Главные вкладки
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности для детей с умственной отсталостью "Россия-Родина моя". Рецензия на программу
учебно-методический материал
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с умственной отсталостью, является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.73 МБ |
![]() | 286.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа кружка «Россия – Родина моя» для обучающихся 5-7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
- Приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП ООО ОВЗ) (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г.№ 72653);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г.№1026 «Об утверждении федеральной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- АООП ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
- Положением о рабочей программе «СКОШИ № 62 III-IV вида».
Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю, интереса к его истории.
Задачи:
-сформировать систему знаний о природе, истории, культуре своей страны, своей малой Родине;
-привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
-сформировать представления об обычаях, традициях и культуре народов, проживающих на территории России и республики Бурятия;
-формирование культуры межнационального общения;
-формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
-воспитать уважительное и бережное отношение к историческому наследию своей Родины, её природе, культуре, традициям.
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам и обязанностям человека.
Виды деятельности: познавательная, краеведческая, художественное творчество, досугово-развлекательная, социальное творчество.
Общая характеристика внеурочного предмета
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с умственной отсталостью, является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочной деятельности. Внеурочная работа объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Наряду с этим имеет место и глубокое своеобразие личностных проявлений.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. Но в первую очередь – достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Принципы внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности основываются на общедидактических и специфических принципах обучения детей с нарушением интеллекта:
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у умственно отсталых детей понимания, интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье сберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений игр, упражнений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении игр, упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности умственно отсталых детей, всесторонне развивать каждого ребёнка, планировать и прогнозировать его развитие.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения плана работы как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность умственно отсталого ребенка к каждому последующему этапу обучения.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением интеллекта является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием различных органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает подвижность, самостоятельность.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, в единстве с другими направлениями программы для достижения личностных результатов.
- Принцип оздоровительной направленности направлен на укрепление здоровья умственно отсталого школьника.
- Принцип предметности, в соответствии с которым дети с нарушением интеллекта осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у умственно отсталых детей формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
Формы организации внеурочной деятельности: встречи с ветеранами и интересными людьми, семейные встречи, торжественные линейки, культурно-массовые мероприятия, «Вахта памяти», творческие работы, конкурсы, выставки, коллективные творческие дела, часы общения, беседы, круглые столы, викторины, игры, акции, экскурсии.
Место кружка «Россия – Родина моя» в учебном плане
Программа рассчитана на 5-7 классы в объеме 102 часа по 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Тематическое планирование
5 класса
№ | Тема | Форма проведения | Коли-во часов |
1 | Вводное занятие | беседа | 1 |
2 | Родина Россия у всех у нас одна | викторина | 1 |
3 | Мой город вчера и сегодня. Достопримечательности города игра-путешествие | Игра-путешествие | 1 |
4 | Праздник осени | праздник | 1 |
5 | Изготовление открыток ко Дню пожилого человека | изготовление открыток | 1 |
6 | История возникновения русской игрушки | беседа с презентацией | 1 |
7 | Чтоб пожара избежать вот, что должен школьник знать | беседа | 1 |
8 | Кто такие террористы? | беседа | 1 |
9 | Семейные традиции | беседа с презентацией | 1 |
10 | Добро и зло | беседа | 1 |
11 | Поклонимся великим тем годам беседа | беседа | 1 |
12 | Моя мама лучше всех | конкурсная программа | 1 |
13 | Овеянные славой флаг наш и герб! | беседа с презентацией | 1 |
14 | История. Памятники. Люди | рассказ и использованием видео | 1 |
15 | Сталинградская битва | беседа с презентацией | 1 |
16 | «Никто не создан для войны» | вечер памяти | 1 |
17 | Фильмы о Великой Отечественной войне | просмотр фильма | 1 |
18 | Города-герои | беседа | 1 |
19 | Что? Где? Когда? | интеллектуальная игра | 1 |
20 | Звездный час | экологическая игра | 1 |
21 | Путешествие по стране | беседа игра | 1 |
22 | Москва-столица нашей Родины | беседа с презентацией | 1 |
23 | Может ли слово убить | беседа диалог | 1 |
24 | Тайна твоего имени беседа | беседа | 1 |
25 | День Защитников Отечества | рыцарский турнир | 1 |
26 | Человек. Личность. Гражданин | беседа | 1 |
27 | Твоя уличная компания или как попадают в преступную группу | беседа | 1 |
28 | К космическим далям-вперед | просмотр видео ролика | 1 |
29 | Праздники на Руси | беседа с презентацией | 1 |
30 | Планета Земля в опасности | круглый стол | 1 |
31 | Гражданская оборона | беседа с презентацией | 1 |
32 | День Победы | конкурсная программа | 1 |
33 | Наша удивительная планета | просмотр фильма | 1 |
34 | Как прекрасен этот мир | конкурс рисунков на асфальте | 1 |
6 класса
№ | Тема | Форма проведения | Коли-во часов |
1 | День знаний | торжественная линейка | 1 |
2 | Безопасность в сети | беседа с презентацией | 1 |
3 | Вместе всей семьёй | подготовка к Всероссийской акции | 1 |
4 | Я житель планеты Земля | 1 | |
5 | Военная мощь России | беседа с презентацией | 1 |
6 | Я –житель моего города | беседа и использованием видео | 1 |
7 | Безопасность на железной дороге | рисунок | 1 |
8 | Мой город вчера и сегодня. Достопримечательности города | игра-путешествие | 1 |
9 | Правила поведения в школе | диалог | 1 |
10 | Символы России | беседа с презентацией | 1 |
11 | В гости к зеленой аптеке | 1 | |
12 | Кто хочет стать знатоком родной природы | интеллектуальная игра | 1 |
13 | «Помните, через века, через года помните…» | беседа с презентацией | 1 |
14 | Мои права и обязанности | рассказ и использованием видео | 1 |
15 | Я гражданин своей страны | беседа с презентацией | 1 |
16 | «Помним и скорбим» (о солидарности в борьбе с терроризмом) | рассказ и использованием видео | 1 |
17 | Что? Где? Когда? | интеллектуальная игра | 1 |
18 | Великие полководцы | беседа с презентацией | 1 |
19 | В памяти людской… | беседа о героях земляках | 1 |
20 | О подвигах, о доблести, о славе | рисунки | 1 |
21 | Кем гордится моя страна | 1 | |
22 | Кто я, какой я. | круглый стол | 1 |
23 | Хочу и надо | час общения | 1 |
24 | История возникновения герба родного города | рассказ и использованием видео | 1 |
25 | Родной дом и семья | час общения | 1 |
26 | Дети одной планеты | беседа с презентацией | 1 |
27 | Семья. Отечество. Общество | беседа с презентацией | 1 |
28 | Дети в годы войны | видео | 1 |
29 | И помнит мир спасенный | беседа с использованием видео | 1 |
30 | День Победы | рисунки | 1 |
31 | О героях былых времен… | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
32 | О героях былых времен… | конкурс рисунков на асфальте | 1 |
33-34 | Безопасные каникулы | беседа с использованием видео | 2 |
7класса
№ | Тема | Форма проведения | Коли-во часов |
1 | Наша страна Россия | беседа с презентацией | 1 |
2 | Как жили славяне | 1 | |
3 | Русские народные промыслы | беседа с презентацией | 1 |
4 | Русский лес – чудесный лес | просмотр видео | 1 |
5 | Знай и люби достопримечательности своего края | беседа с презентацией | 1 |
6 | Что такое заповедник? | беседа с презентацией | 1 |
7 | Конституция основной закон государства | беседа с презентацией | 1 |
8 | Государственные символы России – флаг, гимн, герб | видео | 1 |
9 | История возникновения герба родного города | беседа с презентацией | 1 |
10 | Родной дом и семья | круглый стол | 1 |
11 | Моя родословная | исследовательская деятельность | 1 |
12 | Мои права и обязанности | разбор ситуаций | 1 |
13 | Дети-герои | беседа с использованием видео | 1 |
14 | Кто такой гражданин? | беседа с презентацией | 1 |
15 | Знаменитые люди нашего края | беседа с презентацией | 1 |
16 | Городам-герои | беседа с использованием видео | 1 |
17 | Что значит быть патриотом России | беседа с презентацией | 1 |
18 | Семейные ценности моей семьи | диспут | 1 |
19 | О чем поведал семейный альбом | беседа с презентацией | 1 |
20 | Как и чем можно порадовать близких | беседа с презентацией | 1 |
21 | О подвигах, о доблести, о славе | изготовление поделок | 1 |
22 | Война | просмотр фильма о войне | 1 |
23 | Наши будущие защитники | викторина | 1 |
24 | Законы, по которым живем | беседа с презентацией | 1 |
25 | Символы Бурятии | беседа с презентацией | 1 |
26 | Моя малая Родина - Бурятия | беседа с презентацией | 1 |
27 | Край в годы Великой Отечественной войны | беседа с презентацией | 1 |
28 | О героях былых времен | экскурсия в краеведческий музей | 1 |
29 | Дети герои. Дневник Тани Савичевой | беседа с использованием видео | 1 |
30 | История военной символики и формы (мундира) | беседа с презентацией | 1 |
31 | Русские полководцы | беседа с презентацией | 1 |
32 | Трудовые традиции моей семьи | час общения | 1 |
33 | Вот и стали мы на год взрослей | беседа | 1 |
34 | Безопасные каникулы | беседа с презентацией | 1 |
Результативность внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
∙ развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
∙ развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
∙ формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
∙ уважительное и бережное отношения к памятникам истории;
∙ любовь и бережное отношение к родной природе;
∙ посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
∙ честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Регулятивные результаты:
∙ сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
∙моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;
∙применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
∙ анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами. Коммуникативные результаты
∙включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
∙контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
∙применять усвоенные нормы поведения с друзьями; со взрослыми.
Познавательные результаты
∙ знать требования к внешнему виду в школе;
∙употреблять в своей речи вежливые слова в соответствующей обстановке;
∙давать оценку собственному поведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для детей спортивной направленности при проведении ОФП в начальной и основной школе
Направленность программы:физкультурно-оздоровительная (укрепление физического здоровья детей через внедрение в повседневный быт физкультуры и спорта, освоение упражнений для развития двигательной акти...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Рецензия на программу внеурочной деятельности
Рецензия на программу внеурочной деятельности "Клуб любителей филологии"...
Реализация внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.
Реализация внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы дети твои, Земля!» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мы дети твои, Земля!» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Прогр...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся с умственной отсталостью, которые обучаются в Центре. Насто...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка детей к школе» для дошкольников 6-7 лет на 2022-2023 учебный год
У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучен...