Методическая разработка семинара - практикума для родителей "Развитие навыков словообразования у дошкольников"
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Шевченко Валентина Дмитриевна

Методическая разработка посвящена такому сложному вопросу,  как развитие навыков словобразования у детей средней возрастной группы.  Будет полезна в работе учителям - логопедам и заинтересованным воспитателям. Содержит описание хода мероприятия, включающее речь педагога, методические рекомендации учителя-логопеда по ходу семинара,  раздаточный материал для родителей, презентацию  в формате Power Point  для сопровождения речи педагога. Для удобства применения в работе рекомендуется все четыре части приезентации объединить в одну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя – логопеда для использования                                                           в работе с родителями детей средней возрастной группы  

Семинар – практикум

«Развитие навыков словообразования у дошкольников».

Цель: Повышение эффективности реализации образовательной программы через взаимодействие учителя – логопеда с родителями по направлению формирования грамматического строя речи.

Задачи:

1. Уточнить понятие грамматического строя речи.

2. Познакомить родителей  с особенностями формирования грамматического строя речи у детей и наиболее часто встречающимися в речи детей ошибками.

3. Обучить родителей практическим приемам развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование для показа презентаций в формате Power Point; мяч; игрушки:  машинка, самолет, дерево, домик, речка, гора; резиночки по числу слушателей; игрушки большого и маленького размера: заяц и зайчик, кот и котик; муляжи овощей и фруктов; «Волшебный мешочек» с детскими вещами; русская народная сказка «Заяц – хваста»; игра «Какое сварим варенье?»; образцы учебно – методических пособий и настольно – печатных игр  по развитию грамматического строя речи у детей.

Ход семинара.

1.Теоретическая часть. Уточнение понятия грамматического строя речи.

      Детский возраст от 2 до 5 лет считается сензитивным (т.е. наиболее благоприятным) периодом для развитии речи.   Наибольшие сложности дети испытывают в процессе усвоения различных грамматических конструкций. Грамматика (Слайд №2), по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.

 Почему допускаются  грамматические ошибки?

  • Сложная система словообразования в русском языке
  • Особенности развития внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте (генерализация, словотворчество): знакомые способы образования слов применяются неправильно «мазелин», улиционер, собачата.
  • Малый речевой опыт: с детьми мало разговаривают, читают, дети  не всегда  слышат грамотную, литературную речь.
  • Ограниченный  запас знаний об окружающем мире.
  •  Несовершенство артикуляторного аппарата, фонематического слуха и звуко –  слоговой структуры слова                       у ребенка.

Как вы думаете, на какие из этих причин  мы,  взрослые,  можем повлиять, что изменить?

Грамматический строй речи

это система взаимодействия слов между

собой в словосочетаниях и предложениях.

Морфологический уровень  развития речи                 (приемы словоизменения и словообразования)

Синтаксический уровень (составление предложений, сочетание слов в предложении)

Словообразование (Слайд № 3) -  одно из основных средств пополнения словарного запаса. За счёт чего происходит образование новых слов в русском языке?

  • Приставки
  • Суффиксы
  • Сложение основ
  • Чередование звуков в основе

2. Практическая часть. Обучение родителей приемам развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста.

Речь педагога

Организация рабочего пространства

Методические рекомендации

Предлагаем Вам  варианты игр и заданий, которые помогут сформировать и развить у детей навыки словообразования.

Первая группа игр направлена на формирование у детей навыка употребление в речи суффиксов увеличения и уменьшения.

Игра «Гномы и великаны».  Взрослый говорит ребенку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло - …». В следующий раз взрослый и ребенок превращаются в великанов. Нужно все предметы увеличить: нос превратится в огромный носище, нога – в ножищу и т.д.

Слайд № 4.

Игра «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.» Понадобятся две игрушки: большой заяц и маленький зайчик. Вы вместе с ребёнком разбираете для зверюшек овощи, проговаривая вслух названия.

Слайд № 5.

Игра проигрывается с одним из родителей.

«Хвастливые животные».   Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например,  кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший. Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»

Педагог проигрывает игру с одним из родителей и поясняет, что для начального знакомства с этой игрой можно использовать книгу «Заяц – хваста».

«Резиночки». Называем маленький предмет (с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягиваем резиночку называем большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. И т.д. любой задуманный предмет (из посуды, мебели…)

Педагог раздает резиночки родителям и проигрывает несколько раз  игру на материале разных лексических тем. Необходимо обратить внимание родителей                          на выразительность интонирования: слова                         с уменьшительно – ласкательными суффиксами лучше произносить тоненьким голоском, а с суффиксами увеличения -  низким, громким голосом.

Игра с мячом на обогащение словаря антонимов «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол. Ребенок должен назвать слово  противоположное по смыслу: добро – зло, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий, светло – темно.

Слайд № 6.

В ходе игры с родителями следует обратить внимание на соблюдение последовательности в работе: сначала учим подбирать  антонимы – прилагательные и существительные, затем наречия, труднее всего придумывать антонимы  - глаголы, не связанные общим корнем (кинул – поймал, потерял – нашел).

«Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем  говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом  –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)

Педагог, перекидывая мяч, проигрывает игру со всеми  участниками семинара. Следует обратить внимание родителей на явление генерализации, присущее речи детей дошкольного возраста. Дети, усвоив способ образования слов с суффиксом – НИЦ, могут накладывать его на весь класс слов, так в речи появляются «сольница», «ручница». Такие слова – исключения требуют особого внимания и дополнительного обсуждения с детьми.

Игра «Повар».  Можно предложить ребёнку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовёте. Грибы – грибной суп, грибные котлеты, грибной соус. Картофель, лимон, морковь, клюква.

Слайд № 7.

Педагог предлагает кому-то из родителей достать из «чудесного мешочка» фрукт или овощ и рассказать, что можно из него приготовить. Следует обратить внимание слушателей на необходимость следить во время  игры с детьми за правильностью согласования прилагательных с существительными.

Игра «Какое приготовим варенье (сок)? Эту игру очень легко организовать в магазине фруктов: стоя перед прилавком с фруктами можно пофантазировать вместе с ребенком какое варенье  можно приготовить,  и какое будет самым вкусным.

Педагог раздает каждому родителю картинку – баночку с нарисованными ягодами. Предлагается рассказать с каким вареньем (исходя из названия изображенной на банке ягоды) слушатель будет пить чай, есть блины и т.д. Например: «Я буду пить чай с малиновым вареньем. А я буду есть оладушки с ежевичным вареньем».

«Какая есть у нас посуда?». Эту игру можно провести во время сервировки стола к обеду. Взрослый спрашивает: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный».

Слайд № 8

«Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.  

 

«Слова – родственники». Хлеб - хлебушек, хлебные крошки, хлебница(посуда для  хлеба),  хлебопёк(человек, который печёт хлеб), хлебороб (человек, который выращивает хлеб), хлеборезка(прибор для резки хлеба), хлебозавод( завод, где выпекают хлеб). Снег  - ……

Слайд № 9

Следует обратить внимание родителей на то, что данный раздел работы достаточно сложен для детей. Поэтому подобные задания можно  начинать  давать детям 5-6 летнего возраста.

Игра на образование сложных слов является естественным продолжением работы над родственными словами. На начальном этапе необходимо подсказывать детям варианты, давать задания по аналогии: «Камни падают – камнепад,  листья падают – листопад, а если снег падает…?    А звезды….?»

Слайд № 10

Можно акцентировать внимание родителей на том, что умение подбирать родственные слова очень пригодится детям в школе в работе над такой непростой темой как «Безударные гласные в корне слова».

Следующая игра сформирует у детей умение образовывать и  употреблять в речи приставочные глаголы. Посмотрите на этом слайде машина из леса выехала, к речке подъехала, по мосту проехала, по дороге поехала, мимо мельницы проехала и домой приехала.

 

Слайд № 11

Педагог предлагает одному из слушателей проиграть данную игру с самолетом, куклой.

Игры на образование притяжательных прилагательных. «Чья это вещь?» Потребуется по одной вещи каждого члена семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать,  комментируйте: Это мамина шапка, это папочкина рубашка и т.д.  Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.

Слайд № 12

«Чьё всё это?» такую игру можно провести на материале любых разрезных картинок с животными: коровий хвост, коровья голова, коровьи рога и т.д.

Следует акцентировать внимание слушателей на необходимости следить за правильным употреблением окончаний при согласовании прилагательных и существительных.

Игра на закрепление навыка  образования названий детёнышей животных. «Кто о ком думает?»  

Думает кошка о малых … (котятах)

Мама собака о детках … (щенятах)

Корова вздыхает о сыне … (телёнке)

А лошадь о быстром своём … (жеребёнке)

Мама овечка о детях … (ягнятах)

И мама свинья о своих … (поросятах)

Слайд № 13

Следует обратить внимание родителей на последовательность работы: сначала учим образовывать названия детёнышей от общей основы: лиса – лисёнок, затем включает слова с чередованием согласных в корне: волк – волчонок и самым сложным является работа над названиями детенышей домашних животных: корова – телёнок.  

Игра на образование существительных с суффиксом –ИНК «Целое и часть».

Слайд № 14

Педагог перекидывая мяч, проигрывает данную игру со всеми участниками семинара.

Предлагаем вам ряд пособий и  настольно – печатных игр, которые помогут организовать работу по развитию навыков словообразования с ребенком дома.

Слайд № 15.

Педагог кратко характеризует представленные пособия.

Отвечает на вопросы родителей.

Спасибо за внимание!

Слайд № 16.

В заключение родителям выдается памятка с описанием игр на развитие грамматического строя речи.

Приложение

 

 Игры для формирования словаря и грамматического строя речи.

(раздаточный материал для родителей)

  1. « Мир вокруг». Во время прогулки или по пути из детского сада домой взрослый и ребенок договариваются называть все предметы окружающего мира, привлекающие внимание. « Я вижу машину. Она красная».
  2. « Догадайся, что это» - взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребенок должен догадаться, о чём идет речь. Например: это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное.  Из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно можно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
  3. Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол. Ребенок должен назвать слово  противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.
  4. «Гном – малютка». Взрослый говорит ребенку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло - …». В следующий раз взрослый и ребенок превращаются в великанов. Нужно все предметы увеличить: нос превратится в огромный носище, нога – в ножищу и т.д.
  5. «Вкусные слова». Взрослый и ребенок договариваются называть только «сладкие» или только «кислые» слова, возможны и другие варианты вкусных слов.
  6. «Аукцион» -  игроки должны назвать  как можно больше слов, отвечая на вопросы:

- Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)

- Что можно надеть на голову?  ( Шапку, фуражку, панамку, кепку, шляпу и т.д.)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик, галстук и т.д.)

За каждый удачный ответ выдаётся фант, побеждает игрок, набравший большее количество фантов. Вопросы можно задавать самые разные, побуждая ребенка подбирать для ответа все больше существительных и глаголов.

  1. «Перестановка» - все члены семьи собираются вместе и «решают сделать перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной   предмет  обстановки: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
  2. Игра «Мой, моя, моё, мои» - игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и др.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка).
  3. «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем  говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом  –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
  4. «Съедобные слова». Мама вместе с ребенком находит «съедобные» слова в борще, в компоте, в салате и т.д.
  5. «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются.  Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
  6. «Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.  

Источники

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1998.
  2. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ под ред. О.С. Ушаковой – М., 1998.
  3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.  – СПб, 2001.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб, 2001.
  5. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д., 2006.
  6. Иллюстрации для презентации получены в поисковой системе Яндекс.

http://www.logolife.ru/logopedicheskie-igry/grammatika-v-igrax-po-leksicheskim-temam.html

http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/12218.html

https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/08/rechevaya_igra_kakoe_svarim_varene_-_kopiya_2.docx


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум Развитие навыков словообразования у дошкольников Учитель – логопед высшей квалификационной категории Шевченко Валентина Дмитриевна

Слайд 2

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка. Почему допускаются грамматические ошибки? Сложная система словообразования в русском языке Особенности развития внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте (генерализация, словотворчество): знакомые способы образования слов применяются неправильно « мазелин », улиционер , собачата. Малый речевой опыт: с детьми мало разговаривают, читают, дети не всегда слышат грамотную, литературную речь. Ограниченный запас знаний об окружающем мире. Несовершенство артикуляторного аппарата, фонематического слуха и звуко – слоговой структуры слова у ребенка.

