«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Козлович Александра Андреевна

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»

Консультация для родителей:

«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»

Подготовила:

учитель-логопед

Козлович А. А.

п. Сосново

2021

«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

К.Д. Ушинский подчеркивал, чтобы усвоить грамматически правильную речь, в дошкольном возрасте у ребенка необходимо с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе.

Исходя из актуальности  темы,  можно сказать, что одной из  основных задач развивающей работы  ДОУ является формирование у детей грамотной речи.

Для этого необходимо развивать активный словарь ребенка, связную речь, звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, любовь и интерес к художественному слову.

Рассмотрим одно из направлений  грамматического строя речи – словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Словообразование включает в себя: лексико-грамматические игры и упражнения, направленые на формирование умений: 

  • правильно употреблять несклоняемые существительные;
  • правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
  • согласовывать слова в предложении в роде и числе;
  • образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.

Грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.

Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра.  Как ведущий вид деятельности дидактическая игра. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное(познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

В младшем и среднем возрасте наиболее ярко проявляется  словотворчество - процесс формирования правил, обобщений, где дети  говорят свои "новые" слова. Дети овладевают  системой  словоизменения – образование форм слова при изменении слова по падежам, числам, родам, временам.

Например: мама, мамы, маме, мамой и т.д., шел, шла, шли и т.д.; зеленый, зеленая, зеленые, зелеными и т.п.

Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов,  он начинает усваиваться уже на втором году жизни.

С детьми можно играть в  такие дидактические игры, как:

Дидактическая игра   "Большой - маленький".

Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.

Оборудование: карточки с изображениями домашних животных.

Инструкция: Дать ребенку три карточки одного вида животного. Пусть ребенок самостоятельно или с помощью взрослого расположит правильно животных: кошка-котенок-котята; корова-теленок-телята и т. д.

Дидактическая игра Игра "Назови ласково".

Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова.

Дидактическая  игра  "Кто у кого?"

Цель: закреплять знания детей о животных, о названиях детенышей и семьи. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуду.

Дидактическая игра  "Папа, мама, детеныш".

Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.

Дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец. В среднем дошкольном возрасте проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах. В этом возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи. Особое внимание в играх.

 Д/и «Кого не стало»- учить  употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).

«Чей голос?» уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает).

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования через такие игры, как «Кто что делает?», «Добавь слово» -  использование в речи глаголов с приставками.

Развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова выделяют три этапа работы по формированию словообразования:

1-й этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

2-й этап: работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3-й этап: уточнение значения и звучания непродуктивных моделей.

 

Игры для формирования навыка словообразования

 

Предлагаю поиграть в некоторые дидактические игры  по словообразованию.

Д/и "Назови ласково" или «Кто больше придумает ласковых слов»

Цель игры. Учить образовывать новые однокоренные слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

ЗадачиРазвивать фонематический слух; мыслительную и речевую активность детей.

Ход игры:

Детям предлагается слово "Заяц", они подбирают слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пример, "Заяц – зайка – заинька – зайчишка – зайчонок".

Затем предлагается придумать однокоренные слова  при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Первая команда  придумывает слова  к слову "Река", вторая - к слову "Мост".

Пример,

Река – речка – реченька – речушка; речонка, речница, заречье;

Мост - мостик - мосточек – мосток.

Детям предлагается еще одно дидактическое упражнение  по командам:

«Подбери родственные (однокоренные) слова» 

1 команда: Снег, снежок, снежный, заснеженный, подснежник, снегурочка, Снежок, Снеговичок, Снежиночка , Снеговой , Снеговики ...

2 команда: Мороз -, Морозко, морозец, морозы, заморозок, морозный, морозить, морозильник, подморозило, морозные, отморозили, морозил, морозище

С детьми можно поиграть в игры «Чья? Чьи?»

Цель: закрепить образование притяжательных прилагательных.
Д/и 
Чьи хвосты?, "Чья голова?», «Чье ухо? (уши), чьи?»

Для игры с детьми взрослый рассказывает сказку «Хвосты».

Например, однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»

Играющие называют:

Это тигриный (львиный, верблюжий, обезьяний, слоновий, беличий)

Чья это голова? Это тигриная (львиная, верблюжья, обезьянья) голова.

Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?

Нарушения словообразования  у детей  проявляются в трудности в подборе родственных слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем.

Дети  неверно подбирают суффиксы (“домок”, “деревочко”).

В словаре детей отсутствуют сложные слова (“ледоход”, “соковыжималка”).

Дети затрудняются называть детенышей животных.

Так в игре «Чья мама, чьи дети?» дети говорят: у коровы- коровки,  у волка- волчаты, волчики, у курицы- цыпляты, цыплятаки.

Предлагаю назвать детенышей и родителей: бегемота, носорога, оленя, панды и др.

Бегемот, бегемотиха и детёныш бегемота

- Носорог, самка носорога и детёныш носорога

- Олень, олениха, оленёнок

- Панда, детёныш панды

- дятел, самка дятла, Птенец дятла, в зоологии используется дятлёнок

- Самец лягушки, Лягушка, Лягушонок.

 

У детей имеются трудности в образовании всех разрядов прилагательных - относительные  прилагательные: 

Например, варенье (какое?) - персиковое, абрикосовое и т.д. (называют воспитатели). Сок (какой?)  - яблочный, томатный, банановый.

Вопрос: как называется сок из киви? Ответы воспитателей.

Ответ. Слово киви не склоняется по падежам, так же как и Сочи, пальто - это словарные слова. Значит сок из киви так и будет "сок из киви

Поиграв в  игру "Жадина", дети учатся  образовывать притяжательные местоимения. 

Дидактическая игра "Куда что кладут" (посуда) - учит детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).

Игра с детьми:

Хлеб кладут в ХЛЕБНИЦУ

Сахар - в САХАРНИЦУ

Варенье - в ВАЗОЧКУ ДЛЯ ВАРЕНЬЯ

Конфеты - в ВАЗОЧКУ ДЛЯ КОНФЕТ (конфетницу)

Сухари - в СУХАРНИЦУ

Рыбу - в БЛЮДО ДЛЯ РЫБЫ

Салат - в САЛАТНИК                                      

Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них: ледокол - лёд и  колоть, пешеход - пешком и ходить

Предложить назвать сложные слова:

Машина, которая чистит картофель – картофелечистка

машина, которая сажает картофель – картофелесажалка

Мешает глину - глиномешалка

Варит кофе - кофеварка

Собирает пыль - пылесос

Мясо рубит - мясорубка

Выжимает сок - соковыжималка

Натирает пол - полотер

Возит молоко -  молоковоз

Ходит по луне - луноход

Чистит овощи - овощерезка

Ходит везде - вездеход

Возит мусор – мусоровоз.

 

Игра: «Назови профессии».

Предложить назвать профессии  (словообразование существительных мужского рода) с суффиксом –щик-.  

Дети называют профессии: барабанщик, угольщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик, часовщик, сварщик, носильщик.

Рассмотрим морфемный способ словообразования - приставочный, приставка присоединяется к целому производящему слов.

Называем примеры глаголов, образованных приставочным способом: ходит - заходит, приходит, выходит, обходит, отходит, переходит.

 

Итог. Таким образом для нормализации  словообразовательных навыков  детей  необходима  систематическая целенаправленная  работа с детьми  и тесная взаимосвязь с развитием всех компонентов языковой системы.

Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря детей.

К.Д. Ушинский писал: “Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в цело...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...

Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи....

«Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи "

Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека, без которого сложно представить нашу жизнь в обществе. Общение было главным условием развития мышления и речи с детства. Благодаря ем...