Упражнения на формирование навыков словообразования у дошкольников
материал по логопедии по теме

Петрова Инна Васильевна

Данные упражнения позволяют решить следующие задачи:

1. Расширять и активизировать словарный запас.

 2. Продолжать учить произносить слова сложной слоговой структуры.

 3. Развивать слуховое внимание.

Могут быть использованы учителями-логопедами при работе с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков  словообразования у дошкольниов

Цель: 1. Расширять и активизировать словарный запас.

           2. Продолжать учить произносить слова сложной слоговой структуры.

           3. Развивать слуховое внимание.

1.Образование сложных имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.

Упражнение «Профессии»

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии»

Ход игрового упражнения

Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии

Логопед                                                    Ребенок

Рыбу ловит                                               Рыболов

Лес рубит                                                 Лесоруб

Лес разводит                                            Лесовод

Водит машину                                         Водитель                      

Учит детей                                               Учитель

Пишет книги                                            Писатель

Командует кораблем                               Капитан  

         

2. Образование имен существительных путем сложения основ по анологии

Упражнение «Назови одним словом»

Оборудование: предметные картинки.

Логопед                                                       Ребенок

Сам летает                                                  Самолет

Пыль сосет                                                 Пылесос

Сам варит                                                   Самовар

По луне ходит                                            Луноход

Сам катит                                                    Самокат

Ходит при помощи пара                           Пароход

Возит при помощи пара                            Паровоз

Пули мечет                                                  Пулемет

Пол трет                                                       Полотер

   

3. Образование приставочных глаголов

Упражнение «Назови и сделай»

        Ребенок произносит приставку, а логопед договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью, выполняет действие или имитирует движение.

                                                             

Ребенок                                           Логопед

ЗА                                                    бегать

                                                         носить

                                                         ходить

                                                         водить

                                                         катить

У                                                      бегать

                                                         носить

                                                         ходить

                                                         водить

                                                         катить

ВЫ                                                   бегать

                                                         носить

                                                         ходить

                                                         водить

                                                         катить

                                             

                   

   

НА                                                   ехать

                                                         носить

                                                         ходить

                                                         водить

                                                         ливать

                                                        мылить

                                                        сыпать

                                       

4.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

        Упражнение «Назови детенышей»

Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок.

Ход игрового упражнения

Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку.

ЛОГОПЕД                                                             РЕБЕНОК

У кошки                                                                 котенок

У коровы                                                        теленок

У лосихи                                                                лосенок

У лисицы                                                                лисенок

У ежихи                                                                 ежонок

У гусыни                                                                гусенок

У утки                                                                    утенок

Упражнение «Назови  ласково»

Оборудование: мяч

Ход игрового упражнения:

        Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

а) с суффиксом –ИК-

Логопед                  Ребенок

пакет                       пакетик

буклет                    буклетик

билет                      билетик

буфет                     буфетик

салат                      салатик

халат                      халатик

канат                      канатик

завод                      заводик

комод                     комодик

б) с суффиксом  -ОК-

голос                    голосок

коготь                  коготок

локоть                  локоток

узел                      узелок

угол                     уголок

обод                     ободок

холод                   холодок

волос                   волосок

ноготь                 ноготок

в) с суффиксов –ЧЕК-

каток                   каточек

замок                  замочек

носок                  носочек

песок                  песочек

кусок                 кусочек

моток                 моточек

пенек                 пенечек

г) с суффиксом –К-

   баня                банька

   хата                 хатка

   нота                 нотка

   пена                 пенка

   пуля                пулька

   яма                   ямка

д) с суффиксом –ЕК-

   конь                  конек

   пень                  пенек

   тень                  тенек

   день                  денек

5 Образование  множественного  числа имен существительных

Упражнение «Один – несколько»

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения:

        Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

а) с окончанием  -И-

Логопед:                 Ребенок:

денек                    деньки

пенек                    пеньки

дубок                   дубки

каток                    катки

венок                    венки

моток                   мотки

комок                   комки

б) с окончанием –Ы-

Логопед:                 Ребенон:

бубен                    бубны

бант                       банты

винт                      винты

фильм                  фильмы

лифт                     лифты

бинт                     бинты

в) с окончанием   -А-

пятно               пятна

окно                 окна

6.Образование притяжательных прилагательных

Оборудование: сюжетные картинки

Ход игрового упражнения: Логопед, показывая сюжетные картинки, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные

ЛОГОПЕД                                                                 РЕБЕНОК

У мамы помада. Это чья помада?                           Мамина

У папы медали. Это чьи медали?                           Папины

У Вовы кубик. Это чьи кубики?                             Вовины

У тети утята. Это чьи утята?                                   Тетины

У Вани монеты. Это чьи монеты?                           Ванины

У Коли билеты. Это чьи билеты?                           Колины

У Пети бумага. Это чья бумага?                             Петина

У дяди погоны. Это чьи погоны?                            Дядины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры и упражнения на формирования навыков словообразования"

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия.  Хара...

Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования

Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования  (младший  дошкольный  возраст)...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения  и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Данный  комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования,  как грамматического строя родной   речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...

«Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»

Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах....

«Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»

Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах....