Речевая карта для детей с ОНР 4-7 лет
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Речевая карта для детей с ОНР 4-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая карта для детей с ОНР 4-7 лет | 46.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Национальный язык
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Двуязычие
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ТПМПК:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Принят в логопедическую группу на срок:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты
_______________________________________________________________________________________________________________________________
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные
Контактность _______________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности поведения
_______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Состояние слухового внимания
Дифференциация звучащих игрушек
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма
✓4 года ✓5 лет ✓ 6 лет
--. ---. --…
..- …- …--
-.- -..- ..--.
.-. .--. .---.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Исследование зрительного восприятия
Показ цветов
✓ 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный)
_____________________________________________________________________________________
✓6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)______________________________________________________
Восприятие формы (сказать по просьбе логопеда)
✓ 4 года (круг, квадрат, овал, треугольник)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
__________________________________________________________________________________________________________________
✓6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, ромб)
__________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Ориентировка в пространстве:
✓ 4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)
_____________________________________________________________________________________
✓ 5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)
__________________________________________________________________________________________________________________
✓ 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)
_____________________________________________________________________________________
Ориентировка в схеме тела:
✓ 4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу
_____________________________________________________________________________________
✓ 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)
___________________________________________________________________________________________________________________
✓ 6 лет (показать правой рукой - левый глаз, левой рукой - правое ухо)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание картинок из частей:
✓ 4 года (2 – 4 части)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓ 5 лет (3 – 5 частей)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓ 6 лет (4 – 8 частей)
_____________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
✓ 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырёх палочек, «лесенка» из пяти палочек)
_____________________________________________________________________________________
✓ 5 лет («домик» и «ёлочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)
__________________________________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по памяти:
✓ 6 лет («ёлочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)
____________________________________________________________________________________________________________________
II. Исследование состояния моторной сферы
Состояние общей моторики
Двигательная память | Переключаемость движений | Объем движений | Качество выполнения |
Темп ___ ________________ Чувство ритма ______
Состояние кистевой и пальцевой моторики
Ведущая рука | Переключаемость от одного движения к другому | Объем движений | Качество выполнения |
Манипуляции с предметами:
✓ 4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓ 5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓ 6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера)
_____________________________________________________________________________________
III. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
___________________________________________________________________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)
__________________________________________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
_____________________________________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель)
_____________________________________________________________________________________
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
_____________________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)
_____________________________________________________________________________________
Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка)
_____________________________________________________________________________________
✓ 4 года (открыть и закрыть рот, «улыбочка», «трубочка», «лопата», «иголочка», «качели», «маятник»)
_________________________________________________________________________________________________________________
✓ 5 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево, «улыбочка-трубочка», «лопата-жало», «качели», «маятник»)
______________________________________________________________________________________________________________________
✓ 6 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево, «заборчик», «лопата-иголочка», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье»)
______________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Состояние дыхательной и голосовой функции
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
___________________________________________________________________________________________________________________
Объём дыхания (достаточный, недостаточный)
___________________________________________________________________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха
____________________________________________________________________________________________________________________
Сила голоса
__________________________________________________________________________________________________________________
Модуляция голоса
_________________________________________________________________________________________________________________
V. Особенности динамической стороны речи
темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
____________________________________________________________________________________________________________________
ритм (нормальный, дисритмия)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)
