Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)

Пржиалковская Галина Анатольевна

В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, с помощью дидактических игр»

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Проблема формирования у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 – 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Режим дня, в развитии культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

В процессе развития культурно-гигиенических навыков целесообразно уделять большое внимание дидактической игре, она занимает важное место в жизни дошкольников. В игре усваиваются понятия, приобретаются навыки, дети раскрепощаются, снимают состояние неловкости, неуверенности в себе.    Игра открывает перед воспитателем большие возможности в формировании культуры поведения. Ребёнок подражает действиям героя, отношениям к людям, вещам, его чувствам, переживаниям. Воспитательное значение игр усиливается потому, что у них общие переживания, интересы. Игры – это средство воспитания, показатель глубины чувств, представлений   детей.  В воспитательных целях используют дидактические игры. Они воспитывают добрые чувства.

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные признаки предметов, например их цвет, форму, величину и так далее. Именно во время игрового процесса дети и могут установить самую простую связь между тем или иным объектом и событием.

Любые дидактические игры – это сочетание трех компонентов: игрового замысла, действий и определенных правил. Причем принимать в ней участие может как один ребенок, так и целая группа – в этом преимущество данного метода организации деятельности детей. Игровой замысел нужен для развития познавательной активности, он позволяет каждому ребенку проявить свои умения и способности, знания и навыки. Правила дают возможность регулировать поведение детей в процессе деятельности. Важно, чтобы каждая дидактическая игра была законченной, дети должны четко видеть конечный результат. Современные дидактические игры – это широкое разнообразие средств для обучения различным навыкам. Причем если игровой процесс ведется коллективно, то все равно воспитатель должен по максимуму учитывать индивидуальные особенности каждого малыша и задание подбирать, исходя из его способностей.

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

1. Игра с предметами (игрушками). В данных играх ребята должны выполнять определенные роли. Также к данной группе дидактических игр можно отнести различные игры-инсценировки, с помощью которых утоняется представление о различных предметах;

2. Настольно-печатная игра. Этот вид игр весьма разнообразен по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Данные игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.

3. Словесная игра отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность [1].

Дидактическая игра с предметами способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний полученных на занятиях и в непосредственном опыте детей. Игра делает процесс обучения лёгким, занимательным.

Она является одним из приёмов воспитания целеустремлённости, самостоятельности, сдержанности и ориентировки в условиях создаваемых игрой. В ней воспитываются навыки поведения в коллективе, закрепляется дружба. Воспитательная ценность дидактических игр заключается в том, что она подвластна педагогу, создаётся им, входит в фонд педагогических средств, постепенно усваивается детьми, и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Она проходит как игра – занятие. Воспитательное влияние игры определяется направленностью содержания. Их воспитательное значение сводится к формированию взаимоотношений детей, умение вместе играть, помогать друг другу и радоваться успеху товарища, в развитии самостоятельности.  Игра содействует обучению.  Но она не осуществляет систематического обучения. Как самостоятельная игровая деятельность она осуществляется тогда, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям. Воспитатель заботится об усложнении игр.

Если у детей угасает интерес к игре, воспитатель вместе с детьми придумывает новые, более сложные правила. В играх, помимо формирования самостоятельности, активности, устанавливается атмосфера доверия. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры на занятиях и вне их.

Широкий простор для воспитания самостоятельности в игре представляется детям в отведённые часы, здесь они самостоятельны в выполнении правил и действий, в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Например, можно использовать следующие игры с младшими дошкольниками в процессе формирования гигиенических навыков.

Навыки умывания:

«Сделай лодочку».

Цель: приучать детей к выполнению элементарных навыков при мытье рук. Формировать умение последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

«Вымой руки», «Мыльные перчатки».

Цель: поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов (мыло, разнообразным действиям с ним.

«Водичка-водичка».

Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Навыки опрятной еды:

«Убери со стола».

Цель: поддерживать положительное настроение ребенка при выполнении элементарных гигиенических процессов :убирать посуду со стола.

«Чаепитие у кукол», «Обед у кукол».

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, развивать интерес к разнообразным действиям с ней.

Навыки опрятной одежды:

«Оденем куклу на прогулку», «Кто во что одет», «Найди пару», «Разложи по порядку».

Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.

В таких дидактических играх с предметами проявляются черты характера, как положительные, так и отрицательные. Игра, используемая для обучения должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями.

Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся - воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды». Итак, используя наглядный метод нужно сопровождать пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Так же к игровым приемам относятся загадывание загадок, создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»). В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем на сверстников.

Преимущество дидактических игр состоит в том, что их элементы можно применять как в режимные моменты, так и во время непрерывной образовательной деятельности.

Библиография

1. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие /  И.В. Приходько [ и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 312 с. – (Медицина).

2.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.

3.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 2005.

4. Е.В. Жердева Возрастные особенности. Адаптация.  – Ростов н/Д: Феникс, 2008, 192 с.

5. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008, с.64.

6.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-   М.:Просвещение, 2005-160с.

7. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.

8.Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-2007-№9-13-17с.

9. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».

Приобщение  детей  с  самого  раннего  возраста к  художественной  литературе  является  первоочередной  задачей  для  педагогов  общео...

Презентация выступления: «Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Занятие  представляло  собой  постановку  пьесы  в  одном действии,  трёх  картинах  по  мотивам  русской  народной  сказки  «Коло...

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....

Консультация для родителей по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к позн...

Проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Мы разработали проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного ...

«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, как предпосылки формирования финансовой грамотности».

Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Дидактические игры как средства логико-математического развития дошкольников».Главной особенность дидактическ...