Рабочая программа спортивной секции по волейболу
материал
Рабочая программа спортивной секции по волейболу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята на заседании Согласовано Утверждаю
методического совета Зам. директора по УВР:_____ Литовченко Г.Г. Директор школы _____ Рожкова Р.И.
протокол №___ «____» ____________ 2024 г. Приказ №_______ от
от «____» августа 2024 г. «____» августа 2024 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«ВОЛЕЙБОЛ»
Направление: физкультурно-спортивное
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 12-15 лет
Срок реализации 1 год (35 часов)
Автор/составитель:
педагог дополнительного образования Цупиков П.Н.
Рогов 2024
Пояснительная записка
Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. Основу её составляет организация школьной спортивной секции.
Рабочая программа по спортивно-оздоровительной направленности секции «Волейбол» для обучающихся 6 – 9 классов разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- «Внеурочная деятельность учащихся: волейбол» под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов (2011г.)
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся общеобразовательной организации с использованием двигательной активности из раздела «волейбол».
Основной принцип работы секции по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях. Программа предусматривает проведение практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Актуальность программы
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Цель занятий: формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди обучающихся школы, пропаганда ЗОЖ.
Задача занятий:
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-развивать у обучающихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
- воспитывать у обучающихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность;
-укрепить здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию;
- вооружить теоретическими и практическими навыками игры в волейбол;
- организация полезной занятости обучающихся школы с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Группа учащихся. Для обучения набираются все желающие с 12-15 лет, не имеющие противопоказаний для занятий спортивными играми.
Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических занятий.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед в процессе практических занятий. Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными.
Формы и методы занятий:
- Практические занятия;
- Эстафеты;
- Подвижные игры;
- Спортивные соревнования;
- Физкультурные праздники;
- Обучающие и двусторонние игры;
- Товарищеские встречи.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.
Ведущими методами обучения являются:
- словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчёт;
- наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий;
- практические методы: метод упражнений, игровой метод.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 35 часов (занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу).
Планируемые результаты освоения программы
ЗНАТЬ:
- влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
- правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
- основы методики обучения и тренировки по волейболу.
- правила игры;
- технику и тактику игры в волейбол; строевые команды;
- методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций;
УМЕТЬ:
- выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
- выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
- выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- осуществлять судейство соревнований по волейболу;
- работать с книгой спортивной направленности;
- самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
- Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;
- Призовые места на соревнованиях областного уровня;
- Устойчивое овладение умениями и навыками игры;
- Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции после окончания школы;
- Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
- Умение контролировать психическое состояние.
Содержание программы дополнительного образования
«Волейбол» 35 часов
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе.
Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка.
Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры.
Понятие о технике. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Верхняя (нижняя) прямая подача. Нападающий удар. Блокирование. Игровые задания на укороченной площадке. Учебные игры. Тактические действия в защите и нападении. Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы).
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | ||||
Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | В процессе занятий | Вопросы, тесты | ||
2 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом | Вопросы, тесты | |||
3 | Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма | Вопросы, тесты | |||
4 | Общая и специальная физическая подготовка | Практические тесты | |||
5 | Подвижные игры с элементами волейбола | Практические тесты | |||
6 | Основы техники и тактики игры в волейбол | 30 | - | 30 | Практические тесты |
7 | Контрольные игры и соревнования | 5 | - | 5 | Практические тесты, игры |
Формы аттестации и оценочные материалы
№ | Контрольные нормативы | Пол | Показатели | ||
низкий | средний | высокий | |||
1 | Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз) | Юн. | 12 | 14 | 16 |
Дев. | 9 | 11 | 14 | ||
2 | Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз) | Юн. | 10 | 12 | 14 |
Дев. | 8 | 10 | 12 | ||
3 | Передача мяча в парах, | Юн. | 17 | 20 | 25 |
Дев. | 12 | 15 | 20 | ||
4 | Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку | Юн. | 5 | 10 | 15 |
Дев. | 3 | 6 | 10 | ||
5 | Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя | Юн. | 2 | 3 | 4 |
Дев. | 1 | 2 | 3 | ||
6 | Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток | Юн. | 3 | 4 | 5 |
Дев. | 3 | 4 | 5 | ||
7 | Нижние передачи над собой | Юн. | 15 | 20 | 25 |
Дев. | 10 | 15 | 20 | ||
8 | Верхние передачи над собой | Юн. | 15 | 20 | 25 |
Дев. | 10 | 15 | 20 |
Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель
Материально-технические условия реализации программы
Место проведения: спортивный зал МБОУ Роговской ООШ.
