Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (подготовительной к школе группе)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Валерия Дмитриевна Кукольщикова

 

 

Подготовили и провели воспитатели группы №5 «Лесовичок»:

Владимирская И.Б., Кукольщикова В.Д.

 

Цель: формирование умений детей запоминать и воспроизводить стихотворение ЕТрутневой «Осень».

 

Задачи:

Расширять активный и пассивный словарь по теме «Осень»

Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями

Формировать интонационную выразительность речи

Формировать представления детей о правилах поведения в музее, расширять активный словарь детей по теме «музей»

Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством индивидуального прочтения стихотворения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_osen.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (подготовительной к школе группе)

Подготовили и провели воспитатели группы №5 «Лесовичок»:

Владимирская И.Б., Кукольщикова В.Д.

Цель: формирование умений детей запоминать и воспроизводить стихотворение ЕТрутневой «Осень».

Задачи:

Расширять активный и пассивный словарь по теме «Осень»

Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями

Формировать интонационную выразительность речи

Формировать представления детей о правилах поведения в музее, расширять активный словарь детей по теме «музей»

Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством индивидуального прочтения стихотворения

Ход непосредственно образовательной деятельности

 Приглашение в музей Осени

- Ребята, сегодня мы завершаем цикл бесед об осени и я хочу пригласить вас в наш мини-музей.

- Давайте вспомним, что такое музей? (музей – это место, где собраны различные коллекции, вещи.

- Как называются вещи и коллекции, которые собраны в музее? (Экспонаты)

- А как называется человек, который рассказывает нам об экспонатах и проводит экскурсию по музею (экскурсовод)

- Как называются люди, которые приходят музей, чтоб познакомиться с экспонатами? (экскурсанты)

Повторение правил поведения в музее

- Сегодня в нашем мини-музее проходит выставка «Осенний калейдоскоп», я буду вашим экскурсоводом, приглашаю вас посетить эту выставку. (включается фоном музыка М.И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь»)

- Посмотрите на иллюстрации, осень на них изображена разная: грустная и веселая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.

- Осень прекрасная пора и ранняя, и золотая, и поздняя всеми своими проявлениями. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас побывать в нашем мини-музее Осени, который мы организовали в нашей группе. Мы с вами уже ходили в настоящий музей. Давайте вспомним, что такое музей, правила поведения в музее. Наш музей называется «Осенний калейдоскоп». Давайте же рассмотрим экспонаты нашего мини-музея. Я сегодня буду вашим экскурсоводом. (рассматривают и обсуждают)

Дид.игра «Осенние слова»

- Я буду называть слово, а вы к нему подбираете описание. Смотрите на иллюстрации.

«осень» - золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная.

«настроение» - веселая, грустная, радостное, печальное, праздничное.

«листья» - пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, бордовые.

«небо»-серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное.

3. Приглашение в поэтическую гостиную

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в поэтическую гостиную, где мы познакомимся с новым стихотворением.

4. Чтение стихотворения

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е. Трутневой «Осень». 
- Дети, давайте послушаем стихотворение под названием «Осень». Написала его поэтесса Евгения Трутнева. Послушайте его внимательно, пожалуйста.

«Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето…

- Ребята, о каком периоде осени, это стихотворение? (Золотая осень)

- Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (Деревья стали золотыми.)

- Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки. («Это платье золотое у березки на плечах»).

- И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое. А может быть, лучше сказать «В золотой шубке»? Почему не лучше?

- Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят.)

- В стихотворении говорится: листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (Листопад).

Воспитатель повторно читает стихотворение.

- Как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, Должно быть это, улетает наше лето»? Почему немножко грустно?

- С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении (Пролетают паутинки с паучками в серединке).

- И высоко от земли пролетели журавли. А куда полетели журавли?

- Я прочту стихотворение еще раз. А вы мне будете помогать, договаривать конец строчки.

- А еще в нашем музее есть художественная гостиная. Давайте пройдем.

- Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в жудожественную гостиную. А почему она художественная, мы узнаем чуть-чуть попозже. А сейчас давайте повеселимся.

6. Динамическая пауза «Тучка»

https://yandex.ru/video/preview/3705928038080820038

7. Упражнения по развитию речи

- Ребята, а теперь, когда мы с вами так весело отдохнули, я приглашаю вас в осенний лес, уже поздняя осень, мы уже прощаемся с осенью. ведь скоро наступит зимушка-зима. Закрываем глазки и представляем, что мы идем в осенний лес (музыка)

Картинка осени, но не раскрашенная

- Вот мы и пришли, давайте же посмотрим как осенний лес нам улыбается… Ой, что-то он сегодня не весел, как вы думаете, почему? (дети предполагают)

- Действительно, обычно осенний лес – яркий, красивый…а тут какой-то черно-белый. А как же нам исправить ситуацию, как помочь осеннему лесу обрести былую красоту? (раскрасить его)

- Да, я думаю, это очень хороший выход, раскрасить лес. А раскрасить его, мы сможем, выполнив задания.

 

Словарная работа (выполнив задание, часть картинки  раскрашивается)
Осень прекрасная пора. Подберите определение к слову «осень»

(Жёлтая, золотая, оранжевая, разноцветная, яркая…) 

Какие слова - действия можно подобрать к слову «листья»?

(Опадают, летят, падают, кружатся, лежат, шуршат…) 

Работа с предложением (выполнив задание, часть картинки раскрашивается)

- Давайте назовем признаки осени, но красивыми полными предложениями

Разговор (после игры часть картинки раскрашивается)

— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).

— Осень переменчива и непостоянна: то порадует нас тёплым солнышком, то расстроит холодным ветром и промозглым дождём. Дети, давайте  расскажем об осени с помощью слов-наоборот. И тогда осень повеселеет и осенний лес станет еще краше. Вы готовы? (ответы детей).

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

• Лето ушло, осень … (пришла).

• Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).

• Погода осенью то хорошая, то … (плохая).

• То тёплая, то … (холодная).

• То солнечная, то … (пасмурная).

• На улице то сухо, то … (сыро).

• Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).

• Ветер гоняет листья то вверх, то … (вниз).

• Настроение осенью то грустное, то … (радостное).

• Урожай осенью не бедный, а … (богатый).

• Некогда лениться, нужно … (трудиться).

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, короче-длиннее.

— Великолепно, дети! О переменчивой осени рассказали, слова правильно подобрали.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки об осени.

Итог:

- Ребята, со всеми заданиями мы справились. Мне было очень приятно с вами общаться.

- А вам понравилось побывать в нашем мини-музее? Вам было интересно? Что именно понравилось? Было ли трудно?

- Сегодня мы с вами были на выставке «осенний калейдоскоп», мы были вашими экскурсоводами. Мы вместе с вами побывали в поэтической и художественной гостиной, помогали раскрасить осенний лес. А теперь мы хотим подарить вам иллюстрации осени, а вы дома с родителями раскрасите свои иллюстрации в разных техниках (красками, карандашами, мелками, пластилином) а потом мы с вами сделаем выставку не только для вас, а для ваших родителей в раздевалке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень» Подготовительной к школе группе «Б»

Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу....

Конспект НОД: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Конспекта  НОД по образовательной области речевое развитие  старшей группе  МОУ Одоевская СОШ (дошкольная группа)Шарьинского муниципального района Костромской области  Воспит...

Конспект занятия по рисованию натюрморта «ДАРЫ ОСЕНИ» подготовительная к школе группа

Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт;    - Учить композ...

Конспект занятия «Заучивание стихотворения И.Белоусова Осень»

конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Заучивание стихотворения И.Белоусова Осень"...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему «Заучивание стихотворения "Ласточки пропали" А.Фета»

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группына тему «Заучивание стихотворения "Ласточки пропали" А.Фета»...