Перспективное планирование коррекционно - образовательной деятельности с неговорящим ребенком.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сартакова Алена Сергеевна

Перспективное планирование коррекционно - образовательной деятельности с неговорящим ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

коррекционно-образовательной деятельности

с неговорящим ребенком

А. С. Сартакова, Е. В. Ставер, И. А. Бибик

Цель первого этапа работы – вызвать подражательную речевую деятельность ребенка в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

Задачи

Задания и упражнения

I. Понимание речи

1. Формировать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции

Игры «Большие ноги шли по дороге», «Кошка, как тебя зовут?»

2. Расширять объем понимания чужой речи, накапливать пассивный словарный запас с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием

Игра «Вот охотник в лес идет»

3.Формировать умение соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением

– Покажи курицу, петуха, утку и т.п.

– Дай мне курицу, петуха, утку и т.п.

4. Развивать понимание грамматических форм речи, соотношения между членами предложения, вопросов (Кто? Что? Кого? У кого?  Кому?  Чем?  Где? Куда? Откуда?)

– Кто это? Что это? Что делают? Возьми машину. Дай тете мишку.

– Кто сидит? Кто лежит? Кто смотрит? Кого везет тетя? У кого в руках мишка? Кому девочка дает морковку? Чем ты вытираешь руки? И т.п.

5. Формировать понимание предложных конструкций с предлогами В, НА

– Сядь на стул.

– Положи мяч на стол.

– Положи ложку в стакан.

– Положи мишку в коробку

6. Развивать понимание действий, совершаемых одним и тем же лицом

– Покажи, где собака спит, лежит, сидит, бежит?

– Покажи, какой мальчик спит, а какой умывается?

7. Развивать способность к быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей НЕ

– Шагай, стой, беги, сядь, встань, прыгай.

– Прыгай, не прыгай!

– Возьми, не бери!

8. Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, логического мышления в процессе запоминания названий игрушек, частей тела, одежды, обуви, названий животных и т. п.

Игры «Отгадай, кто ушел?» «Чего не стало?».

 Исключить лишнюю картинку или предмет.

Запомнить ряд картинок или ряд игрушек из 3-4 предметов

9. Формировать понимание простых типов предложений

– Саша, принеси.

– Саша, принеси чашку.

– Саша, принеси чашку с цветочком

II. Общеречевые навыки

1. Способствовать формированию речевого подражания и подражательности

Звук [а]: «Аня рыдает» (из РМИОЯ Новиковой-Иванцовой).

Звук [о]:   «Оля охает».

Звук [у]:  «Пароход гудит».

Звук [и]:  «Зайка верещит».

Пение звукорядов (рука на горлышке) сопряжено, по цепочке, с хлопками по коленям.

Звук [м]: «Бычок Мотя подает голос» и др.

– Кошка мяукает: «Мяу-мяу!»

– Цыплята пищат: «Пи-пи-пи!»

– Гусь кричит: «Га-га-га!»

– Тушим огонек свечи – «ф-ф-ф»

– Греем руки – «х-х-х»

2. Формировать элементарные произносительные навыки:

– работа над гласными [а], [о], [у], [и] , узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции;

– правильное произнесение зубно-губных звуков [п], [б], [м], переднеязычных [т], [д], [н] и заднеязычных [к], [г] [х]

3. Развивать интонационную выразительность, модуляцию голоса, вырабатывать правильное диафрагмально-реберное дыхание и длительность речевого выдоха на материале гласных звуков

4. Способствовать развитию правильного понимания эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования

III. Фонематические представления

1. Формировать фонематические представления

– Как Аня рыдает?
– Как Оля охает?
– Как гудит пароход?
– Как воет волк (ветер)?
– Как заводим машинку?
– Как шипит гусь?
– Как задуем свечу?

– Хлопни в ладошки, если услышишь песенку….

Игры «Комарики», «Жуки», «Пароход», «Лошадки», «Найди игрушку» и др.

IV. Самостоятельная речь

1. Вызывать у ребенка потребность подражать слову взрослого, подражать животным, подражать музыкальным инструментам, транспортным шумам и др.

Подражания из методики Т. Грузиновой и Е. Гуриной «Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи»

2. Создавать ситуации, вызывающие потребность в речи

Игры «Угадай кого (чего) не стало?», «Дай!»

3. Формировать умение называть имена детей и членов семьи, называть предметы (картинки) по лексическим темам на материале игр.

Игра «Фотоальбом»:

– Кто это? Мама. (И т.д.)

Игра «Скажи, кто ушел?» (имена), Кто это? Как кричит?», «Угадай, что в руке?», «Чудесный мешочек»

4. Побуждать детей к договариванию фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре)

– Это мама, а это…

5. Формировать глагольный словарь (повелительное наклонение)

– Иди, дай, неси, бери

6. Формировать умение выражать состояние междометьями

Ох, ай, ой (через игровую ситуацию)

7. Формировать звуко-слоговую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах со слоговой структурой типа:

– СГ + СГ (на, да, мама);

– ГСГ (иди, усы)

V. Моторика

1. Развивать моторику артикуляционного аппарата

Упражнения для губ и языка Н. В. Нищевой  (Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020)

2. Развивать общую и мелкую моторику

Упражнения:

– прыжки на обеих ногах, держась за руку взрослого, за стол;

– прыжки на правой, на левой ноге, поочередно;

– ходьба на месте, на носочках, на пятках, маршировка, с подниманием и опусканием рук, по узкой доске.

– прыжки через низко натянутую веревочку.

Игры с мячом: ловить, подбрасывать, ударять.

Работа с мозаикой.

Складывание из палочек, спичек и т.д.

Раскрашивание.

Работа с пластилином

Общая схема работы над моторным компонентом

Вызывание звуков:

– через эмоциональное вовлечение;

– с механической помощью.

Закрепление произвольного произнесения – опора на жест и предмет.

Работа над словом:

– переключение;

– плавность;

– опора на букву.

Работа над фразой – опора на мелодику и ритм:

– обращенная речь;

– комментирующая речь.

Работа над связной речью.

У детей с алалией наблюдается общая моторная неловкость, недостаточная точность движений, расторможенность. Особо выражены трудности в мелкой моторике пальцев рук. Недостаточная координация пальцев рук проявляется в том, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, молнии, развязывает и завязывает шнурки, ленты и т.д. Доказано, что существует связь между развитием движений пальцев рук и развитием речи, и по мере тренировки движений руки совершенствуется состояние речи. Поэтому мы уделяли большое внимание развитию мелкой моторики: учили раскрашивать, штриховать, выкладывать узоры из мозаики, завязывать узелки.

При коррекционной работе мы использовали различные методы, приемы, которые рассматривали в комплексе, а не изолированно. Задачи и содержание работы определяли в зависимости от речевых возможностей ребенка.

Коррекционную работу выстраивали в игровой форме – так ребенок легче шел на контакт, охотнее выполнял упражнения. Игровая форма вызывала у детей потребность в общении, пробуждала интерес, способствовала развитию речевого подражания, обеспечивала эмоциональность воздействия.

В коррекционно-развивающую работу для развития моторной деятельности мы включили игры и упражнения, которые обеспечивают формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

«Сухой бассейн»

Для игры понадобится емкость, наполненная сушеным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы – пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам.

Цели

Закреплять и развивать мелкую моторику, проводить массаж пальцев рук, повышать чувствительность пальцев.

Развивать классификационные навыки по различным признакам.

Формировать основные сенсорные эталоны.

Ход игры

Предлагаем ребенку найти закопанные мелкие предметы. При погружении кистей рук в наполнитель, перебирании гороха (или других круп) и игрушек, пальчики ребенка массируются, становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Ребенок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его. 

Речевое сопровождение

Сюда насыпали горох

И пальцы запустили.

Устроим там переполох,

Чтоб пальцы не грустили!

«Веселые клубочки»

Цели: развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры

Предлагаем ребенку выбрать клубочек определенного цвета, а затем устраиваем соревнование – кто быстрее перемотает клубок.

«Собери бусы»

Цели

Продолжать учить ребенка выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению.

Развивать зрительную память.

Формировать умение следовать поставленной задаче.

Развивать моторику кончиков пальцев рук при нанизывании мелких деталей на шнур или леску.

Ход игры

Предлагаем ребенку нанизывать бусинки на шнур такого же цвета, чередовать бусинки по цвету; по форме и цвету; просим найти «лишнюю» бусинку и исправить ошибку.

«Разноцветная мозаика»

Цели

Учить различать и правильно произносить основные цвета – красный, желтый, зеленый, синий.

Развивать мелкую моторику.

«Волшебные палочки»

Цели: развивать ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Ход игры

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» (для индивидуальных занятий)

Цели

Обучать детей навыкам плетения.

Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание.

Воспитывать усидчивость.

Ход игры

Вместе с ребенком рассматриваем косички у куклы или у кого-нибудь из девочек. Показываем, как из закрепленных «прядей» можно плести такие же косички. Затем предлагаем ребенку попробовать сплести косичку самостоятельно.

Речевое сопровождение

Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.

