Конспект образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_od.docx | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе
Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Воспитатель: Ларина О.Г.
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям. Формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения авторских сказок. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи.
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей грамматический строй речи;
- Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме;
- Продолжать работу над смысловой стороной слова;
- Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.
Развивающие:
- Развивать культуру речевого общения;
- Развивать познавательную сферу;
- Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам;
- Формировать у детей устойчивый интерес к книге, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместную деятельность с педагогом и другими детьми.
Интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». «Физическое развитие».
Дидактическое обеспечение ОД:
магнитная доска, мольберт, ноутбук, конверт с письмом, портрет К. И. Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского , иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, 2 телефона, волшебная палочка, мяч, разрезные картинки предметов посуды, волшебный сундучок, раскраски по сказкам К.И.Чуковского.
Словарная работа: сказочник, сундучок, фонендоскоп, фото галерея.
Предварительная работа:
Чтение сказок К.И.Чуковского : «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», «Муха -Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево». Загадывание загадок К.И.Чуковского. Дид. игры : «Расскажи сказку по картинкам», «Собери посуду», словесные игры. Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям, прослушивание аудиозаписей со сказками Чуковского в исполнении автора. Заучивание стихов и отрывков из произведений. Оформление выставки «Книги К. И. Чуковского».
Ход ОД
Дети с воспитателем входят в группу.
I Организационная часть.
Приветствие гостей.
- Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Сейчас мы встанем в круг возьмемся за руки.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Сюрпризный момент
Ребята, сегодня утром зашла я в группу и увидела на подоконнике лежит вот это письмо. (показываю детям письмо) и волшебный сундучок. Давайте его сейчас прочитаем:
«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы занимаетесь, играете, поёте добрые песни, слушаете сказки!
Вот я и решил сделать вам подарок. Подарок мой лежит моём волшебном сундучке, а открыть сундук поможет великий сказочник Корней Иванович Чуковский.
Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!
-Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам К.И. Чуковского.
II Основная часть.
Дети подходят к выставке книг.
-Ребята, посмотрите какая у меня чудесная и волшебная выставка книг.
-Скажите, кто-нибудь из вас нашел знакомые книги? (ответы детей).
-Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки? (ответы детей)
- Да, Корней Иванович Чуковский - детский писатель. Все эти книги были написаны так давно, что даже ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, будучи детьми, читали эти книги. Корней Иванович сочинял сказки в стихах, поэтому они легко запоминались.
Посмотрите на портрет Корнея Ивановича Чуковского. Как вы думаете, каким человеком был Чуковский?
( показываю портрет К.И. Чуковского) (ответы детей)
-Да, я тоже думаю, что он был добрым и веселым, раз смог написать такие произведения.
-Как вы думаете, для кого писал свои произведения К.И.Чуковский? (ответы детей)
-Значит, как можно сказать про него? (детский писатель)
-К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок, стихов, загадок в стихах. Детским поэтом и сказочником Корней Иванович Чуковский стал случайно. А вышло это так. Корней Иванович ехал с сынишкой в поезде. Мальчик заболел, стал капризничать, плакать. Чтобы хоть как-нибудь развлечь, развеселить сынишку, отец стал сочинять сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил
Крокодил, Крокодил, Крокодилович…
Мальчик неожиданно затих и стал слушать сказку, а утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил», а за ней еще много произведений для детей.
– А какие произведения К.И. Чуковского вы знаете?
( Дети встают в круг передают, друг другу волшебную палочку и перечисляют сказки К.И.Чуковского)
– Молодцы! Как много вы знаете произведений К.И. Чуковского.
-Ребята, домовенок Кузя подготовил для вас игру «Герои сказок».
– Подойдите все к доске, посмотрите, я сейчас уберу занавеску с доски, а там Корней Иванович Чуковский в окружении своих любимых героев.
( убираю занавеску, а там пустые рамки)
– Что случилось? Куда же все исчезли? А, вот они, упали на стол.
– Давайте вернем их на место, вспомнив и прочитав отрывок из сказки.
Ребенок читает отрывок, берет соответствующего героя и вставляет в фото на доске.
Отрывки из сказок:
Мойдодыр.
Путаница.
Айболит.
Телефон.
Федорино горе.
Тараканище.
Муха-Цокотуха.
Бармалей.
