Презентация "Предупреждение оптической дисграфии через формирование зрительного восприятия"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Неуспеваемость воспитанников с нарушением зрения (детей с ОВЗ), характеризующаяся главным образом резким отставанием по чтению и письму, — довольно распространенное явление. Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно.В презентации раскрыты следующие аспекты:: оптимизация коррекционного процесса с учетом специфики работы с данной категорией детей, проводимой в данном направлении – профилактика и коррекция нарушений буквенного гнозиса, то есть опознавательного процесса буквенного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, интересов.Профилактическая работа оптической дисграфии строится с применением тренировочных упражнений с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка.
Все задания должны быть интересными для ребенка, соответствовать его зрительным и интеллектуальным возможностям, учитывать зону ближайшего развития, способствовать формированию устойчивости внимания.
В этот период работы следует включать в перспективный план разнообразные виды упражнений и заданий на каждый звук и букву, в зависимости от периода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opticheskaya_disgrafiya.ppt | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДИСГРАФИЯ- это частичное специфическое нарушение процесса письма.
КЛАССИФИКАЦИЯ
При оптической дисграфии чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: 2. Включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами ( х –ж, и-ш, п-т, л-м ). 1. Состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( в –д , т-ш ). 3.Зеркальное написание букв . 4. Пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент ( ау ). 5 5. Лишние элементы ( ..), неправильно расположенные элементы букв ( х - « сс », т - « пп »).
Для детей с нарушениями зрения характерными являются : Плохое запоминание и различение конфигурации букв; Нарушение границ рабочего поля, строки; Неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов; Трудности при анализе рабочего поля; Трудности в восприятии целостного объекта; Трудности в выделении части из целого.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: - - Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса; - Уточнение и расширения объёма зрительной памяти; - Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений; - Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; отношений; отношений; -Развитие зрительного анализа и синтеза; - Дифференциация смешиваемых букв. - - Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса; - - Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса;
Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
Составление букв из частей.
Штриховка букв по трафаретами, мягкие вкладыши.
Рисование букв в воздухе.
Выкладывание букв из мозаики и тесьмы.
Работа с изографами.
Узнавание букв наложенных друг на друга.
Работа с планшетами.
Игра «Найди заданную букву».
Используемая литература: Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения.М.:Просвещение,1973; Методические рекомендации по организации лечения с косоглазием и амблиопией в специализированных дошкольных учреждениях. -М., 1978; Зинченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста. //В кн.: Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. -М.: Просвещение, 1966; Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. -М.: Педагогика, 1977; Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980; Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста М.: Полиграф сервис, 1997; Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. -М: изд-во «ГороД», 1998 Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. -М.: Советский спорт, 1992;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование зрительных восприятий у детей первого года жизни
Исследуя зрительные ориентировочные реакции новорожденных детей,ученые установили ,что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать скачкообразные или ступенчатые движения глаз в ст...
Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"
Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.Диа...
"Совместная работа тифлопедагога и инструктора по физвоспитанию по формированию зрительного восприятия"
Из опыта работы...
Дидактический материал для обследования и формирования зрительного восприятия.
Методика проведения обследования и примерные критерии оценки результатов. Художник нарисовал несколько картинок вместе. Назови всё, что здесь нарисовано...
Проект "Формирование зрительного восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе игры, игровой деятельности".
Данный материал будет полезен учителям- дефектологам, работающим с детьми с нарушением зрения....
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают...
Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ
В своём выступлении я делюсь практическим опытом, способствующий устойчивому формированию графического образа буквы у детей старшего дошкольного возраста....
Комментарии
спасибо
Так редко встречаются специалисты по работе с детьми с нарушением зрения. очень рада встретить коллегу