Профориентационный урок на тему:"Кем быть?Каким быть?Портрет математика"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Трутченко Марина Анатольевна

Никто не может рассказать о школьной дисциплине и его влиянии на выбор будущей профессии лучше, чем учитель-предметник. Каждый новый учебный год учитель начинает вводным или заканчивает итоговым уроком, на котором ученик сможет найти ответы на такие вопросы как: Для чего изучают математику? Можно ли человеку обойтись без математических знаний и умений? Нужна ли математика после окончания школы? В основе каких профессий лежит математика?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroc.doc91 КБ
Office presentation icon prilozhenie1.ppt131 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc24 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie3.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель (ФИО)            Трутченко Марина Анатольевна, учитель математики  МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа»

Предмет                         математика       Класс  9

Тема урока                    Кем быть? Каким быть? Портрет математика. (Урок с применением Интернет-технологий).

Форма проведения      Урок-размышление, работа в группах.

Методы обучения        Диалоговые методы сотрудничества всех субъектов урока (ученик-ученик, ученик-учитель-ученик).                           

Оборудование:              компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет;

                                        Карточки- картинки с описанием профессий или слайды презентации, листы - формат А3, маркеры

Цель урока: Расширить кругозор учащихся о профессиях, которые не содержат в явном виде элементов математики.

Задачи урока: Содействовать определению учащихся в выборе профессии, помочь увидеть все «за» и «против» будущей профессии, знакомить учащихся с интеллектуальными достижениями различных людей, развивать стремление быть успешным, конкурентоспособным, учить работать в команде.

1.Мобилизующий этап.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Вступительное слово учителя.

Дорогие девятиклассники, юноши и девушки! Совсем скоро вы переступите порог школы и впервые окажитесь на пороге собственного определения. У каждого из вас уже сформировалось свое собственное отношение к учебным предметам, к школе. Как бы вы определили «Что такое школа?»

        

 

Предположительные ответы: образовательное учреждение, целью которого дать знания, представления об окружающем мире, обеспечить развитие детей; центр общения детей, учителей и родителей.

2. Целеполагание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

- Ваши ответы верны, но обратимся к истокам слова:

1. «Школа, в переводе с греческого, досуг, занятие в свободные часы, чтение, беседа или же: 2. «направление в какой-либо области, науке, выучке, достигнутый в чем-либо опыт» (словари)

Опираясь на данную трактовку определения, построим наше занятие с целью приобретения опыта в выборе будущей профессии, при этом приятно проведем время за чтением, беседой, рассуждением.

Ставят перед собой цели на урок. Осознают, какой результат должен быть достигнут по окончании занятия.

  1. 3. Момент осознания недостаточности знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Ведет диалог: - Кем быть? Каким быть? Какие специалисты востребованы на рынке труда? Вот список вопросов, на которые мы постараемся найти ответ в ходе нашего занятия.

 - Перечислите профессии, которые сегодня востребованы на рынке труда, на Ваш взгляд это…

- По какому признаку сформирован ряд этих профессий?

- Изучение какой науки помогает воспринимать, анализировать и разрешать жизненные задачи на примере цифр?

Объединяются в группы по 5 человек, обмениваются мнениями по данному вопросу, рассматривают карточки, делают вывод: Программист, инженер, бухгалтер, маркетолог, продавец-консультант, автослесарь

Делают вывод: Все они связаны со способностью  человека оперировать числами, предполагают аналитический тип мышления, технические наклонности.

Эта наука – математика.

На доске или на экране появляются  карточки, слайды презентации с описанием профессий.

Приложение №1 «Карточки-слайды»

(Материал предоставлен из источников: http://vyborprofessia.narod.ru/index.html

www.razvitierebenka.com/2011/02/blog-post_11.html)

4. Мини-исследование «Экскурс к истокам математики как науки»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

 Постановка задачи: Ознакомьтесь с текстом, проанализируйте его. Составьте характеристику математики как науки.

Учащиеся  работают с текстом, составляют информационную карту-памятку о математике как  о науке.

Представители групп знакомят окружающих  с результатами мини-исследования.

Результат работы:

Учащиеся заполнили пропуски и получили информационную памятку:

 Математика – наука о

 Изучаемые величины –

Область применения как науки на этапе возникновения                      век

Изменения в XVII, XVIII вв.-

Изменения в XIX, XX вв. –

Новые дисциплины математики –

Приложение №2  «Текст»

(Материал для работы Из статьи академика Колмогорова А.Н. "Математика" в БСЭ)

5. Мини-исследование: Портрет специалиста, успех и карьера которого зависит от  математики.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Постановка задачи: Создадим портрет специалиста, успех и карьера которого зависит от его отношений с математикой.

Задание для 1 группы: На примерах биографий

великих математиков определите, какие нравственные качества прививает математика. Результат оформите на листе формата А3.

          

Задание для 2 группы: Изучите профессии, воспользовавшись карточками- картинками с описаниями профессий. Определите, какие черты и качества  личности присуще людям данной профессии.

Задание для 3 группы.

Пройдите испытание, которое позволит вам сделать первый шаг на пути к профессии. Устраиваясь на работу, вам, вероятно, будут предлагать тесты по проверке пригодности, которые определяют навыки, необходимые для ориентации в профессии.

Учащиеся в группе распределяют обязанности, занимают места за ПК, осуществляют поиск информации в Интернет.

Выводы учащихся на основании исследования: Занятия математикой способны развить такие качества человека как: точность, обязательность, определенность мысли, способность к аргументированному убеждению, внимательность и дисциплинированность, упорство в достижении цели, желание приносить пользу окружающим, стремление к прекрасному.

Учащиеся в группе распределяют обязанности, создают отчет о проделанной работе.

Выводы учащихся:

Инженер

Способности: Математические способности, технический склад ума , высокий уровень развития концентрации,  переключения внимания; способность грамотно выражать свои мысли

Личностные качества:

- методичность, рациональность;

- любознательность;

- самостоятельность;

- скрупулезность в работе;

- аккуратность;

- настойчивость;

- наблюдательность;

- изобретательность;

- терпеливость;

- усидчивость.

Программист

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

логическое мышление; аналитические способности

хороший уровень развития

высокий уровень развития концентрации,  переключения внимания;

способность грамотно выражать свои мысли;

высокий уровень развития технических способностей;

математические способности;

развитое воображение.

внимательность;

аккуратность;

терпеливость;

настойчивость;

целеустремленность;

ответственность;

склонность к интеллектуальным видам деятельности;

умение самостоятельно принимать решения;

независимость (наличие собственного мнения).

Маркетолог

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

аналитические способности:

 коммуникативные способности

высокий уровень понятийного мышления;

умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

способность управлять собой;

целеустремленность, решительность, творческий подход

креативность;

требовательность;

ответственность

развитая интуиция;

эрудированность, энергичность;

уверенность в себе, принимаемых решениях;

целеустремленность, действенность;

стремление к постоянному личностному росту.

Проходят испытание, делают вывод о наличии или отсутствии технических наклонностей, склонности к логике, вычислениям.

Учащиеся получают листы формата А3, на которых работают с информацией в соответствии с заданием.

 ( с целью экономии времени, материалы для работы у учащихся представлены в файле, содержащим ссылки)

Г.В.Лейбниц: загадка личности универсального гения

 http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/1834

  Леонард Эйлер http://encyklopedia.narod.ru/bios/nauka/euler/euler.html 

Карл Гаусс

 http://www.iq-coaching.ru/izvestnye-uchenye/matematiki/221.html

Пифагор

http://www.iq-coaching.ru/nauchnye-otkrytiya/matematika/111.html

С.В.Ковалевская

http://matematika.gym075.edusite.ru/kovalevskaya.html

Тест составлен по материалам  Р.Аллена, Д.Фултон «Лучшие в мире тесты»   Приложение № 3

Итоги работы в группах: результаты исследования всех групп собираются воедино и создается портрет специалиста на доске по заданным критериям:

Доминирующий вид деятельности_________________________________________________________

Тип мышления_____________________________________________________________________________________________

Область базовых знаний________________________________________________________________________________________________

Личностные качества, способствующие карьерному росту


Противопоказания


Профессиональная область

__________________________________

6. Фиксация вывода, сделанного в ходе исследования

        Сопоставляя результаты исследований в группах,  учащиеся приходят к выводу, что математика способствует развитию качеств личности, от которых в дальнейшем будет зависеть успех и карьера в выбранной профессии и каждому из присутствующих решать: Кем быть и каким быть?...

7.Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организует этап оценки деятельности учащися:

-  В ходе урока, вы создали портрет специалиста, при этом осуществляли творческую деятельность, проявляя инициативность, способность к генерированию идей, их продуцированию как индивидуально, так и в команде, с текстом. Старались увидеть знакомое в незнакомом и наоборот, формировали гипотезы, приобретали опыт реализации своих способностей. И все это получилось, благодаря МАТЕМАТИКЕ.

 Оцените свою деятельность. Обратитесь к листу, на котором вы составили портрет специалиста, нарисуйте на нем изображение руки. Каждому пальцу присвойте цифру, учитывая мнение каждого члена группы: 1.Для меня урок был важным, интересным

2. По этому вопросу я получил полезную информацию

3.  Для меня недостаточно информации, буду готовиться самостоятельно

4. Мне урок пользы не принес

5. Все что связано с математикой не для меня.

Осуществляют

рефлексию, обмениваются мнениями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Слайд 2

Доминирующий вид деятельности обслуживание узлов, агрегатов и систем автомобиля ; замена расходных материалов на автомобиле (масло, тосол); Тип мышления технический Область базовых знаний физика (электромеханика, механика), математика(практическое использование знаний) Профессиональная область ремонтные работы Дополнительный интерес исследовательские работы Области применения профессиональных знаний: Автопарки, автосервисы, автомоторный спорт, станции технического обслуживания

Слайд 3

Маркетолог Доминирующий вид деятельности - сформировать потребность, а затем спрос потребителей на определенный товар, продвинуть его на рынке, максимизировать сбыт и прибыль. Проведение опросов по поводу продвигаемого товара (анкетирование и т.д.); сбор информации о товарах похожих групп, похожих ситуациях на рынке; сбор информации о торговых марках, фирмах, занимающихся выпуском схожих товаров, коммерческой информации; проведение рекламных акций и презентаций продвигаемой продукции; Сфера применения базовых знаний – экономика, сфера услуг Тип мышления – аналитический (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее) Область базовых знаний – математика, статистика, иностранный язык Доминирующий интерес – предпринимательский

Слайд 4

Доминирующий вид деятельности - разработка на основе анализа математических алгоритмов программ, составление алгоритма - детального плана решения задачи - или выбор оптимального для решения данной задачи алгоритма; определение информации, подлежащей обработке на компьютере, ее объемов, структуры, макетов и схем ввода, обработки, хранения и выдачи информации, методов ее контроля; Тип мышления – логический, аналитический Область базовых знаний – математика, статистика, информатика Область применения знаний – вычислительные центры; предприятия и организации различного профиля; компании и фирмы, работающие в области информационных технологий; система банков; научно-исследовательские институты; образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи Доминирующий интерес - исследовательский

Слайд 5

Доминирующий вид деятельности предложение товара и обслуживание покупателей; ознакомление покупателя с ассортиментом и помощь в выборе покупки; информирование покупателей о ценах, выписка чеков и подсчет стоимости товара; выдача товаров по оплаченным чекам или непосредственный прием денег за товар, обмен товара (при предъявлении чека); изучение спроса покупателей и получение товара со склада, базы. оформление гарантийных паспортов на товар; Тип мышления – аналитическо-практический Области применения профессиональных знаний: Сфера обслуживания, магазины Область базовых знаний – арифметика, бухгалтерский учет, товароведение Доминирующий интерес – предпринимательский Дополнительный интерес - социальный

Слайд 6

Доминирующий способ деятельности – сбор, обработка, анализ и систематизация информации по определенной теме; проведение опытов и измерений, анализ и обобщение результатов; составление технических отчетов по полученным сведениям; проектирование электрических, монтажных и других схем различного назначения, расчет необходимых параметров и величин; проектирование средств испытания и контроля, лабораторных макетов, оснастки и контроль за их изготовлением; Тип мышления - технический, аналитический Базовые знания – математика, физика, черчение Область применения знаний – наука и техника Доминирующий интерес – реалистический Дополнительный интерес - исследовательский Инженер



Предварительный просмотр:

 

Коротко математику можно охарактеризовать как науку о числах и фигурах. Название её произошло от греческого máthëma — наука. До начала XVII века математика преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах, изучаемые ею величины — длины, площади, объемы рассматриваются как постоянные. К этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее — алгебры и тригонометрии. Областью применения математики являлись счёт, торговля, землемерные работы, архитектура, астрономия.

В XVII  и XVIII вв. потребности бурно развивавшегося естествознания и техники (мореплавания, астрономии, баллистики, гидравлики) привели к введению в математику идей движения и изменения, прежде всего в форме переменных величин и функциональных зависимостей. Это повлекло за собой создание аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления. В XVIII в. возникают и развиваются теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия

В XIX и XX вв. математика поднимается на новый уровень абстракции. Обычные величины и числа оказываются лишь частными случаями объектов, изучаемых современной алгеброй, геометрия переходит к исследованию пространств. Развиваются новые дисциплины: теория функций комплексного переменного, теория групп, неевклидова геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ.

Практическое освоение результатов теоретического математического исследования требует получения ответа на поставленную задачу в числовой форме. Поэтому в XX в. численные методы математики выделяются в самостоятельную ветвь — вычислительную математику. Стремление упростить и ускорить решения ряда трудоёмких вычислительных задач привело к появлению вычислительных машин.

Потребности самой математики, «математизация» различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы человеческой деятельности, быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин: теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления.

Начиная изучение этого раздела, можно вспомнить слова, с которыми знаменитый французский математик XVIII в. Жозеф Луи Лагранж (в 19 лет уже имевший степень профессора математики) обращался к молодым математикам:

«Читайте, понимание придёт потом».



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Пройдите испытание, которое позволит Вам сделать первый шаг на пути к выбранной профессии. Результаты послужат дополнением к портрету специалиста в разделе проверка пригодности.

 1. Я очень логичный, рациональный человек                                        Да   Нет

 2. У меня всегда было хорошо с математикой                                       Да   Нет

 3.  Мне нравятся компьютерные игры                                                    Да   Нет

 4.  Мне нравится все, что связано с цифрами                                        Да   Нет  

 5. Каждый день должен ставить перед человеком

     новую сложную задачу, быть новым испытанием его сил                Да   Нет    

6. Я получал бы удовлетворение, работая ученым-исследователем     Да   Нет

7. Я бы хотел в течение нескольких месяцев пожить

      в космической лаборатории                                                                 Да    Нет

8. Я люблю решать головоломки и кроссворды                                      Да    Нет    

9. Логические задачи представляют интересную возможность

     испытать свои силы                                                                               Да    Нет

10. Я ненавижу задачи, связанные с математикой                                  Да    Нет

Ключ к ответам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

да

да

да

да

да

да

да

да

нет

Подсчет баллов: 9 – научные способности, склонность к логике, вычислениям.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме "Взаимно обратные числа". Математика 6 класс.

Презентация к уроку математики 6 класса по теме "Взаимно обратные числа"....

Урок по теме "Разложение на множители" (математика 6 класс)

Урок разраотан с применением технологии деятельностного методатип урока: овладени я новоми знаниямик уроку разработана презентация...

Интегрированный урок по теме "Озеро Байкал" (география, математика)

На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными ч...

Урок по теме: «Неравенства в финансовой математике». (Социально – экономический профиль).

Урок лекционного характера с решением иллюстрирующих примеров....

Интегрированный урок по теме "Стандартный вид числа". (математика, физика, химия)

Урок посвящен ДНЮ КОСМОНАВТИКИ,  используется много мультимедийной информации, рассказывается о профессии космонавта.......

Открытый урок по теме "Рациональные числа" по математике 6 класс

Рациональные числа1. Цель  обучающая: систематизировать, обобщить  знания  и  умения  применения рациональных чисел при сложении, вычитании, умножении, делении, при раск...