Профориентационный урок на тему:"Кем быть?Каким быть?Портрет математика"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Никто не может рассказать о школьной дисциплине и его влиянии на выбор будущей профессии лучше, чем учитель-предметник. Каждый новый учебный год учитель начинает вводным или заканчивает итоговым уроком, на котором ученик сможет найти ответы на такие вопросы как: Для чего изучают математику? Можно ли человеку обойтись без математических знаний и умений? Нужна ли математика после окончания школы? В основе каких профессий лежит математика?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroc.doc | 91 КБ |
prilozhenie1.ppt | 131 КБ |
prilozhenie2.doc | 24 КБ |
prilozhenie3.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель (ФИО) Трутченко Марина Анатольевна, учитель математики МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа»
Предмет математика Класс 9
Тема урока Кем быть? Каким быть? Портрет математика. (Урок с применением Интернет-технологий).
Форма проведения Урок-размышление, работа в группах.
Методы обучения Диалоговые методы сотрудничества всех субъектов урока (ученик-ученик, ученик-учитель-ученик).
Оборудование: компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет;
Карточки- картинки с описанием профессий или слайды презентации, листы - формат А3, маркеры
Цель урока: Расширить кругозор учащихся о профессиях, которые не содержат в явном виде элементов математики.
Задачи урока: Содействовать определению учащихся в выборе профессии, помочь увидеть все «за» и «против» будущей профессии, знакомить учащихся с интеллектуальными достижениями различных людей, развивать стремление быть успешным, конкурентоспособным, учить работать в команде.
1.Мобилизующий этап. | |||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |||||||||||
1.Вступительное слово учителя. Дорогие девятиклассники, юноши и девушки! Совсем скоро вы переступите порог школы и впервые окажитесь на пороге собственного определения. У каждого из вас уже сформировалось свое собственное отношение к учебным предметам, к школе. Как бы вы определили «Что такое школа?»
| Предположительные ответы: образовательное учреждение, целью которого дать знания, представления об окружающем мире, обеспечить развитие детей; центр общения детей, учителей и родителей. | ||||||||||||
2. Целеполагание | |||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |||||||||||
- Ваши ответы верны, но обратимся к истокам слова: 1. «Школа, в переводе с греческого, досуг, занятие в свободные часы, чтение, беседа или же: 2. «направление в какой-либо области, науке, выучке, достигнутый в чем-либо опыт» (словари) Опираясь на данную трактовку определения, построим наше занятие с целью приобретения опыта в выборе будущей профессии, при этом приятно проведем время за чтением, беседой, рассуждением. | Ставят перед собой цели на урок. Осознают, какой результат должен быть достигнут по окончании занятия. | ||||||||||||
| |||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |||||||||||
Ведет диалог: - Кем быть? Каким быть? Какие специалисты востребованы на рынке труда? Вот список вопросов, на которые мы постараемся найти ответ в ходе нашего занятия. - Перечислите профессии, которые сегодня востребованы на рынке труда, на Ваш взгляд это… - По какому признаку сформирован ряд этих профессий? - Изучение какой науки помогает воспринимать, анализировать и разрешать жизненные задачи на примере цифр? | Объединяются в группы по 5 человек, обмениваются мнениями по данному вопросу, рассматривают карточки, делают вывод: Программист, инженер, бухгалтер, маркетолог, продавец-консультант, автослесарь Делают вывод: Все они связаны со способностью человека оперировать числами, предполагают аналитический тип мышления, технические наклонности. Эта наука – математика. | На доске или на экране появляются карточки, слайды презентации с описанием профессий. Приложение №1 «Карточки-слайды» (Материал предоставлен из источников: http://vyborprofessia.narod.ru/index.html www.razvitierebenka.com/2011/02/blog-post_11.html) | |||||||||||
4. Мини-исследование «Экскурс к истокам математики как науки» | |||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |||||||||||
Постановка задачи: Ознакомьтесь с текстом, проанализируйте его. Составьте характеристику математики как науки. | Учащиеся работают с текстом, составляют информационную карту-памятку о математике как о науке. Представители групп знакомят окружающих с результатами мини-исследования. | Результат работы: Учащиеся заполнили пропуски и получили информационную памятку: Математика – наука о Изучаемые величины – Область применения как науки на этапе возникновения век Изменения в XVII, XVIII вв.- Изменения в XIX, XX вв. – Новые дисциплины математики – Приложение №2 «Текст» (Материал для работы Из статьи академика Колмогорова А.Н. "Математика" в БСЭ) | |||||||||||
5. Мини-исследование: Портрет специалиста, успех и карьера которого зависит от математики. | |||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |||||||||||
Постановка задачи: Создадим портрет специалиста, успех и карьера которого зависит от его отношений с математикой. Задание для 1 группы: На примерах биографий великих математиков определите, какие нравственные качества прививает математика. Результат оформите на листе формата А3.
Задание для 2 группы: Изучите профессии, воспользовавшись карточками- картинками с описаниями профессий. Определите, какие черты и качества личности присуще людям данной профессии. Задание для 3 группы. Пройдите испытание, которое позволит вам сделать первый шаг на пути к профессии. Устраиваясь на работу, вам, вероятно, будут предлагать тесты по проверке пригодности, которые определяют навыки, необходимые для ориентации в профессии. | Учащиеся в группе распределяют обязанности, занимают места за ПК, осуществляют поиск информации в Интернет. Выводы учащихся на основании исследования: Занятия математикой способны развить такие качества человека как: точность, обязательность, определенность мысли, способность к аргументированному убеждению, внимательность и дисциплинированность, упорство в достижении цели, желание приносить пользу окружающим, стремление к прекрасному. Учащиеся в группе распределяют обязанности, создают отчет о проделанной работе. Выводы учащихся: Инженер Способности: Математические способности, технический склад ума , высокий уровень развития концентрации, переключения внимания; способность грамотно выражать свои мысли Личностные качества: - методичность, рациональность; - любознательность; - самостоятельность; - скрупулезность в работе; - аккуратность; - настойчивость; - наблюдательность; - изобретательность; - терпеливость; - усидчивость. Программист
Маркетолог
Проходят испытание, делают вывод о наличии или отсутствии технических наклонностей, склонности к логике, вычислениям. | Учащиеся получают листы формата А3, на которых работают с информацией в соответствии с заданием. ( с целью экономии времени, материалы для работы у учащихся представлены в файле, содержащим ссылки) Г.В.Лейбниц: загадка личности универсального генияhttp://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/1834 Леонард Эйлер http://encyklopedia.narod.ru/bios/nauka/euler/euler.html Карл Гаусс http://www.iq-coaching.ru/izvestnye-uchenye/matematiki/221.html Пифагор http://www.iq-coaching.ru/nauchnye-otkrytiya/matematika/111.html С.В.Ковалевская http://matematika.gym075.edusite.ru/kovalevskaya.html Тест составлен по материалам Р.Аллена, Д.Фултон «Лучшие в мире тесты» Приложение № 3 Итоги работы в группах: результаты исследования всех групп собираются воедино и создается портрет специалиста на доске по заданным критериям: Доминирующий вид деятельности_________________________________________________________ Тип мышления_____________________________________________________________________________________________ Область базовых знаний________________________________________________________________________________________________ Личностные качества, способствующие карьерному росту Противопоказания Профессиональная область __________________________________ | |||||||||||
6. Фиксация вывода, сделанного в ходе исследования Сопоставляя результаты исследований в группах, учащиеся приходят к выводу, что математика способствует развитию качеств личности, от которых в дальнейшем будет зависеть успех и карьера в выбранной профессии и каждому из присутствующих решать: Кем быть и каким быть?... | |||||||||||||
7.Рефлексия | |||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |||||||||||
Организует этап оценки деятельности учащися: - В ходе урока, вы создали портрет специалиста, при этом осуществляли творческую деятельность, проявляя инициативность, способность к генерированию идей, их продуцированию как индивидуально, так и в команде, с текстом. Старались увидеть знакомое в незнакомом и наоборот, формировали гипотезы, приобретали опыт реализации своих способностей. И все это получилось, благодаря МАТЕМАТИКЕ. Оцените свою деятельность. Обратитесь к листу, на котором вы составили портрет специалиста, нарисуйте на нем изображение руки. Каждому пальцу присвойте цифру, учитывая мнение каждого члена группы: 1.Для меня урок был важным, интересным 2. По этому вопросу я получил полезную информацию 3. Для меня недостаточно информации, буду готовиться самостоятельно 4. Мне урок пользы не принес 5. Все что связано с математикой не для меня. | Осуществляют рефлексию, обмениваются мнениями. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доминирующий вид деятельности обслуживание узлов, агрегатов и систем автомобиля ; замена расходных материалов на автомобиле (масло, тосол); Тип мышления технический Область базовых знаний физика (электромеханика, механика), математика(практическое использование знаний) Профессиональная область ремонтные работы Дополнительный интерес исследовательские работы Области применения профессиональных знаний: Автопарки, автосервисы, автомоторный спорт, станции технического обслуживания
Маркетолог Доминирующий вид деятельности - сформировать потребность, а затем спрос потребителей на определенный товар, продвинуть его на рынке, максимизировать сбыт и прибыль. Проведение опросов по поводу продвигаемого товара (анкетирование и т.д.); сбор информации о товарах похожих групп, похожих ситуациях на рынке; сбор информации о торговых марках, фирмах, занимающихся выпуском схожих товаров, коммерческой информации; проведение рекламных акций и презентаций продвигаемой продукции; Сфера применения базовых знаний – экономика, сфера услуг Тип мышления – аналитический (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее) Область базовых знаний – математика, статистика, иностранный язык Доминирующий интерес – предпринимательский
Доминирующий вид деятельности - разработка на основе анализа математических алгоритмов программ, составление алгоритма - детального плана решения задачи - или выбор оптимального для решения данной задачи алгоритма; определение информации, подлежащей обработке на компьютере, ее объемов, структуры, макетов и схем ввода, обработки, хранения и выдачи информации, методов ее контроля; Тип мышления – логический, аналитический Область базовых знаний – математика, статистика, информатика Область применения знаний – вычислительные центры; предприятия и организации различного профиля; компании и фирмы, работающие в области информационных технологий; система банков; научно-исследовательские институты; образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи Доминирующий интерес - исследовательский
Доминирующий вид деятельности предложение товара и обслуживание покупателей; ознакомление покупателя с ассортиментом и помощь в выборе покупки; информирование покупателей о ценах, выписка чеков и подсчет стоимости товара; выдача товаров по оплаченным чекам или непосредственный прием денег за товар, обмен товара (при предъявлении чека); изучение спроса покупателей и получение товара со склада, базы. оформление гарантийных паспортов на товар; Тип мышления – аналитическо-практический Области применения профессиональных знаний: Сфера обслуживания, магазины Область базовых знаний – арифметика, бухгалтерский учет, товароведение Доминирующий интерес – предпринимательский Дополнительный интерес - социальный
Доминирующий способ деятельности – сбор, обработка, анализ и систематизация информации по определенной теме; проведение опытов и измерений, анализ и обобщение результатов; составление технических отчетов по полученным сведениям; проектирование электрических, монтажных и других схем различного назначения, расчет необходимых параметров и величин; проектирование средств испытания и контроля, лабораторных макетов, оснастки и контроль за их изготовлением; Тип мышления - технический, аналитический Базовые знания – математика, физика, черчение Область применения знаний – наука и техника Доминирующий интерес – реалистический Дополнительный интерес - исследовательский Инженер
Предварительный просмотр:
Коротко математику можно охарактеризовать как науку о числах и фигурах. Название её произошло от греческого máthëma — наука. До начала XVII века математика преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах, изучаемые ею величины — длины, площади, объемы рассматриваются как постоянные. К этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее — алгебры и тригонометрии. Областью применения математики являлись счёт, торговля, землемерные работы, архитектура, астрономия.
В XVII и XVIII вв. потребности бурно развивавшегося естествознания и техники (мореплавания, астрономии, баллистики, гидравлики) привели к введению в математику идей движения и изменения, прежде всего в форме переменных величин и функциональных зависимостей. Это повлекло за собой создание аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления. В XVIII в. возникают и развиваются теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия
В XIX и XX вв. математика поднимается на новый уровень абстракции. Обычные величины и числа оказываются лишь частными случаями объектов, изучаемых современной алгеброй, геометрия переходит к исследованию пространств. Развиваются новые дисциплины: теория функций комплексного переменного, теория групп, неевклидова геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ.
Практическое освоение результатов теоретического математического исследования требует получения ответа на поставленную задачу в числовой форме. Поэтому в XX в. численные методы математики выделяются в самостоятельную ветвь — вычислительную математику. Стремление упростить и ускорить решения ряда трудоёмких вычислительных задач привело к появлению вычислительных машин.
Потребности самой математики, «математизация» различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы человеческой деятельности, быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин: теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления.
Начиная изучение этого раздела, можно вспомнить слова, с которыми знаменитый французский математик XVIII в. Жозеф Луи Лагранж (в 19 лет уже имевший степень профессора математики) обращался к молодым математикам:
«Читайте, понимание придёт потом».
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Пройдите испытание, которое позволит Вам сделать первый шаг на пути к выбранной профессии. Результаты послужат дополнением к портрету специалиста в разделе проверка пригодности.
1. Я очень логичный, рациональный человек Да Нет
2. У меня всегда было хорошо с математикой Да Нет
3. Мне нравятся компьютерные игры Да Нет
4. Мне нравится все, что связано с цифрами Да Нет
5. Каждый день должен ставить перед человеком
новую сложную задачу, быть новым испытанием его сил Да Нет
6. Я получал бы удовлетворение, работая ученым-исследователем Да Нет
7. Я бы хотел в течение нескольких месяцев пожить
в космической лаборатории Да Нет
8. Я люблю решать головоломки и кроссворды Да Нет
9. Логические задачи представляют интересную возможность
10. Я ненавижу задачи, связанные с математикой Да Нет
Ключ к ответам
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
да | да | да | да | да | да | да | да | да | нет |
Подсчет баллов: 9 – научные способности, склонность к логике, вычислениям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по теме "Взаимно обратные числа". Математика 6 класс.
Презентация к уроку математики 6 класса по теме "Взаимно обратные числа"....
Урок по теме "Разложение на множители" (математика 6 класс)
Урок разраотан с применением технологии деятельностного методатип урока: овладени я новоми знаниямик уроку разработана презентация...
Урок по теме: Свойство биссектрисы угла (математика 5 класс), автор учебника Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Урок по теме "Свойство биссектрисы угла" математика 5 класс....
Интегрированный урок по теме "Озеро Байкал" (география, математика)
На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными ч...
Урок по теме: «Неравенства в финансовой математике». (Социально – экономический профиль).
Урок лекционного характера с решением иллюстрирующих примеров....
Интегрированный урок по теме "Стандартный вид числа". (математика, физика, химия)
Урок посвящен ДНЮ КОСМОНАВТИКИ, используется много мультимедийной информации, рассказывается о профессии космонавта.......
Открытый урок по теме "Рациональные числа" по математике 6 класс
Рациональные числа1. Цель обучающая: систематизировать, обобщить знания и умения применения рациональных чисел при сложении, вычитании, умножении, делении, при раск...