Методическая разработка семинара - практикума для родителей "Развитие навыков словообразования у дошкольников"
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему
Методическая разработка посвящена такому сложному вопросу, как развитие навыков словобразования у детей средней возрастной группы. Будет полезна в работе учителям - логопедам и заинтересованным воспитателям. Содержит описание хода мероприятия, включающее речь педагога, методические рекомендации учителя-логопеда по ходу семинара, раздаточный материал для родителей, презентацию в формате Power Point для сопровождения речи педагога. Для удобства применения в работе рекомендуется все четыре части приезентации объединить в одну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_metodich_razrabotka.docx | 39.43 КБ |
slovoobrazovanie_-_kopiya_chast_1.pptx | 2.36 МБ |
slovoobrazovanie_-_kopiya_chast_3.pptx | 2.01 МБ |
slovoobrazovanie_-_kopiya_chast_4.pptx | 2.64 МБ |
slovoobrazovanie_-_kopiya_chast_2.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя – логопеда для использования в работе с родителями детей средней возрастной группы
Семинар – практикум
«Развитие навыков словообразования у дошкольников».
Цель: Повышение эффективности реализации образовательной программы через взаимодействие учителя – логопеда с родителями по направлению формирования грамматического строя речи.
Задачи:
1. Уточнить понятие грамматического строя речи.
2. Познакомить родителей с особенностями формирования грамматического строя речи у детей и наиболее часто встречающимися в речи детей ошибками.
3. Обучить родителей практическим приемам развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование для показа презентаций в формате Power Point; мяч; игрушки: машинка, самолет, дерево, домик, речка, гора; резиночки по числу слушателей; игрушки большого и маленького размера: заяц и зайчик, кот и котик; муляжи овощей и фруктов; «Волшебный мешочек» с детскими вещами; русская народная сказка «Заяц – хваста»; игра «Какое сварим варенье?»; образцы учебно – методических пособий и настольно – печатных игр по развитию грамматического строя речи у детей.
Ход семинара.
1.Теоретическая часть. Уточнение понятия грамматического строя речи.
Детский возраст от 2 до 5 лет считается сензитивным (т.е. наиболее благоприятным) периодом для развитии речи. Наибольшие сложности дети испытывают в процессе усвоения различных грамматических конструкций. Грамматика (Слайд №2), по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.
Почему допускаются грамматические ошибки?
- Сложная система словообразования в русском языке
- Особенности развития внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте (генерализация, словотворчество): знакомые способы образования слов применяются неправильно «мазелин», улиционер, собачата.
- Малый речевой опыт: с детьми мало разговаривают, читают, дети не всегда слышат грамотную, литературную речь.
- Ограниченный запас знаний об окружающем мире.
- Несовершенство артикуляторного аппарата, фонематического слуха и звуко – слоговой структуры слова у ребенка.
Как вы думаете, на какие из этих причин мы, взрослые, можем повлиять, что изменить?
Грамматический строй речи
это система взаимодействия слов между
собой в словосочетаниях и предложениях.
Морфологический уровень развития речи (приемы словоизменения и словообразования) | Синтаксический уровень (составление предложений, сочетание слов в предложении) |
Словообразование (Слайд № 3) - одно из основных средств пополнения словарного запаса. За счёт чего происходит образование новых слов в русском языке?
- Приставки
- Суффиксы
- Сложение основ
- Чередование звуков в основе
2. Практическая часть. Обучение родителей приемам развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста.
Речь педагога | Организация рабочего пространства | Методические рекомендации |
Предлагаем Вам варианты игр и заданий, которые помогут сформировать и развить у детей навыки словообразования. Первая группа игр направлена на формирование у детей навыка употребление в речи суффиксов увеличения и уменьшения. Игра «Гномы и великаны». Взрослый говорит ребенку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло - …». В следующий раз взрослый и ребенок превращаются в великанов. Нужно все предметы увеличить: нос превратится в огромный носище, нога – в ножищу и т.д. | Слайд № 4. | |
Игра «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.» Понадобятся две игрушки: большой заяц и маленький зайчик. Вы вместе с ребёнком разбираете для зверюшек овощи, проговаривая вслух названия. | Слайд № 5. | Игра проигрывается с одним из родителей. |
«Хвастливые животные». Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например, кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший. Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.» | Педагог проигрывает игру с одним из родителей и поясняет, что для начального знакомства с этой игрой можно использовать книгу «Заяц – хваста». | |
«Резиночки». Называем маленький предмет (с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягиваем резиночку называем большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. И т.д. любой задуманный предмет (из посуды, мебели…) | Педагог раздает резиночки родителям и проигрывает несколько раз игру на материале разных лексических тем. Необходимо обратить внимание родителей на выразительность интонирования: слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами лучше произносить тоненьким голоском, а с суффиксами увеличения - низким, громким голосом. | |
Игра с мячом на обогащение словаря антонимов «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол. Ребенок должен назвать слово противоположное по смыслу: добро – зло, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий, светло – темно. | Слайд № 6. | В ходе игры с родителями следует обратить внимание на соблюдение последовательности в работе: сначала учим подбирать антонимы – прилагательные и существительные, затем наречия, труднее всего придумывать антонимы - глаголы, не связанные общим корнем (кинул – поймал, потерял – нашел). |
«Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.) | Педагог, перекидывая мяч, проигрывает игру со всеми участниками семинара. Следует обратить внимание родителей на явление генерализации, присущее речи детей дошкольного возраста. Дети, усвоив способ образования слов с суффиксом – НИЦ, могут накладывать его на весь класс слов, так в речи появляются «сольница», «ручница». Такие слова – исключения требуют особого внимания и дополнительного обсуждения с детьми. | |
Игра «Повар». Можно предложить ребёнку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовёте. Грибы – грибной суп, грибные котлеты, грибной соус. Картофель, лимон, морковь, клюква. | Слайд № 7. | Педагог предлагает кому-то из родителей достать из «чудесного мешочка» фрукт или овощ и рассказать, что можно из него приготовить. Следует обратить внимание слушателей на необходимость следить во время игры с детьми за правильностью согласования прилагательных с существительными. |
Игра «Какое приготовим варенье (сок)? Эту игру очень легко организовать в магазине фруктов: стоя перед прилавком с фруктами можно пофантазировать вместе с ребенком какое варенье можно приготовить, и какое будет самым вкусным. | Педагог раздает каждому родителю картинку – баночку с нарисованными ягодами. Предлагается рассказать с каким вареньем (исходя из названия изображенной на банке ягоды) слушатель будет пить чай, есть блины и т.д. Например: «Я буду пить чай с малиновым вареньем. А я буду есть оладушки с ежевичным вареньем». | |
«Какая есть у нас посуда?». Эту игру можно провести во время сервировки стола к обеду. Взрослый спрашивает: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный». | Слайд № 8 | |
«Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.
| ||
«Слова – родственники». Хлеб - хлебушек, хлебные крошки, хлебница(посуда для хлеба), хлебопёк(человек, который печёт хлеб), хлебороб (человек, который выращивает хлеб), хлеборезка(прибор для резки хлеба), хлебозавод( завод, где выпекают хлеб). Снег - …… | Слайд № 9 | Следует обратить внимание родителей на то, что данный раздел работы достаточно сложен для детей. Поэтому подобные задания можно начинать давать детям 5-6 летнего возраста. |
Игра на образование сложных слов является естественным продолжением работы над родственными словами. На начальном этапе необходимо подсказывать детям варианты, давать задания по аналогии: «Камни падают – камнепад, листья падают – листопад, а если снег падает…? А звезды….?» | Слайд № 10 | Можно акцентировать внимание родителей на том, что умение подбирать родственные слова очень пригодится детям в школе в работе над такой непростой темой как «Безударные гласные в корне слова». |
Следующая игра сформирует у детей умение образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы. Посмотрите на этом слайде машина из леса выехала, к речке подъехала, по мосту проехала, по дороге поехала, мимо мельницы проехала и домой приехала.
| Слайд № 11 | Педагог предлагает одному из слушателей проиграть данную игру с самолетом, куклой. |
Игры на образование притяжательных прилагательных. «Чья это вещь?» Потребуется по одной вещи каждого члена семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, комментируйте: Это мамина шапка, это папочкина рубашка и т.д. Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки. | Слайд № 12 | |
«Чьё всё это?» такую игру можно провести на материале любых разрезных картинок с животными: коровий хвост, коровья голова, коровьи рога и т.д. | Следует акцентировать внимание слушателей на необходимости следить за правильным употреблением окончаний при согласовании прилагательных и существительных. | |
Игра на закрепление навыка образования названий детёнышей животных. «Кто о ком думает?» Думает кошка о малых … (котятах) Мама собака о детках … (щенятах) Корова вздыхает о сыне … (телёнке) А лошадь о быстром своём … (жеребёнке) Мама овечка о детях … (ягнятах) И мама свинья о своих … (поросятах) | Слайд № 13 | Следует обратить внимание родителей на последовательность работы: сначала учим образовывать названия детёнышей от общей основы: лиса – лисёнок, затем включает слова с чередованием согласных в корне: волк – волчонок и самым сложным является работа над названиями детенышей домашних животных: корова – телёнок. |
Игра на образование существительных с суффиксом –ИНК «Целое и часть». | Слайд № 14 | Педагог перекидывая мяч, проигрывает данную игру со всеми участниками семинара. |
Предлагаем вам ряд пособий и настольно – печатных игр, которые помогут организовать работу по развитию навыков словообразования с ребенком дома. | Слайд № 15. | Педагог кратко характеризует представленные пособия. Отвечает на вопросы родителей. |
Спасибо за внимание! | Слайд № 16. | В заключение родителям выдается памятка с описанием игр на развитие грамматического строя речи. |
Приложение
Игры для формирования словаря и грамматического строя речи.
(раздаточный материал для родителей)
- « Мир вокруг». Во время прогулки или по пути из детского сада домой взрослый и ребенок договариваются называть все предметы окружающего мира, привлекающие внимание. « Я вижу машину. Она красная».
- « Догадайся, что это» - взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребенок должен догадаться, о чём идет речь. Например: это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное. Из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно можно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
- Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол. Ребенок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.
- «Гном – малютка». Взрослый говорит ребенку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло - …». В следующий раз взрослый и ребенок превращаются в великанов. Нужно все предметы увеличить: нос превратится в огромный носище, нога – в ножищу и т.д.
- «Вкусные слова». Взрослый и ребенок договариваются называть только «сладкие» или только «кислые» слова, возможны и другие варианты вкусных слов.
- «Аукцион» - игроки должны назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:
- Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)
- Что можно надеть на голову? ( Шапку, фуражку, панамку, кепку, шляпу и т.д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик, галстук и т.д.)
За каждый удачный ответ выдаётся фант, побеждает игрок, набравший большее количество фантов. Вопросы можно задавать самые разные, побуждая ребенка подбирать для ответа все больше существительных и глаголов.
- «Перестановка» - все члены семьи собираются вместе и «решают сделать перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет обстановки: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
- Игра «Мой, моя, моё, мои» - игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и др.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка).
- «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
- «Съедобные слова». Мама вместе с ребенком находит «съедобные» слова в борще, в компоте, в салате и т.д.
- «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
- «Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.
Источники
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1998.
- Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ под ред. О.С. Ушаковой – М., 1998.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб, 2001.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб, 2001.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д., 2006.
- Иллюстрации для презентации получены в поисковой системе Яндекс.
http://www.logolife.ru/logopedicheskie-igry/grammatika-v-igrax-po-leksicheskim-temam.html
http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/12218.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка. Почему допускаются грамматические ошибки? Сложная система словообразования в русском языке Особенности развития внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте (генерализация, словотворчество): знакомые способы образования слов применяются неправильно « мазелин », улиционер , собачата. Малый речевой опыт: с детьми мало разговаривают, читают, дети не всегда слышат грамотную, литературную речь. Ограниченный запас знаний об окружающем мире. Несовершенство артикуляторного аппарата, фонематического слуха и звуко – слоговой структуры слова у ребенка.
Словообразование - одно из основных средств пополнения словарного запаса. За счёт чего происходит образование новых слов в русском языке? Приставки Суффиксы Сложение основ Чередование звуков в основе
«Гномы и великаны» Взрослый говорит ребенку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло - …». В следующий раз взрослый и ребенок превращаются в великанов. Нужно все предметы увеличить: нос превратится в огромный носище, нога – в ножищу и т.д.
«Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.» «Хвастливые животные». Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший. Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.» « Резиночки » Называем маленький предмет ( с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягиваем резиночку называем большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку ) – большая чашка. И т.д. любой задуманный предмет (из посуды, мебели…)
Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол. Ребенок должен назвать слово противоположное по смыслу: добро – зло, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий, светло – темно. «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
«Повар». Предложить ребёнку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовёте. Грибы – грибной суп, грибные котлеты, грибной соус. Картофель, лимон, морковь, клюква. «Какое приготовим варенье (сок)? Из сливы – Из груши – сл и вовый гр у шевый
«Какая есть у нас посуда?». Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный». Кастрюля из алюминия – алюминиевая. «Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чьё всё это? «Чья это вещь?» Потребуется по одной вещи каждого члена семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, комментируйте: Это мамина шапка, это папочкина рубашка и т.д. Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.
редисинка соломинка виноградинка мармеладинка волосинка изюминка градинка жемчужинка дождинка икринка пушинка пылинка крупинка жиринка слезинка «Целое и часть» (существительные с суффиксом – инк)
Пособия для самостоятельной работы:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! желаем вам успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование сложных слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Семинар-практикум для родителей "Какие игрушки нужны вашему малышу"
Пример семинара-практикума для проведения с родителями детей раннего возраста. Практические задания "Ярмарка" и "Изготовление игрушки" позволят сделать встречу с родителями менее формальной. К материа...
Положение о смотре-конкурсе «Методическая разработка» (семинар-практикум для родителей)
в помощь старшим воспитателям...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для родителей по развитию речи детей 2-3 лет на тему «Речь на кончиках пальцев»
Семинар-практикум для родителей, посвященный развитию речи детей 2-3 лет...
Семинар-практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровые приемы"
В семинаре идет ознакомление родителей с методами и приемами развития творческой активности детей в процессе музыкального восприятия ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры&raq...
Методическая разработка семинара - практикума с родителями детей 5- 6 лет, имеющие речевые нарушения «Играя, развиваем речь»
Семинар - практикум "Играя, развиваем речь" был проведен с родителями на районном методическом объединение педагогов психологов и учителей - логопедов муниципального района Уфимский ра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»
Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях....
Методическая разработка/ Семинар-практикум для родителей «Жизнь без насилия»
Данная методическая разработка призвана найти решить такие вопросы:Повысить уровень информированности родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;Познакомить с ответственностью родителей за жест...