______________________________________________________________________________________________________________________
употребление основных видов интонации
___________________________________________________________________________________________________________________
VI. Состояние звукопроизношения
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]
Изолированно, в словах, во фразах: | ✓ 4 года | ✓ 5 лет | ✓ 6 лет |
[б], [п], [м] | |||
[в], [ф] | |||
[д], [т], [н] | |||
[г], [к], [х] | |||
[й] | |||
[с], [з], [ц] | |||
[с’], [з’] | |||
[ш], [ж] | |||
[ч], [щ] | |||
[л], [л’] | |||
[р], [р’] |
VII. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
✓4 года: | ✓ 5 лет: | ✓ 6 лет: |
Кот Вода Стук Мост Банка Фантик Тропинка | Самолет Скворец Фотограф Микстура Парашютист - Погремушка | Тротуар Градусник Фотоаппарат Экскаватор Виолончелист Регулировщик |
Сестренка развешивает простыни. | Водопроводчик чинит водопровод. | |
Парашютисты готовятся к прыжку. | Регулировщик руководит движением на перекрестке. |
_______________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Состояние фонематических процессов
Состояние фонематического восприятия
✓4 года: | ✓5 лет: | ✓6 лет: | |
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками | Ба-па Па-ба Га-ка Ка-га Ва-ка На-ня | Ба-па-ба Та-да-та Ка-га-ка Са-за-са Ша-жа-ша Та-тя-та | Са-ша-са Са-ца-са Ча-тя-ча Ща-ча-ща Ся-ща-ся Ла-ра-ла |
2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки) | Кот-кит Мышка-мишка Уточка-удочка | Почка-бочка Трава-дрова Мышка-мишка | Почка-бочка Трава-дрова Мышка-мишка |
3.Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки) | Коса-коза Миска-мишка Малина-марина | Крыса-крыша Малина-марина Сайка-зайка | Сук-жук Лук-люк Крыса-крыша |
Состояние фонематического анализа и синтеза
✓4 года (выделение звука [р] из слов – определить «рычит» ли собачка в словах): Майка, санки, шапка, пирамидка, рыба, корова, лимон
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет (выделение начального ударного гласного из слов): Астра, арка, осень, озеро, улей, искра
_________________________________________________________________________________________________________________
✓6 лет: (выделение конечного согласного из слов): Кот, сук, малыш, лимон, грач, лещ
_______________________________________________________________________________________________________________________
выделение начального согласного из слов: Мост, банка, пол, чайник, дом
_______________________________________________________________________________________________________________________
Определение последовательности звуков в слове: Кот, вата, дом, рыба
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Определение количества звуков в словах: Нос, ваза, банка
___________________________________________________________________________________________________________________
IX. Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
✓4 года
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓6 лет
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Умение обобщать
✓4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам)
✓4 года (девочка стоит, сидит, лежит, идёт; мальчик ест, пьёт, читает, рисует)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет (птица летит, рыба плывёт, слон идёт, лягушка прыгает, змея ползёт)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продаёт, покупатель покупает)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание признаков(показать по предложенным картинкам)
✓4 года (большая чашка, аленька чашка; красный шар, синий шар, жёлтый шар, зелёный шар; сладкая конфета, кислый лимон, круглый торт, квадратный торт)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженное, горячий чай, горькое лекарство, сладкое варенье)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; весёлый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам) | ✓4 года (дом – дома, кот – коты, кукла – куклы, груша – груши, ведро – вёдра) | ✓5 лет (глаз – глаза, стул – стулья, лист – листья, окно – окна) | ✓6 лет (рукав – рукава, пень – пни, гнездо – гнёзда, перо – перья, ухо - уши) |
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами | ✓4 года (в, на, у) | ✓5 лет (в, на, у, под, за, по)
| ✓6 (в, на, у, под, за, по, с, из, из-за, из-под) |
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных | ✓4 года (стол – столик, машина – машинка, ведро – ведёрочко). | ✓5 лет (носок – носочек, чашка – чашечка, окно - окошечко). | ✓6 (нож – ножичек, рукавица – рукавичка, одеяло – одеяльце). |
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам) | ✓4 года (кошка сидит – кошки сидят, слон идёт – слоны идут). | ✓5 лет (птица летит – птицы летят, машина едет – машины едут). | ✓6 (мальчик читает – мальчики читают, девочка ест – девочки едят). |
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам) | ✓4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки). | ✓5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку). | ✓6 (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому). |
Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по картинкам) | ✓4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика). | ✓5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой). | ✓6 (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился). |
Понимание текста | ✓4 года (сказка «Репка»). | ✓5 лет (сказка «Колобок»). | ✓6 (сказка «Теремок). |
Х. Исследование состояния экспрессивной речи
1. Состояние активного словаря
Существительные
✓4 года: | ✓5 лет: | ✓6 лет: | |
Назвать существительные по темам | «Игрушки» «Посуда» «Одежда» «Обувь» | «Транспорт» «Мебель» «Овощи»
«Фрукты»
| «Дикие животные» «Домашние животные» «Ягоды» «Птицы» |
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображённые на картинке) | Мяч, кукла, машинка; Рубашка, платье, шорты; Тапки, туфли, ботинки | Стол, стул, шкаф Огурец, помидор, морковь Яблоко, банан, апельсин Воробей, голубь, сова | Клубника, смородина, черника Кошка, собака, корова Самолёт, автобус, машина |
Назвать части тела и части предметов (по картинкам) | Ноги, руки, голова, глаза, уши, спинка, сиденье, ножки стула, кузов, колесо машины | Нос, рот, шея, живот, грудь, рукав, воротник, пуговица, кабина машины, руль | Локоть, ладонь, затылок, бедро, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор |
Глаголы
✓4 года (ответить на вопросы по картинкам):
Что делает мальчик? (Ест)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Что делает девочка? (Спит)
_____________________________________________________________________________________________________________________
Что делают дети? (Играют)
_____________________________________________________________________________________________________________________
Что делает птица? (Летит)
