Профориентационный проект "Хочу быть вожатым"
проект

Лямбурцева Екатерина Владимировна

 В данном материале представлен опыт работы организации отряда вожатых при школьном лагере

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshie_praktiki_aprel_2024.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Артёмовское муниципальное образование

 Бодайбинского района Иркутской области

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Артёмовская средняя общеобразовательная школа»

Название практики:

«Хочу быть вожатым- профориентация подростков в процессе работы отряда вожатых на базе лагеря с дневным пребыванием детей»

Номинация практики:

«Профориентационно значимый учебный проект»

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Временные затраты: реализация проекта рассчитана на период организации лагеря с дневным пребыванием детей.

Формат: офлайн

Автор конкурсной работы: Лямбурцева Екатерина Владимирова, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

        п. Артёмовский, 2024 год        

Пояснительная записка

1. Актуальность практики

На современном этапе общество ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков активной жизненной позиции, конкурентоспособности на рынке труда. Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Кроме того, в настоящее время наблюдается большой дефицит кадров в системе образования и воспитания как в Бодайбинском районе, так и в России в целом. Для выпускников школы такие профессии, как учитель, воспитатель, вожатый не являются популярными и востребованными, поэтому будущие абитуриенты не выбирают в дальнейшем вузы и среднеспециальные заведения педагогической направленности, а те, кто все-таки получает образование по указанным выше специальностям, как правило, не идут работать в школу.

Именно поэтому практика сопровождения профессионального самоопределения, которая реализуется в период летней оздоровительной кампании на базе МКОУ «Артемовская СОШ», является актуальной и востребованной, а также вызывает интерес среди обучающихся 13-15 лет.

Деятельность вожатского отряда позволяет детям овладеть элементарными знаниями и навыками работы с младшими школьниками и сверстниками, познакомиться с психологическими особенностями детей, дает возможность    объективно оценить себя и свои способности, что, безусловно, является признаками профессиональной пробы для вожатого-подростка.

Практическая значимость проекта обусловлена тем, что вожатый-помощник – интересная должность, функциональность её начинается от организации и проведения досуговых мероприятий и режимных моментов до участия в разработке программ воспитательной деятельности лагеря и собственных авторских мероприятий различной направленности. Ребята-вожатые в режиме реального времени под руководством опытных наставников-учителей получают возможность не просто «примерить» данную профессию, а научиться практически осваивать действия, ведущие к социальным отношениям людей.

Данный проект на базе МКОУ «Артемовская СОШ» реализуется впервые. Новизна практики заключается в том, что благодаря широкому спектру возможностей деятельности вожатого проект знакомит учащихся с функционально-ролевым репертуаром общества посредством освоения деятельности вожатого.

2. Цели и задачи практики

Цель проекта - подготовка обучающихся к деятельности в качестве помощников вожатых в лагере с дневным пребыванием детей, формирование у обучающихся профессионального самоопределения.

Задачи проекта:

  1. Изучение построения структуры деятельности вожатого, основных закономерностей развития временного детского коллектива; создание условий для проявления интереса у обучающихся к деятельности помощника вожатого в лагере дневным пребыванием посредством овладения методами организации коллективной деятельности;
  2. Создание методической копилки вожатого с набором практических упражнений, игр, тренингов, сценариев.
  3.  Обучение подростков приёмам и методам работы с детьми.
  4.  Развитие коммуникативных и организаторских компетенций у подростков.
  5. Воспитание культуры педагогического поведения.
  6. Формирование и развитие лидерских качеств у подростков.                

План реализации профориентационного проекта 

«Хочу быть вожатым- профориентация подростков в процессе работы отряда вожатых на базе лагеря с дневным пребыванием детей»

Проект «Хочу быть вожатым» представляет собой образовательный практико-ориентированный проект, включающий в себя изучение и отработку базовых умений и навыков вожатской деятельности. Данный проект делится на два этапа теоретический и практический. Продолжительность: с ноября по июнь текущего учебного года. Целевая аудитория: обучающиеся в возрасте 13-15 лет.

Основная идея практики- подготовка обучающихся к деятельности в качестве помощников вожатых в лагере с дневным пребыванием детей, формирование у обучающихся профессионального самоопределения.

Этап

Содержание

Сроки реализации/

ответственные

Подготовительный

- выявление обучающихся, желающих принимать участие в проекте;

- проведение опроса и сбор необходимых данных для реализации проекта.

ноябрь-декабрь текущего учебного года, руководитель ЛДП Лямбурцева Е.В.

Организационный

- формирование отряда будущих вожатых;

- составление плана работы по реализации практической части проекта (подготовка вожатых к работе в ЛДП);

- определение целей и задач проекта;

- формирование тем занятий, исходя из запросов аудитории;

- определение площадки для проведения занятий;

- формирование графика проведения занятий;

- изучение потребностей и возможностей участников проекта;

- корректировка программы обучения (при необходимости);

январь текущего учебного года, руководитель ЛДП Лямбурцева Е.В.

Теоретико-практический

-   обучение и оказание информационной и\или методической помощи участникам;

- установление стабильной системы обратной связи и открытость каналов коммуникации (рабочая группа в социальной сети VK для детей, телеграмм-канал для педагогов наставников);

- проведение серии мастер-классов, вожатских практик, тренингов, педагогических игр;

- создание условий для раскрытия потенциала подростков, свободного пространства для неформального образования;

- методическая поддержка педагогов-наставников вожатского отряда: проведение обучающих занятий, консультаций;

-распространение информации о реализуемом проекте (сайт МКОУ «Артемовская СОШ» новостные сообщества в социальных сетях).

февраль-май текущего учебного года, руководитель ЛДП

Лямбурцева Е.В.

Практический

- работа отряда вожатых в ЛДП «Галактика» на базе МКОУ «Артемовская СОШ»;

- применение на практике полученных навыков.

июнь текущего учебного года, руководитель ЛДП

Лямбурцева Е.В., воспитатели ЛДП

(по согласованию)

Аналитический

- мониторинг взаимной удовлетворённости друг другом, желание и готовность продолжать работать в проекте;

- вручение сертификатов участникам по итогам реализации проекта.

по завершению работы ЛДП

руководитель ЛДП

Лямбурцева Е.В., воспитатели ЛДП

(по согласованию)

Результаты реализации проекта

В период реализации данного проекта были получены следующие результаты:

1. Создание отряда вожатых, которые имеют возможность на практике применить полученные знания и навыки.

2. Проведено 12 практических занятий, тренингов в рамках работы клуба вожатых.

3. Увеличение количества ребят, желающих работать вожатыми в ЛДП «Галактика» (по сравнению с прошлым годом количество увеличилось с 3 до 5 человек).

4. В результате проведенного опроса ребят, посещавших ЛДП, 100 % были удовлетворены работой вожатых.

5. На основании анкетирования воспитанников ЛДП и анализа работы воспитателями и руководителем ЛДП были выявлены лучшие вожатые сезона 2023 года.

6. В результате опроса, который был проведен по окончании проекта в 2023 учебном году, ребята- вожатые оценили практическую значимость проекта, отметили, что проект помог им научиться самостоятельности в организации и проведении мероприятий, сформировал такие качества, как: критическое мышление, организаторские способности, умение планировать работу, креативность, умение работать в команде, а также умения, необходимые в решении нестандартных задач.

Ресурсы и стоимость реализации проекта

Для реализации проекта были использованы следующие ресурсы:

1. Финансовые: приобретение канцелярских принадлежностей, игр и спортивного инвентаря.

2. Кадровые: руководитель ЛДП, воспитатели из числа сотрудников МКОУ «Артемовская СОШ».

3. Образовательные: методические пособия, программа ЛДП, план мероприятий.

4. Технические: компьютер с выходом в интернет, принтер, ресурсы библиотеки МКОУ «Артемовская СОШ».

Команда практики:

Воспитатели (учителя МКОУ «Артемовская СОШ»):

1. Барауля Юлия Александровна

2. Бычкова Наталья Владимировна

3. Пнев Алексей Николаевич

Руководитель практики: Лямбурцева Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы, руководитель ЛДП «Галактика».

Отряд вожатых:

1. Беловинцева Светлана (7 класс)

2. Галкина Карина (7 класс)

3. Калинников Андрей (7 класс)

4. Кучеева Анна (10 класс)

5. Пудова Софья (8 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный урок на тему:"Кем быть?Каким быть?Портрет математика"

Никто не может рассказать о школьной дисциплине и его влиянии на выбор будущей профессии лучше, чем учитель-предметник. Каждый новый учебный год учитель начинает вводным или заканчивает итоговым уроко...

Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»

Беседа:  Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...

Профориентационное занятие "Кем быть?"

Профориентационное занятие в форме спортивно-познавательной игры....

Профориентационная игра "Хочу быть взрослым"

Данная методическая разработка может быть использована в качестве активной формы  профессиональной ориентации школьников 7-11 классов.Она  направлена на знакомство учащихся  с профессио...

Авторский воспитательный профориентационный проект: «Школа Вожатых» для обучающихся среднеобразовательной школы

Вопрос профессиональной ориентации становится значимой проблемы деятельности образовательных учреждений. Ребенку тяжело определиться с направлением, которое он хочет выбрать для своей профессиональной...

Хочу быть вожатым

Трениннг "Хочу быть вожатым"...