Для проведения занятий в секции волейбола имеются следующее оборудование и инвентарь:
Спортивный зал
Сетка волейбольная -1 шт.
Гимнастические стенки -5 шт.
Гимнастические скамейки -3 шт.
Гимнастические маты -3 шт.
Скакалки -10 шт.
Мячи набивные (масса 1 кг) – 1 шт.
Мячи волейбольные - 6 шт.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
- Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
- Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
- Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. 61с.
- Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2010г. Раздел 3. Х-Х1 классы. Часть1. п.1.4.2.
- Спортивные игры. Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы). Волейбол (юноши и девушки). Часть111.
- Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич).
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 01.09. | 1500-1540 | урок | 1 | Техника безопасности на занятиях по спортивным играм. Перемещения и стойка волейболиста. | спортзал | Практические задания, тесты |
2 | сентябрь | 08.09. | 1500-1540 | урок | 1 | Прием и передача мяча снизу двумя руками. | спортзал | Практические задания, тесты |
3 | сентябрь | 15.09. | 1500-1540 | урок | 1 | Передача мяча сверху двумя руками в средней и низкой стойках и после перемещения. | спортзал | Практические задания, тесты |
4 | сентябрь | 22.09. | 1500-1540 | урок | 1 | Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. | спортзал | Практические задания, тесты |
5 | октябрь | 29.09. | 1500-1540 | урок | 1 | Введение в начальные игровые ситуации. | спортзал | Практические задания, тесты |
6 | октябрь | 06.10. | 1500-1540 | урок | 1 | Нижняя прямая подача. | спортзал | Практические задания, тесты |
7 | октябрь | 13.10. | 1500-1540 | урок | 1 | Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча. | спортзал | Практические задания, тесты |
8 | октябрь | 20.10. | 1500-1540 | урок | 1 | Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. | спортзал | Практические задания, тесты |
9 | октябрь | 10.11. | 1500-1540 | урок | 1 | Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. | спортзал | Практические задания, тесты |
10 | ноябрь | 17.11. | 1500-1540 | урок | 1 | Передача мяча над собой. Передача мяча двумя сверху у стены. | спортзал | Практические задания, тесты |
11 | ноябрь | 24.11. | 1500-1540 | урок | 1 | Передача мяча двумя руками сверху и снизу через сетку с перемещением. | спортзал | Практические задания, тесты |
12 | ноябрь | 01.12. | 1500-1540 | урок | 1 | Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. | спортзал | Практические задания, тесты |
13 | декабрь | 08.12. | 1500-1540 | урок | 1 | Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. Прием подачи. | спортзал | Практические задания, тесты |
14 | декабрь | 15.12. | 1500-1540 | урок | 1 | Подвижные игры с элементами волейбола. | спортзал | Практические задания, тесты |
15 | декабрь | 22.12. | 1500-1540 | урок | 1 | Прием и передача мяча. Нижняя прямая подача по указанным зонам. | спортзал | Практические задания, тесты |
16 | декабрь | 12.01. | 1500-1540 | урок | 1 | Верхняя прямая подача по указанным зонам. | спортзал | Практические задания, тесты |
17 | январь | 19.01. | 1500-1540 | урок | 1 | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. | спортзал | Практические задания, тесты |
18 | январь | 26.01. | 1500-1540 | урок | 1 | Изучение индивидуальных тактических действий в защите. | спортзал | Практические задания, тесты |
19 | январь | 02.02. | 1500-1540 | урок | 1 | Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование. | спортзал | Практические задания, тесты |
20 | февраль | 09.02. | 1500-1540 | урок | 1 | Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении. | спортзал | Практические задания, тесты |
21 | февраль | 16.02. | 1500-1540 | урок | 1 | Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. Одиночное блокирование. | спортзал | Практические задания, тесты |
22 | февраль | 23.02. | 1500-1540 | урок | 1 | Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении. | спортзал | Практические задания, тесты |
23 | февраль | 02.03. | 1500-1540 | урок | 1 | Контрольная игра. | спортзал | Практические задания, тесты |
24 | март | 09.03. | 1500-1540 | урок | 1 | Обучение командным тактическим действиям в нападении. | спортзал | Практические задания, тесты |
25 | март | 16.03. | 1500-1540 | урок | 1 | Игровые задания на укороченной площадке. | спортзал | Практические задания, тесты |
26 | март | 23.03. | 1500-1540 | урок | 1 | Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. | спортзал | Практические задания, тесты |
27 | апрель | 06.04. | 1500-1540 | урок | 1 | Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении. | спортзал | Практические задания, тесты |
28 | апрель | 13.04. | 1500-1540 | урок | 1 | Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. Учебно – тренировочная игра. | спортзал | Практические задания, тесты |
29 | апрель | 20.04. | 1500-1540 | урок | 1 | Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. | спортзал | Практические задания, тесты |
30 | апрель | 27.04. | 1500-1540 | урок | 1 | Передачи из зон 1, 6, 5 в зону 3. | спортзал | Практические задания, тесты |
31 | апрель | 04.05. | 1500-1540 | урок | 1 | Передачи из зон 1-5-6 в зоны 2-4. | спортзал | Практические задания, тесты |
32 | май | 11.05. | 1500-1540 | урок | 1 | Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении | спортзал | Практические задания, тесты |
33 | май | 18.05. | 1500-1540 | урок | 1 | Групповые и индивидуальные тактические действия в защите и нападении. | спортзал | Практические задания, тесты |
34 | май | 25.05. | 1500-1540 | урок | 1 | Двухсторонняя контрольная игра. | спортзал | Практические задания, тесты |
35 | май | 25.05. | 1500-1540 | урок | 1 | Соревнования по волейболу. | спортзал | Практические задания, тесты |
Тематическое планирование
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | 1 | Техника безопасности на занятиях по спортивным играм. Перемещения и стойка волейболиста. | 01.09. | |
2 | 1 | Прием и передача мяча снизу двумя руками. | 08.09. | |
3 | 1 | Передача мяча сверху двумя руками в средней и низкой стойках и после перемещения. | 15.09. | |
4 | 1 | Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. | 22.09. | |
5 | 1 | Введение в начальные игровые ситуации. | 29.09. | |
6 | 1 | Нижняя прямая подача. | 06.10. | |
7 | 1 | Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча. | 13.10. | |
8 | 1 | Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. | 20.10. | |
9 | 1 | Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. | 10.11. | |
10 | 1 | Передача мяча над собой. Передача мяча двумя сверху у стены. | 17.11. | |
11 | 1 | Передача мяча двумя руками сверху и снизу через сетку с перемещением. | 24.11. | |
12 | 1 | Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. | 01.12. | |
13 | 1 | Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. Прием подачи. | 08.12. | |
14 | 1 | Контрольная игра. | 15.12. | |
15 | 1 | Прием и передача мяча. Нижняя прямая подача по указанным зонам. | 22.12. | |
16 | 1 | Верхняя прямая подача по указанным зонам. | 12.01. | |
17 | 1 | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. | 19.01. | |
18 | 1 | Изучение индивидуальных тактических действий в защите. | 26.01. | |
19 | 1 | Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование. | 02.02. | |
20 | 1 | Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении. | 09.02. | |
21 | 1 | Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. Одиночное блокирование. | 16.02. | |
22 | 1 | Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении. | 23.02. | |
23 | 1 | Контрольная игра. | 02.03. | |
24 | 1 | Обучение командным тактическим действиям в нападении. | 09.03. | |
25 | 1 | Игровые задания на укороченной площадке. | 16.03. | |
26 | 1 | Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. | 23.03. | |
27 | 1 | Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении. | 06.04. | |
28 | 1 | Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. Учебно – тренировочная игра. | 13.04. | |
29 | 1 | Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. | 20.04. | |
30 | 1 | Передачи из зон 1, 6, 5 в зону 3. | 27.04. | |
31 | 1 | Передачи из зон 1-5-6 в зоны 2-4. | 04.05. | |
32 | 1 | Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении | 11.05. | |
33 | 1 | Групповые и индивидуальные тактические действия в защите и нападении. | 18.05. | |
34 | 1 | Двухсторонняя контрольная игра. | 25.05. | |
35 | 1 | Соревнования по волейболу. | 25.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Спортивная секция "Волейбол" для учащихся 5-9 классов
Пояснительная записка, тематическое планирование спортивной секции по волейболу для учащихся 5-9 классов...

Рабочая программа спортивной секции по волейболу 5-11 кл
Программа курса внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для учащихся 5-11 классов. Общее образование в Российской Федерации направлено на формирование личности обучающегося, разви...

Рабочая программа спортивной секции по волейболу
Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов», В.И. Лях, А.А. Зданевич –М. Просвещение 2010 год. Срок реализации програм...