_____________________________________________________________________________________________________________________
Что делают машины? (Едут)
_______________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет (ответить на вопросы):
Как передвигаются рыбы? (Плавают)
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Как передвигается змея? (Ползает)
_________________________________________________________________________________________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Как передвигается человек? (Ходит)
________________________________________________________________________________________________________________________
Кошка мяукает. А что делает собака, корова, петух? (Лает, мычит, кукарекает)
_______________________________________________________________________________________________________________________
✓6 лет (ответить на вопросы):
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)
______________________________________________________________________________________________________________________
А как подает голос волк, лошадь, овца? (Воет, ржет, блеет)
______________________________________________________________________________________________________________________
Врач лечит. А что делает учитель, продавец, маляр, швея? (Учит, продает, красит, шьет)
_______________________________________________________________________________________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»)
✓6 лет:
Друг - | Добро - |
Горе - | Горячий - |
Лёгкий - | Длинный - |
Давать - | Поднимать - |
Имена прилагательные
Назвать предъявленные цвета
✓4 года (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет (красный, оранжевый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, белый, чёрный) цвета знает и называет
_______________________________________________________________________________________________________________________
✓6 лет (красный, оранжевый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, фиолетовый, розовый, коричневый, серый)
______________________________________________________________________________________________________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки)
✓4 года | ✓5 лет | ✓6 лет |
Мяч какой? (круглый) Платок какой? (квадратный) | Солнце какое? (круглое) Печенье какое? (квадратное) Косынка какая? (треугольная) Огурец какой? (овальный) | Руль какой? (круглый) Окно какое? (квадратное) Слива какая? (овальная) Одеяло какое? (прямоугольное) |
2. Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных единственного и множественного числа (образовать по аналогии)
✓4 года | ✓5 лет | ✓6 лет |
Стол – столы Кот – Дом - Кукла – Рука – Окно - | Рот – рты Лев – Река – Ухо – Кольцо – | Глаз – глаза Лист – Стул – Дерево – Пень – Воробей – |
Употребление имен существительных в косвенных падежах
✓4 года |
Что есть у мальчика? (мяч) Чего нет у мальчика? (мяча) Кому мальчик даёт мяч? (девочке) Что ты видишь на картинке? (машину) Чем рисует девочка? (карандашом) О чём думает кошка? (о мышке) |
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам
✓5 лет | ✓6 лет |
Шаров Ключей Берез Ложек Окон | Карандашей Листьев Книг Вилок Вёдер |
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (показать по картинкам
✓4 года | ✓5 лет | ✓6 лет |
Красный мяч Синяя шапка Жёлтое ведро | Оранжевый апельсин Голубая бабочка Белое блюдце | Фиолетовый колокольчик Серая ворона Розовое платье |
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам)
✓4 года | ✓5 лет | ✓6 лет |
Где стоит ваза? (на столе) Где лежат фрукты? (в корзине) У кого мячик? (у мальчика) | Где сидит снегирь? (на дереве) Где стоит машина? (в гараже) У кого кукла? (у девочки) Где стоит коза? (за забором) Где едет машина? (по дороге) | Где лежит мяч? (под столом) Где летает бабочка? (над цветком) Откуда вылетает птичка? (из клетки) Откуда прыгает котёнок? (с кресла) |
Употребление числительных 2 и 5 с существительными
✓4 года | ✓5 лет | ✓6 лет |
Два кота – Пять котов – Две машины – Пять машин – | Два мяча – Пять мячей – Две розы – Пять роз – Два окна – Пять окон – |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам)
✓4 года | ✓5 лет | ✓6 лет |
Стол – столик Чашка – чашечка Сумка – сумочка Ведро – ведёрочко | Забор – заборчик Носок – носочек Лента – ленточка Окно – окошечко | Палец – пальчик Изба – избушка Крыльцо – крылечко Кресло – креслице |
Образование названий детёнышей
✓4 года | ✓5 лет | ✓6 лет |
У кошки – котенок У лисы – У утки – У слонихи – | У зайчихи – У волчицы – У белки – У козы – | У медведицы – У бобрихи – У барсучихи – У собаки – У коровы – |
✓6 лет | |
Образование относительных прилагательных | Стол из дерева (какой?) – деревянный Стакан из стекла (какой?) – Шляпа из соломы (какая?) Стена из кирпича (какая?) – Шапка из меха (какая?) – Носки из шерсти (какие?) – Крепость из снега (какая?) – _ Сок из яблок (какой?) – |
Образование притяжательных прилагательных | Очки бабушки (чьи?) – бабушкины Туфли мамы (чьи?) – Усы кошки (чьи?) – Хвост лисы (чей?) – Берлога медведя (чья?) – Гребень петуха (чей?) – |
✓6 лет | |
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам) | Мальчик выходит из дома. Мальчик отходит от дома. Мальчик приходит к магазину. Мальчик переходит улицу. Мальчик обходит лужу. Мальчик входит в дом. |
Образование глаголов совершенного вида (составить предложение по картинкам) | Девочка строит домик. Девочка построила домик. Мальчик красит вертолет. Мальчик покрасил вертолет. |
XI. Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений
✓4 года:
Котенок
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
_____________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
✓5 лет:
Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
____________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
✓6 лет (составление рассказа по серии картинок):
_________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
_______________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Логопед:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР
Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.
Удобно, быстро оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только подчеркнуть необходимое) . Удобно сравнивать динамику развития ребенка по всем диагностир...
Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте
На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...
Речевая карта ТНР детей 5-7 лет
Карта обследования ребенкаДетский сад № ___________ Фамилия __________________________________ Имя _____________________________ Год рождения___________________Домашний адрес_____________________...
Речевая карта для детей с заиканием
Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в те...