Взгляд в будущее.
классный час (11 класс)

Лариса Григорьевна Федоришкина

Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы. (Томас Карлейль)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chkr_vybor_professii.docx637.71 КБ

Предварительный просмотр:

"Выбор профессии – взгляд в будущее»


Самый несчастный из людей тот,
для которого в мире не оказалось работы.
(Томас Карлейль)
Берись за то, к чему ты годен.
(Пословица)

Актуальность: В последнее время на российском рынке труда складывается ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Задача данного классного часа - помочь ребятам найти востребованную специальность. Поэтому в старшей школе необходимо проводить классные часы по профориентации.

Цель: привлечение внимания старшеклассников к осознанной проблеме профессионального выбора.

Задачи: познакомить учеников с основными этапами выбора профессии.

  1. Формировать позитивное отношение к труду;
  2. Выдвигать собственное мнение и позицию при решении проблемных ситуаций;
  3. Развивать умение работать в группе.

Методы и формы работы: проблемный диалог, игра, групповая работа.

Оборудование:  проектор, раздаточный материал, рекламные проспекты учебных заведений

Ход классного часа.

 Мизансцена.

Автор:

Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел.
Леша пел,
Егор молчал,
А Степан ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего…
Тут сказал ребятам Леша
Просто так:

Леша:

“Я хочу стать программистом, ну а вы?”

Маша:

Программистом – это клёво!
Ну а я не знаю, кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!

Катя:

Только выбрать вам придется окончательно - одну!

Автор: Тут вмешался в разговор наш Егор.

Егор:

А сегодня в нашем классе разговор пойдет серьезный
О профессиях таких,
Перспективных, деловых!

Варя:

От школьного порога дорог уходит много
На стройки, на заводы, в полет за облака.
И мне уже 16, и надо бы решаться,
Где работать мне и как, чем заниматься?

Савелий:

Да, ученье хорошо,
А богатство лучше,
В менеджеры я б пошел,
Пусть меня научат!
Я рубли бы добывал,
Доллары и центы,
И для школы отчислял
Крупные проценты!

Степан:

Да, богатство хорошо,
Ну а свой банк лучше,
Я банкиром бы пошел,
Пусть меня научат.
Ультиматум предъявил бы
Я своим родителям:
Чтоб учиться хорошо,
Вы за то платите мне!

Полина:

Ой, банкиром хорошо,
А известность лучше,
Я б актрисой бы пошла,
Пусть меня научат.
Ах, родной киноэкран,
Фильм растянут на года.
Лучше фильмов счастья нет,
Без кино не мил мне свет.

Паша:

Нет, мечтал быть с детства я - прокурором.
Представлял, как строгий, неподкупный,
Я сижу, затянутый в мундир,
Повергая в трепет мир преступный,
Да и прочий, заодно уж, мир.

Автор:

Спор серьезный, спор их важный!

Понимает в классе каждый,

Что от выбранной дороги

Жизнь зависит очень многих!

Учитель:   Очень правильно сказано, но вы наверняка встречали людей, которым утром не хочется идти на работу. И далеко не всегда это лодыри и бездельники. Они честно делают то, что от них требуется. Но это для них понедельник — самый тяжелый день.

Вопрос для учащихся: Вы совсем скоро будите выбирать профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу.

Ответ учителя, обобщение сказанному: Вы мысленно продолжили фразу: «задуматься о будущем», «выбрать работу по душе», «найти свое место в жизни».

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Конечно же, на сегодняшнем занятии мы не выберем каждому из вас профессию, но первый шаг в этом направлении мы сделаем.

Наша с вами задача рассмотреть основные подходы к выбору будущей профессии, чтобы исключить ошибки. Начнем!

Я заранее провела анкетирование, и вот какие результаты у нас получились.

Анкета

Если вы согласны с утверждением — обведите ответ «да» если нет — ответ «нет».

 В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

  1. Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).
  2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).
  3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).
  4. Профессия предназначена человеку от рождения (да / нет).
  5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами» (да / нет).
  6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).
  7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).
  8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да / нет).
  9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).

10.        Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).

0-2 — вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, почти равен компетентности специалистов.

3-5 — вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми? Обратитесь за помощью в специальные службы (профоориентации и службы занятости), к школьному психологу.

6 и более — вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию. Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились.

1. Профессия выбирается раз и навсегда. Так было раньше, однако жизнь ускоряется, появляется все больше возможностей. Вы не будете оставаться прежним и, научившись выбирать профессию сейчас, не побоитесь рисковать в последующем. Почему человек начинает думать, что профессия выбирается один раз на всю жизнь? Скорее всего, боится рисковать и предпочитает думать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Такая логика часто «разрешает» человеку принимать решения не самостоятельно, перекладывать ответственность на других людей.

2.        Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька. Так думают те, кто не хочет брать ответственность на себя, они боятся и... становятся неудачниками. Есть много путей быть тем, кем хочешь; если один из них приводит в тупик, надо идти по-другому. К сожалению, такой ход рассуждений присущ людям, у которых нет главного ресурса — времени, и приходится принимать решение сразу перед окончанием школы. Человек, выбирающий профессию, обладает многими ресурсами — способностями, временем, силой воли. Современные возможности — программы грантов, стажировок — позволяют получить образование самого высокого уровня людям, у которых нет «толстого» кошелька.

3.        Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. Это хороший способ уйти из профессии при первой же неудаче. Стремление человека быть самым-самым часто прикрывает его страх неудачи. Быть лучшим и стать классным специалистом — совсем разные цели. Нужно найти профессию, в которой вы будете развиваться, становиться лучше и лучше. Не так-то легко научиться извлекать выгоду из ошибок, особенно своих, когда так хочется все свалить на другого или силу обстоятельств. Поэтому люди ставят иногда перед собой цели, изначально не достижимые, от которых легко отказаться под предлогом, что этого не может сделать никто.

4.        Профессия предназначена человеку от рождения. Если вы верите в это, значит боитесь пробовать себя. Лучший выбор — это выбор по склонностям, если сильно хотеть, то в большинстве профессий можно достичь успеха. Разумеется, ваши природные задатки должны приниматься во внимание. Важно знать не только состояние здоровья и расположенность к тем или иным заболеваниям, но и свои психофизиологические особенности (как быстро вы устаете от монотонной работы, или, наоборот, от постоянной смены видов деятельности).

 5.        Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами». Психолог умеет задавать вопросы и располагать человека к прояснению своих намерений. ИНОГДА отказ от помощи специалиста-психолога связан с тем, что человек не хочет посмотреть на себя со стороны, или у человека складывается отрицательный опыт общения с психологом. В любом случае, стеснение перед обращением к специалисту по выбору профессии важно преодолеть, ведь можно столкнуться с проблемами, требующими опытного, объективного взгляда, а таким опытным специалистом чаще всего является психолог. Он обладает нужными знаниями и умениями, чтобы расположить вас к себе, выяснить ваши намерения, а не только протестироваться. Кстати, с «психами» работают психиатры и специальные психологи.

6.        По названию вуза можно судить о том, кого он готовит. Вовсе нет, так как многие вузы открывают дополнительные специализации по подготовке переводчиков, менеджеров, экономистов. Чтобы сориентироваться в качестве такого образования, лучше обращаться к профессиональным консультантам. Другое дело, хорошо ли получать специальность «менеджер» в каком-нибудь техническом вузе, а специальность «переводчик» — в медицинском. В то же время современные эксперименты с соединением разных специальностей (например, менеджер и переводчик, учитель начальных классов и психолог, программист и маркетолог) дают шанс получить более востребованное образование. Важно поподробнее узнать о специальностях и специализациях факультета, на который вы собираетесь поступать. Необходимо получить информацию о том, в каком объеме будет преподаваться дополнительная специализация, будет ли в документах об окончании вуза зафиксировано обучение по специализации и в какой форме.

7.        Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию выбираете вы и для себя. Поэтому вся ответственность лежит только на вас. С одной стороны, человек, который дорожит мнением близких ему людей, рискует отказаться от своей самостоятельности; с другой — всегда ли можно положиться на мнение близких людей, видят ли

 они проблему объективно, готовы ли они смотреть на ситуацию с перспективой. Многие взрослые знают о мире современных профессий намного меньше, чем подростки, поэтому они не всегда могут найти варианты подходящих профессий. Следовать за мнением друзей напоминает следование моде, когда профессия выбирается не потому, что она нравится, а потому, что многие к ней стремятся.

8.        Профессию следует выбирать, уже став взрослым. Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных областях, тем более обоснованно подойдете к будущей профессии. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения.

9.        Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз. Престижная марка — во многом успешная реклама. Качество образования определяется по уровню библиотечного и информационного обслуживания студентов, сотрудничества с бизнес-организациями и предприятиями. Обо всем этом лучше узнавать из первых рук. Качественное образование — это прежде всего возможность получить знания в той форме и в том объеме, которые можно пустить в свой карьерный рост. Хорошим показателем становится реальное сотрудничество вуза с западными вузами, наличие преподавателей с научными степенями. Очень важно, чтобы для этих преподавателей работа в данном вузе была не по совмещению, а основным местом трудовой деятельности.

10.        Если у вас есть деньги, то профориентация не нужна. Деньги — всего лишь один из ресурсов, которыми вы обладаете. Главный ресурс — это желание и уверенность в выборе, и он есть только у вас.

Вы проанализировали свои ошибки? Согласитесь – была масса заблуждений! И вот здесь встает проблемный вопрос «Чей это выбор?», кто должен сказать «последнее слово»?

Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

  • «Давят» родители.
  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
  • Выбирают «за компанию».
  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Учитель: Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию? Давайте разбираться

Во-первых, вы должны четко представлять, что же такое профессиональная деятельность? (На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность) Чем они отличаются? (ответы уч-ся)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Тренинг:      Кто есть кто? Соотнесите следующие понятия с терминами:

Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы,

Учитель, учитель математики высшей категории, директор школы

Молодцы, все верно.

Учитель: 

Во-вторых, вы должны знать о «Формуле профессии». Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только такой выбор профессии, при котором человек учитывает и личные устремления, и свои возможности, и потребности общества в этой профессии именно в данный момент.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

Предлагаю провести работу по демонстрации осознанного выбора профессии  «Это мой выбор!»

ХОЧУ

-Интересы (хочу знать)

-Склонности

(Хочу сделать)

МОГУ

Способности

-общие (по здоровью, характеру, темпераменту, уровню знаний, индивидуальным качествам)

-специальные (зрительная память, музыкальный слух, понимание людей, чувствительность рук)

НАДО

Потребности на рынке труда

(подбираете из списка востребованных профессий)

Напишите на листочках свой выбор: в 1 колонке указываете профессии, которые хотелось бы, во 2 колонке запишите те профессии, которые соответствуют вашему характеру, наклонностям, способностям, состоянию здоровья, а в 3 колонке вы подбираете из списка востребованных профессий. (список: редактор, личный стилист, преподаватели и коучи, разработчики мобильных приложений, специалист в области сервиса, арт-консультант, финансовый аналитик, эксперт страховой компании, медицинские работники, специалисты IT-сферы, инструктор по йоге, дизайнер витрин, системный администратор, инженеры, переводчики технической документации, менеджеры по рекламе.)

Какие результаты вы получили. Пример:  1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей. 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем. 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.)

Предлагаю вашему вниманию видеоматериал по теме «Это мой выбор» (ролик Саука Ж.А. и Феденкова Анна)

Учитель: 

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет.

Множество интересных фактов из жизни людей с ограниченными возможностями здоровья доказывают, что, оценив свои возможности, человек может изменить себя путем самовоспитания и добиться исключительных результатов, найти свое жизненное призвание Предлагаю послушать две биографии людей с ОВЗ (читают слайды Аня, Ирина)

Аня: Диана Гурцкая - российская эстрадная певица и общественный деятель, заслуженная артистка России, незрячая от рождения. Окончила школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей в Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной школы, что сможет учиться игре на фортепиано. С 10 лет началась ее музыкальная карьера. Диана является одним из создателей и почетным председателем фонда, занимающегося оказанием помощи детям с отсутствующим или слабым зрением. Была инициатором проведения первого Международного фестиваля среди незрячих и слабовидящих детей. Диана Гурцкая награждена Орденом Дружбы за внесение весомого вклада в организацию, как общественной, так и благотворительной деятельности и Орденом Чести Грузии. Вот уже не первый год Диана Гурцкая устраивает для незрячих детей праздник, организует фестиваль «Белая трость» с целью реабилитации детей-инвалидов через творчество и выявление одаренных воспитанников интернатов

Ирина: Руслан Дзалаев — один из успешных североосетинских адвокатов. Когда ему было 11, он ослеп. Шальная пуля рикошетом попала Руслану в висок, отобрав зрение, но не мечту стать юристом. В 13 лет будущий адвокат оказался в Грозненском интернате для слепых. За месяц освоил азбуку Брайля. После 8 класса продолжил учёбу в школе-интернате Москвы. Здесь Руслан научился печатать на машинке и получил специальность слесаря-сборщика. А ещё занялся спортом: лёгкой атлетикой и плаванием.Азы юриспруденции будущий адвокат познавал в Государственном североосетинском университете, который закончил на «отлично». Учился по основной программе, без всяких поблажек. Лекции записывал на диктофон, потом учил наизусть. Родные читали ему юридическую литературу, он писал по системе Брайля. Дзалаев наизусть знает уголовный кодекс. И выслушав обратившегося к нему за защитой, сразу говорит, чем может дело кончиться..  

Учитель: 

В-третьих, вы должны иметь представление о «рынке труда»  Что же означает это понятие – рынок труда? (Ответы)

Это третья колонка нашей формулы «надо» Необходимо позаботиться о том, что данная профессия будет востребована сегодня на рынке труда и называется то информированностью.

 Нас интересует наш родной регион. Не зря ведь говорится: где родился, там и пригодился. У нас в гостях представитель Центра занятости ____________.

Выступление гостя.

Учитель: 

Флагман российских инноваций «Сколково» выпустил альманах «Атлас новых профессий», разработанный специально для студентов и родителей, которые хотят помочь своим детям найти специальность по душе и при этом не остаться за бортом.

Оля (работа со слайдами)

Переводчики между поколениями — люди, которые будут помогать коммуницировать представителям поколений X и Y. Тут уместно уточнить, что «поколение X» — термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1979 годы (он используется в демографии, общественных науках и маркетинге, хотя часто его можно встретить в общественной культуре). «Поколение Y» — это их дети. Уже сейчас «игреки» говорят на другом языке, используют другой набор ценностей, нежели «иксы», и с каждым годом им все труднее понять друг друга. А дальше будет только хуже. Настолько, что им понадобятся переводчики-медиаторы, которые будут помогать вести переговоры — начиная от собеседований и заканчивая обсуждением творческих задач.

Готовить таких переводчиков смогут факультеты психологии, социологии и вузы, которые готовят специалистов для масс-медиа.

Сити-фермер. Если вчерашний школьник обожал в детстве выращивать на балконе декоративные перцы и боролся за выживание мандаринового семечка, то эта профессия будет ему по душе. Сити-фермеры, появление которых на рынке труда прогнозируют эксперты «Атласа новых профессий», будут заниматься обустройством и обслуживанием агропромышленных хозяйств (в том числе выращивающих продукты питания) на крышах и стенах небоскребов. Сити-фермерство удовлетворит запросы сразу нескольких целевых аудиторий — жителей мегаполиса, которых «тянет к земле», но нет возможности выезжать на дачу, адептов натуральной продукции без ГМО и любителей экзотики.

Системный биотехнолог. Миром будут править ученые и гики, поэтому увлечение детей биологией открывает сегодня большие перспективы: через 5-7 лет специалисты в области биотехнологий будут нарасхват. Это люди, которые будут заниматься замещением существующих небиотехнологических решений продуктами биотехнологий. Например, биотопливо вместо дизельного топлива, строительные биоматериалы вместо цемента и бетона и пр. Словом, факультеты биологии ждет интересное будущее.

Урбанист-эколог. Искусственные острова в Японии и Арабских Эмиратах скоро перестанут быть чудом урбанистики. Судя по «Атласу новых профессий», время диктует создание новых городов на основе экологических биотехнологий. И, соответственно, для этого нужны специалисты, обладающие знаниями в области биотехнологий. Впрочем, скорее всего, эта специальность будет востребована за рубежом, в странах с большим дефицитом пространства. Урбанисты-экологи будут также специализироваться в областях строительства, энергетики и контроля за окружающей средой.

ГМО-агроном. Сколько бы ни инвестировали агропромышленные холдинги в борьбу с ГМО, сколько бы ни рассказывали страшилок об овощах-мутантах, рано или поздно технологии ГМО возьмут свое. Натуральные продукты будут выращивать небольшие фермерские хозяйства и любители здорового питания на крышах небоскребов. А потому возникнет потребность в целой армии ГМО-агрономов — в специалистах, которые будут использовать генно-модифицированные продукты в сельском хозяйстве и внедрять новейшие биотехнологические достижения.

Биоэтик. О том, каких высот достигнет трансплантология и генетическое моделирование органов, снято немало фильмов, и в каждом из них случается какая-нибудь драма из-за неэтичного применения новейших разработок. Чтобы свести такие драмы к минимуму, появится специальность «биоэтик» — это человек, который будет следить за нормативно-этическими аспектами работы медицинских, диагностических и биоинженерных центров. Соответственно, появится целая отрасль законодательства, регулирующая трансплантологию.

Оператор медицинских роботов. Уже сейчас есть все предпосылки для того, чтобы технологии вытеснили «классическую» хирургию — через 10-17 лет делать операции вручную будут только развивающиеся страны. Оперировать будут специальные роботы, обеспечивая максимальную точность и минимизируя врачебные ошибки. И, конечно, потребуются операторы таких роботов — люди, имеющие знания о медицине и IT-технологиях.

Еще одна профессия, востребованность которой обострилась совсем недавно и которая не утратит актуальности в ближайшие десять лет, — психиатр, специализирующийся на информационном «перегреве».

По мнению соучредителя компании Magic inc. Арсения Камышева, человеческая психика не всегда может выдержать мощное информационное давление, которые мы видим сейчас. «Сейчас мы радуемся, что наши дети с ранних лет используют гаджеты, а мы сами в том же Facebook потребляем миллионы текстов, не думая о последствиях. А последствия малоприятны — эмоциональный перегруз, стрессы, неврозы, — комментирует Камышев. —Кроме того, фильтрация потоков информации — это умение, недоступное пока 90% населения. Необходимы специалисты, которые помогут людям не сойти с ума под прессом противоречивой информации».

Учитель: 

Разработчики «Атласа» включили в альманах не только специальности, которые будут востребованы до 2027 года и после, но и профессии-ветераны, которые неминуемо останутся в прошлом, как чистильщик ботинок или машинистка.

Диана: (работа со слайдами)

Бондарь – старинная профессия, по-другому мастеров этого дела называли бочар или обручник. Бондарь – это ремесленник, изготавливающий деревянные бочки, кадки и другую обручную и плетеную посуду. Бывают в нашей жизни такие вещи, которые заменить чем-нибудь можно, но не хочется. Не получишь от этой замены ни нужного эффекта, ни правильного результата, ни личной радости. Возьмите, к примеру, бочку – вещь в хозяйстве нужная и никакими чудесами техники незаменимая. В ней можно и огурцы, и капусту солить, и в баню ее можно поставить, а в дубовых бочках хранят вино. Изготовление бочек во всем мире – тяжелая ручная работа. Каждая бочка сама по себе уникальна, поэтому бондарное дело смело можно назвать народным  творчеством.

Кузнец - мастер по изготовлению изделий из разогретого металла. С давних пор профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста зависел не только быт, но и их жизнь. Хороший кузнец мог выковать оружие, доспехи, орудия труда и даже украшения. К тому же кузнец обладал огромной физической силой, и спорить с ним просто побаивались. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари , ни боги – достаточно вспомнить царя Петра Первого и бога Гефеста. Однако в современном мире высоких технологий профессия кузнеца несколько утратила свои позиции и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем предметы быта. Тем не менее, эта профессия по-прежнему привлекает  внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства.

Ткач  – мастер по производству тканей на ткацком станке. Люди научились ткать еще до появления пряжи в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи. На первых ткацких станках основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к веткам деревьев. У земли нити закреплялись камнями и колышками. Нитки сплетались руками. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа ткани требуется особый станок.

Гончар  – мастер по изготовлению изделий из глины. Из этого материала можно изготовить посуду, игрушки, музыкальные инструменты, украшения. Гончар – профессия, благополучно вытесненная цивилизацией. Однако, гончарное ремесло, потерявшее практическое значение  в наши дни, все чаще воскресает, как занятное хобби. В городах открывается все больше магазинов, торгующих глиной и гончарными кругами, не трудно найти и школы гончарного мастерства. Популярность этого древнего ремесла легко объяснить. Ведь работа с глиной действительно успокаивает нервы. Те, кто работает с гончарным кругом, утверждают, что глина поглощает отрицательную энергию и заряжает положительными эмоциями.

Ямщик – это кучер на государственной службе. Ямщики выполняли ямскую повинность, осуществляли почтовые перевозки, перевозку чиновников, казенных и государственных грузов. Они жили возле города в специальных ямских слободах и получали от государственной казны денежное и пороховое жалованье. Эта профессия стала ненужной, когда хорошо развился железнодорожный транспорт и все перевозки стали осуществляться по железной дороге.

Пряха  – профессия, очень похожая на профессию ткача. Нити прялись из шерсти животных на специальном приспособлении, которое называлось прялка. Готовая нить наматывалась на веретено.

Фонарщик  – светлая профессия в прямом смысле этого слова. Фонарщик – человек, который зажигал фонари в городах. Тогда еще не было электричества, а освещать улицы в темное время суток необходимо. В далеком прошлом, передвигаясь с горящим факелом от одного столба к другому, фонарщик зажигал уличные фонари, внутри которых находились не электрические лампочки, а масляные лампы. На это уходили целые часы работы, выходил он на службу затемно, а уходил уже на рассвете, потому что ему нужно было, когда рассветет, потушить уличное освещение. Его постоянными атрибутами были тряпка для чистки закопченного стекла и лестница, по которой он взбирался к фонарю.

Звонарь ( – профессия «звонарь» на сегодняшний день является одной из редких, но в то же время очень востребованных специальностей. Сама профессия существует в России более 1000 лет. А в чем же заключается сущность профессии звонаря? Его задача – не просто дать сигнал к началу службы, но и сделать так, чтобы человек услышал «голос» церкви и пришел в храм. Звонарь – всегда импровизатор. Он может в зависимости  от настроения немного изменять звоны. Может получиться, что солнышко светит – колокола звучат веселее, потому что душа звонаря радуется и поет, а когда пасмурно, дождь целыми днями поливает, уже и звон какой-то более печальный, унылый даже.

Рефлексия.

Учитель:  - Понравилось ли вам занятие?

- Что нового вы для себя узнали?

 - О чём задумались?

Заключение.

Учитель: 

В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым. Древнекитайский мыслитель Конфуций сказал: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда, закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное – относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа. Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течёт».

Спасибо за внимание.


Информационные ресурсы и литература

1.https://infourok.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-vibor-professii-530962.html

https://rosuchebnik.ru/material/klassnyy-chas-po-proforientatsii-kak-nayti-svoye-prizvanie-33063/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2021.

 Приложения.

Анкета

Если вы согласны с утверждением — обведите ответ «да» если нет — ответ «нет».

 В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

  1. Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).
  2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).
  3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).
  4. Профессия предназначена человеку от рождения (да / нет).
  5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами» (да / нет).
  6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).
  7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).
  8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да / нет).
  9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).

10.        Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).

__________________________________________________________________

Анкета

Если вы согласны с утверждением — обведите ответ «да» если нет — ответ «нет».

 В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

  1. Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).
  2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).
  3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).
  4. Профессия предназначена человеку от рождения (да / нет).
  5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами» (да / нет).
  6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).
  7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).
  8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да / нет).
  9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).

10.        Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).

 Мизансцена.

Автор:

Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел.
Леша пел,
Егор молчал,
А Степан ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего…
Тут сказал ребятам Леша
Просто так:

Леша:

“Я хочу стать программистом, ну а вы?”

Маша:

Программистом – это клёво!
Ну а я не знаю, кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!

Катя:

Только выбрать вам придется окончательно - одну!

Автор: Тут вмешался в разговор наш Егор.

Егор:

А сегодня в нашем классе разговор пойдет серьезный
О профессиях таких,
Перспективных, деловых!

Варя:

От школьного порога дорог уходит много
На стройки, на заводы, в полет за облака.
И мне уже 16, и надо бы решаться,
Где работать мне и как, чем заниматься?

Савелий:

Да, ученье хорошо,
А богатство лучше,
В менеджеры я б пошел,
Пусть меня научат!
Я рубли бы добывал,
Доллары и центы,
И для школы отчислял
Крупные проценты!

Степан:

Да, богатство хорошо,
Ну а свой банк лучше,
Я банкиром бы пошел,
Пусть меня научат.
Ультиматум предъявил бы
Я своим родителям:
Чтоб учиться хорошо,
Вы за то платите мне!

Полина:

Ой, банкиром хорошо,
А известность лучше,
Я б актрисой бы пошла,
Пусть меня научат.
Ах, родной киноэкран,
Фильм растянут на года.
Лучше фильмов счастья нет,
Без кино не мил мне свет.

Паша:

Нет, мечтал быть с детства я - прокурором.
Представлял, как строгий, неподкупный,
Я сижу, затянутый в мундир,
Повергая в трепет мир преступный,
Да и прочий, заодно уж, мир.

Автор:

Спор серьезный, спор их важный!

Понимает в классе каждый,

Что от выбранной дороги

Жизнь зависит очень многих!


ХОЧУ

-Интересы (хочу знать)

-Склонности

(Хочу сделать)

МОГУ

Способности

-общие (по здоровью, характеру, темпераменту, уровню знаний, индивидуальным качествам)

-специальные (зрительная память, музыкальный слух, понимание людей, чувствительность рук)

НАДО

Потребности на рынке труда

(подбираете из списка востребованных профессий)

ХОЧУ

-Интересы (хочу знать)

-Склонности

(Хочу сделать)

МОГУ

Способности

-общие (по здоровью, характеру, темпераменту, уровню знаний, индивидуальным качествам)

-специальные (зрительная память, музыкальный слух, понимание людей, чувствительность рук)

НАДО

Потребности на рынке труда

(подбираете из списка востребованных профессий)


ХОЧУ

-Интересы (хочу знать)

-Склонности

(Хочу сделать)

МОГУ

Способности

-общие (по здоровью, характеру, темпераменту, уровню знаний, индивидуальным качествам)

-специальные (зрительная память, музыкальный слух, понимание людей, чувствительность рук)

НАДО

Потребности на рынке труда

(подбираете из списка востребованных профессий)

Диана Гурцкая - российская эстрадная певица и общественный деятель, заслуженная артистка России, незрячая от рождения. Окончила школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей в Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной школы, что сможет учиться игре на фортепиано. С 10 лет началась ее музыкальная карьера. Диана является одним из создателей и почетным председателем фонда, занимающегося оказанием помощи детям с отсутствующим или слабым зрением. Была инициатором проведения первого Международного фестиваля среди незрячих и слабовидящих детей. Диана Гурцкая награждена Орденом Дружбы за внесение весомого вклада в организацию, как общественной, так и благотворительной деятельности и Орденом Чести Грузии. Вот уже не первый год Диана Гурцкая устраивает для незрячих детей праздник, организует фестиваль «Белая трость» с целью реабилитации детей-инвалидов через творчество и выявление одаренных воспитанников интернатов

Руслан Дзалаев — один из успешных североосетинских адвокатов. Когда ему было 11, он ослеп. Шальная пуля рикошетом попала Руслану в висок, отобрав зрение, но не мечту стать юристом. В 13 лет будущий адвокат оказался в Грозненском интернате для слепых. За месяц освоил азбуку Брайля. После 8 класса продолжил учёбу в школе-интернате Москвы. Здесь Руслан научился печатать на машинке и получил специальность слесаря-сборщика. А ещё занялся спортом: лёгкой атлетикой и плаванием.Азы юриспруденции будущий адвокат познавал в Государственном североосетинском университете, который закончил на «отлично». Учился по основной программе, без всяких поблажек. Лекции записывал на диктофон, потом учил наизусть. Родные читали ему юридическую литературу, он писал по системе Брайля. Дзалаев наизусть знает уголовный кодекс. И выслушав обратившегося к нему за защитой, сразу говорит, чем может дело кончиться..  


Переводчики между поколениями

люди, которые будут помогать коммуницировать представителям поколений X и Y. Тут уместно уточнить, что «поколение X» — термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1979 годы (он используется в демографии, общественных науках и маркетинге, хотя часто его можно встретить в общественной культуре). «Поколение Y» — это их дети. Уже сейчас «игреки» говорят на другом языке, используют другой набор ценностей, нежели «иксы», и с каждым годом им все труднее понять друг друга. А дальше будет только хуже. Настолько, что им понадобятся переводчики-медиаторы, которые будут помогать вести переговоры — начиная от собеседований и заканчивая обсуждением творческих задач.

Готовить таких переводчиков смогут факультеты психологии, социологии и вузы, которые готовят специалистов для масс-медиа.

Сити-фермер.

Если вчерашний школьник обожал в детстве выращивать на балконе декоративные перцы и боролся за выживание мандаринового семечка, то эта профессия будет ему по душе. Сити-фермеры, появление которых на рынке труда прогнозируют эксперты «Атласа новых профессий», будут заниматься обустройством и обслуживанием агропромышленных хозяйств (в том числе выращивающих продукты питания) на крышах и стенах небоскребов. Сити-фермерство удовлетворит запросы сразу нескольких целевых аудиторий — жителей мегаполиса, которых «тянет к земле», но нет возможности выезжать на дачу, адептов натуральной продукции без ГМО и любителей экзотики.

Системный биотехнолог. 

Миром будут править ученые и гики, поэтому специалисты в области биотехнологий будут нарасхват. Это люди, которые будут заниматься замещением существующих не биотехнологических решений продуктами биотехнологий. Например, биотопливо вместо дизельного топлива, строительные биоматериалы вместо цемента и бетона и пр. Словом, факультеты биологии ждет интересное будущее.

             Урбанист-эколог. 

Искусственные острова в Японии и Арабских Эмиратах скоро перестанут быть чудом урбанистики. Время диктует создание новых городов на основе экологических биотехнологий. И, соответственно, для этого нужны специалисты, обладающие знаниями в области биотехнологий. Впрочем, скорее всего, эта специальность будет востребована за рубежом, в странах с большим дефицитом пространства.

ГМО-агроном.

Сколько бы ни инвестировали агропромышленные холдинги в борьбу с ГМО, сколько бы ни рассказывали страшилок об овощах-мутантах, рано или поздно технологии ГМО возьмут свое. Натуральные продукты будут выращивать небольшие фермерские хозяйства и любители здорового питания на крышах небоскребов. А потому возникнет потребность в целой армии ГМО-агрономов — в специалистах, которые будут использовать генно-модифицированные продукты в сельском хозяйстве и внедрять новейшие биотехнологические достижения.

Биоэтик.

О том, каких высот достигнет трансплантология и генетическое моделирование органов, снято немало фильмов, и в каждом из них случается какая-нибудь драма из-за неэтичного применения новейших разработок. Чтобы свести такие драмы к минимуму, появится специальность «биоэтик» — это человек, который будет следить за нормативно-этическими аспектами работы медицинских, диагностических и биоинженерных центров. Соответственно, появится целая отрасль законодательства, регулирующая трансплантологию.

Психиатр, специализирующийся на информационном «перегреве».

Психика не всегда может выдержать мощное информационное давление. Сейчас мы радуемся, что наши дети с ранних лет используют гаджеты, а последствия малоприятны — эмоциональный перегруз, стрессы, неврозы. Кроме того, фильтрация потоков информации — это умение, недоступное пока 90% населения. Необходимы специалисты, которые помогут людям не сойти с ума под прессом противоречивой информации».

Бондарь

это ремесленник, изготавливающий деревянные бочки, кадки и другую обручную и плетеную посуду. Изготовление бочек во всем мире – тяжелая ручная работа. Каждая бочка сама по себе уникальна, поэтому бондарное дело смело можно назвать народным  творчеством.

Кузнец

мастер по изготовлению изделий из разогретого металла. С давних пор профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста зависел не только быт, но и их жизнь. Хороший кузнец мог выковать оружие, доспехи, орудия труда и даже украшения. К тому же кузнец обладал огромной физической силой, и спорить с ним просто побаивались.

Ткач

мастер по производству тканей на ткацком станке. Люди научились ткать еще до появления пряжи в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи.

Гончар

мастер по изготовлению изделий из глины. Из этого материала можно изготовить посуду, игрушки, музыкальные инструменты, украшения. Гончар – профессия, благополучно вытесненная цивилизацией. Однако, гончарное ремесло, потерявшее практическое значение  в наши дни, все чаще воскресает, как занятное хобби.

Ямщик

это кучер на государственной службе. Ямщики выполняли ямскую повинность, осуществляли почтовые перевозки, перевозку чиновников, казенных и государственных грузов. Они жили возле города в специальных ямских слободах и получали от государственной казны денежное и пороховое жалованье. Эта профессия стала ненужной, когда хорошо развился железнодорожный транспорт.

Пряха

профессия, очень похожая на профессию ткача. Нити прялись из шерсти животных на специальном приспособлении, которое называлось прялка. Готовая нить наматывалась на веретено.

Фонарщик

светлая профессия в прямом смысле этого слова. Фонарщик – человек, который зажигал фонари в городах. Тогда еще не было электричества, а освещать улицы в темное время суток необходимо. На это уходили целые часы работы, выходил он на службу затемно, а уходил уже на рассвете, потому что ему нужно было, когда рассветет, потушить уличное освещение. Его постоянными атрибутами были тряпка для чистки закопченного стекла и лестница, по которой он взбирался к фонарю.

Звонарь

профессия на сегодняшний день является одной из редких, но в то же время очень востребованных. Сама профессия существует в России более 1000 лет. А в чем же заключается сущность профессии звонаря? Его задача – не просто дать сигнал к началу службы.

 

C:\Users\андрей\Desktop\н.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\н.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\12.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\12.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\13.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\13.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\18.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\18.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\г.gif

C:\Users\андрей\Desktop\г.gif

C:\Users\андрей\Desktop\1.gif

C:\Users\андрей\Desktop\1.gif

C:\Users\андрей\Desktop\7.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Ломоносов.Взгляд в будущее"

Презентация приурочена к 300 - летию со дня рождения М.В.Ломоносова. В ней представлены фотографии, картинки, краткие биографические сведения о жизни учёного....

Математика 5-6 Взгляд в будущее. К ЕГЭ шаг за шагом.

Задания группы В1 из ЕГЭ, сгруппированы по 15 заданий с ответами, по 5-ти основным темам курса Математика 5-6. Эти задания дают возможность совершать пошаговую подготовку к экзамену, начиная с 5-6 кла...

Урок истории "Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд из будущего"

Данный урок был впервые представлен на конкурсе педмастерства в 2011 году. Он представляет собой интерпретацию исторических событий и поступков исторических деятелей....

Учитель и ученик XXI века: взаимоотношения и взгляд в будущее

В данной статье рассматриваются некоторые изменения учебного процесса, происходящие в современной системе отечественного образования и, в связи с этим, определяются основные задачи, предьявляемые к пр...

Учитель и ученик XXI века: взаимоотношения и взгляд в будущее

В данной статье рассматриваются некоторые изменения учебного процесса, происходящие в современной системе отечественного образования и, в связи с этим, определяются основные задачи, предьявляемые к пр...

ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЭНЕРГИЯ - ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

Этот урок является завершающим в разделе: «Законы сохранения в механике». На него отводится два учебных часа. Для его проведения я вы...

"Взгляд в будущее"

Разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему: "Взгляд в будущее". Цель урока:  ученики научатся различать глобальные проблемы современности, видеть их причины и последствия, предпо...