Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
методическая разработка (старшая группа) по теме

Рассказова Таисия Евгеньевна

 

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам системы коррекционно-развивающего обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

    Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР), обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии.

Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:

•     с несформированностью возрастных форм общения:

•     с неразвитостью структурных компонентов общения;

•     с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том. что самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.

Преодолеть эти трудности можно при условии разработки и внедрения в деятельность дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование у детей социально- коммуникативных навыков, а также обучения педагогов и родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком.

Для детей с ЗПР характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Дошкольники не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. По функции это чаще всего обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребёнка; по содержанию высказывания простые, не связанные между собой.

Недостаточность владения внеситуативными формами общения выражается в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, в несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствует полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми.

Недостаточной является и познавательная функция речи. Без специальных воздействий коррекционного плана речь не становится у них инструментом мыслительной деятельности, в ней слабо отражается собственный эмоциональный, бытовой, игровой и познавательный опыт ребёнка, представления слабо актуализируются по слову. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специально организованного коррекционного обучения.

Исходя из положения, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общение, вся работа в этом направлении должна обеспечить три составляющие деятельности - мотивационную (почему ребёнок должен говорить?), целевую (зачем он должен?) и исполнительскую.

Основной задачей первого этапа является создание речевой среды, пробуждение у ребёнка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку, развитие предметных и предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов и т.д.

На втором этапе основной акцент делается на усвоение ребёнком средств общения (речевых и внеречевых) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности. На всех занятиях поддерживается и поощряется речевая активность детей. При этом идёт большая работа по развитию восприятия выразительных движений и естественных жестов. особое внимание привлекается к мимике, к развитию понимания эмоциональных состояний человека.

На третьем этапе основная задача заключается в обучении детей рассказыванию. Для закрепления представлений о временной и причинной последовательности сюжета на этом же занятии проводится рисование простым карандашом, схематично, с делением полоски бумаги на число смысловых отрезков.

Таким образом, коррекционная работа по развитию речи и коммуникативного поведения осуществляется но следующим направлениям:

7.    В повседневной жизни, в процессе живого общения с ребёнком по поводу его бытовых, игровых и познавательных интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний).

8.    В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр (активизация речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказываний, в том числе с отрицанием).

9.   На занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову).

К). На занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций.

11.  В ходе формирования элементарных математических представлений, физического и музыкального воспитания.

      12.  В процессе индивидуальной коррекционной работы (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и далее в соответствии с индивидуальной коррекционной программой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методические рекомендации по формированию и коррекции навыка словообразования у дошкольников с ОНР с помощью дидактических игр-упражнений

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упраж...

Формирование социально - коммуникативных качеств у детей старшего возраста

В данной статье рассматривается вопрос социально – коммуникативного, художественно – эстетического развития. Развиваем наблюдательность, творческое воображение, экологическую культуру детей, воспитыва...

Формирование социально – коммуникативных качеств у детей старшего возраста

В данной статье рассматриваются вопросы формирования социально - коммуникативных и познавательных качеств у детей старшего возраста. На примере совместной деятельности развиваем наблюдательность, твор...

Программа формирования социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста

Программа  «Я-человек» направлена на формирование социально-коммуникативного развития у   детей старшего  дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных о...

Методическая разработка игры по социально - коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Давайте пообщаемся".

В данной разработке я предлагаю материал из которого можно узнать, как создать условия для развития коммуникативных навыков детей,формировать ощущения причастности к группе, воспитывать умение выслуши...

Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"

В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности....