Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень» Подготовительной к школе группе «Б»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Мамуркова Таисья Федоровна

Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razuchivanie_stihotvoreniya_osen.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень»

Подготовительной к школе группе «Б»

Подготовила: Мамуркова Т.Ф.

Воспитатель 1квал.категории

Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

  • Расширять активный и пассивный словарь по теме «Осень»
  • Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями
  • Формировать интонационную выразительность речи
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством индивидуального прочтения стихотворения
  • Продолжать учить детей работать в подгруппах, взаимодействовать друг с другом
  • Воспитывать желание оценить свою деятельность при помощи игрового упражнения на рефлексию.

Демонстрационный материал: демонстрационные карточки для составления мнемотаблицы; осенние листья; мяч; песочные часы

Раздаточный материал: листья, индивидуальные карточки для составления мнемотаблиц; смайлики

                                                   

Ход занятия:

Организационный момент. 

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем всех добрым стихотворением:

Доброе утро, птицы запели! (вместе чик-чирик)

Добрые люди, вставайте с постели! (потянулись)

Вся темнота расползлась по углам. (закрываем глаза)

Солнце встаёт и идёт по домам! (потянулись)

Доброе утро и солнцу, и птицам! (руки вверх, машем руками)

Доброе утро улыбчивым лицам! (улыбнулись друг другу)

- Правда, же у всех настроение стало лучше?

- Вспомните, какое сейчас время года (Осень)

- Расскажите, по каким признакам можно узнать, что на улице осень? Но, сначала послушайте правило: говорить надо двумя словами (Погода меняется, листья желтеют, краснеют; листопад, отлёт птиц, день становится короче, а ночь длиннее).

- Ребята, сейчас, мы поиграем с осенними словами.

- Послушайте правило: Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево

день - осенний день.

- Молодцы, как быстро и точно вы отвечали.  

- Сколько листьев нападало после листопада. Давайте поможем ветру и раздуем их. Только чтобы они разлетелись, дуть нужно правильно. Кто напомнит?  (Вдох носом, воздух в животе. Выдох в трубочку губ, не надувая щёк).

- Как далеко разлетелись листья! Посмотрите, а на них какие-то значки. Эти волшебные значки называются символы. Помогите мне их собрать на поднос, а листочки без символов в корзинку.

- Они помогут нам запомнить стихотворение под названием «Осень». Написала его поэтесса Евгения Трутнева (проходим на стульчики в кругу) Послушайте его внимательно, пожалуйста.          

Первое прочтение стихотворения Е.Трутневой «Осень»

- Ребята, о чём это стихотворение? (это стихотворение об осени)

- Какие слова, строчки в стихотворении подсказывают вам, что оно об осени?

(платье золотое, отлёт журавлей, листья сыплются дождём, листопад….)

- Ребята, а какое настроение у стихотворения? (грустное, печальное)

- Как вы думаете, почему? (больше пасмурных дней, часто идут дожди, погода ненастная, меньше поют птицы, лес голый)

- А теперь рассмотрим наши символы на листочках. Как думаете, вот этим символом, какую строчку стихотворения можно обозначить? (слушаю предложения детей, затем зачитываю строчку из стихотворения и прикрепляю листочек на доску, так выкладываем всё  стихотворение по порядку)

- Смотрю вы устали? Поиграем!

Физминутка:

Дождь осенний из туч моросит,

(броски расслабленными кистями рук)

Дерево, сбросив листья, стоит

(руки вверх, пальцы направлены вверх «ветви деревьев»)

Ветер осенний ветви качает

(плавно покачивают руками)

Листья под деревом ветер гоняет.

(присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…»)

Второе прочтение стихотворения Е.Трутневой «Осень» по выложенной схеме

Предложить 2-3 детям прочитать стихотворение по выложенной схеме.

- Хорошо! Вы справились с заданием и рассказали стихотворение по символам.

- Посмотрите, у нас на подносе остались еще листочки, выберете каждый себе по одному листочку. А теперь послушайте задание, найти стол с таким же листочком и сесть за него (дети  садятся за столы с таким же листочком, на столах символы).

- Рассмотрите символы. Что вы видите? Как вы думаете, что мы с ними будем делать? (ответы детей)

- Правильно, послушайте задание в парах, разложите символы также как, мы выкладывали на доске, пока будет сыпаться песок (песочные часы, работа за столами в парах, если выложили, предложить помочь другим).

- Молодцы! Быстро справились с заданием и помогли другим ребятам.

- А кто хочет рассказать стихотворение по своей схеме? Послушайте условие, вы будете рассказывать свое стихотворение в паре, но сначала необходимо договориться, кто будет начинать стихотворение, а кто заканчивать. (прочтение стихотворение детьми по выложенной схеме) Замечательно! Справились с условием.  

- А теперь посмотрите, у меня остался еще один  листок и мы с ним поиграем, послушайте правило, я буду задавать вопрос, а вы отвечать полными предложениями: Осенью листья: что делают? (осенью листья падают)…

- Падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют.

Итог:

- Ребята, со всеми заданиями мы справились. Мне было очень приятно с вами общаться.  Давайте поделимся своими впечатлениями. А предложение начнете с таких слов:

 Мне было интересно…

Я научился…

Теперь я могу …

У меня получилось…

- Послушайте домашнее задание, нарисовать дома вместе с родителями рисунок- символы по нашему стихотворению и мы сделаем выставку.

- Ребята, в благодарность за наше сотрудничество я хочу сделать вам небольшие сюрпризы-смайлики.

Список  литературы

  1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. – М.: «Гном», 2011.
  2. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать  модель для речевого творчества // Дошкольное воспитание – 1991. -  №10. -  С.52-55
  3. Михина Е.Н. Развивающие игры для детей. – Волгоград: «Учитель», 2010.
  4. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция её недостатков в детском саду. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.
  5. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования  связной монологической речи // Дошкольное воспитание – 1999. - №4. – С.54-59.
  6. Страунинг А.  Моделирование маленькими человечками // Дошкольное воспитание – 1998. - №3. – С.33-37.
  7. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание – 1990. - №10. – С.16-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Конспекта  НОД по образовательной области речевое развитие  старшей группе  МОУ Одоевская СОШ (дошкольная группа)Шарьинского муниципального района Костромской области  Воспит...

Конспект занятия по рисованию натюрморта «ДАРЫ ОСЕНИ» подготовительная к школе группа

Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт;    - Учить композ...

Конспект занятия «Заучивание стихотворения И.Белоусова Осень»

конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Заучивание стихотворения И.Белоусова Осень"...

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (подготовительной к школе группе)

Подготовили и провели воспитатели группы №5 «Лесовичок»:Владимирская И.Б., Кукольщикова В.Д. Цель: формирование умений детей запоминать и воспроизводить стихотворение...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему «Заучивание стихотворения "Ласточки пропали" А.Фета»

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группына тему «Заучивание стихотворения "Ласточки пропали" А.Фета»...