Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.
Диагностику зрительного состояния детей старшего возраста могут провести как воспитатели, так родители. Приводятся приемы и методы формирования зрительного анализа у детей, практические работы, выполнение которых позволит ребенку исключить нарушеня письма в школе. Сформированность зрительного восприятия буквы даст ребенку возможность не терять при письме элементы букв, правильно располагать их в пространстве, грамотно писать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика дисграфии | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с 41
Красносельский район
город Санкт-Петербург
учитель-логопед
Киреенко Нина Александровна
Профилактика дисграфии.
«Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у дошкольника»
Возраст детей и доступная им форма изобразительной (графической) деятельности
( По М. Кольцовой "Ребенок учится говорить")
возраст детей | доступная форма изобразительной деятельности |
12 – 15 месяцев | чертит беспорядочные линии |
2 – 2,6 месяцев | копирует круг |
2,6 – 3 года | копирует крест |
4 года | копирует квадрат |
Диагностика
состояния зрительного анализа у ребенка старшего возраста
Предлагаемые детям фигуры изображены на отдельных карточках. Всего четыре карточки. Показывается первая карточка. Дается указание: " Нарисуй такую же фигуру". Больше никаких указаний и пояснений ребенку не дается. Задание выполняется на листе бумаги в клеточку
- Первая карточка –
КВАДРАТ со стороной 2 см. (4 клеточки)
- Вторая карточка –
КРЕСТИК шириной и высотой по 3 см.
(6 клеточек)
- Третья карточка –
ЛЕСЕНКА ИЗ КВАДРАТИКОВ со стороной в 1 см. (2 клеточки)
- Четвертая карточка –
ВОРОТА высотой в 3 см., шириной в 3 см.
(6 клеточек)
Основания и перекладина ворот шириной
в 1 см. ( 2 клеточки)
Подсчет количества баллов.
- Фигура полностью соответствует образцу (эталону) – 2 балла
- Фигура не соответствует образцу по форме – 1 балл
- изменены размеры;
- нарисована не по клеточкам.
- Фигура полностью не соответствует образцу – 0 баллов
Состояние зрительного анализа у детей оценивается следующим образом:
7 – 8 баллов -
у ребенка развито образно-схематическое мышление (зрительный анализ геометрических фигур хорошо развит, эти дети любят рисовать по клеточкам, точкам).
3 – 6 баллов -
не умеют выделять элементы графических изображений, соотносить их по форме и размеру. Воспринимают фигуру целостно, запоминают ее целиком. Свойства графического изображения не анализируют.
0 – 2 балла –
зрительный анализ развит слабо.
Приемы и методы формирования зрительного анализа у детей дошкольного возраста
- Развитие зрительно-пространственного восприятия предмета. Формирование образного мышления
- создание образа своего тела (схемы) и овладение соответствующими словесными понятиями - формирование понятия "право - лево", "верх – низ" относительно своего тела:
- работа с книгой Н. А. Киреенко " Я – человек".
- отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий (анализ изображения):
- книги с упражнениями на развитие зрительного внимания ("Что задумано?", "Что нарисовал художник?", "Запоминание различных геометрических фигур в составленном узоре" и т. д.
- развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов :
складывание картинок из двух более частей.
- Формирование изобразительно-графических способностей и овладение графической символизацией
- штриховка по контуру
- обводка плоскостных предметов
- срисовка геометрических фигур
- дорисовка незаконченных фигур
- дорисовка недостающих деталей
- воспроизведение фигур по памяти
- рисование с натуры
- формирование навыков графического изображения предметов окружающего мира
- работа с компьютерами по теме "Слова-омонимы", работа по составлению загадок о предмете.
3. Развитие сукцессивных способностей ребенка
1. Последовательность в пространстве:
"Нанизываем бусы", "Что изменилось" и т.д.
2. Последовательность во времени:
- отстукивание симметричного ритма и асимметричного;
- использование последовательных физических упражнений;
- запоминание последовательности названия дней недели, времен года, месяцев по картинкам, название цветовых фигур и т. д.
4. Перекодирование временной последовательности в пространстве и обратно
- картинки невидимки.
5.Формирование последовательности в речи
- порядок фраз в рассказе;
- порядок слов во фразе;
- запоминание последовательных фраз ("Дом, который построил Джек"):
- последовательность в сказках "Репка" и т. д.
- повтори слово и добавь второе, запомни эти слова и добавь третье и т. д.;
- продолжи ряд знаков.
- Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания
- кто с кем разговаривает, кто куда идет и т. д.;
- синхронный счет предметов двух видов, исключая другие изображения;
- буквенные таблицы (пространственное расположение букв: прямо, вправо, влево) по образцу таблиц Шульте.
- Упрочение звуко-буквенных связей
- обводка букв пальцем;
- рисование букв в воздухе;
- рисование букв педагогом на ладони ребенка пальчиком (палочкой) – дермолексия;
- тактильное опознание буквы (наждачные буквы, скользкие буквы, буквы на манке, песке, муке);
- печатание буквы по шаблону;
- печатание буквы по точкам;
- разложение буквы на составляющие элементы и сложение из элементов;
- группировка букв разных шрифтов ;
- установление сходства и различия букв по их свойствам (право – лево; буквы для обозначения гласного звука, согласного звука; количество элементов в графическом образе буквы; характер графических элементов буквы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста (Программа первичной профилактики наркогенных заболеваний)
Формирование привычка к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика злоупотребления ПАВ Укрепление физического здоровья (Хатха –йога + релаксац...
План мероприятий по ранней профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в МБДОУ №22 «Золотая рыбка».
П Л А Нмероприятий по ранней профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возрастав МБДОУ №22 «Золотая рыбка»...
Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения для снятия зрительного утомленияКорригирующая гимнастика для глазГлазодвигательные тренингиПальмингСоляризация...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают...
Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ
В своём выступлении я делюсь практическим опытом, способствующий устойчивому формированию графического образа буквы у детей старшего дошкольного возраста....
Развитие зрительно-осязательного восприятия и тактильно-двигательного анализатора детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Методическое пособие.Магнитогорск,2012г.
Коррекционная педагогика.Методическое пособие:"Развитие зрительно-осязательного восприятия и тактильно-двигательного анализатора детей дошкольного возраста с нарушением зрения".Рослая Н.И,уч...