Профориентационный проект "Хочу быть вожатым"
проект
В данном материале представлен опыт работы организации отряда вожатых при школьном лагере
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Артёмовское муниципальное образование
Бодайбинского района Иркутской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Артёмовская средняя общеобразовательная школа»
Название практики:
«Хочу быть вожатым- профориентация подростков в процессе работы отряда вожатых на базе лагеря с дневным пребыванием детей»
Номинация практики:
«Профориентационно значимый учебный проект»
Возраст обучающихся: 13-16 лет
Временные затраты: реализация проекта рассчитана на период организации лагеря с дневным пребыванием детей.
Формат: офлайн
Автор конкурсной работы: Лямбурцева Екатерина Владимирова, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
п. Артёмовский, 2024 год
Пояснительная записка
1. Актуальность практики
На современном этапе общество ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков активной жизненной позиции, конкурентоспособности на рынке труда. Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Кроме того, в настоящее время наблюдается большой дефицит кадров в системе образования и воспитания как в Бодайбинском районе, так и в России в целом. Для выпускников школы такие профессии, как учитель, воспитатель, вожатый не являются популярными и востребованными, поэтому будущие абитуриенты не выбирают в дальнейшем вузы и среднеспециальные заведения педагогической направленности, а те, кто все-таки получает образование по указанным выше специальностям, как правило, не идут работать в школу.
Именно поэтому практика сопровождения профессионального самоопределения, которая реализуется в период летней оздоровительной кампании на базе МКОУ «Артемовская СОШ», является актуальной и востребованной, а также вызывает интерес среди обучающихся 13-15 лет.
Деятельность вожатского отряда позволяет детям овладеть элементарными знаниями и навыками работы с младшими школьниками и сверстниками, познакомиться с психологическими особенностями детей, дает возможность объективно оценить себя и свои способности, что, безусловно, является признаками профессиональной пробы для вожатого-подростка.
Практическая значимость проекта обусловлена тем, что вожатый-помощник – интересная должность, функциональность её начинается от организации и проведения досуговых мероприятий и режимных моментов до участия в разработке программ воспитательной деятельности лагеря и собственных авторских мероприятий различной направленности. Ребята-вожатые в режиме реального времени под руководством опытных наставников-учителей получают возможность не просто «примерить» данную профессию, а научиться практически осваивать действия, ведущие к социальным отношениям людей.
Данный проект на базе МКОУ «Артемовская СОШ» реализуется впервые. Новизна практики заключается в том, что благодаря широкому спектру возможностей деятельности вожатого проект знакомит учащихся с функционально-ролевым репертуаром общества посредством освоения деятельности вожатого.
2. Цели и задачи практики
Цель проекта - подготовка обучающихся к деятельности в качестве помощников вожатых в лагере с дневным пребыванием детей, формирование у обучающихся профессионального самоопределения.
Задачи проекта:
- Изучение построения структуры деятельности вожатого, основных закономерностей развития временного детского коллектива; создание условий для проявления интереса у обучающихся к деятельности помощника вожатого в лагере дневным пребыванием посредством овладения методами организации коллективной деятельности;
- Создание методической копилки вожатого с набором практических упражнений, игр, тренингов, сценариев.
- Обучение подростков приёмам и методам работы с детьми.
- Развитие коммуникативных и организаторских компетенций у подростков.
- Воспитание культуры педагогического поведения.
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков.
План реализации профориентационного проекта
«Хочу быть вожатым- профориентация подростков в процессе работы отряда вожатых на базе лагеря с дневным пребыванием детей»
Проект «Хочу быть вожатым» представляет собой образовательный практико-ориентированный проект, включающий в себя изучение и отработку базовых умений и навыков вожатской деятельности. Данный проект делится на два этапа теоретический и практический. Продолжительность: с ноября по июнь текущего учебного года. Целевая аудитория: обучающиеся в возрасте 13-15 лет.
Основная идея практики- подготовка обучающихся к деятельности в качестве помощников вожатых в лагере с дневным пребыванием детей, формирование у обучающихся профессионального самоопределения.
Этап | Содержание | Сроки реализации/ ответственные |
Подготовительный | - выявление обучающихся, желающих принимать участие в проекте; - проведение опроса и сбор необходимых данных для реализации проекта. | ноябрь-декабрь текущего учебного года, руководитель ЛДП Лямбурцева Е.В. |
Организационный | - формирование отряда будущих вожатых; - составление плана работы по реализации практической части проекта (подготовка вожатых к работе в ЛДП); - определение целей и задач проекта; - формирование тем занятий, исходя из запросов аудитории; - определение площадки для проведения занятий; - формирование графика проведения занятий; - изучение потребностей и возможностей участников проекта; - корректировка программы обучения (при необходимости); | январь текущего учебного года, руководитель ЛДП Лямбурцева Е.В. |
Теоретико-практический | - обучение и оказание информационной и\или методической помощи участникам; - установление стабильной системы обратной связи и открытость каналов коммуникации (рабочая группа в социальной сети VK для детей, телеграмм-канал для педагогов наставников); - проведение серии мастер-классов, вожатских практик, тренингов, педагогических игр; - создание условий для раскрытия потенциала подростков, свободного пространства для неформального образования; - методическая поддержка педагогов-наставников вожатского отряда: проведение обучающих занятий, консультаций; -распространение информации о реализуемом проекте (сайт МКОУ «Артемовская СОШ» новостные сообщества в социальных сетях). | февраль-май текущего учебного года, руководитель ЛДП Лямбурцева Е.В. |
Практический | - работа отряда вожатых в ЛДП «Галактика» на базе МКОУ «Артемовская СОШ»; - применение на практике полученных навыков. | июнь текущего учебного года, руководитель ЛДП Лямбурцева Е.В., воспитатели ЛДП (по согласованию) |
Аналитический | - мониторинг взаимной удовлетворённости друг другом, желание и готовность продолжать работать в проекте; - вручение сертификатов участникам по итогам реализации проекта. | по завершению работы ЛДП руководитель ЛДП Лямбурцева Е.В., воспитатели ЛДП (по согласованию) |
Результаты реализации проекта
В период реализации данного проекта были получены следующие результаты:
1. Создание отряда вожатых, которые имеют возможность на практике применить полученные знания и навыки.
2. Проведено 12 практических занятий, тренингов в рамках работы клуба вожатых.
3. Увеличение количества ребят, желающих работать вожатыми в ЛДП «Галактика» (по сравнению с прошлым годом количество увеличилось с 3 до 5 человек).
4. В результате проведенного опроса ребят, посещавших ЛДП, 100 % были удовлетворены работой вожатых.
5. На основании анкетирования воспитанников ЛДП и анализа работы воспитателями и руководителем ЛДП были выявлены лучшие вожатые сезона 2023 года.
6. В результате опроса, который был проведен по окончании проекта в 2023 учебном году, ребята- вожатые оценили практическую значимость проекта, отметили, что проект помог им научиться самостоятельности в организации и проведении мероприятий, сформировал такие качества, как: критическое мышление, организаторские способности, умение планировать работу, креативность, умение работать в команде, а также умения, необходимые в решении нестандартных задач.
Ресурсы и стоимость реализации проекта
Для реализации проекта были использованы следующие ресурсы:
1. Финансовые: приобретение канцелярских принадлежностей, игр и спортивного инвентаря.
2. Кадровые: руководитель ЛДП, воспитатели из числа сотрудников МКОУ «Артемовская СОШ».
3. Образовательные: методические пособия, программа ЛДП, план мероприятий.
4. Технические: компьютер с выходом в интернет, принтер, ресурсы библиотеки МКОУ «Артемовская СОШ».
Команда практики:
Воспитатели (учителя МКОУ «Артемовская СОШ»):
1. Барауля Юлия Александровна
2. Бычкова Наталья Владимировна
3. Пнев Алексей Николаевич
Руководитель практики: Лямбурцева Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы, руководитель ЛДП «Галактика».
Отряд вожатых:
1. Беловинцева Светлана (7 класс)
2. Галкина Карина (7 класс)
3. Калинников Андрей (7 класс)
4. Кучеева Анна (10 класс)
5. Пудова Софья (8 класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный урок на тему:"Кем быть?Каким быть?Портрет математика"
Никто не может рассказать о школьной дисциплине и его влиянии на выбор будущей профессии лучше, чем учитель-предметник. Каждый новый учебный год учитель начинает вводным или заканчивает итоговым уроко...
Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»
Беседа: Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...

Деятельность старшей вожатой МБОУ СОШ № 3 (Планирование работы вожатой, Программа ДО, план работы Школы Детского Актива (ШДА), проекты, сценарии общешкольных линеек, агитбригад, тренингов, классных часов)
Краткосрочная программа акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП...

Профориентационное занятие "Кем быть?"
Профориентационное занятие в форме спортивно-познавательной игры....

Профориентационная игра "Хочу быть взрослым"
Данная методическая разработка может быть использована в качестве активной формы профессиональной ориентации школьников 7-11 классов.Она направлена на знакомство учащихся с профессио...
Авторский воспитательный профориентационный проект: «Школа Вожатых» для обучающихся среднеобразовательной школы
Вопрос профессиональной ориентации становится значимой проблемы деятельности образовательных учреждений. Ребенку тяжело определиться с направлением, которое он хочет выбрать для своей профессиональной...
Хочу быть вожатым
Трениннг "Хочу быть вожатым"...