«Черепашка» 

Цели

Продолжать учить ребенка застегивать и расстегивать различные виды застежек – пуговицы, кнопки, замки и т. п.

Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры

Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застежках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

Варианты игр с пуговицами

– Смешиваем несколько различных комплектов пуговиц и предлагаем ребенку их рассортировать.

– Выкладываем пуговицы в ряд с определенной закономерностью.

– Складываем пуговицы в стопочки (башенки): дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

Рисование по манке

Цели: развивать точность движения пальцев, воображение, мышления, ориентировку на плоскости, проекцию.

Ход игры

Предлагаем ребенку поднос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль. Если что то не понравилось, то легко можно все исправить одним движением – разровнять.

Игры с прищепками

Цели: развивать мелкую моторику, силу мышц руки.

Ход игры

Ребенок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение:  заменяем прищепки канцелярскими скрепками.

Примечание. Я использую прищепки для массажа пальцев: дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд. Прицепки не должны быть тугими!

Дидактическая игра с крышками

Цели: учить детей закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры

Подбираем крышки по цвету, чередуем их в определенной последовательности и накручиваем.

Игры с резинками

Цели

Способствовать сенсорному обогащению, развивать мелкую моторику рук.

Развивать воображение, умение действовать по образцу.

Ход игры

В начале игры проводим разминку – надеваем резинку (для волос или банковскую) на два пальчика, соединяем и раздвигаем пальчики. Ребенок надевает резинки по цвету – «цветные дорожки».

Затем предлагаем ребенку выложить картинку по образцу: домик (окна и крыша), плывущий по волнам кораблик, солнышко, бабочку, рыбку, геометрические фигуры и др.

Игры с природным и бросовым материалами

Цели

Обогащать сенсорные ощущения, стимулировать нервные окончания пальцев рук.

Развивать мелкие движения пальцев рук, умение сосредотачиваться, видеть границы форм.

Ход игры

Предлагаем ребенку разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.) и бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребенка.

«Геометрическая мозаика»

Цели

Закреплять сенсорные эталоны, развивать мелкую моторику рук, комбинаторные способности.

Развивать умение работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Ход игры

Ребенок с удовольствием складывает яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Игры со шнурками

Цели

Формировать навыки шнуровки.

Развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий: «вверху», «внизу».

Ход игры

Задание – распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование – кто быстрей развяжет узелок.

«Коробочка тактильных ощущений»

Цели

Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования.

Развивать логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры

Ребенок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях (гладкие, жесткие, ровные, мягкие, теплые). Затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

Методы и приемы работы с неговорящим ребенком

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания.

Логопедическая работа предусматривает коррекционное воздействие как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы на начальном этапе

  1. Стимуляция речевой и психической активности.
  2. Развитие эмоционального общения со взрослым.
  3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию.
  4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
  5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
  6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение.
  7. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения.
  8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Реализация задач логопедической работы происходит в процессе использования следующих средств:

– игр и упражнений, активизирующих высшие психические функции;

– игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус;

– самостоятельной игровой деятельности.

Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика, которая способствует речевому развитию ребенка, развитию психических функций (внимания, памяти, воображения), нормализации мышечного тонуса.

«Часы»

Цель – частое воспроизведение ребенком звукового жеста.

Задачи: стимулировать звуковой жест «бом-бом»; чередовать мышечное расслабление и напряжение; способствовать накоплению ребенком  пассивного словаря.

Ход игры

Взрослый, покачиваясь из стороны в сторону, произносит: «Бом-бом: вот как бьют часы. Мы превратимся в большие часы».

«Повторяй за мной»

Цель – активизация речевого подражания.

Задача – формировать у ребенка умение выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации.

Ход упражнения

Взрослый демонстрирует ребенку движения руками, побуждая к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны – «А», приставление ладоней к углам рта – «У», ноги в стороны – «И», руки «в замок» над головой – «О».

«Мыльные пузыри»

Задачи: формировать артикуляционные навыки, преодолевать явления артикуляционной апраксии.

Ход игры

Ребенок лопает мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением звуков [б] и [п].

В коррекционно-развивающие занятия целесообразно включать:

– упражнения, основанные на изобразительной деятельности;

– сенсорные игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения.

Сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию. Сенсорное воспитание – основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению слова в активной речи.

«Кто прикоснулся?»

Цель – развитие тактильной чувствительности.

Ход игры

Взрослый касается различных частей тела ребенка игрушками: мягкой кошкой, колючим ежом, мокрым китом. Ребенок отгадывает, кто к нему прикоснулся.

«Мешочек с секретом», «Сухой бассейн»

Цель – развитие кинестетического восприятия.

Ход игры

Взрослый демонстрирует ребенку игрушку. Ребенок, опуская руку в «сухой бассейн» или в «мешочек с секретом», пытается на ощупь найти игрушку и соотнести ее со стоящей на столе.

«Киндер-сюрприз»

Цель – развитие слухового восприятия.

Ход игры

Взрослый предлагает по звуку угадать, чем заполнены контейнеры из-под киндер-сюрпризов (манка, кофе, монеты, камешки и т. п.), найти одинаковые по звучанию – два  тихих, два громких и т. п.

«Игрушки»

Цель – развитие зрительного внимания.

1-й вариант игры

Ставим на стол 3-4 игрушки, называем их вместе с ребенком. Просим отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребенка повернуться, спрашиваем, что убрали.

2-й вариант игры

Ставим перед ребенком 3-4 игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Затем просим ребенка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребенок поворачивается, спрашиваем, что поменялось местами.

«Эхо»

Цель – активизация речевой активности, речевого подражания.

Ход упражнения

Продуцируем в стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребенка к повторению этого действия. Можно использовать пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра.

«Веселые капельки»

Цель – формирование навыка речевого подражания и стимулирование звукоподражания «кап-кап».

Ход игры

Ставим на стол две емкости – с водой и пустую. Раскладываем губки разных цветов, опускаем губку в воду, выжимает в пустую емкость, произнося при этом «кап-кап».

«Заводим машинку»

Цель – формирование навыка речевого подражания и стимулирование звукоподражания «в-в-в».

Ход игры

Сооружаем импровизированную горку, скатываем с нее машинку, произнося при этом «в-в-в», указательным пальцем постукивая по нижней губе.

В нашей практике сопровождения ребенка (Саша Б.) с  моторной алалией был период, когда педагоги искали направление, которое помогло бы увлечь и удержать внимание, необходимое для «запуска речи».

Несмотря на общие моторные нарушения и плохо развитую мелкую моторику рук Саша Б. проявлял интерес к рисованию карандашами, мелками, красками (сам рисовал пальчиками) и к резанию бумаги ножницами. Решая поставленные перед собой коррекционные задачи, педагоги «сыграли» на интересе Саши к действиям продуктивного характера. Так появились «Книжки-малышки».

Дидактическое пособие «Книжка-малышка»

Книжки-малышки – это книжки для дошкольников. Каждая книжка создается в процессе изучения одной лексической темы, при работе над которой  дети используют  знания, полученные на занятиях и из личного опыта.  Создаются они руками самих детей при небольшой помощи педагога. В них много картинок. Картинки могут быть вырезаны ребятами из журналов или нарисованы самостоятельно. (В нашем случае Саше очень нравилось резать бумагу ножницами, а в дальнейшем и вырезать картинки и наклевать их с помощью педагога на бумагу). Большое количество разнообразных картинок необходимо для закрепления и расширения понятий по заданной теме. Книжка выполняется  самым простым способом – из бумаги. Для этого достаточно подготовить листы цветной или белой бумаги, картона, ножницы, клей. Можно приготовить листы заранее, а можно сшить книжку после того, как будут готовы странички. В некоторых вариантах книжечка просто складывается по линиям сгиба.

Цель–создание условий для речевого и познавательного развития ребенка, реализации его творческого потенциала.

 Задачи

  1. Воспитывать речевую активность.
  2. Формировать пассивный и активный словарь.
  3. Закреплять умение составлять распространенные предложения, рассказы описательного характера (для детей более старшего возраста).
  4. Формировать и закреплять представления об окружающем мире.
  5. Развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.
  6. Воспитывать самостоятельность в выборе соответствующего материала для заготовок; уверенность в себе, повышать самооценку.

Для ребенка остается памятка, которую можно разглядывать, повторяя и – при необходимости – дополняя лексический материал, так как книжка заполняется на протяжении изучения лексической темы. Появляется опора для занятия: рисунки можно расположить в логичном, нужном порядке.

Изготовление своими руками книжек-малышек обо всем, что находится вокруг нас, позволяет ребенку ощутить незабываемые положительные эмоции. Он открывает для себя что-то новое и неповторимое, создает то, чего раньше для него не существовало. При этом чувствует себя уверенным, успешным, ощущает свою значимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (математическое развитие)

Тема: «Один и много».П/С: Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов. Устанавливать отношения между понятиями один и много, воспитывать доб...

Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности в средней группе для детей с ОНР.

Планирование содержит этапы и разделы коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР в средней логопедической группе....

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе

Данный материал предназначен для учителей-логопедов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...