЦУ
Сахар - в САХАРНИЦУ
Варенье - в ВАЗОЧКУ ДЛЯ ВАРЕНЬЯ
Конфеты - в ВАЗОЧКУ ДЛЯ КОНФЕТ (конфетницу)
Сухари - в СУХАРНИЦУ
Рыбу - в БЛЮДО ДЛЯ РЫБЫ
Салат - в САЛАТНИК
Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них: ледокол - лёд и колоть, пешеход - пешком и ходить
Предложить назвать сложные слова:
Машина, которая чистит картофель – картофелечистка
машина, которая сажает картофель – картофелесажалка
Мешает глину - глиномешалка
Варит кофе - кофеварка
Собирает пыль - пылесос
Мясо рубит - мясорубка
Выжимает сок - соковыжималка
Натирает пол - полотер
Возит молоко - молоковоз
Ходит по луне - луноход
Чистит овощи - овощерезка
Ходит везде - вездеход
Возит мусор – мусоровоз.
Игра: «Назови профессии».
Предложить назвать профессии (словообразование существительных мужского рода) с суффиксом –щик-.
Дети называют профессии: барабанщик, угольщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик, часовщик, сварщик, носильщик.
Рассмотрим морфемный способ словообразования - приставочный, приставка присоединяется к целому производящему слов.
Называем примеры глаголов, образованных приставочным способом: ходит - заходит, приходит, выходит, обходит, отходит, переходит.
Итог. Таким образом для нормализации словообразовательных навыков детей необходима систематическая целенаправленная работа с детьми и тесная взаимосвязь с развитием всех компонентов языковой системы.
Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря детей.
К.Д. Ушинский писал: “Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...
Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...
Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в цело...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...
Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи....
«Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи "
Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека, без которого сложно представить нашу жизнь в обществе. Общение было главным условием развития мышления и речи с детства. Благодаря ем...