Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности для детей с умственной отсталостью "Россия-Родина моя". Рецензия на программу
учебно-методический материал

Симакина Ольга Ивановна

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с умственной отсталостью, является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочной деятельности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа кружка «Россия – Родина моя» для обучающихся 5-7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
  • Приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП ООО ОВЗ) (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г.№ 72653);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г.№1026 «Об утверждении федеральной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  • АООП ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
  • Положением о рабочей программе «СКОШИ № 62 III-IV вида».

Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю, интереса к его истории.

Задачи:

-сформировать систему знаний о природе, истории, культуре своей страны, своей малой Родине;

-привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

-сформировать представления об обычаях, традициях и культуре народов, проживающих на территории России и республики Бурятия;

-формирование культуры межнационального общения;

-формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;

-воспитать уважительное и бережное отношение к историческому наследию своей Родины, её природе, культуре, традициям.

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам и обязанностям человека.

Виды деятельности: познавательная, краеведческая, художественное творчество, досугово-развлекательная, социальное творчество.

Общая характеристика внеурочного предмета

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с умственной отсталостью, является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочной деятельности. Внеурочная работа объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Наряду с этим имеет место и глубокое своеобразие личностных проявлений.

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. Но в первую очередь – достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Принципы внеурочной деятельности 

Программы по внеурочной деятельности основываются на общедидактических и специфических принципах обучения детей с нарушением интеллекта:

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у умственно отсталых детей понимания, интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье сберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений игр, упражнений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении игр, упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности умственно отсталых детей, всесторонне развивать каждого ребёнка, планировать и прогнозировать его развитие.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения плана работы как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип цикличности способствует упорядочению процесса. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность умственно отсталого ребенка к каждому последующему этапу обучения.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением интеллекта является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием различных органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  • Принцип активности предполагает подвижность, самостоятельность.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, в единстве с другими направлениями программы для достижения личностных результатов.
  • Принцип оздоровительной направленности направлен на укрепление здоровья умственно отсталого школьника.
  • Принцип предметности, в соответствии с которым дети с нарушением интеллекта осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у умственно отсталых детей формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

Формы организации внеурочной деятельности: встречи с ветеранами и интересными людьми, семейные встречи, торжественные линейки, культурно-массовые мероприятия, «Вахта памяти», творческие работы, конкурсы, выставки, коллективные творческие дела, часы общения, беседы, круглые столы, викторины, игры, акции, экскурсии.

Место кружка «Россия – Родина моя» в учебном плане

Программа рассчитана на 5-7 классы в объеме 102 часа по 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.

Тематическое планирование

 5 класса

Тема

Форма проведения

Коли-во часов

1

Вводное занятие

беседа

1

2

Родина Россия у всех у нас одна

викторина

1

3

Мой город вчера и сегодня. Достопримечательности города игра-путешествие

Игра-путешествие

1

4

Праздник осени

праздник

1

5

Изготовление открыток ко Дню

пожилого человека

изготовление открыток

1

6

История возникновения русской

игрушки

беседа с презентацией

1

7

Чтоб пожара избежать вот, что должен

школьник знать

беседа

1

8

Кто такие террористы?

беседа

1

9

Семейные традиции

беседа с презентацией

1

10

Добро и зло

беседа

1

11

Поклонимся великим тем годам беседа

беседа

1

12

Моя мама лучше всех

конкурсная программа

1

13

Овеянные славой флаг наш и герб!

беседа с презентацией

1

14

История. Памятники. Люди

рассказ и использованием видео

1

15

Сталинградская битва

беседа с презентацией

1

16

«Никто не создан для войны»

вечер памяти

1

17

Фильмы о Великой Отечественной

войне

просмотр фильма

1

18

Города-герои

беседа

1

19

Что? Где? Когда?

интеллектуальная игра

1

20

Звездный час

экологическая игра

1

21

Путешествие по стране

беседа игра

1

22

Москва-столица нашей Родины

беседа с презентацией

1

23

Может ли слово убить

беседа диалог

1

24

Тайна твоего имени беседа

беседа

1

25

День Защитников Отечества

рыцарский турнир

1

26

Человек. Личность. Гражданин

беседа

1

27

Твоя уличная компания или как попадают в преступную группу

беседа

1

28

К космическим далям-вперед

просмотр видео ролика

1

29

Праздники на Руси  

беседа с презентацией

1

30

Планета Земля в опасности

круглый стол

1

31

Гражданская оборона

беседа с презентацией

1

32

День Победы

конкурсная программа

1

33

Наша удивительная планета

просмотр фильма

1

34

Как прекрасен этот мир

конкурс рисунков на асфальте

1

 6 класса

Тема

Форма проведения

Коли-во часов

1

День знаний

торжественная линейка

1

2

Безопасность в сети

беседа с презентацией

1

3

Вместе всей семьёй

подготовка к

Всероссийской акции

1

4

Я житель планеты Земля

1

5

Военная мощь России

беседа с презентацией

1

6

Я –житель моего города

беседа и использованием видео

1

7

Безопасность на железной дороге

рисунок

1

8

Мой город вчера и сегодня. Достопримечательности города

игра-путешествие

1

9

Правила поведения в школе

диалог

1

10

Символы России

беседа с презентацией

1

11

В гости к зеленой аптеке

1

12

Кто хочет стать знатоком родной природы

интеллектуальная игра

1

13

«Помните, через века, через года помните…»

беседа с презентацией

1

14

Мои права и обязанности

рассказ и использованием видео

1

15

Я гражданин своей страны

беседа с презентацией

1

16

«Помним и скорбим» (о солидарности в борьбе с терроризмом)

рассказ и использованием видео

1

17

Что? Где? Когда?

интеллектуальная игра

1

18

Великие полководцы

беседа с презентацией

1

19

В памяти людской…

беседа о героях земляках

1

20

О подвигах, о доблести, о славе

рисунки

1

21

Кем гордится моя страна

1

22

Кто я, какой я.

круглый стол

1

23

Хочу и надо

час общения

1

24

История возникновения герба родного города

рассказ и использованием видео

1

25

Родной дом и семья

час общения

1

26

Дети одной планеты

беседа с презентацией

1

27

Семья. Отечество. Общество

беседа с презентацией

1

28

Дети в годы войны

видео

1

29

И помнит мир спасенный

беседа с использованием видео

1

30

День Победы

рисунки

1

31

О героях былых времен…

Экскурсия в краеведческий музей

1

32

О героях былых времен…

конкурс рисунков на асфальте

1

33-34

Безопасные каникулы

беседа с использованием видео

2

 7класса

Тема

Форма проведения

Коли-во часов

1

Наша страна Россия

беседа с презентацией

1

2

Как жили славяне

1

3

Русские народные промыслы

беседа с презентацией

1

4

Русский лес – чудесный лес

просмотр видео

1

5

Знай и люби достопримечательности своего края

беседа с презентацией

1

6

Что такое заповедник?

беседа с презентацией

1

7

Конституция основной закон государства

беседа с презентацией

1

8

Государственные символы России – флаг, гимн, герб

видео

1

9

История возникновения герба родного города

беседа с презентацией

1

10

Родной дом и семья

круглый стол

1

11

Моя родословная

исследовательская деятельность

1

12

Мои права и обязанности

разбор ситуаций

1

13

 Дети-герои

беседа с использованием видео

1

14

Кто такой гражданин?

беседа с презентацией

1

15

Знаменитые люди нашего края

беседа с презентацией

1

16

Городам-герои

беседа с использованием видео

1

17

Что значит быть патриотом России

беседа с презентацией

1

18

Семейные ценности моей семьи

диспут

1

19

О чем поведал семейный альбом

беседа с презентацией

1

20

Как и чем можно порадовать близких

беседа с презентацией

1

21

О подвигах, о доблести, о славе

изготовление поделок

1

22

Война

просмотр фильма о войне

1

23

Наши будущие защитники

викторина

1

24

Законы, по которым живем

беседа с презентацией

1

25

Символы Бурятии

беседа с презентацией

1

26

Моя малая Родина - Бурятия

беседа с презентацией

1

27

Край в годы Великой Отечественной войны

беседа с презентацией

1

28

О героях былых времен

экскурсия в краеведческий музей

1

29

Дети герои. Дневник Тани Савичевой

беседа с использованием видео

1

30

История военной символики и формы (мундира)

беседа с презентацией

1

31

Русские полководцы

беседа с презентацией

1

32

Трудовые традиции моей семьи

час общения

1

33

Вот и стали мы на год взрослей

беседа

1

34

Безопасные каникулы

беседа с презентацией

1

Результативность внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

  формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

 уважительное и бережное отношения к памятникам истории;

  любовь и бережное отношение к родной природе;

 посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

 честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Регулятивные результаты:

 сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

 анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами. Коммуникативные результаты 

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

применять усвоенные нормы поведения с друзьями; со взрослыми.

Познавательные результаты 

 знать требования к внешнему виду в школе;

употреблять в своей речи вежливые слова в соответствующей обстановке;

давать оценку собственному поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для детей спортивной направленности при проведении ОФП в начальной и основной школе

Направленность программы:физкультурно-оздоровительная (укрепление физического здоровья детей через внедрение в повседневный быт физкультуры и спорта, освоение упражнений для развития двигательной акти...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Рецензия на программу внеурочной деятельности

Рецензия на программу внеурочной деятельности "Клуб любителей филологии"...

Реализация внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.

Реализация  внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.    ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы дети твои, Земля!» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мы дети твои, Земля!» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Прогр...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся с умственной отсталостью, которые обучаются в Центре. Насто...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка детей к школе» для дошкольников 6-7 лет на 2022-2023 учебный год

У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучен...