Проект "Формирование зрительного восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе игры, игровой деятельности".
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Данный материал будет полезен учителям- дефектологам, работающим с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_proekta.docx | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Участники проекта: дети, родители, учитель – дефектолог.
Вид проекта: образовательный
Длительность проекта: долгосрочный
База реализации: подготовительная группа компенсирующей направленности
(с нарушением зрения)
Актуальность проекта.
С каждым годом характерным становится увеличение числа детей, имеющих различные нарушения зрения и детей входящих в группу риска по зрению. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир, где мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Нарушение функций зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику.
Действительно, для дошкольников с нарушениями зрения характерны недостатки развития движений, малая двигательная активность, медлительность действий. По сравнению с нормально видящими сверстниками, у них недостаточно сформированы пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки. Дети допускают ошибки при словесном обозначении пространственных отношений; при выделении предметов на плоскости они выделяют только отдельные признаки пространства; не устанавливают взаимосвязи между плоскостью и предметами на ней. Монокулярный характер зрения обуславливает трудности выделения объемных предметов, расстояния и удаленности. В связи с этим, при выполнении практических действий в пространственной ориентировке, дети стремятся к непосредственному контакту с объектом или предметом, близко подходят к ним, используют как точку отсчета свое тело или руку для соотнесения положения объекта. Выделение направлений "вправо - влево" дети осваивают труднее, чем "вверх - вниз", "спереди - сзади". Кроме того, зрительное запоминание пространственных отношений между объектами у детей с нарушением зрения формируется труднее, чем у нормально видящих детей. Понимание всей инструкции в целом, состоящей из нескольких поэтапных действий, также происходит сложнее. Поэтому программный материал по разделу «формирование представлений о пространстве и ориентировки в нем» дети с нарушенным зрением усваивают хуже, чем нормально видящие. Следовательно, развитие ориентировки детей требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния). Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа освоенного пространства.
Цель проекта:
формирование зрительного восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе игры, игровой деятельности.
Задачи:
- Изучить методические пособия по формированию пространственных представлений
у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
- Подобрать диагностический материал по выявлению уровня сформированности
пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать перспективно-тематический план работы с детьми по этой теме.
- Повысить компетентность родителей по вопросу развития пространственной
ориентировки у детей с нарушением зрения.
- Организовать взаимодействие с педагогами по развитию ориентировки в
пространстве в процессе дидактических игр и упражнений.
Предполагаемый результат:
- Повышение профессиональной компетентности по развитию ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения, овладение содержанием методических пособий, справочного материала.
- У детей с нарушением зрения сформирован навык ориентирования в пространстве посредством игры, игровых упражнений.
- Повышение компетентности родителей и педагогов по вопросу развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.
- Создание банка: диагностических методик, зрительных и пальчиковых гимнастик, физкультминуток.
- Обновление предметно-развивающей среды, обогащение педагогической копилки конспектами, дидактическими играми и упражнениями.
Механизм реализации цели и задач проекта:
- изготовление пособий, дидактического материала;
- составление перспективно-тематического плана, конспектов;
- создание картотеки.
Ресурсное обеспечение проекта:
-интернет-ресурс;
-методические пособия;
-конспекты занятий;
-перспективно-тематический план;
-предметно-развивающая среда;
-презентации.
Этапы реализации проекта:
I этап
подготовительный август-сентябрь 2012г
II этап
практический октябрь 2012г- апрель2013г
III этап
Заключительный май 2013г.
I этап-подготовительный.
Август- сентябрь 2012 г.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Изучение методической литературы по данной теме. | Повышение профессиональной компетентности по данной теме. |
2. | Подбор диагностической методики и выявление уровня сформированности пространственных представлений у детей . | Проведен анализ уровня знаний детей. |
3. | Составление перспективно-тематического плана работы с учетом диагностики. | Перспективно-тематический план. |
4. | Подбор и создание демонстрационного материала, пособий, презентаций для проведения занятий. | Использование данного материала в рамках проекта. |
5. | Подбор информационного материала для родителей в форме: рекомендаций, буклетов, памяток и т.д. | Подбор информационного материала для родителей в форме: рекомендаций, буклетов, памяток и т.д. |
6. | Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды . | Созданы условия для реализации деятельности, в рамках созданного проекта. |
II этап-практический.
Октябрь 2012 - апрель 2013г.
Учитывая поставленные задачи, я составила план занятий по 5 блокам. Вы их видите на слайдах.
Построение работы с детьми с нарушением зрения идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала. При разработке занятий использовался наглядный, словесный, практический методы. Занятия проходили в игровой форме. Схема построения занятий включает в себя релаксационные упражнения, игровые приемы, физминутки с упражнениями для глаз, малоподвижные игры. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
Дети с нарушением зрения комплектуются в подгруппы из 2-х, 4-х детей с учетом характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности знаний по ориентировке в пространстве.
Занятия проходили раз в неделю. Знания закреплялись на следующих этапах обучения, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе, на прогулке,и на других занятиях.
Представленная система занятий имеет общие цели: развитие зрительного восприятия, прослеживающих функций глаз, фиксацию взора, развитие сохранных анализаторов, пространственного мышления, памяти, связной речи, зрительно-моторной координации.
(см. Приложения. Конспекты занятий.)
Блоки | № занятия | Тема |
Ориентировка на собственном теле | 1 5 10 15 19 | «Мальчики и девочки. Какие мы?» «Я и он» «Оля-Яло» «Я и ты» «Свет мой, зеркальце-скажи… ». |
Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя», «от предмета», «от другого человека». | 2 6 8 13 21 | «Мир вокруг нас» «Играем с Незнайкой» «Полка с игрушками» «Истории из сказок» «Что? Где? Когда?» |
Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. | 11 16 20 24 27 | «Неисправный робот» «Прогулка по улице города» «Наш детский сад» Подготовка к космическому полету» «На право пойдешь-клад найдешь, на лево пойдешь-улыбку найдешь» |
Формирование умений ориентироваться на микроплоскости (в двухмерном пространстве). | 3 7 9 14 17 23 25 | «Куда летят птицы?» «Магазин игрушек» «Далеко-близко» «Муха» «Поможем художнику нарисовать картину» «Весна. Прилетели птицы» «На что похожи фигуры?» |
Формирование умений ориентироваться в пространстве с использованием схем | 4 12 18 22 26 | «Дары леса» «Нарисуй схему» «Ориентируйся по план-схеме» «Найди комнату по схеме» «Комната куклы Оли» |
В рамках работы с педагогами проводились следующие мероприятия.
№ | Содержание деятельности | Тема | Предполагаемый результат |
1. | Презентация информационного буклета.
| Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости. | Педагоги используют игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста |
2. | Презентация информационного бюллетеня. Практическое занятие. | Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста. | Знание этапов обучения ориентировки в пространстве. Активно используют на занятиях предложенные игры и упражнения. |
3. | Проведение практикума. | Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве. | Применяют систему упражнений с мячом в своей деятельности. |
Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется совместно с другими специалистами детского сада:
- воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нем, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности( игровой, учебной, бытовой);
- логопед формирует у детей прочные связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием;
- инструктор по физкультуре закрепляет умение ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями;
- музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие.
-руководитель по изо деятельности упражняет детей в расположении деталей узора в названных направлениях микропространства.
Учит понимать и изображать перспективу в рисунке.
Работа с родителями проводилась в следующих направлениях.
№ | Содержание деятельности | Тема | Предполагаемый результат |
1. | Проведение консультации. | Ориентировка в пространстве и во времени | Повышение компетентности родителей по вопросу развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. |
2. | Презентация информационного буклета. | Учимся ориентироваться в пространстве | Применяют игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве в домашних условиях. |
3. | Проведение практикума. | Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве. | Используют систему упражнений с мячом в домашних условиях для совершенствования навыка ориентировки в пространстве . |
4. | Проведение практикума. | Пальчиковая гимнастика с карандашом. | Проводят пальчиковую гимнастику дома, закрепляя с детьми ориентировку на собственном теле. |
III этап заключительный.
Май 2013 г.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Проведение обобщающего занятия «Налево пойдешь -клад найдешь, направо пойдешь-улыбку найдешь» | Дети ориентируются в макропространстве, развита зрительно-двигательная координация движений, словесно обозначают |
2. | Выявление уровня сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. | Повысился уровень знаний по данному направлению. |
3. | Создание папки –раскладушки «Играем дома и на улице» | Повысилась компетентность родителей по вопросу развития пространственной ориентировки. |
4. | Обобщение опыта работы. | Презентация итогов работы . |
5. | Трансляция опыта | Сообщение из опыта работы на педсовете в ДОУ |
Результаты диагностического обследования.
Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых, представилась возможность определить уровень их ориентировки в пространстве. В диагностики участвовали дети подготовительной группы в количестве 10 человек.
В диагностики я использовала задания, разработанные по методике Л. И. Плаксиной.
- Назови части своего тела и обозначь, где они расположены: где находится голова, шея, ноги, грудь, (и т. п.).
Понятия «выше», «ниже», «над», «под», «между», «выше, чем», «ниже, чем».
- Покажи правую (левую) руку, ногу и т.п. у мальчика (девочки).
Ориентировка на схеме тела человека, стоящего напротив.
- Назови, что и где находится вокруг тебя, где стоят игрушки, лежат книги.
Понятия «справа», «слева», «дальше», «ближе», «впереди», «сзади».
- Назови, что находится справа от дерева? Что находится слева от дерева?
Ориентировка в микро- и макропространстве «от предмета».
- Выложи картинки из геометрических фигур по образцу.
Определи словесное положение фигур.
Ориентировка в микропространстве.
- Проведи черту сверху вниз, слева направо, снизу вверх, справа налево.
(Геометрический диктант).
- «Правильно пойдешь — игрушку найдешь».
Дети должны выполнять движения по указанию педагога: «Сделай два шага назад, повернись налево, повернись кругом ...» (и так далее).
8. Расставь мебель так, как показано на схеме.
9. Нарисуй схематично, как расположены предметы в шкафу.
10. Найди предмет, нарисованный на схеме в группе.
11. Нарисуй схему пути из групповой комнаты в музыкальный зал.
12. Понимание изображения перспективы в рисунке.
13. Умение создавать на фланелеграфе сюжетные изображения в перспективе.
Подводя итоги проведённой работы, хотела бы отметить, что общий уровень знаний, умений и навыков, в целом, заметно вырос. Ребята научились ориентироваться на своем теле. Они могут найти и выделить различные стороны предмета: переднюю, верхнюю, нижнюю, боковую; применять словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево; определять расположение предметов в пространстве «от себя». Дети стали более раскованны и свободны в движениях, лучше определяют пространственные расположения объектов при ориентировке на плоскости. Более активно стали употребляться детьми словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями. Ребята хорошо ориентируются в помещении детского сада и на его территории
Вовлечение родителей в образовательный процесс с целью повышения их компетентности по вопросу развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения принесло результаты. По электронной почте родители делились фотографиями, как они играют с детьми дома, закрепляя ориентировку в пространстве.
На основе фото родителей была создана папка-раскладушка «Играем дом и на улице».
Заключение.
Спланированная система занятий, включающих в себя последовательную, систематическую коррекционную работу по развитию пространственного ориентирования, позволила сформировать у детей с нарушениями зрения навыки пространственных представлений, которые помогут им адаптироваться к окружающей среде.
Источники:
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения: Методическое пособие / Л.А.Дружинина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006;
- Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Л.А.Дружинина и др.; науч. ред. Л.А.Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008;
- Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Ростов н/Д: Феникс, 2008;
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. — М.: ГороД, 1998;
- Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением. – М. :Линка-Пресс, 2009; с.
- Подколзина Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2008, №4;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И.Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003;
- Т.И. Нагаева Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Ростов н/Д: Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных и трудовых навыков у детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с профессиями
Стендовый доклад в МГОСБ для слепых и слабовидящих, в рамках областного семинара "Адаптация детей с нарушениями зрения в современном мире"...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники....
консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"
quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Волшебный мир фигур»
Занятие нацелено на систематизацию знаний детей с нарушением зрения о геометрических фигурах, геометрических телах.На занятии используются игры на развитие сохранных анализаторов; Мет...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия в старшей группе для детей с нарушением зрения. «Здравствуй, Смоленск!»
Непосредственно образовательная деятельностьпо развитию зрительного восприятияв старшей группе для детей с нарушением зрения.«Здравствуй, Смоленск!»...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия в старшей группе для детей с нарушением зрения. «Здравствуй, Смоленск!»
Непосредственно образовательная деятельностьпо развитию зрительного восприятияв старшей группе для детей с нарушением зрения.«Здравствуй, Смоленск!»...