Хочу быть вожатым
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Трениннг "Хочу быть вожатым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_hochu_byt_vozhatym.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Челябинское региональное отделение молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды»

Студенческий педагогический отряд «Эридан»

ТРЕНИНГ «ХОЧУ БЫТЬ ВОЖАТЫМ»

Автор-составитель:

Иванова Анастасия Викторовна

Челябинск

2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность: На сегодняшний день многие школы собирают активных учеников в коллективы и готовят их к работе в пришкольном лагере или просто работе вожатыми в будущем. Многие ребята не осознают до конца суть работы вожатого, так как школа не дает необходимой подготовки и знаний, но очень хотят этого. Именно для введения ребят в суть профессии вожатого, а также организации им нескучного процесса первичного обучения вожатскому мастерству создан данный тренинг.

Цель: сформировать у вожатых-школьников ясное представление о профессии вожатого, его обязанностях и особенностях работы.

Задачи:

1) Определить понятие «вожатый» в рамках доступных школьникам вариантам работы в лагере;

2) Дать представление об обязанностях вожатого в лагере;

3) Сформировать адекватное отношение к работе вожатого;

Время проведения: 50-70 минут.

Целевая аудитория: 15-17 лет.

Необходимые материалы: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, фломастеры, ножницы, шаблоны вазы и украшений для открытки (по количеству участников).

Ход мероприятия

В1: Всем привет! Меня зовут ... и вот уже … год, как я являюсь бойцом студенческого педагогического отряда “Эридан”, а летом работаю вожатой. Наши имена вы узнали, а теперь давайте с вами немного познакомимся и поиграем в очень забавную игру. Вашей задачей будет назвать своё имя и любой факт о себе с 3 разными интонациями - радость, удивление, гнев. 

*Играем*

В2: Супер! Запомнили все имена и факты? Сейчас это и проверим. Мне кажется, или поднялся сильный ветер? Да-да, всё именно так. Не будем спорить с природой. Бежим туда, куда дует ветер, договорились?

*Играем в “Ветер дует на (называем имена, факты, о которых они говорили, последним называем их классы и, тем самым, делим на 2 команды)

В1: Класс, а теперь вот такими командами мы с вами отправляемся узнавать, как стать крутым вожатым.

*Расходимся по командам* 

В1: Когда только начиналось мое обучение, я представляла вожатство, как что-то очень сложное, непонятное, но, при этом, яркое и весёлое. Как для вас, что такое вожатство, как это, быть вожатым?

*Отвечают дети*

1 слайд. В2: Вы назвали столько разных вариантов и не просто так. На самом деле единого ответа на этот вопрос просто не может быть. Ведь быть вожатым - это не просто поиграть в игру с группой ребят, это гораздо большее. Вожатый - это тот, кто заменяет детям в лагере семью на целую смену, а еще успевает быть художником, танцором, диджеем, врачом. Так страшно звучит. Кажется, что на вожатого нужно учиться лет 10 в самом престижном университете, а ещё прочитать тысячу или пару тысяч книг. Но всё несколько проще. Чтобы быть крутым вожатым, достаточно просто любить свою работу. 

2 слайд. В1: Вожатый - это профессия-призвание. Успешная работа вожатого, конечно же, зависит от характера и личных особенностей. Очень много работы вожатый должен провести именно над собой, перед тем как начинать работать в лагере. Все мы разные и у всех нас есть особенности характера, которые могут помешать в работе, но при правильном к ним отношении, они могут вам даже помочь.

3 слайд. В2: Давайте убедимся в этом в небольшой игре. Я буду называть вам негативные качества, а вы должны придумать, как это качество может помочь в работе вожатым.

Лень (помогает делать всё быстро и качественно, чтобы скорее пойти отдыхать и не переделывать);

Медлительность (помогает быть внимательнее, ничего не забыть и не упустить);

Упрямство (помогает не сдаваться и доводить любое дело до конца);

Болтливость (помогает расположить к себе детей, их много и поболтать всегда будет с кем);

Рассеянность (помогает придумать оригинальные методы запоминания информации, тренирует умело выходить из неловкой ситуации).

В1: Вы молодцы, смогли придумать пользу даже от самых неприятных качеств! Находили у себя эти качества? Ну теперь знаете, что можно от них не избавляться, а просто правильно использовать. Мы выяснили с вами кто такой вожатый в лагере, и что он делает. Кто-то из вас был в лагере в роли ребенка? Расскажите, кем для вас был ваш вожатый (Другом, примером, мотиватором, идеалом, соседом и тд).

 

*Отвечают дети*

 

4 слайд. В2: Да, для многих детей в лагере вожатый является именно примером. Давайте с вами сейчас разделимся на пары и узнаем на практике, как это происходит. 

 

*“Зеркало” (Участники разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй - его "зеркало". Ведущий - показывает спонтанные движения руками и лицом.  Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.)*

В2: Также как вы сейчас копировали друг друга, дети в лагере копируют своих вожатых, часто даже не понимая, зачем они это делают. Особенно часто такое происходит у малышей 6-10 лет. Не важно, как вы будете себя с ними вести. Для детей вожатый - пример, за которым можно и нужно повторять. Проспали зарядку? Завтра отряд дружно проспит её с вами. Обсудили новое платье коллеги при детях? Ждите сплетен по всему отряду. Подобрали и выбросили чужой мусор? Ваш отряд теперь - самые ярые борцы за экологию. 

5 слайд. В1: Как вы думаете, должен ли вожатый быть идеальным перед детьми? Почему нет? Да, вожатый - тоже человек и имеет право на ошибку. Но главный талант всех вожатых - в любой даже очень противной ситуации преподнести детям всё, как самую красивую сказку. И мы с вами сейчас научимся это делать. Я буду называть вам некрасивые ситуации, а ваша задача - переделать их в приятные и красивые. Например, Погода отврат, придётся в корпусе тухнуть=Вау, мы сегодня сможем тусить в корпусе хоть целый день! Давайте соберемся в холле и придумаем, чем заняться.

Опять проиграли! Ну что за отряд неумех! (Не расстраивайтесь. Мы с вами набрались опыта и в следующий раз точно сможем всех победить!)

Фу, опять рыба на обед, ненавижу её! (Ребят, могу поделиться своей порцией рыбки взамен на компот! Кто хочет?)

Как можно так долго собираться? Я вас уже 15 минут жду! (А давайте в следующий раз собираться на скорость? Кто быстрее, тому наклейка!)

Вы такие несплоченные! Самый недружный отряд в лагере! (Давайте поиграем в очень классную игру все вместе!)

В1: Да из вас выйдут отличные сказочники! А вожатые еще лучше! Но не всё так просто, ведь каждый настоящий вожатый обладать такими качествами, которые помогут ему в работе.

Как мы уже выяснили, ненужных и плохих качеств для вожатого нет. Абсолютно все ваши качества могут быть полезны в работе с детьми, если уметь правильно их преподнести. 

В2: Мы с вами уже определили, кто такой вожатый, и какими качествами он должен обладать. А чем вожатый вообще занимается в лагере, ну кроме того, что ест, спит и гуляет по лесу?

*отвечают дети*

6 слайд. В2: Уже слышу правильные ответы. Да, в лагере вожатый действительно руководит отрядом детей. Но ведь звучит это довольно просто. Есть компашка детей, которых нужно вовремя отвести в столовую, ну еще в мячик с ними поиграть. Так значит руководить отрядом - легкотня? Конечно, нет. Отряд в лагере - это настоящая семья ребенка на всё время смены в лагере. Задача вожатого - сделать так, чтобы ребёнок почувствовал семейную и дружескую обстановку и стал настоящим отрядом, какой бы скучной или наоборот очень подвижной ни была смена. Давайте подумаем, чем отличается отряд от простой кучки детей, собравшихся в одном месте?

*отвечают дети*

В1: Да, сплоченный отряд, в отличие от группы незнакомых детей, имеет несколько характерных признаков:

  • 7 слайд. Общие интересы (Это не значит, что абсолютно весь отряд должен хотеть заниматься одним и тем же в одно и то же время. Но, например, при выборе фильма для вечернего просмотра, сплоченный отряд обсудит варианты и выберет один, который устроит всех, а не будет лезть в драку стенка на стенку, чтобы смотреть Дэдпула, а не смешариков);
  • 8 слайд. Общие нормы поведения (В отряде за смену складываются определенные негласные правила поведения. Если с самого начала смены вожатый даст правильный пример и установит правило - никогда не опаздывать, то сплоченный отряд примет это и будет следовать этому правилу);
  • 9 слайд. Активное общение как во время деятельности, так и вне её (В отряде в любом случае будут появляться группки детей по интересам, но группки не должны пересекаться друг с другом только в очереди в столовой. Задача вожатого - объединить их в деятельности и заинтересовать в общении друг с другом);
  • 10 слайд. Возникновение чувства “Мы-группа” (Это должно быть именно мы-группа, а не я-часть группы. Не важно, как медленно бежит на эстафете девочка из соседней комнаты, мы с ней в одном отряде и будем все вместе её поддерживать);
  • 11 слайд. Низкий уровень конфликтности (Да, в первые дни на смене могут возникать ссоры даже из-за того, чья пара в строю первая. Но уже через неделю-две отряд должен научиться решать конфликты быстро и мирно, находить компромиссы);
  • 12 слайд. В деятельности отряд - единое целое (На крупных конкурсах в лагере часто бывает, что вожатые выделяют тех, кто участвует, а остальные занимаются своими делами. Так быть не должно. Если девочка из отряда принимает участие в конкурсе “Мистер и Мисс”, то весь отряд участвует в её подготовке. Рисуют, вырезают, делают макияж, заваривают чай - что угодно, но все должны участвовать в этой деятельности);
  • 13 слайд. Общая цель (Как правило, эта цель должна быть направлена на благо отряда. То есть на чемпионате по волейболу у отряда должна быть общая цель, к примеру, выйти в тройку лидеров, а не попасть мячом в соперников у одного, утащить мяч в корпус у другого, просто постоять в углу у третьего).

Несмотря на то, что несколько раз прозвучала фраза “отряд должен”, направляет в нужную сторону отряд именно вожатый. И вся его деятельность в лагере состоит именно из создания из группы детей сплоченного отряда.

14 слайд. В2: Смотрю вы уже устали. Давайте позовем вторую нашу группу и вместе с ними чуть-чуть отдохнем. 

*Общая игра на расслабление, снятие напряжения (Не по теме, просто, чтобы отдохнуть). (Сантики-фантики, белки-домики, пальма-бегемот-крокодил)*

В2: Отдохнули? Возвращаемся к своим командам.

В2: А как вы думаете, есть ли разница между работой вожатым на отряде 6-7 лет и отряде 16-17?

*отвечают дети*

В2: Конечно, разница есть. Прежде всего из-за возрастных особенностей. Попробуйте вспомнить себя лет 7-9 назад. Сильно изменились интересы за это время? А поведение? Вот поэтому и к детям разных возрастов в лагере нужен разный подход. Всего в лагерях принято выделять 3 возрастных группы: младший (7-11 лет), средний (12-14 лет), старший (15-17 лет) возраст. Сейчас я раздам вам листочки, на которых написана возрастная особенность. Попробуйте подумать и определить, к какому возрасту она относится. Приложение № 1

*Самостоятельно выполняют задание и объясняют, почему так решили, после чего разбираем ошибки и поясняем все особенности*

В1: Ни один вожатый ни в работе с малышами ни со взрослыми не обходится без лайфхаков и уловок, которые перенимает у своих друзей, коллег и просто из чужих историй о лагере. Чтобы каждый ребенок в вашем отряде (и не только вашем) сказал, что вы - лучший вожатый за все его смены, стоит запомнить несколько из них. 

  1. 15 слайд. Вожатый - тот, кто умеет абсолютно всё. Ну по крайней мере так думают дети. И мама, и папа, и диджей, и художник, и повар - всё может вожатый, если захочет.
  2. 16 слайд. Бумеранг. Давайте детям или своему напарнику то, что хотите от них получить. Так работает не только в лагере. Хотите слышать добрые слова - говорите их, хотите видеть огонь в глазах - зажигайте своим.
  3. 17 слайд. Начни сначала. Не бойтесь начать с нуля, если что-то не получилось. На плакате солнце получилось слишком зеленым? Перепутали правила игры? Повздорили с коллегой? Остановитесь, отдохните и начните заново.
  4. 18 слайд. Мы - команда. Не забывайте, что не только ваш отряд - ваша команда, но и другие вожатые, работающие с вами в одной с вами лодке. Не бойтесь спрашивать, помогать, слышать и слушать, чтобы вам было легче работать, а детям интереснее проводить смену.
  5. 19 слайд. Новое всегда интересно. Если дети заскучали, идеи для выступления пропали, и уже хочется считать минуты до конца смены, попробуйте добавить в повседневность что-то новенькое. Сделайте зарядку вечером, а не утром, придумайте новые правила для старой игры и вам самим станет интереснее проводить время с отрядом.