- Посмотрите на героев. Как вы думаете, что получилось у нас? (ответы)
-Получилась выставка фотографий.(фото галерея)
-Молодцы, ребята! Правильно назвали всех героев сказок!
-А вот и следующее задание от домовёнка Кузеньки: «Игра-соревнование»
На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке:
1.«Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)
2.«Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)
3.«Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)
4.«Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)
-Отлично, ребята! Все справились с заданием!
-Продолжаем отгадывать сказки дедушки Корнея.
Инсценировка «Телефон»
(звонит телефон)
Воспитатель:
-У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Коля (берет трубку телефона): Слон.
Воспитатель: -Откуда?
Коля: от верблюда.
Воспитатель: -Что Вам надо?
Коля : -Шоколада.
- Воспитатель:-Для кого?
Коля : -Для сына моего.
Воспитатель:- А много ли прислать?
Коля:-Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
Воспитатель:-А потом позвонил крокодил,
И со слезами просил:
Вова: Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
Воспитатель: -А потом позвонили зайчатки:
Алиса, Серёжа:- Нельзя ли прислать перчатки?
- Воспитатель: -А потом позвонили мартышки:
Василиса, Света:- Пришлите, пожалуйста, книжки!
Воспитатель: -А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только
"му" да "му",
А к чему, почему —
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста, трубку!
Воспитатель: - А потом позвонили цапли:
Арина, Аделина:-
Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
Воспитатель:
и такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
Ребята, из какой сказки мы прочитали отрывок? (Телефон)
-Молодцы, и эту сказку вы отгадали!
- А теперь, давайте немного разомнемся.
Физминутка
Будем бегать и шагать, (шагают на месте)
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, (машут руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?(глядят из под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,(поскоки на месте)
Как веселый звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шагают на месте)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.(показывают, какие сильные)
-Ребята, в какой мы сейчас сказке побывали? (ответ: «Доктор Айболит»)
-А сейчас послушайте ещё один отрывок из стихотворения:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
-Кто догадался, из какой сказки я прочла отрывок? («Федорино горе»)
-Кто его автор? (К.Чуковский)
(показываю на картинку с изображением Федоры) А вот и Федора сидит.
- Ребята, а скажите, пожалуйста, почему в сказке «Федорино горе» от хозяйки убежала вся посуда? (она не мыла ее, не берегла)
-Как нужно ухаживать за посудой?
(мыть, беречь, аккуратно пользоваться, ставить в шкаф)
- Назовите посуду, которая убежала от бабушки Федоры.
-Ребята, как называется посуда, в которой готовят еду? (Кухонная)
-Как называют посуду, из которой мы едим суп, кашу, котлеты? (Столовая)
-Как называют посуду, из которой мы пьем чай? (Чайная)
-Правильно, молодцы!
А сейчас, давайте с вами поиграем в словесную игру, которая называется «Сколько посуды», я буду называть предмет посуды и число. А вы досказывайте правильно слово в нужном количестве, например: 1 тарелка- 5 тарелок и т.д.
-Ну а кто будет отвечать первым , нам поможет мячик.
1 тарелка, 2 тарелки.
1 блюдце, 2 блюдца
1 кастрюля, 3 кастрюли.
1 кувшин, 4 кувшина.
1 ложка, 5 ложек.
1 нож, 6 ножей.
1 бокал, 7 бокалов.
1чайник, 8 чайников
1половник, 9 половников
1чашка, 10 чашек
1 бутылка, 11 бутылок,
1 стакан, 12 стаканов
-Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично!
Послушайте, как К.Чуковский говорит нам о разбитой посуде:
А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.
-Ребята, домовёнок Кузя, попросил вас помочь бабушке Федоре, приготовил вам ещё одно задание, которое называется «Собери посуду» (разрезные картинки)
(Дети из частей собирают целый предмет посуды)
-Обрадовалась Федора, что вы ей помогли, и вот что она сказала своей посуде:
«Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
-Молодцы ребята! Федоре вы помогли. И с этим заданием вы справились.
-Ребята, продолжаем отгадывать сказки, подумайте и скажите в какой сказке Корнея Чуковского от мальчика убежала вся одежда, книги, одеяло, подушка. (Мойдодыр)
-А почему? (потому- что он не умывался и не мылся)
-Ну, вы же знаете, что по утрам надо умываться, соблюдать гигиену, надо следить за своим внешним видом, следить за своими вещами, аккуратно с ними обращаться.
–Давайте поиграем в игру «Назови ласково» с мячом, я буду вам называть предмет одежды, а вы называйте его ласковым словом и возвращайте мне мяч обратно.
Туфли – туфельки;
Кофта – кофточка;
Сапоги – сапожки;
Тапки – тапочки;
Шапка – шапочка;
Шорты – шортики;
Носки – носочки;
Юбка – юбочка.
Шарф-шарфик
Свитер-свитерок
Футболка-футболочка
-Молодцы справились с заданием! А мы продолжаем дальше путешествие по сказкам К.И.Чуковского.
-И сейчас Аделина прочитает нам отрывок из произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха»
- Муха, муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар , И купила самовар:
«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали, все стаканы выпевали,
А букашки - По три чашки
С молочком и крендельком:
Нынче Муха – Цокотуха Именинница!
- Кто приходил к мухе на день рождение? (показываю на картинку, дети называют насекомых).
- Скажите, как одним словом можно назвать гостей Мухи? (Насекомые)
- Скажите, а как выглядят все насекомые, чем они похожи друг на друга? (у них есть крылья, усики, шесть лапок).
- Молодцы, ребята, а теперь давайте отдохнём на лужайке, превратимся в насекомых.
Артикуляционная гимнастика «Насекомые над лугом»
1. Упражнение для щёчных мышц «Гусеница».
Гусеница хоть мала,
Листья – лучшая еда!
Она много листьев съела,
И, конечно, потолстела. (Щечки «надули – сдули» – 5р.)
2. Упражнение для круговой мышцы рта и губ «Муха».
Муха, муха-цокотуха –
Позолоченное брюхо.
Муха села на цветок –
Будет чистить хоботок. (Упражнение «Улыбочка – трубочка» - 8р.)
3. Упражнение «Жук»
Я — жук, я — жук, я здесь живу.
Я все жужжу, жужжу, жужжу:
Надо зубки плотно сжать
И немного пожужжать:
Ж-ж-ж-ж…
-А еще для вас сюрприз приготовил сам К.И. Чуковский, он вам сейчас прочитает загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Воспитатель включает аудиозапись загадки К.И. Чуковского.(дети отгадывают загадки)
III Заключительная часть.
-Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу.
В сказках какого писателя – сказочника мы сегодня побывали?
Дети: Корнея Ивановича Чуковского
-Назовите, в каких сказках?
-Скажите дети, а чему нас учат сказки дедушки Корнея?
-Сказка «Мойдодыр»
Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.
-«Федорино горе»
Дети: Эта сказка учит бережному отношению с посудой, быть аккуратными, трудолюбивыми.
-«Айболит»
Дети: Эта сказка учит быть добрым, заботиться о здоровье других.
-«Муха-Цокотуха»
Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.
- «Тараканище»
Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.
-«Краденое солнце»
Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.
-«Путаница»
Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.
-Ребята, вам нравятся сказки К. И.Чуковского? Почему?
-Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.
Мы так же должны не забывать о том, что и к книгам, надо относиться бережно! Аккуратно перелистывать страницы, грязными руками книги не брать, в книгах нельзя рисовать, нельзя рвать листы. К книге нужно относиться с уважением, а если книга случайно порвалась, ее мы можем вылечить, для этого у нас в библиотеке есть больница для книг.
- Молодцы, ребята все сказки К.И.Чуковского отгадали.
-А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии по сказкам К.И.Чуковского?
-Ну что ж, настало время открыть наш сундучок и получить подарки от домовенка.
Сундучок мы открываем
И подарки получаем!
-Спасибо домовёнку Кузе за подарки!
-Вы все молодцы, замечательно выполнили все задания от домовенка Кузеньки, я думаю, что книги навсегда останутся вашими друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»
Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группыТема: «Путешествие по сказкам»...
Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе Тема: «Сказка про глупого мышонка».
Познакомить со « Сказкой про глупого мышонка» С.Я. Маршака. Активизировать в речи названия животных, их звукоподражание, а также слова-прилагательные, характеризующие героев сказки....
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи посредством художественной литературой. Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Пересказ от лица героев сказки). (два занятия)
1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 2) Формировать связную монологическ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего возраста с использованием ИКТ Тема: Путешествие по сказке «Три медведя»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего возраста с использованием ИКТТема: Путешествие по сказке «Три медведя»...
Конспект ОД по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «В гостях у сказки»
Продолжать закреплять знания детей о сказках. Развивать речь детей посредством художественной литературы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...