«Роль духовного наследия святых в воспитании подрастающего поколения» (доклад научно-практической образовательной конференции)
статья
Доклад Х Епархиальной Песоченской научно-практической образовательной конференции "Православие и отечественная культура: потери и приобретение минувшего, образ будущего, 2023 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Васина Ольга Владимировна
учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ № 8»
город Киров, Калужская область
«Роль духовного наследия святых в воспитании подрастающего поколения»
Воспитательная роль школы в настоящее время переживает серьёзную трансформацию, она усиливается и предъявляет всё новые требования к процессу воспитания, исходя из запросов государства и общественного большинства. Наше общество живёт в условиях глобальных современных вызовов. Перед государством стоит угроза национальной безопасности, недружественные нам страны не оставляют попыток подменить наши ценности своими, навязывают идею эгоцентричного развития личности, отрицают вклад России в мировую историю.
В российской традиции образование и воспитание всегда были неразрывно связаны друг с другом как единый процесс, но в последние десятилетия все-таки воспитанию уделялось меньше внимания. В современных реалиях на систему образования возлагается большая ответственность: не достаточно развивать в ребенке только ментальные способности и технологические умения, но следует также воспитывать в детях духовно-нравственные начала. Сегодня особое внимание должно быть направлено на воспитание в детях чувства патриотизма, гражданственности и формирование высоких духовных идеалов.
Важно обратить внимание на Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[1]. Среди приоритетов государственной политики в документе названы сохранение исторического наследия нации и страны, а также укрепление духовно-нравственных основ общества. Одной из приоритетных задач системы образования, таким образом, становится формирование национальных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
В указе Президента РФ подчёркивается особая роль Православия в формировании традиционных национальных ценностей. Следует отметить, что православие является культурообразующей религией нашего народа и уже с конца X века становится духовно-нравственным стержнем общества. Православие формировало мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы и идеалы. Православие регулировало человеческие отношения и отношение общества к власти. Этот богатейший опыт и христианские ценности, составляющие духовное наследие Православия, важно использовать в воспитательном процессе.
Традиционные ценности, утверждённые Указом Президента России, представляют собой вечные христианские ценности, которые завещаны нашими православными святыми и которые мы должны прививать своим воспитанникам. Обращение к святоотеческому наследию показывает, что наставления святых по вопросам воспитания подрастающего поколения совпадают с современными запросами государства и общества. Как тут ни вспомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Можно быть учёным, но увы, негодным человеком… Нам нужно образовать не только учёных людей и полезных членов общества, но и – что всего важнее и нужнее – добрых, богобоязненных христиан»[2]. Актуальными остаются и слова еще одного великого учителя Церкви XIX века святителя Феофана Затворника: «Воспитание – из всех святых дел, самое святое» [3]. Оно начинается в семье, затем ведётся в школе при тесном взаимодействии с Церковью и продолжается всю жизнь под руководством опытных духовных наставников. Святитель Феофан был убеждён, что результатом такого постоянного воспитания является целостность человека, его направленность к добру, любви, состраданию, его уравновешенность, мудрость и другие высокие духовные нравственные качества.
Духовное наследие святых, прежде всего, их жизнеописания и труды, показывает разнообразные пути и формы духовной жизни, содержит ободряющие советы и наставления по духовному преображению. Святитель Феофан сравнивал святоотеческое наследие с теплицей, попав в которую человек ощущает особую, живоносную и светоносную атмосферу, где он дышит оживляющим и ободряющим духовным воздухом.
Воспитание процесс медленный, не простой, требующий системного подхода. Воспитывать — это значит быть рядом с воспитуемым, принимать участие в его внутренней жизни. В Житиях святых можно найти высокий пример того, как нравственный облик, слова и дела святого учителя не расходились с тем, чему он учил. Большая сложность и ответственность труда современного учителя заключается в том, что нужно соответствовать высоким духовным идеалам. Святоотеческое наследие может помочь педагогам обрести внутренний духовный стержень, найти в трудах святых отцов ответы на многие жизненные вопросы.
Прикосновение к духовным богатствам Церкви настраивает человека на высокий лад, высвечивает в нём тёмное и светлое. Это всегда позитивный опыт, дающий толчок для развития души. Например, изучение жития святого человека на уроках литературы, истории, на классных часах, на занятиях «Основы православной культуры» позволяет осветить многие важные нравственные аспекты, как служение Отечеству, приоритет духовного над материальным, созидательный труд, человеколюбие, почитание родителей и другие ценности. Личный духовный опыт воспитуемый получает также при встречах со священнослужителями, в поездках по святым местам. Участие в конкурсах духовно-нравственной направленности даёт возможность ребёнку и педагогу, наставляющему его или лично участвующему в разработке методических материалов, не только самообразовываться, но и повышать свой духовный уровень.
Знакомство с жизнью святого человека становится для ребёнка руководством в духовной жизни, источником мудрых жизненных советов, помогает ему понять внутренний мир человека, анализировать человеческую деятельность с точки зрения пользы для души, добродетелей и культивировать их применительно к себе. Воспитание в христианских ценностях более глубоко развивает чувства, учит ребёнка самоконтролю, направляет на достижение высоких целей и идеалов.
Духовные идеалы, заложенные в традициях Православия, христианские принципы устроения как внутреннего мира человека, так и общества обладают высочайшим воспитательным потенциалом. Как говорил святой старец Паисий Святогорец: «Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придёт в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не сгниёт. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь» [4]. Обращение к высоким образцам жизни святых, к их словам и поступкам являются важным инструментом духовно-нравственного воспитания, приобщает детей к правильному пониманию подлинно христианского смысла жизни, указывает им пути достижения высоких целей, что соответствует современным задачам педагогики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 09.10.2023).
2. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М.: «Сретенский монастырь», 2016.
3. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.: ТД «Белый город», 2017.
4. Паисий Святогорец. Слова I. С болью и любовью о современном человеке. М., 2003. URL: https://litlife.club/books/276166/read?page=52 (дата обращения: 09.10.2023).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»
Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Патриотизм,его роль и значение в системе воспитания подрастающего поколения.
В статье автор показывает могообразие понятия патриотизма,как нравственного и духовного качества личности,как системы воспитания подрастающего поколения....
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Развивая у обучащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географи...
Статья "О роли духовного наследия хакасов в воспитании детей"
Данный материал предназначен и может быть использован в воспитательных целях....

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»
Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.
Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....

"Формирование патриотического сознания подрастающего поколения: история и современность" (доклад научно-практической образовательной конференции)
Доклад ХI Епархиальной Песоченской научно-практической образовательной конференции "Великая Победа: память и духовный опыт поколений", 2024...