Конспект образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ларина Ольга Геннадьевна

Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_od.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе

Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Воспитатель: Ларина О.Г.

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям. Формирование различных сторон речи и  нравственно-этического словаря детей на основе изучения авторских сказок. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи.

Программные задачи:

Образовательные:  

  • Формировать у детей грамматический строй речи;
  • Обогащать  и активизировать словарь детей по данной теме;
  • Продолжать работу над смысловой стороной слова;
  • Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.

Развивающие:

  • Развивать культуру речевого общения;
  • Развивать познавательную сферу;
  • Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам;
  • Формировать у детей  устойчивый интерес к книге, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместную деятельность с педагогом и другими детьми.

Интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». «Физическое развитие».

Дидактическое обеспечение ОД:

 магнитная доска, мольберт, ноутбук, конверт с письмом, портрет К. И. Чуковского,  выставка книг К.И.Чуковского , иллюстрации  к сказкам К.И.Чуковского, 2 телефона, волшебная палочка, мяч, разрезные картинки предметов посуды, волшебный сундучок, раскраски по сказкам К.И.Чуковского.

Словарная работа:  сказочник, сундучок, фонендоскоп, фото галерея.

Предварительная работа:

Чтение сказок К.И.Чуковского : «Мойдодыр», «Тараканище»,  «Айболит», «Муха -Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево». Загадывание загадок К.И.Чуковского. Дид. игры : «Расскажи сказку по картинкам»,  «Собери посуду», словесные игры. Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям, прослушивание аудиозаписей со сказками Чуковского в исполнении автора. Заучивание стихов и отрывков из произведений. Оформление выставки «Книги К. И. Чуковского».

Ход ОД

Дети с воспитателем входят в группу.

I Организационная часть.

Приветствие гостей.

- Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Сейчас мы встанем в круг возьмемся за руки.

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Сюрпризный момент

Ребята, сегодня утром зашла я  в группу и увидела на подоконнике лежит вот это письмо. (показываю детям письмо) и волшебный сундучок. Давайте его сейчас прочитаем:

«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы занимаетесь, играете, поёте добрые песни, слушаете сказки!

Вот я и решил сделать вам подарок. Подарок мой лежит моём волшебном сундучке, а открыть сундук поможет великий сказочник Корней Иванович Чуковский.

Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!

-Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам К.И. Чуковского.

II Основная часть.

Дети подходят к выставке книг.

-Ребята, посмотрите какая у меня чудесная и волшебная выставка книг.

-Скажите, кто-нибудь из вас нашел знакомые книги? (ответы детей).

-Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки? (ответы детей)

- Да, Корней Иванович Чуковский - детский писатель. Все эти книги были написаны так давно, что даже ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, будучи детьми, читали эти книги. Корней Иванович сочинял сказки в стихах, поэтому они легко запоминались.

Посмотрите на портрет Корнея Ивановича Чуковского. Как вы думаете, каким человеком был Чуковский?

( показываю портрет К.И. Чуковского) (ответы детей)

-Да, я тоже думаю, что он был добрым и веселым, раз смог написать такие произведения.

 -Как вы думаете, для кого писал свои произведения К.И.Чуковский? (ответы детей)

 -Значит, как можно сказать про него? (детский писатель)

-К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок, стихов, загадок в стихах. Детским поэтом и сказочником Корней Иванович Чуковский стал случайно. А вышло это так. Корней Иванович ехал с сынишкой в поезде. Мальчик заболел, стал капризничать, плакать. Чтобы хоть как-нибудь развлечь, развеселить сынишку, отец стал сочинять сказку:

 Жил да был крокодил.

 Он по улицам ходил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил

Крокодил, Крокодил, Крокодилович…

 Мальчик неожиданно затих и стал слушать сказку, а утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил», а за ней еще много произведений для детей.

– А какие произведения К.И. Чуковского вы знаете?

( Дети встают в круг передают, друг другу волшебную палочку и перечисляют сказки К.И.Чуковского)

 – Молодцы! Как много вы знаете произведений К.И. Чуковского.

-Ребята, домовенок Кузя подготовил для вас  игру «Герои сказок».

 – Подойдите все к доске, посмотрите, я сейчас уберу занавеску с доски, а там Корней Иванович Чуковский  в окружении своих любимых героев.

( убираю занавеску, а там пустые рамки)

 – Что случилось? Куда же все исчезли? А, вот они, упали  на стол.

– Давайте вернем их на место, вспомнив и прочитав отрывок из сказки.

Ребенок читает отрывок, берет соответствующего героя и вставляет в фото на доске.

Отрывки из сказок:

Мойдодыр.

Путаница.

Айболит.

Телефон.

Федорино горе.

Тараканище.

Муха-Цокотуха.

Бармалей.

 - Посмотрите на героев. Как вы думаете, что получилось у нас? (ответы)

 -Получилась выставка фотографий.(фото галерея)

-Молодцы, ребята! Правильно назвали всех героев сказок!

-А вот и следующее задание от домовёнка Кузеньки: «Игра-соревнование»

На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке:

1.«Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)

2.«Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)

3.«Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)

4.«Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)

-Отлично, ребята! Все справились с заданием!

-Продолжаем отгадывать сказки дедушки Корнея.

Инсценировка «Телефон»

(звонит телефон)

Воспитатель:

-У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Коля (берет трубку телефона): Слон.

Воспитатель: -Откуда?

Коля: от верблюда.

Воспитатель: -Что Вам надо?

Коля : -Шоколада.

- Воспитатель:-Для кого?

Коля : -Для сына моего.

Воспитатель:- А много ли прислать?

Коля:-Да пудов этак пять или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

Воспитатель:-А потом позвонил крокодил,

И со слезами просил:

Вова: Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

Воспитатель: -А потом позвонили зайчатки:

Алиса, Серёжа:- Нельзя ли прислать перчатки?

- Воспитатель: -А потом позвонили мартышки:

Василиса,  Света:- Пришлите, пожалуйста, книжки!

Воспитатель: -А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

 погодите, медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?

Но он только

"му" да "му",

 А к чему, почему —

Не пойму!

Повесьте, пожалуйста, трубку!

Воспитатель: - А потом позвонили цапли:

 Арина, Аделина:-

Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!

Воспитатель:

и такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

Ребята, из какой сказки мы прочитали отрывок? (Телефон)

-Молодцы, и эту сказку вы отгадали!

- А теперь, давайте немного разомнемся.

Физминутка

Будем бегать и шагать, (шагают на месте)

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики, (поглаживают животики)

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)

А потом к траве присядем. (приседают)

Как орлы летим, парим, (машут руками)

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна?(глядят из под руки)

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,(поскоки на месте)

Как веселый звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам (шагают на месте)

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали.(показывают, какие сильные)

-Ребята, в какой мы сейчас сказке побывали? (ответ: «Доктор Айболит»)

-А  сейчас послушайте ещё один отрывок из стихотворения:

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

-Кто догадался, из какой сказки я прочла отрывок? («Федорино горе»)

-Кто его автор? (К.Чуковский)

(показываю на картинку с изображением Федоры) А вот и Федора сидит.

- Ребята, а скажите, пожалуйста, почему в сказке «Федорино горе» от хозяйки убежала вся посуда? (она не мыла ее, не берегла)

-Как нужно ухаживать за посудой?

 (мыть, беречь, аккуратно пользоваться, ставить в шкаф)

- Назовите посуду, которая убежала от бабушки Федоры.

-Ребята, как называется посуда, в которой готовят еду? (Кухонная)

-Как называют посуду, из которой мы едим суп, кашу, котлеты? (Столовая)

-Как называют посуду, из которой мы пьем чай? (Чайная)

-Правильно, молодцы!

А сейчас, давайте с  вами поиграем в словесную игру, которая называется «Сколько посуды», я буду называть предмет посуды и число. А вы досказывайте правильно слово в нужном количестве, например: 1 тарелка- 5 тарелок и т.д.

 -Ну а кто будет отвечать первым , нам поможет мячик.

1 тарелка, 2 тарелки.

1 блюдце, 2 блюдца

1 кастрюля, 3 кастрюли.

1 кувшин, 4 кувшина.

1 ложка, 5 ложек.

1 нож, 6 ножей.

1 бокал, 7 бокалов.

1чайник, 8 чайников

1половник, 9 половников

1чашка, 10 чашек

1 бутылка, 11 бутылок,

1 стакан, 12 стаканов

-Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично!

Послушайте, как К.Чуковский говорит нам о разбитой посуде:

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.

 -Ребята, домовёнок Кузя, попросил вас помочь бабушке Федоре, приготовил вам ещё одно задание, которое называется «Собери посуду» (разрезные картинки)

(Дети из частей собирают целый предмет посуды)

-Обрадовалась Федора, что вы ей помогли,  и вот что она  сказала своей посуде:

«Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.

        

-Молодцы ребята! Федоре вы помогли. И с этим заданием вы справились.

-Ребята, продолжаем отгадывать сказки, подумайте и скажите  в какой сказке Корнея Чуковского от мальчика убежала вся одежда, книги, одеяло, подушка. (Мойдодыр)

-А почему? (потому- что он не умывался и не мылся)

-Ну, вы же знаете, что по утрам надо умываться, соблюдать гигиену, надо следить за своим внешним видом, следить  за своими вещами, аккуратно с ними обращаться.

–Давайте поиграем в игру «Назови ласково» с мячом,  я буду вам называть предмет одежды, а вы называйте его ласковым словом и возвращайте мне мяч обратно.

Туфли – туфельки;

Кофта – кофточка;

Сапоги – сапожки;

Тапки – тапочки;

Шапка – шапочка;

Шорты – шортики;

Носки – носочки;

Юбка – юбочка.

Шарф-шарфик

Свитер-свитерок

Футболка-футболочка

-Молодцы справились с заданием! А мы продолжаем дальше путешествие по сказкам К.И.Чуковского.

-И сейчас Аделина прочитает нам отрывок из произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха»

- Муха, муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

Пошла муха на базар ,  И купила самовар:

«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали, все стаканы выпевали,

А букашки -  По три чашки

С молочком и крендельком:

Нынче Муха – Цокотуха Именинница!

- Кто приходил к мухе на день рождение?  (показываю на картинку, дети называют насекомых).

- Скажите, как одним словом можно назвать гостей Мухи? (Насекомые)

- Скажите, а как выглядят все насекомые, чем они похожи друг на друга? (у них есть крылья, усики, шесть лапок).

 - Молодцы, ребята, а теперь давайте  отдохнём на лужайке, превратимся в насекомых.

Артикуляционная гимнастика «Насекомые над лугом»

1. Упражнение для щёчных мышц «Гусеница».

Гусеница хоть мала,

Листья – лучшая еда!

Она много листьев съела,

И, конечно, потолстела. (Щечки «надули – сдули» – 5р.)

2. Упражнение для круговой мышцы рта и губ «Муха».

Муха, муха-цокотуха –

Позолоченное брюхо.

Муха села на цветок –

Будет чистить хоботок. (Упражнение «Улыбочка – трубочка» - 8р.)

3. Упражнение «Жук»

Я — жук, я — жук, я здесь живу.

Я все жужжу, жужжу, жужжу:

Надо зубки плотно сжать

И немного пожужжать:

Ж-ж-ж-ж…

-А еще для вас сюрприз приготовил сам К.И. Чуковский, он вам сейчас прочитает загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Воспитатель включает аудиозапись загадки К.И. Чуковского.(дети отгадывают загадки)

III Заключительная часть.

-Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу.

В сказках какого писателя – сказочника мы сегодня побывали?

Дети: Корнея Ивановича Чуковского

-Назовите, в каких сказках?  

-Скажите дети, а чему нас учат сказки дедушки Корнея?

-Сказка «Мойдодыр»

Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.

-«Федорино горе»

Дети: Эта сказка учит бережному отношению с посудой, быть аккуратными, трудолюбивыми.

-«Айболит»

Дети: Эта сказка учит быть добрым, заботиться о здоровье других.

 -«Муха-Цокотуха»

Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.

- «Тараканище»

Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.

-«Краденое солнце»

Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.

-«Путаница»

Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.

-Ребята, вам нравятся сказки К. И.Чуковского? Почему?

-Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.

Мы так же должны не забывать о том, что и к книгам, надо относиться  бережно! Аккуратно перелистывать страницы, грязными руками книги не брать, в книгах нельзя рисовать, нельзя рвать листы. К книге нужно относиться с уважением, а если книга случайно порвалась, ее мы можем вылечить, для этого у нас в библиотеке есть больница для книг.

- Молодцы, ребята все сказки К.И.Чуковского отгадали.

-А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии по сказкам К.И.Чуковского?

-Ну что ж, настало время открыть наш сундучок и получить подарки от домовенка.

Сундучок мы открываем 

И подарки получаем!

-Спасибо домовёнку  Кузе за подарки!        

-Вы все молодцы, замечательно выполнили все задания от домовенка Кузеньки, я думаю, что книги навсегда останутся вашими друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственной организационной  деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней  группыТема: «Путешествие по сказкам»...

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе Тема: «Сказка про глупого мышонка».

Познакомить со « Сказкой  про  глупого мышонка» С.Я. Маршака. Активизировать в речи названия животных, их звукоподражание, а также слова-прилагательные, характеризующие героев сказки....

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи посредством художественной литературой. Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Пересказ от лица героев сказки). (два занятия)

1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.   2) Формировать связную монологическ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего возраста с использованием ИКТ Тема: Путешествие по сказке «Три медведя»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми  среднего возраста с использованием ИКТТема:  Путешествие по сказке «Три медведя»...

Конспект ОД по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «В гостях у сказки»

Продолжать закреплять знания детей о сказках. Развивать  речь детей посредством художественной литературы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...