Конспект индивидуального занятия
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука "Р". "Путешествие в зоопарк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zoopark.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 13 «Петрушка» Индивидуальное занятие Ребёнок: Иван А. – воспитанник подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Учитель-логопед: Печенина В.А. ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 08.04.19 Ступино 2019 Тема: «Прогулка в зоопарк» Лексическая тема: «Животные жарких стран». Тип занятия: занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях, связной речи. Форма занятия: индивидуальное логопедическое занятие в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. ЦЕЛИ Образовательные:
Воспитательные:
красивое в дидактическом материале.
Коррекционно-развивающие:
Оборудование: Зеркало, предметные картинки с изображением животных жарких стран, мяч, схема составления описательного рассказа о диком животном, игрушки – животные жарких стран, СД с записью, компьютер, магнитофон. Звуковой ряд:
Предварительная работа (проводится воспитателями группы): просмотр иллюстраций из атласа «Волшебный мир животных», чтение рассказов о животных из экологической азбуки «Животные жарких стран», разучивание пальчиковой гимнастики, составление плана рассказа о диком животном, отгадывание загадок о животных. Использование современных технологий и методик:
Ход занятия I. Организационный этап. 1. Оргмомент (Формирование положительной установки ребенка на участие в занятии, создание эмоционального положительного фона. Развитие речевого слуха и памяти). Каждый день, всегда, везде На занятиях, в игре Громко, чётко говорим, Никогда мы не спешим. 2. Объявление темы занятия. (Прослушивание образца правильной речи. Развитие речевого внимания, слуха и памяти ) Логопед: послушай стихотворение и скажи о чём идёт речь. В жарких странах носороги Просто ходят по дороге. Мокнут в речке бегемоты. Львы выходят на охоту. Крокодилы, обезьяны, Зебры, жители саванны. И тропические птицы… Есть чему тут подивиться! (В. Нищев). Задание к тексту: 1. Какой звук встречается часто в этом тексте? 2. Послушай стихотворение ещё раз и положи перед собой столько счетных палочек, сколько слов со звуком [р] услышишь. 3. Наверно ты уже понял, над произношением какого звука мы сегодня будем работать на занятии? Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [р]. II. Основной этап: 1. Пальчиковая гимнастика. (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением). Логопед: Сегодня мы с тобой отправляемся в зоопарк. В зоопарк пойдем скорей, Много разных там зверей: «Пройти» по столу указательными и средними пальцами обеих рук. И колючие ежи, Растопырить пальцы, как иголки ежей. И клыкастые моржи, Опустить вниз мизинцы и указательные пальцы, а все остальные зажать в кулачки. И огромные слоны, Зажать в кулачки все пальцы, кроме средних – это хоботы. Уж невиданной длины, Делать волнообразные движения правой рукой. Зайцы трусливые, Выставить указательные и средние пальцы обеих рук – остальные пальцы в кулачках. Птицы красивые, Помахать кистями скрещенных рук. Даже крокодилы есть… Впрочем, всех не перечесть! Соединив основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев – это «крокодилья пасть». Дети соревнуются, кто из них сможет больше вспомнить животных в «зоопарке». 2. Артикуляционная гимнастика (Развитие атикуляционной моторики). Вот мы и в зоопарке… - Открывай пошире ротик, как голодный бегемотик. «Окно» - Из кувшина вижу я, появляется змея… «Змейка» - На батуте прыг да скок скачет толстый носорог… «Месим тесто» - На качели куры сели … «Качели» - Мишка ходит по канату, он получит мед в награду… «Варенье» - Вот весело поёт индюк … «Индюк» - А вот зайчик всех смешит, колокольчиком звенит, но звенит как балалайка колокольчик тот у зайки Уточнение артикуляции звука [р], артикуляционно-акустическая характеристика Установка при произнесении твердого звука [р] Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол; Губы раскрыты, нейтральны; Зубы разомкнуты; На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха. Характеристика звука [р] Согласный, твёрдый, звонкий 3. Голосовая распевка (уточнение артикуляции гласных звуков, развитие голоса, развитие речевого дыхания) 4. Пение чистоговорки Железновой (развитие голоса, развитие речевого дыхания, автоматизация звука [р] в слогах, словах, развитие речевого внимания, речевого слуха, вербальной памяти) Ра-ра-ра – вот высокая гора. Ры -ры-ры - за горою комары. Ро-ро-ро – потерял петух перо. Ру- ру-ру – а барсук унес в нору. Игры с картинками 5. Отгадывание загадок о животных жарких стран (развитие речевого внимания, речевого слуха, вербальной памяти и логического мышления, автоматизация звука [р] в словах) С этим зверем полосатым, не шутите вы, ребята! (Тигр) Путешественник отважный, он идёт пустыней важно. Вот так лошадка! - воскликнул Андрейка, - Не олень он и не бык, в жарких странах жить привык, Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф, Очень много силы в нем, ростом он почти, что с дом. Упражнение «Мы - артисты» (Развитие эмоций, воображения). Логопед: Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут…(обезьяны). Обезьяна (эмоционально-мимческое упражнение) Любит покривляться обезьяна – всех дразнить готова постоянно! Словно заинька, насторожилась. Как лисичка, доброй притворилась. Будто глупый ослик, удивилась. Как колючий ежик, рассердилась. Словно, мышка в норке, испугалась. И, как, вы, ребята, рассмеялась. Логопед. Отлично, ты справился с этим заданием. А теперь давайте покажем голосом как рычит тигр (громко, низким голосом) и как рычит тигренок (тихо, высоким голосом). Ребёнок выполняет задание. Логопед. И еще одно упражнение: Произнести фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувствами (испуг, радость, удивление). 7. Упражнение «Слушай внимательно?» (Развитие речевого слуха, голоса. Совершенствование фонематических представлений.) Логопед вновь привлекает внимание детей к плакату. Логопед. Продолжаем наблюдать за животными. Смотрите на них внимательно и слушайте мои вопросы и задания. Перечислите животных, в названии которых есть звук Р. Ребёнок. Жираф, носорог, крокодил. Логопед. Есть ли здесь животные, в названии которых есть звук С? Дети. Носорог, слон. Логопед. Теперь назовите животных, в названии которых есть звук Л. Дети. Слон, крокодил. 8. Упражнение «Раздели на слоги» (Совершенствование навыков слогового анализа). Логопед. Разделите название животных на слоги хлопками. Дети выполняют задания и комментируют свои действия. В слове тигр один слог. В слове жираф два слога. 9. Физминутка Е. Железнова «У жирафов пятна, пятна…» (развитие общей моторики, координации речи с движением, актуализация словаря по теме «Животные жарких стран».) 10. Игра «Скажи наоборот» с мячом. (Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами) Логопед. Следующая игра тебе знакома. Учимся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете. У жирафа длинная шея, а у бегемота… У обезьяны тонкий хвост, а у тигра… У слона большие уши, а у зебры … У бегемота широкая спина, а у зебры…. 11.Упражнение «Расскажи о животных». (Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в рассказе). Логопед. А в этой клетке никого не видно. Собери перепутанные слоги и увидишь животное. Собери разрезную картинку. Составь рассказ по схеме. Логопед помещает на мольберт, стоящий перед детьми схему для составления описательного рассказа о диких животных Логопед. Раз уж мы оказались в зоопарке, давай расскажем о животных. Вспомни план рассказа Ребёнок: Нужно назвать животное, а потом описать его, рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается. Логопед. Правильно. Подумай одну минуту и начинай рассказывать. Старайся говорить четко и красиво, правильно произноси звуки. 12. Домашнее задание Логопед. Выберите один силуэт, а потом заштрихуй его простым карандашом прямыми вертикальными линиями, расположенными очень близко друг к другу. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно. Ребёнок выполняет задание. Дома вспомни план рассказа и попробуй описать это животное. III. Заключительный этап (оценка работы ребёнка). Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить? Что было особенно трудно на занятии? Что было интересно на занятии? Что понравилось больше всего? Вспомни животных жарких стран, которых ты видел.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема занятия: Автоматизация звука [ Р] в словах .Прогулка с Карлсоном.
На данном занятии Карлсон приглашает ребёнка на прогулку. А что бы прогулка была увлекательной,Карлсон предлагает выполнить интересные задания!...
Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"
Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы....
Конспект индивидуального занятия № 2 (ОНР II уровень). Тема занятия: «Посуда».
Цели: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Посуда», «продукты».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образов...
Конспект индивидуального занятия № 3(ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».
Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уменьшительно-ласк...
Конспект индивидуального занятия № 4(ОНР II уровень). Тема занятия: «Овощи».
Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Овощи».Задачи:Формировать умение образовывать формы уменьшительно-ласкательных имен существительных, имен существительны...
Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).
Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речевого восприятия в старшей группе. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕЛО»
ЦЕЛЬ: закрепить с ребенком названия частей тела, их функции и роль для человека.ЗАДАЧИ: Образовательные: закрепить умение ребенка свободно ориентироваться в своем теле; учить составлять предложе...