Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Позднякова Ольга Ивановна

Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.avtomatizatsiya_r.docx68.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»

индивидуального логопедического занятия

по теме:

«Автоматизация звука Р в прямых слогах и в позиции в начале слова»

http://logopatiki.ru/wp-content/uploads/2012/05/P.jpg

 Подготовила:

учитель-логопед Позднякова О.И.

г.Клин, 2017г.


       Цель: автоматизация звука Р в прямых слогах и в позиции в начале слова.

       Задачи: 

• корригировать произношение;

• корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

• корригировать и развивать слуховое восприятие;

• корригировать речевое дыхание;

• корригировать и развивать мелкую  моторику  кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);

• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

• развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление;

• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально - волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

• уточнить, расширить, систематизировать словарь по теме «Цветы»;

• развивать грамматический строй речи, умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• познакомить с буквой Р, соотнести звук Р с буквой;

• формировать начальные навыки чтения.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 

• воспитывать интерес к занятиям;

• воспитывать самостоятельность;

• воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ: 

• планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

• соблюдать правильную посадку ребенка;

• способствовать созданию благоприятного психологического климата;

• соблюдать режим охраны зрения;

• чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: разрезная картинка «Цветы»; пособие для развития речевого дыхания «Лепесток»; игрушка «Пчела»; карточки с изображением больших и маленьких предметов; искусственные цветы; макет буквы Р; лепестки с картинками; картинка ромашки без лепестков; указка; таблица для зрительной гимнастики; корзинка.

Этапы Виды работы на этапе занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.

Оргмомент.

Отгадывание загадки:

Очищают воздух,
Создают уют,
На полях расцветают,
Радуют всех вокруг.

Психогимнастика «Цветок»

Педагог загадывает загадку.

Педагог предлагает ребенку представить, что он росток, с помощью движений показать, как он пробивается сквозь землю и превращается в красивый цветок.

Ребёнок отгадывает загадку.

Ребёнок с помощью движений показывает, как он пробивается сквозь землю и превращается в красивый цветок.

Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.1.

Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука Р в начале слова». Просит ребенка произнести слова со звуком Р в начале слова. За каждое правильно произнесенное слово логопед ставит мини-печать в тетрадь ребенку.

Ребенок произносит слова со звуком Р в начале слова.

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука Р в позиции в начале слова.

II.2.

Актуализация знаний.

Д/и «Собери картинку»

Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением разных цветов.

Ребенок собирает и называет цветы, которые на ней нарисованы.

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия. Развивать зрительное восприятие.

II.3.

Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

Дыхательное упражнение «Лепесток»

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок поговорят о цветах и продолжат учиться правильно произносить звук Р.

Педагог задаёт вопросы:

- какие полевые цветы ты знаешь?

- какие садовые цветы ты знаешь?

- назови части цветов;

- как надо ухаживать за цветами?

Уточняет значение слова «первоцветы»

Педагог предлагает подобрать глаголы, которые начинаются со звука Р:

Что делают цветы? (растут, расцветают, радуют).

Педагог предлагает ребенку сдуть лепестки с нарисованного цветка контролируя правильность выдоха.

Ребенок вспоминает, как правильно произносится звук Р.

Ребенок отвечает на вопросы.

Подбирает глаголы, которые начинаются со звука Р.

(по необходимости с помощью наводящих вопросов)

Ребенок выполняет упражнение.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука Р.

Обогащать словарь по теме занятия, закреплять обобщающие понятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Развивать фонематическое восприятие.

Обогащать глагольный словарь.

Формировать

длительный речевой выдох.

II. 4.

Закрепление изученного материала.

Упражнение «Назови ласково»

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Динамическая пауза

«Поиграем с цветочком». Речедвигательная ритмика.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, на которых нарисованы большие цветы и маленькие, и просит назвать их ласково.

Логопед предлагает ребенку выполнить упражнение пальчиковой гимнастики.

Логопед предлагает ребенку выполнить движения со звуками и слогами. Отрабатывается изолированное произношение звуков А, О, У, Ы, Р, слогов АР, ОР, УР, ЫР.

Ребенок рассматривает картинки, называет большой цветок и маленький.

Ребенок выполняет упражнение.

Ребенок выполняет упражнения вместе с педагогом, на каждое правильное движение и произнесении берёт один цветок (собирает букет)

Развивать грамматический строй речи, умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивать мелкую моторику.

Закрепить правильное произнесение звука Р в прямых слогах. Развивать фонематическое восприятие, общую моторику, координировать речь с движением.

II.4.

Закрепление изученного материала.

Упражнение «Путешествие пчелы»

Игра «Собери букет»

Знакомство с буквой Р. Чтение прямых слогов.

Зрительная гимнастика.

Д/и «Весёлая пчёлка»

Педагог показывает игрушку «Пчела» и говорит, что она сейчас будет собирать пыльцу с растений. Затем предлагает рассмотреть картинки цветов и просит ребенка дополнить предложения предлогами.

Логопед предлагает ребенку повторить за ним слова со звуком Р в позиции в начале слова. За это он получает цветок. Надо собрать все цветы.

Педагог демонстрирует искусственный цветок «Роза» и обращает внимание ребенка на букву, спрятанную на её лепестках, которая обозначает звук занятия и с которой начинается название цветка. Это буква Р. Затем предлагает ребенку посмотреть букву и прочитать слоги с данной буквой.

Логопед просит ребенка проследить взглядом за указкой – «пчёлка летит к цветку».

Ребенок рассматривает картинку, вспоминает названия цветов.

Дополняет предложения предлогами.

(Однажды летним днём пчела отправилась собирать мёд. Она покружилась над васильком, потом подлетела к васильку, села на клевер, собрала пыльцу с ромашки)

Ребенок повторяет слова со звуком Р в позиции в начале слова и получает цветок. Собирает из цветов букет.

Ребенок знакомится с буквой, затем читает обратные слоги РА, РО, РУ, РЫ.

Ребенок следит за указкой логопеда, описывая взглядом различные линии, фигуры.

Обогащать словаря по теме.

Формировать навыки практического употребления предлогов на, к, с, над.

Закрепить правильное произнесение звука Р в позиции в начале слова. Развивать фонематический слух.

Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения. Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения.

Соблюдать режим охраны зрения.

II.5.

Контроль знаний и умений.

Д/и «Собери ромашку»

Педагог просит ребенка помочь собрать ромашку. Он предлагает ребенку найти лепестки с картинками, в названии которых звук Р слышится в начале слова и правильно их назвать, а затем из лепестков собрать ромашку.

Ребенок выбирает из стопки лепестков с картинками только те, в названии которых звук Р слышится в начале слова и называет их. Затем собирает из лепестков ромашку.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука Р в позиции в начале слова.

III.1.

Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка.

Педагог предлагает ребенку вспомнить, что он изучил на занятии и какой звук он учился произносить сегодня.

Затем оценивает работу ребенка и дарит ему букву Р, обозначающую звук, который отрабатывался на занятии.

Ребенок называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука Р.

Обобщить тему урока. Развивать память.

III.2.

Домашнее задание.

Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...

Конспект НОД подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш».

Конспект НОДподгруппового логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш».Возрастная группа: подготовительная.Тема:«Автоматизация звука Ш».ЦЕЛЬ:- автоматизация звука Ш ...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...