ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Эти проблемы могут в дальнейшем привести к оптической дисграфии и дислексии. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми следующие игры и упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Эти проблемы могут в дальнейшем привести к оптической дисграфии и дислексии. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми следующие игры и упражнения.
Узнавание и называние буквы по заданию педагога
Определение буквы, написанной на ладони, в воздухе на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы, с закрытыми или открытыми глазами).
Письмо букв на песке
Узнавание букв на ощупь.
Выкладывание букв из мозайки
Выкладывание букв из палочек
Лепка из пластилина
Запоминание букв и выбор их среди других, игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» с буквами;
Раскладывание букв в определенной последовательности;
Нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;
Поиск названных букв среди ряда других или в тексте (дается задание, например, зачеркнуть букву А, а букву Д обвести в кружок);
Нахождение и выделение букв в геометрических фигурах, среди других изображений (особенно дети любят искать буквы на картинах со «спрятанными» буквами);
Буквенный лабиринт
Найди в узоре две спрятавшиеся буквы.hello_html_631d0e0f.png
Узнавание букв в усложненных для зрения условиях (перечеркнутых дополнительными линиями, зачеркнутых, изображенных пунктирно, точками.
Дорисовка недостающих деталей.hello_html_m24fa203b.jpg
Распознавание букв, наложенных друг на друга;
Определение букв в неправильном положении;hello_html_m58fd0f4c.jpg
Обведение контуров букв, обведение букв по шаблону и их раскрашивание или штрихование;
Распознавание букв разного шрифта;
СТИХИ ПРО БУКВЫ АЛФАВИТА ОТ А ДО Я
А
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква "А".
Б
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В
Столб рисуем, а на нём
Два дружка сидят вдвоём,
Два кружочка на столбе —
Получаем букву В.
Г
Буква Г как уголок
-Проще некуда урок.
Д
«Д» словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
Е
«Е» похожа на расчёску,
Сделать может всем причёску.
Учим, учим букву «Е» —
Вот и выучили все.
Ё
Если сверху «Е» две точки,
Это «Ё» — мы знаем точно.
Если с «Ё» все точки снять,
«Е» получится опять.
Ж
«Ж» имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква «Ж», наверняка,
На бумаге тень жука.
З
Буква «З» цифре «Три»
Говорит на ушко:
— Посмотри-ка, посмотри,
Милая подружка,
Общие у нас черты,
Ты — как я,
А я — как ты.
Мы похожи, как птенцы,
Может быть, мы близнецы?
И
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
У
Буква У как будто ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Й
Буква «Й» и буква «И» —
Очень схожие они.
Палки две, еще косая
Перекладина такая.
К
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.
Л
Букву Л с тобой напишем.
Две доски покрыты крышей.
М
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем -
Получилась буква М.
Н
Буква Н как лесенка,
Все движемся вперёд,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовёт!
О
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
П
Букву П с тобой найдем,
Заглянув в дверной проем.
На турник взглянув внимательно
П узнаем обязательно.
Р
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу «Р» представить.
С
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Т
Молоток стучит тук тук
Букве Т я старый друг
У
Буква «У» как будто ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи.
Ф
Буква «Ф» надула щёки
Или встала руки в боки.
Х
Если ножницы раскрыть,
Х мы сможем получить.
Ц
Буква Ц —
Смотрите сами —
Как скамейка Вверх ногами.
Ч
Ч мы пишем как четыре.
Ш
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая.
Щ
Буква «Ща» на «Ша» похожа.
Хвостик есть у «Ща», так что же?
Изменился внешний вид –
Мягко «Ща» в словах треЩит.
Ъ
Твердый знак «Ъ»
Пишут так:
Колесо и спичка,
Позади — косичка.
Ы
«Ы» — какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтоб легко тебе ходить,
Палочку пришлось добыть.
Ь
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так.
Букву капелька смягчит —
Слово мягко прозвучит.
***
Букву Р перевернули
И уселись как на стуле,
И назвали букву так —
Мягкий знак — «Ь».
Э
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Ю
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
Я
Дядя Яша, тра-ля-ля,
Стал похож на букву Я.
Он ужасно растолстел,
Потому что много ел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Консультация для воспитателей...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства. Дошколь...
Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...
Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста (Программа первичной профилактики наркогенных заболеваний)
Формирование привычка к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика злоупотребления ПАВ Укрепление физического здоровья (Хатха –йога + релаксац...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы
Описание опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"
Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.Диа...
Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ
В своём выступлении я делюсь практическим опытом, способствующий устойчивому формированию графического образа буквы у детей старшего дошкольного возраста....