Конспект ООД по познавательному развитию для детей с ОВЗ «Путешествие» в разновозрастной группе
консультация

Ноздрачева Оксана Дмитриевна

 Конспект ООД по познавательному развитию для детей с ОВЗ «Путешествие»  в разновозрастной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  ДОУ

Организация работы педагогов с детьми с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Понятие и классификация. Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания.

В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории: • с нарушением слуха;

 • с дисфункцией речи; •

 с патологией опорно-двигательного аппарата;

• с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

 • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

 Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Информация для родителей

  О предельно-допустимой норме учебной нагрузки;

 Об основных образовательных программах;

 О дополнительных коррекционно-развивающих программах;

  О содержании психолого-педагогической коррекции;

 О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут. Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение. 

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными. Консультирование родителей.

 Проведение промежуточной диагностики и анализ.

Реализация индивидуальной программы или маршрута.

Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ.

 Составление сетки занятий и перспективного плана для детей, обучающихся по коррекционной программе.

Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПк консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты. Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями).

 Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

- беседа с родителями;

- изучение медицинской карты ребенка;

- обследование физического развития;

 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

 Далее под руководством педагога-психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

 Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога- психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медперсонала) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая: 

Специалисты:

Педагог- психолог

• организует взаимодействие педагогов;

 • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

 • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель- логопед 

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Музыкальный руководитель 

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

 • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре 

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал 

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

 Воспитатель 

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

 • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

 • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьезберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно- гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ, ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. В целях реализации данного права в ДОУ созданы ряд условий, в том числе: - для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения; - для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования. МДОУ детский сад №71 включает в себя дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 11 групп, из них: 2 – группы логопедические. Детский сад посещают 4 ребенка-инвалида, Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка. В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа. На данный момент в учреждении разработано: - одна адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ: для детей с ЗПР; - на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями; - все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики. Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения. Одним из условий повышения эффективности коррекционно- педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру. Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого. Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка. Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют используя различные приёмы. Это и «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей), структурированность и др. Педагогами учреждения используются следующие формы работы с родителями воспитанников: 1. С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется социальный проект «Будем знакомы!» 2. Разработан проект «Дружно живут на планете самые разные дети!», который ежегодно реализуется в рамках Всемирного дня инвалида. 3. Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы. 4. На сайте ДОУ создан блок «Рекомендации специалистов», где родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов. 5. Весь год работает Семейный клуб « Я и мой малыш» 6. Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах. 7. Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ. 8. Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов. На базе ДОУ работает Консультационный центр по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей- инвалидов и детей с ОВЗ, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий. В 2016-2017 году, в рамках Консультационного центра, были проведены индивидуальные консультации для 5 семей обратившихся, в том числе для семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов: Тематика индивидуальных консультаций для обратившихся семей была разнообразна: - «Индивидуальные особенности развития ребёнка с ОВЗ» - 4 обращения. - «Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития» - 2 обращения и др. (представлено на слайдах). После проведенных консультаций родители давали положительную оценку работе Консультационного центра, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры. В ходе плодотворной совместной работы в 2016-2017 учебном году дети с ОВЗ и дети-инвалиды, родители и педагоги приняли участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках, проектах, других состязаниях различного уровня: Вывод: Заключением работы педагогов с семьёй является обобщение опыта, подведение итогов работы. Самое главное, родители видят своих детей успешными и радуются этому вместе с нами. Инклюзия Еще одним немаловажным аспектом для создания специальных условий для детей с ОВЗ можно назвать интеграцию. Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ - требование сегодняшнего дня. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ОВЗ теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с ФГОС ДО. Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями, что делает возможным эффективно осуществлять интеграцию детей с ОВЗ с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции. Наш педагогический коллектив использует следующую модель интеграции: - частичной интеграции (частичная интеграция ребенка в функционирующей группе сверстников); Материально-техническая база ДОУ Внедряя инклюзивное образование нельзя ни отметить, что инклюзивный воспитанник нуждается в интегрированных пособиях, специальных методических материалах, в интерактивных развивающих играх и игрушках. Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей- инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ. На основании проведенного анализа содержания предметно- развивающей среды, соответственно ФГОС ДО был сделан вывод: В каждой группе игровая зона разбита на тематические центры, которые обладают мобильностью - это Центр занимательной математики, Центр экспериментирования (мини лаборатория), Центр безопасности и др. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно- знаковый материал. Это оборудование помогает создавать мотивационно- развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (н-р: телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.). В 2016-2017 учебном году приобрели лечебно-физкультурное и спортивное оборудование. - мягкие спортивные модули – 2шт. Дополнительно было приобретено: - Коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки; учебная и учебно-методическая литература – 49 наименований - Компьютерные программы: «Мир за твоим окном», логопедическая - «Игры для Тигры и др. Для проведения различного рода коррекционно-развивающих и индивидуальных занятий, развлечений и праздников в ДОУ оборудованы: - музыкальный зал, который оснащён музыкальными инструментами др. оборудованием: фортепиано, аккордеон, баян, колокольчики, бубны, барабаны, ложки, металлофон, маракас, ксилофон, видеопроектор, ноутбук. - спортивный зал и тренажерный зал, оборудованные в соответствии с требованиями: шведская стенка, гимнастические скамейки, мобильные мишени, маты, мячи, беговые дорожки. - кабинеты специалистов (учителей-логопедов, педагога-психолога) укомплектованы необходимым оборудованием, дидактическим и методическим материалом. Вывод: тем не менее, проведенное самообследование показало, что наполняемость предметной среды не в полном объеме отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС ДО, необходимо подготовить дополнительное оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психовозрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей, что запланировано на этот учебный год. Педагоги С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО необходимо иметь профессиональные кадры. В связи с этим в ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников: составлен план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, план аттестации педагогических кадров: В 2016-2017 учебном году прошли курсы повышения квалификации: рошли три педагога Вывод: Педагогический коллектив ДОУ стабильный, работоспособный и творческий. Вывод, результат. Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы: (т.