Слайд 3

Словообразование - одно из основных средств пополнения словарного запаса. За счёт чего происходит образование новых слов в русском языке? Приставки Суффиксы Сложение основ Чередование звуков в основе

Слайд 4

«Гномы и великаны» Взрослый говорит ребенку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло - …». В следующий раз взрослый и ребенок превращаются в великанов. Нужно все предметы увеличить: нос превратится в огромный носище, нога – в ножищу и т.д.

Слайд 5

«Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.» «Хвастливые животные». Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший. Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.» « Резиночки » Называем маленький предмет ( с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягиваем резиночку называем большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку ) – большая чашка. И т.д. любой задуманный предмет (из посуды, мебели…)

Слайд 6

Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол. Ребенок должен назвать слово противоположное по смыслу: добро – зло, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий, светло – темно. «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)

Слайд 7

«Повар». Предложить ребёнку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовёте. Грибы – грибной суп, грибные котлеты, грибной соус. Картофель, лимон, морковь, клюква. «Какое приготовим варенье (сок)? Из сливы – Из груши – сл и вовый гр у шевый

Слайд 8

«Какая есть у нас посуда?». Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный». Кастрюля из алюминия – алюминиевая. «Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опиши маршрут машины: грузовик из леса выехал, через речку переехал, мимо мельницы проехал, по дороге поехал и домой приехал.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто о ком думает?» Думает кошка о малых … (котятах) Мама собака о детках … (щенятах) Корова вздыхает о сыне … (телёнке) А лошадь о быстром своём … (жеребёнке) Мама овечка о детях … (ягнятах) И мама свинья о своих … (поросятах)

Слайд 2

Чьё всё это? «Чья это вещь?» Потребуется по одной вещи каждого члена семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, комментируйте: Это мамина шапка, это папочкина рубашка и т.д. Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.

Слайд 3

редисинка соломинка виноградинка мармеладинка волосинка изюминка градинка жемчужинка дождинка икринка пушинка пылинка крупинка жиринка слезинка «Целое и часть» (существительные с суффиксом – инк)

Слайд 4

Пособия для самостоятельной работы:

Слайд 5

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! желаем вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Слова – родственники». Хлеб- хлебушек, хлебные крошки, хлебница(посуда для хлеба), хлебопёк(человек, который печёт хлеб), хлебороб (человек, который выращивает хлеб), хлеборезка(прибор для резки хлеба), хлебозавод( завод, где выпекают хлеб). Снег - ……

Слайд 2

Образование сложных слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Семинар-практикум для родителей "Какие игрушки нужны вашему малышу"

Пример семинара-практикума для проведения с родителями детей раннего возраста. Практические задания "Ярмарка" и "Изготовление игрушки" позволят сделать встречу с родителями менее формальной. К материа...

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровые приемы"

В семинаре идет ознакомление родителей с методами и приемами развития творческой активности детей в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры&raq...

Методическая разработка семинара - практикума с родителями детей 5- 6 лет, имеющие речевые нарушения «Играя, развиваем речь»

Семинар - практикум "Играя, развиваем речь" был проведен с родителями на районном методическом объединение  педагогов психологов и учителей - логопедов муниципального района Уфимский ра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»

Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и  игровых упражнений, направленных на развитие  детей в домашних условиях....

Методическая разработка/ Семинар-практикум для родителей «Жизнь без насилия»

Данная методическая разработка призвана найти решить такие вопросы:Повысить уровень информированности родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;Познакомить с ответственностью родителей за жест...