В2: Ну как, стало понятнее, кто такой вожатый и что от него нужно в лагере? Давайте проверим. Знаете, что такое блиц? Я читаю вам вопрос, вы быстро и кратко на него отвечаете.

Зачем нужен вожатый?

Чем отличается сплоченный коллектив, от группы детей?

Что делать, если работа никак не идет, а дети не хотят слушаться?

Что значит принцип “Мы-команда”?

Какие возрастные группы есть в лагере?

Как приучить отряд вставать после сончаса вовремя?

Как успокоить детей в случае проигрыша?

Чем младший возраст отличается от старшего?

Как стать настоящим вожатым?

20 слайд. В1: Отряд - это нечто теплое, близкое к сердцу, что сильно отличается от класса в школе или компании друзей во дворе. Если вы готовы стать для целой оравы детей на период смены всем, то вожатый - ваше призвание. Каждый новый отряд - чистый лист, на котором вы можете нарисовать ту историю, которую хотите видеть.

Отряд - это вторая семья, а лагерь - это маленькая жизнь! Смену в лагере нужно прожить так, чтобы воспоминания о ней вызывали улыбку даже через 20 лет.

21 слайд. В2: На этом, мы с вами сегодня заканчиваем. А теперь, такое любимое домашнее задание. Нет, нет, мы не зададим вам прорешать 10 примеров и найти суффиксы во всех словах книги. Задание будет творческим. С помощью графических редакторов вам нужно создать портрет вожатого таким, каким вы его видите. Вы можете вписать туда качества, нарисовать вокруг него кучу красок, карандашей, чего угодно. Всё, что вы считаете нужным. Дедлайн - ровно неделя. До 13 ноября ваши портреты вожатых можно отправить вот сюда (ссылка на экране), а ещё задать абсолютно любые вопросы, которые у вас остались и которые вам непонятны. 

А знаете лучший способ поблагодарить кого-то? Пожать руку. Давайте сделаем интереснее и поблагодарим сразу всех. Встаём в кружок, протягиваем ручки вперед, двигаемся ближе к центру и стараемся пожать руку сразу всем-всем, кто есть в круге. Молодцы! Похлопаем сами себе и можем быть свободны.

Прил. 1

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Высокая активность и подвижность

Критичное отношение к своей внешности

Склонность отстоять своё “Я” любым способом

Подражательность, желание повторять за взрослыми

Стремление к самостоятельности

Желание свободы в лагере

Привязанность к маме и папе, тоска по дому в лагере

Возникающий интерес к противоположному полу

Страх будущего и скорого взросления

Любимое занятие - игра

Любимое занятие - общение со сверстниками

Перепады настроения и скачки самооценки







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс " Кем я хочу быть?"

Комбинированный урок, направленный на повторение лексики ("Животные" и" Профессии"), и изучение глагола To be в 3-м классе....

мастер класс " Кем я хочу быть?"

Комбинированный урок, направленный на повторение лексики ("Животные" и" Профессии"), и изучение глагола To be в 3-м классе....

Урок : "Я хочу быть корректором"

Методическая разработка урока, цели которого : создать классификацию типичных речевых ошибок, закрепить умения определять характер речевых ошибок и исправлять их. Рекомендуется использовать во вр...

Урок английского языка по теме "Я хочу быть бодрым и здоровым"

Урок английского языка по теме " Я хочу быть бодрым и здоровым" был проведен на конкурсе "Учитель здоровья"...

Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»

Спортивное мероприятие направлено на формирование  здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта, воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом. Автор: Кравчук Та...

"Хочу быть здоровым" занятие для учащихся 5,6 классов

Материал занятия может использоваться в дополнительном образовании или в качестве классного часа. Позволяет учащимся задуматься о своем отношении к собственному здоровью, осознать его ценность. Выгоды...

Педагогическиий проект "Хочу быть здоровым"

Педагогический проект«Хочу быть здоровым»сентябрь 2012- май 2013воспитатель – инструктор по физической культуре  ДОУ г.ВольскЦели проекта «Хочу быть здоровым»:1. Всемерное способствование соверше...