е. это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ): ∙ наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад; ∙ принятие детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития; ∙ привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров. Циклограмма медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в ДОУ. Содержание работы Формы работы Сроки Ответственн ый Где обсуждает ся Примечания Выявление детей с ОВЗ, нуждающихся в коррекционном сопровождении. Собеседование с родителями при зачислении ребенка в ДОУ. Изучение данных медицинской карты. Наблюдение за ребенком в период адаптации. При поступлении ребенка в ДОУ. При поступлении ребенка в ДОУ. В течение первого месяца посещения ребенком Заведующий ДОУ. Старшая медсестра. Воспитатели группы, педагог- ПМП(к). При наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ о желании развивать и обучать ребенка в ДОУ по технологии инклюзивного обучения и соответствующим показаниям (заключение врача и ДОУ. психолог решения ПМП(к) на основе заключений узких специалистов ДОУ) заведующая ДОУ заключает с родителями (законными представителями) ребенка договор и издает приказ. Выявление индивидуальных психолого- педагогических особенностей ребенка с ОВЗ. Наблюдение за ребенком в период адаптации. Первичное обследование. В течение первого месяца посещения ребенком ДОУ. Сентябрь - ноябрь Воспитатели группы, педагог- психолог. Воспитатели группы, педагог- психолог, учитель- логопед. ПМП(к) Заведующий ДОУ издает приказ о зачислении детей на логопедические занятия и заключает с родителями договора на психолого- педагогическое сопровождение развития ребенка в ДОУ. Определение индивидуальног о педагогического маршрута Определение программы коррекционной работы; Определение условий воспитания и обручения ребенка; Определение режима проведения коррекционных мероприятий; Определение коррекционных мероприятий. Ноябрь Члены ПМП(к) ПМП(к) Заведующий ДОУ издает приказ об инклюзивном образовании ребенка. Коррекционная работа по показаниям. По циклограмме проведения коррекционной работы (см. далее) Сроки определяются индивидуаль но для каждого ребенка Педагог- психолог, учитель- логопед, воспитатели ПМП(к), ПС Консультативна я работа с родителями Индивидуальные с показом приемов работы с ребенком. Присутствие родителей ребенка с ОВЗ в группе во время занятий. В течение года; По договореннос ти с педагогами группы. Зам. зав. по УВР ПМП(к), ПС Оценка динамики и эффективности коррекционной работы. Наблюдение, Форматизированная диагностика; Отзывы родителей. Апрель-май Воспитатели, педагог- психолог, учитель- логопед. ПМП(к), ПС Содержание коррекционной работы с детьми. Направления Содержание Сроки Логопедическое сопровождение Формирование и развитие: ∙ понимание обращенной речи, ∙ самостоятельной активной и пассивной речи через подражание речевой деятельности педагога (повторение слов, фраз педагога), диалог с педагогом, ∙ словаря, ∙ грамматического строя речи, ∙ слоговой структуры и звуконаполняемости слов, ∙ связной речи, ∙ правильного звукопроизношения, ∙ речевого дыхания и просодики речи, ∙ психологической базы речи, ∙ слухового внимания, фонематического слуха, ∙ темпо-ритмической организации речи. ФНР – от 3 до 4 месяцев; ФФНР на фоне стертой дизартрии или открытой / закрытой ринолалии - с согласия родителей (законных представителей) ребенка перевод по заключению городской ПМПК в специализорованный детский сад; ОНР – с согласия родителей (законных представителей) ребенка перевод по заключению городской ПМПК в специализорованный детский сад. Заикание – с согласия родителей (законных представителей) ребенка перевод по заключению городской ПМПК в специализированный детский сад.. Психологическое сопровождение Направления работы: ∙ Сопровождение ребенка и семьи в период адаптации (сентябрь). ∙ коррекция дезадаптирвого поведения детей (по мере выявления по индивидуальному плану); ∙ коррекция особенностей развития эмоционально- волевой сферы ребенка; ∙ коррекция развития межличностных отношений, коммуникативных навыков; ∙ коррекция формирования и развитие психологической готовности ребенка к обучению в школе; ∙ коррекция психологического климата в ДОУ. ∙ Адаптация - не менее 1 месяца; ∙ Коррекционные занятия по направлениям – цикл из не менее 8 занятий; ∙ Формирование и развитие психологической готовности к школе – не более 6 месяцев. ∙ Сроки определяются индивидуально. Педагогическое сопровождение Индивидуальная работа с детьми: ∙ Сроки определяются индивидуально. ∙ по развитию моторных функций, основных движений и движений мелкой моторики; ∙ по освоению содержания образовательных областей по программе; ∙ по формированию и развитию различных видов детской деятельности. Сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ. Направления работы: ∙ Создание условий для воспитания, обручения и социализации ребенка; ∙ Разработка программы коррекционной работы по всем образовательным областям; ∙ Выполнение режима проведения коррекционных мероприятий. ∙ Проведение коррекционных мероприятий: занятий, игр, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности ребенка и пр. ∙ Мониторинг развития ребенка. ∙ В течение всего срока пребывания ребенка в ДОУ. Связь коррекционной работы с детьми образовательными областями: «Физическая культура» ∙ проигрывание действий и называние упражнений; ∙ поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности; ∙ обсуждение пользы занятий физической культурой; «Познание» ∙ формирование познавательной мотивации, поисково- познавательной деятельности; ∙ проявление инициативы с целью получения новых знаний; ∙ формирование сенсорных эталонов и персептивной деятельности, ∙ совершенствование речи как средства выражения познавательной активности и общения; ∙ расширение и обогащение словаря детей; «Художественное творчество» ∙ Формирование и развитие мелкой моторики пальцев руки, координации движений глаз и руки; ∙ расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; ∙ поощрение самостоятельности и речевой активности в процессе продуктивной деятельности; ∙ развитие слухового восприятия и внимания; ∙ использование музыкальных произведений для обогащения развития эмоциональной сферы ребенка; ∙ развитие детского творчества; «Социализация» ∙ развитие всех видов детской деятельности, самостоятельности; ∙ совершенствование речи как средства общения; ∙ поощрение речевой активности в процессе игровой деятельности; ∙ развитие свободного общения с взрослыми и детьми, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений; ∙ расширение представлений детей о структуре социума, сферах человеческой деятельности; ∙ развитие самостоятельности, трудолюбия, потребности трудиться; ∙ поощрение речевой активности в процессе совместной трудовой деятельности; ∙ расширение представлений о труде взрослых, развитие интереса к различным профессиям; Развитие речи ∙ использование художественных произведений для обогащения развитие ребенка; ∙ Методическое обеспечение, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Нарушения Программы, методики Нарушение интеллектуального развития Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005. Задержка психического развития 1. Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001. 2.Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998. 3.О.В. Закревская «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.- М. 2008. Нарушения зрения (слабовидящие) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду под ред. Л.И. Плаксиной. – М. 2003. Тяжёлые нарушения речи Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. 2008. Арутюнян (Андронова) Л.В. «как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи». Ранний детский аутизм Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С.С. Морозова – М., ВЛАДОС, 2007. С.В.Исханова «Система диагностико- коррекционной работы с аутичными дошкольниками» Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"

Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....

Конспект ООД по познавательному развитию для детей с ОВЗ «Путешествие» в разновозрастной группе

Конспект ООД по познавательному развитию для детей с ОВЗ «Путешествие»  в разновозрастной группе...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей разновозрастной группы «Удивительная покупка»

формирование у детей основ финансовой грамотности через игровую деятельность...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в компенсирующей группе с ЗПР «Осенние дары»

Конспект занятия по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста в компенсирующей группе с ЗПР«Осенние дары» Цель: Закреплять знания детей об основных цветах...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 3-4 лет (2 мл.группа) «Что выросло на огороде?»

Задачи: Продолжать учить детей отгадывать загадки про овощи;  соотносить отгадки с картинками, узнавать овощи на картинках по их отличительным признакам. Учить детей словами уменьшать предметы (с...