Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В своём выступлении я делюсь практическим опытом, способствующий устойчивому формированию графического образа буквы у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tumo_vystuplenie.docx | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Мой многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности в овладении графического образа буквы. Проблема формирования графического образа буквы является актуальной, в виду того, что многие дети старшего дошкольного возраста имеют зрительные гностические или зрительно- пространственные нарушения, которые затрудняют овладение чтением на начальном этапе.
В своём выступлении я делюсь практическим опытом, способствующий устойчивому формированию графического образа буквы у детей старшего дошкольного возраста.
Для лучшего запоминания графического образа буквы и предупреждения дисграфии, совместно с родителями воспитанников, мы изготовили буквы из соленого теста, конструктора Лего, аквамозаики, пенопласта и бумажных салфеток; картона и шерстяных ниток, поролоновых губок. Две семьи сшили объёмные текстильные буквы. Другие - проявили своё творчество в изготовлении книжек – малышек с иллюстрациями, загадками и стихами.
Предлагаю несколько простых в реализации идей для наглядного знакомства с буквами и их запоминания.
Разнообразные игры с самодельными буквами:
Очень полезное и увлекательное занятие – лепить буквы из теста.
Работа с тестом – это упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ОНР. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В данном случае наглядность представлена обьёмными предметами, а не иллюстративным материалом.
«Солёные буквы» можно использовать при обучении детей грамоте. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме. С помощью цвета (красного, синего, зелёного) обозначаем гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки, создавая тем самым дополнительную наглядность.
Игр «Волшебный мешочек» поможет детям быстрее запомнить буквы и научиться придумывать слова на заданную букву, а также способствует развитию тактильной чувствительности, увеличению активного словарного запаса, речи, моторной и зрительной памяти, мелкой и общей моторики. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме.
Составление слов из текстильных букв отлично развивает мышление ребенка, приучая его видеть в наборе символов определенные слова. Особенно актуально для детей – кинестетиков.
Лего - технологии. Из конструктора Лего можно строить не только башни, крепости и замки, но еще и буквы. Заодно ребенок потренирует воображение и фантазию, ведь собрать буквы может быть не так-то просто.
Аквамозаика – современный, оригинальный конструктор, состоящий из множества разноцветных бусин, из которых можно создавать не только плоские, но и объёмные буквы, фигуры и т.д.
Увлекательные упражнения с «шершавыми» буквами, изготовленные из поролоновых губок. Ощупывая буквы, ребёнок тактильно запоминает образ буквы.
Книжки-малышки отлично подходят для изучения букв. С помощью коротких стихов про буквы можно добиться быстрого и эффективного запоминания, а процесс изучения букв и их написания станет весёлым и интересным.
В завершении хочется отметить, что быстрому запоминанию ребенком букв, способствует стимуляция всех органов чувств, тем самым тренируется образное восприятие и развивается речь в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Консультация для воспитателей...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства. Дошколь...
Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...
Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста (Программа первичной профилактики наркогенных заболеваний)
Формирование привычка к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика злоупотребления ПАВ Укрепление физического здоровья (Хатха –йога + релаксац...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы
Описание опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"
Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.Диа...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают...