Учитель и ученик XXI века: взаимоотношения и взгляд в будущее
статья по музыке по теме
В данной статье рассматриваются некоторые изменения учебного процесса, происходящие в современной системе отечественного образования и, в связи с этим, определяются основные задачи, предьявляемые к преподавателю, в свете реформы системы образования в Российской Федерации не только в с точки зрения преподавания материала, но и с точки зрения профессионального общения с учащимися, формирования их личностных черт, навыков социального общения, морально-этических качеств, любви к творчеству, способности воспринимать музыку как возможно будующую профессию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_i_uchenik_xxi_veka.doc | 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель и ученик XXI века: взаимоотношения и взгляд в будущее
XXI век стал важной вехой в истории развития образовательной системы Российской Федерации. Принятый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед педагогами новую цель - создание условий для развития современной, творческой, разносторонней и гармонично развитой личности учащегося.
Ученик XXI века должен обладать не только знаниями, умениями и навыками в разных предметных областях. Молодой человек «нового поколения» - это целостная личность, обладающая яркой индивидуальностью, способная к рефлексии, увлекающаяся, бросающая вызов себе и обществу. Особенно это касается учеников музыкальной школы, натур творческих, амбициозных, ярких.
В новых условиях организационная сторона процесса обучения также претерпевает изменения. На первое место в методике преподавания дисциплин, в том числе и музыки, выходит явление, получившее название «образовательное партнерство ученика и учителя». «Образовательное партнерство» трактуется как вовлечение равноправных участников - ученика и учителя - в совместный педагогический процесс для достижения общих целей.
Цель деятельности педагога детской музыкальной школы можно сформулировать следующим образом:
обогащение духовного мира подрастающего поколения;
развитие и формирование в нем нравственно-эстетических
взглядов, чувств;
формирование потребности, интереса к познанию достижений
национальной и мировой культуры и искусства.
Особенности педагогической деятельности в детском музыкальном образовательном учреждении состоят в том, что средства музыкального искусства призваны решать обозначенные нами ранее педагогические цели. Современный учитель музыки должен быть прекрасно образованным специалистом, владеющим:
специальными и общенаучными знаниями;
актуальной методикой преподавания дисциплины;
умениями и навыками педагогической деятельности.
Личностное самосовершенствование выступает ключевым моментом в деятельности преподавателя. Педагог в музыкальной школе - это непременно творческая личность, способная своей любовью к музыке, постоянным отслеживанием музыкальных новинок увлечь учащихся независимо от их музыкальных предпочтений.
Конечно, передача знаний начинается с освоения учениками классических канонов музыки. Это процесс сложный, требующий и от педагога, и от юного дарования терпения, усердия, порой даже дотошности. Молодой человек, часто увлекающийся, движимый собственным нетерпением, эмоциональными порывами, может проявить несдержанность, начать приходить на занятие неподготовленным. Современный преподаватель собственным примером, виртуозным мастерством, тактом и вниманием должен буквально «заразить» учащегося тягой к знаниям, привить способность к труду. И эта возможность видеть будущий результат своей музыкальной деятельности позволит ученику начать отрабатывать навык игры на музыкальном инструменте.
Современный образовательный процесс ставит перед музыкальной школой цель подготовить адаптированную к взрослой жизни личность. Организация преподавателем творческих вечеров, концертов, конкурсов сформирует у учащегося психологическую готовность к публичным выступлениям, адекватное отношение к критике и конкурсной борьбе.
Собственное поведение педагога на этих мероприятиях, его беспристрастность, порядочность и профессионализм заложат в ученике основы культуры человеческих взаимоотношений не только в творческой среде. Итак, в ходе наших размышлений мы подходим к важному заключению - учитель XXI века должен стать для ученика эталоном в профессии, жизни и общении.
На мой взгляд преподаватель в своей работе демонстрирует:
Любовь к трудовой деятельности;
Постоянную практику;
Стремление к самосовершенствованию;
Способность аргументировать свою позицию;
Умение работать в коллективе;
Честность, открытость, порядочность, воспитанность;
Лояльность к чужой точке зрения.
Эти и многие другие характеристики станут для представителя «нового поколения» тем стандартом, которого он будет придерживаться всю жизнь.
Обучение в музыкальном образовательном учреждении формирует в молодом человеке способность видеть прекрасное, откликаться на эмоциональный посыл произведения, трактовать авторский замысел. Умение думать, анализировать, интерпретировать, не бояться нестандартной позиции - это характерные черты, востребованные в новом тысячелетии. При этом не стоит забывать и о прошлом. В ходе процесса обучения у учащегося расширяется кругозор, определяется собственный вкус, закладываются знания о классическом искусстве. Таким образом, на преподавателя музыки возлагается серьезная ответственность, а именно формирование культурных основ личности ученика.
Но поколение XXI века стремится к продуцированию собственных музыкальных течений. Поэтому, специфика деятельности преподавателя музыки во многом состоит в раскрытии творческого потенциала подрастающего поколения. Альтернативная культура, резко контрастирующая с классическим наследием прошлого, не всегда серьезно воспринимается взрослыми. Однако стоит помнить, что включение в образовательную программу знакомства с современными музыкальными течениями, искренняя заинтересованность педагога в изучении новых направлений и есть практическое воплощение в стенах детской музыкальной школы «образовательного партнерства ученика и учителя».
Нестандартные формы уроков, сочинение музыкальных композиций, сравнение классических и современных стилей позволят сделать процесс обучения разноуровневым, содержащим в себе необычные формы знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться активность учащихся, деятельность характер мышления, тяга к самостоятельности.
Современная музыка - это отражение нашей жизни, ее ценностей, проблем и устремлений. Музыкальное творчество ученика в одном из альтернативных стилей представляет собой попытку найти себя в настоящем времени, раскрыть собственные таланты. Поддержка педагога, его критика и похвала, совместное творчество сделают процесс обучения в детском музыкальном образовательном учреждении наполненным яркими, незабываемыми моментами созидания.
Я предполагаю, что в дальнейшем характер совместной деятельности «ученика и учителя» в детской музыкальной школе станет еще более неформальным и живым. Классические каноны музыкального образования будут оттенены альтернативными явлениями современного искусства. Поколение XXI века - активное, свободно мыслящее, творчески развитое, не боящееся по-разному проявлять себя в музыкальном творчестве. Для них педагог музыки должен стать равноправным партнером, способным понимать стремления молодого поколения и принимать субъективные продукты творчества.
Творческая индивидуальность учителя музыки детской музыкальной школы, готовность к осуществлению художественно-педагогического процесса как творчества, стремление создать на уроке творческую лабораторию - актуальная задача, поставленная современностью перед педагогическими коллективами.
Преподаватель ДМШ №24
Кругликова С.А.
Список использованной литературы
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов
музыкальных факультетов педвузов. - М., 2002.
Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в
начальной школе: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2002.
Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального
воспитания младших школьников. - М., 2001.
4.Чудинова В.П., Социализация личности ребёнка и медиа: острые проблемы. 2004.№4
1 Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. - М, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель и ученик XXI века: взаимоотношения и взгляд в будущее
В данной статье рассматриваются некоторые изменения учебного процесса, происходящие в современной системе отечественного образования и, в связи с этим, определяются основные задачи, предьявляемые к пр...
Этический кодекс педагога и его значение в профессиональной деятельности. Взаимоотношения учителя и ученика.
Выступление психолога на педагогическом совете по теме "Этический кодекс педагога и его значение в профессиональной деятельности. Взаимоотношения учителя и ученика"....
Эссе «Психолог 21 века: взгляд в будущее».
С небес полночных падает звезда, И птицы улетают в край далёкий, Но со мною остаётся навсегда Свет науки психологии прекрасный От сердца к сердцу,...
Реферат на тему: "Проблемы позитивного диалога в системе взаимоотношений учителя и ученика"
Реферат на актуальную педагогическую тему представляет диалог как универсальное средство педагогического общения, включая психологические аспекты профессиональноважных качеств учителя, влияющих...
Эссе на тему: "Учитель года - взгляд в будущее"
Думать «на век вперёд» - основная миссия современного педагога. Наши дети – это будущее государства, а престиж педагога – инвестиции, которые окупятся сторицей. От того, каким будет педагог в глазах с...
Родительское собрание "Взгляд в будущее. Ученики, родители, педагоги."
Родительское собрание для 10 класса "Взгляд в будущее. Ученики, родители, педагоги."...