Конспект занятия - заучивание стихотворения И.Токмаковой "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Озорнина Ирина Анатольевна

Воспитывать интерес у детей дошкольного возраста к художественному слову, закрепить представление об осени, через стихотворение И.Токмаковой "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_i.tokmakovoy_-_osen.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Озорнина Ирина Анатольевна,

МАДОУ детский сад 1

ГО Красноуфимск

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

Тема: Заучивание стихотворения  Ирины Петровны Токмаковой «Осень» с использованием мнемотаблицы.

Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой «Осень»;  

Задачи:

- продолжать формировать умение слушать и запоминать

стихотворение.

- расширить и закрепить представления об осени.

- активизировать словарь детей.

- развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь,

воображение, образного мышления.

- воспитывать интерес к художественному слову.

- воспитывать любовь к поэзии и бережное отношение к природе.

Методические приёмы:

использование записи «Осенние звуки», загадки, Д/И «Осенние слова», рассматривание картин на осеннюю тему, беседа, чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения, заучивание стихотворения детьми по опорной схеме (мнемотаблице), индивидуальный опрос.

Предварительная работа:

чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, составление рассказов, рисование сюжетных картин.

Ход занятия:

  1. Организационный этап:

Приветствие, стихи на организацию внимания.

Собрались все дети в круг. За руки взялись. С права друг. И с лева друг. Друг другу улыбнись.

Доброе утро дети!     - «Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила почтальона. Он для вас передал письмо. Давайте его прочитаем.

-Присаживайтесь на подушечки.

- Воспитатель: Открывает конверт.

Подготовительный этап:

Воспитатель: -  (загадывание загадки) Ребята в этом письме загадка для вас. Слушайте внимательно.

- Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...»

Дети: -.(осень)

Воспитатель:

-По каким признакам в загадке говориться об осени?

Дети:- На деревьях листья пожелтели, в край далекий птицы улетели, небо хмуриться, дождик льётся, Собрали в саду урожай.

-Почему опустели грядки в огороде?

-Что поспевает из овощей и фруктов осенью в огороде?

-Что же осенью происходит с насекомыми?

-Какие птицы улетают на юг? (перелетные) А какие остаются зимовать?

-Какие животные и как готовятся осенью к зиме?

-Посмотрите в окно, какими красками осень разукрасила природу: деревья, цветы, траву, лес, небо?

-Что произошло осенью с цветами и травами? Почему?

-А какие осенние месяцы вы знаете?

-Какое дерево не меняет свой наряд не осенью, не летом, не весной и зимой?

-Какое небо бывает осенью?

-Что может посыпаться с неба из туч вместо дождя?

-Скажите, а осень всегда такая унылая, дождливая, печальная.

-Какая она бывает?  Сейчас у нас с вами какая осень?

Воспитатель:- Я достаю отгадку - 2 картинки , показываю , что изображено на картинке? Какое время года? Вы всё сказали правильно.

Воспитатель:-  Давайте все эти приметы и закрепим.

Когда я назову приметы осени, говорите дружно «ДА», если приметы  относятся к другому времени года , говорите дружно «НЕТ». Вы готовы?

Дайте правильный ответ:

-Осенью цветут цветы?

-Осенью растут грибы?

-Часто, часто – льют дожди?

-Тучки солнце закрывают?

-Ну а птицы гнезда вьют?

Звери норки закрывают7?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Солнце светит очень жарко?

-Все купаются в реке?

-Можно детям загорать?

-Ну а что же надо делать! Куртки, шапки надевать?

-Сапоги всем Обувать?

МОЛОДЦЫ. ВЫ ЗНАЕТЕ ПРИМЕТЫ  ОСЕНИ

Воспитатель:

- Ребята, про Осень очень много написано песенок, Рассказов, стихотворений.

Воспитатель: Вы знаете про осень стихи?  Кто то может рассказать?

  1. Основной этап.

Воспитатель: - И я знаю стихотворение. Его написала детская писательница  и поэта Ирины Петровны Токмакова.  Называется стихотворение «Осень».

 Воспитатель: обращает внимание - показывает портрет писательницы.

- Сейчас вы прослушаете стихотворение в аудизаписи «Осень».  Слушайте внимательно и запоминайте.

(чтение стихотворения) 

Опустел скворечник-

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

БЕСЕДА ПО СТИХОТВОРЕНИЮ:

Воспитатель:

 - Вам понравилось стихотворение?

 - Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

Воспитатель: - Оно весёлое или грустное?

Дети: - Это стихотворение грустное.

Воспитатель6: Почему оно  грустное?

Воспитатель: - Кто помнит с чего начинается стихотворение?

Дети: - Опустел скворечник.

Воспитатель: - Скажите, ребята, а что такое скворечник?

Дети: - Жилище птиц.

Воспитатель: - Что значит «опустел»?

Дети: - Стало пусто в нём.

Воспитатель: - Почему скворечник опустел Осенью , а не весной?

Дети: - Стало очень холодно в нём, неуютно. Птицы улетели. Наступила осень.        

Воспитатель: - Куда улетают птицы Осенью? (В Африку). Почему именно в Африку?

Дети: - Там очень жарко и тепло.

Воспитатель: - А что же происходит осенью с листьями?

- Объясните, как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»?

Воспитатель: - С кем сравнивает поэт листья?

Дети: - С птицами.

Воспитатель: - Чем похожи птицы и листья?

Дети: - Они как птицы, умеют летать.

Воспитатель: Как вы понимаете фразу «Целый день сегодня?»

Воспитатель: - Дети внимательно послушайте ещё раз стихотворение, как я выразительно буду читать, постарайтесь его запомнить. ( 2 раз)

- Чтобы легче его запомнить мы будем стихотворение зарисовывать, использую картинки (иллюстрировать картинками, использую мнемотаблицу).

- Кто желает мне помочь мне подбирать картинки по ходу стихотворения.

( чтение стихотворения Педагогом) (3 раз)

- Ребенок вывешивает картинки по ходу стихотворения.

А вот сейчас мы с вами проверим правильно ли подобрали картинки к стихотворению.

Воспитатель:  (включает живую мнемотаблицу)  

- Давайте будем  повторять и повторять стихотворение все вместе . (Дети могут повторять стихотворение и договаривать слова).

Давайте отдохнем. Сложите подушечки .и возьмите веточки с листочками.

Включить музыку.

Физминутка «Дует ветер нам в лицо»  (Дети берут в руки листья)

Работа за столами (с мнемотаблицами)

Воспитатель:

 - Сейчас мы с вами превратимся в писателя: 1.2.3. – повернись и в писателя превратись.

-Вы теперь тоже писатели. У вас у каждого есть мнемопланшет (мнемотаблица).

- Вспоминая стихотворение запишите его используя символы – картинки. (индивидуальная работа детей). Проверьте еще раз. А теперь поменяйтесь с товарищем и проверьте правильно ли у него записано стихотворение.

Воспитатель: Теперь проверяем  все вместе,  правильно ли мы записали стихотворение.

- Я читаю стихотворение и показываю картинку, а вы проверяете свой мнемопланшет (мнемотаблицу).

- Если вы  справился с заданием,   поблагодарите себя - похлопайте в ладоши.

4.Сюрпризный момент.

Воспитатель:- Ой слышите, кто то к нам идет. (Быстро одеваюсь осенью)

 - Приходит Осень с корзинкой в руке. (там подарки)

Осень: Я ходила по лесу и полям. Проверила как птицы и звери готовы к зиме. Устала и к вам зашла отдохнуть.

- Принесла вам подарки, но просто так не отдам. Хочу чтоб вы мне стихи почитали  про меня.

 Дети с помощью мнемотаблицы читают стихи 1, по 2. По 3 человека.

Осень: Какие красивы стихи вы знаете. Молодцы.

- Ну вот отдохнула. Пора мне. Дарит детям осенние листики со стихотворением. Дети выбирают листик, называют его цвет и с какого дерева.

Осень уходит.

4.Рефлексия.

Воспитатель:

- Ребята, кто помнит как называется стихотворение.  А кто его написал? Как зовут писательницу? О чём говориться в стихотворении? О чём мы с вами беседовали сегодня? ( Ответы детей).

 Воспитатель: -  Скажите, кому бы вы хотели рассказать стихотворение? (ответы детей)

- Если вам понравилось со мной играть и не устали, то похвалите себя - Я МОЛОДЕЦ!  Погладьте по голове.

- А если ваши соседи и друзья справились тоже. Похвалите и его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского "

Конспект занятия: Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского направлено на формирование  и развитие навыков выразительного чтения, памяти и поэтического слуха у дошкольников....

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень» Подготовительной к школе группе «Б»

Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу....