Конспект занятия по рисованию натюрморта «ДАРЫ ОСЕНИ» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт;
- Учить композиционно располагать предметы на листе;
- Продолжать учить детей определять и называть оттенки и передавать их в натюрморте.
Развивающие:
- Закреплять точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;
-Продолжать развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов.
Воспитательные:
- Формировать интерес к предметному миру, желание передать её красоту в натюрморте;
- Воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dary_oseni_-_kopiya.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
Конспект
занятия по рисованию натюрморта
«ДАРЫ ОСЕНИ»
подготовительная к школе группа
Воспитатель: Алонова Любовь Дмитриевна
г.о. Электрогорск
2020г.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт;
- Учить композиционно располагать предметы на листе;
- Продолжать учить детей определять и называть оттенки и передавать их в натюрморте.
Развивающие:
- Закреплять точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;
-Продолжать развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов.
Воспитательные:
- Формировать интерес к предметному миру, желание передать её красоту в натюрморте;
- Воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Активизация словаря: галерея, натюрморт, неживые предметы, композиция, тональность (теплая, холодна), смешанный и одновидовой натюрморт.
Предварительная работа:
Рассматривание с картин жанров живописи «пейзаж», «портрет» и «натюрморт»; лепка «Фрукты в вазе»; аппликация «Овощи на блюде»; д/и «Составь натюрморт»; составление натюрморта детьми.
Материалы и оборудование: составленный натюрморт из муляжей, драпировка; гуашь (синеного, красного, желтого, черного и белого цвета), палитра, кисти тонкая и толстая, фланелевая салфетка; мольберты, репродукции художников Петров Водкин «Яблоки на красном», Илья Машков «Фрукты на блюде (Синие сливы)», Зинаида Серебрякова «Натюрморт с овощами», Иван Фомич Хруцкий «Грибы и овощи»; аудиозапись Антонио Вивальди — Осень из «Времён года».
Ожидаемые результаты:
Различают тональность и вид в репродукциях натюрморта, умеют компоновать – вписывать изображение в лист, передавать форму и пропорции предмета, умеют подбирать и использовать в рисунке гармоничное сочетание цвета и их оттенков.
ХОД
I. Вводная часть
Дети находятся в не группы.
Воспитатель приветствует детей, интересуется их настроением. Сообщает что в честь осеннего праздника открылась выставка картин. И показывает вывеску пригласительное объявление на дверях «художественной галерей» (групповой комнаты).
«ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! ЦЕНИТЕЛЯМ И ЛЮБИТЕЛЯМ ИСКУССТВО ПРИГЛАШАЕМ ПОСЯТИТЬ ВЫСТАВКУ «ДАРЫ ОСЕНИ» |
Дети входят в «галерею» (групповую комнату). На мольбертах оформлены репродукции натюрмортов известных художников. Рассматривают художественные произведения. Под музыкальное сопровождение Антонио Вивальди — Осень из «Времён года».
Воспитатель: Ребята, вам нравиться выставка? О чем же интересно хотели нам рассказать художники?
Ответы детей.
Воспитатель: Как можно называется этот жанр живописи?
Ответы детей.
Воспитатель: Что такое натюрморт?
Ребенок читает стих.
Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это — натюрморт.
Воспитатель: Каждая из этих картин называется натюрморт. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими.
Воспитатель предлагает сравнить два натюрморта Петров Водкин «Яблоки на красном», Илья Машков «Фрукты на блюде (Синие сливы)».
Воспитатель: Чем отличаются эти работы? Какие цвета использовали художники? Как можно охарактеризовать по тональности? Какой натюрморт холодной цветовой гамме, а какой теплой? Как бы вы их называли?
Ответы детей.
Воспитатель останавливается у натюрморта «Грибы и овощи» Ивана Хруцкого.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется этот натюрморт? Иван Хруцкий в своей работе показывает на сколько богаты и красивы осенние дары. Как много цвета и оттенков в теплой гамме… Художник прославляет красоту и щедрость лесов. Ребята, а ничего не обычного не замечаете в работе? Всмотритесь внимательно.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Такой натюрморт называется смешанный.
Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на натюрморт Зинаида Серебрякова «Натюрморт с овощами».
Воспитатель: Зинаида Серебрякова предлагает нам полюбоваться и восхититься разноцветьем овощей, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью. Внимательно посмотрите, как композиционно расположены предметы по отношению друг к другу?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где создавались все эти работы?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в мастерскую и почувствовать себя художниками.
Перед рабочими местами детей расположен натюрморт, составленный детьми, вне занятий, за день. Мольберт для показательного рисунка.
Воспитатель: Вот какой интересный натюрморт вы составили. Вам понравилось составлять натюрморты? Это было интересно? Как вы назвали свой натюрморт?
Ответы детей. (…«Дары осени»).
Воспитатель: Для художника зрение самый важный и главный инструмент. Ребята, вы наверно заметили, что сегодня мы много рассматриваем, всматриваемся, напрягаем глаза. Поэтому прежде чем приступить к написанию натюрморта пусть наши глаза отдохнуть.
Гимнастика для глаз «Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево – вправо
Влево — вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза).
II. Основная часть
Дети приступают к написанию натюрморта. Тихо играет музыка.
Воспитатель: Перед вами натюрморт «Дары осени». Где лежат наши предметы?
(Ответы детей). (На столе).
Воспитатель: Как нарисовать стол?
У детей это полоска в нижней части листа, на которой в ряд расположены все предметы. А ведь это не так!
Воспитатель: Так давайте покажем это в рисунке, нарисуем разделяющую линию - линию горизонта. Она будет проходить через центр листа. Линия разделяет лист на две части.
Обязательно напоминаю, где заканчивается стол, показываю эту линию на натюрморте и примерно в середине листа проводим линию горизонта. Предлагаю воспользоваться палитрой и развести бледно желтый цвет для изображения композиции. Объясняю, что художник намечает рисунок линиями, которые может увидеть только сам. Они должны быть ели заметными. Слежу чтобы дети: держали кисть вертикально, так линия будет тоньше; не нажимали сильно на кисть.
Воспитатель: На какой из частей мы нарисуем предметы?
(Ответы детей). (На нижней).
Воспитатель: Правильно! Это плоскость наш стол. скажите какой из этих предметов самый большой?
(Ответы детей). (Тыква).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на натюрморт сравните по величине предметы – проанализируйте композицию.
(Ответы детей). (Тыква крупная, лимон поменьше, а гриб чуть больше лимона).
Воспитатель: Каждый предмет лежит на своем месте дальше или ближе к краю стола! Какой предмет расположен ближе к нам?
(Ответы детей). (Лимон).
Воспитатель: Его нарисуем первым, в нижней части листа. Отступим от края расстояние, примерно два пальчика, и нарисуем наш лимон. Какой он формы?
(Ответы детей). (Лимон – овальной формы).
Воспитатель: Приглядитесь. А что на заднем плане, и как это изобразить?
(Ответы детей). (Лимон будет закрывать тыкву, значит, тыква стоит сзади, а гриб находится с левой стороны от тыквы).
Дети уточняем форму, на какую геометрическую фигуру он похож, место их расположения впереди или за предметом, справа или слева. Компонуют на альбомном листе, так чтобы справа и слева оставалось одинаковое расстояние, с верху больше чем снизу. Когда лёгкий набросок выполнен, приступают к передаче точных форм и деталей.
Постоянно контролирую зрительный контакт детей с предметами натюрморта и их работами.
Воспитатель: Рисунок нашего натюрморта готов, приступим к раскрашиванию. Будьте внимательны ведь перед вами только основные цвета, а как получить дополнительные чтобы раскрасить лимон, тыкву, гриб. Хорошо рассмотрите. Как получить оттенки?
(Ответы детей).
Дети, пользуясь своими знаниями, смешивают краски на палитре. Для получения: лимонно-жёлтого = жёлтый + добавить белый, немного зелёного (для лимона); красно-оранжевого = красный + добавить жёлтый (для тыквы); красно-коричневого = красный + жёлтый + добавить синий и белый для осветления (шляпка гриба).
Поощряю детей за более точную передачу оттенков овощей и фруктов. Слежу за приемами аккуратного закрашивания красками, движения кисти не должны быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении - сверху вниз или слева направо, по косой.
Воспитатель: Далее раскрашиваем стол. Какого цвета драпировка, на которой расположены предметы?
(Ответы детей). (Тепло зеленого цвета).
Воспитатель: Как получить такой оттенок?
(Ответы детей). (Смешать зеленый с желтым цветом. Желтого цвета чуть больше чем зеленого).
Воспитатель: Все остальное закрашивается «воздухом», так «настоящие художники» называют пространство за и вокруг предметов. Это пространство легкое, воздушное, какими красками мы его покажем?
(Ответы детей). Чтобы получился более светлый оттенок в белую краску надо добавить немного синей.
Когда работа почти готова, я открываю еще один секрет «настоящих художников» — это тень под предметами.
Воспитатель: А давайте заглянем под тыкву, что мы там увидим? — Там, оказывается очень темно! И темноту тоже надо нарисовать подчеркнем под каждым предметом, синим цветом! Теперь они лежат на плоскости, а не висят над столом.
Воспитатель: Итак, натюрморт готов! Полюбуйтесь!
Рисунки располагаются на большой магнитной доске.
Анализ работ. Дети рассказывают о своих впечатления проделанной работы.
Воспитатель: Удалось ли точно изобразить место расположения предметов, форму, цвет? Какой натюрморт больше нравиться? Какой не получился? Какого тона и вида получились натюрморты? Почему вы так решили?
(Ответы детей).
III. Заключительная часть
Рефлексия
- Где мы сегодня побывали? (В художественной галереи.)
- Какие натюрморты по тональности и виду мы наблюдали? (теплых и холодных тонов, смешанный и одновидовой натюрморт).
- Что написал каждый из вас? (Натюрморт «Дары природы»).
- Что такое композиция? (Расположение предметов).
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Испытывали ли вы какие-либо затруднения?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вы большие молодцы! Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.
Используемая литература
- Косминская В.Б. Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду», Просвещение, 1977 г.
- Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисованию», Просвещение, 1970г.
- Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом», Акцидент, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по рисованию "Город Снеговиков" в подготовительной к школе группе
Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе "Город Снеговиков". Это коллективная работа, занятие проходит на "ура". Необходима предварительная работа, подготовка к занятию минимальная....
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования (рисование кофейным раствором) в подготовительной к школе группе «Загадки от художника».
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кофейным раствором, совершенствовать технические навыки рисования кистью, развивать фантазию, творческое воображение, воспитывать аккуратность, са...
Конспект по образовательной области «Художественно эстетическое развитие» Рисование с использованием нетрадиционных методов - рисование ладошкой, пальчиками. в подготовительной к школе группе Тема: «Петушки распетушились»
Конспект по образовательной области «Художественно эстетическое развитие»Рисование с использованием нетрадиционных методов - рисование ладошкой, пальчиками.в подготовительной к школе...
Нетрадиционное рисование. . Творческое занятие в подготовительной к школе группе. «Волшебное осеннее дерево» техника – эбру.
Эбру- это старинная изобразительная техника, берет свое начало в далеком прошлом, зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. В переводе «Эбру» - ...
Конспект ОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» /Рисование/ с использованием нетрадиционной техникой рисования «Рисование мятой бумагой» в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимнее дерево»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование мятой бумагой....
Конспект НОД по рисованию натюрморта "Дары осени" в подготовительной к школе группе
Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства–натюрморт; - Учить композиц...
Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование в технике граттаж) (подготовительная к школе группа) Тема: «Цветочная поляна» (в технике граттаж)
нетрадиционное рисование в технике граттаж...